Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК «Гармония» Тема урока: Человек – разумное существо
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Сидоренко Ирина Николаевна

Материал состоит из конспекта урока, презентации к уроку, раздаточного материала для обучающихся и используемой литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx43.95 КБ
Office presentation icon chelovek-_razumnyy.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ « Средняя общеобразовательная школа 3» с. Кугульта Ставропольский край

 

Конспект урока  окружающего мира

 во 2 классе

  УМК  «Гармония»

Тема урока: Человек – разумное существо

Выполнила:

Сидоренко Ирина Николаевна,

учитель  начальных  классов

1 категория

2014

Предмет: Окружающий мир

УМК «Гармония»  

   Класс: 2 класс   

Тема урока: Человек – разумное существо

Тип урока:  урок открытия нового   знания

Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

  • Предметные: 

1Познакомить учеников с отличительными чертами человека .

2. Дать представление о разуме как важнейшей черте человека .

3. Воспитать ответственное отношение ко всему окружающему миру.

2 Метапредметные

Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя;

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

 - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества выполненной работы и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты

Предметные:

  • Смогут рассуждать о том, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека;
  • делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их;
  • выполнят задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками.

Метапредметные: 

  • познавательные: принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрировать схемы, выделять отличия человека от животных; анализировать и обобщать
  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
  • регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:

По характеру  учебно-познавательной  деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные,  практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя:  методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная,  парная.

Оборудование:

  • Учебник – с. 8 -9;
  •  Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 7,8, 9;
  • Тестовые задания – с. 8 – 9, тест № 2.
  • компьютерная презентация

Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся

УУД

Вхождение в урок

Мотивационный момент

Слайд №2

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

  • Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Настраиваются на работу.

К-1

Актуализация знаний

Постановка учебных задач

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

  1. Минутка календаря.
  • Группа дежурных синоптиков рассказывает по опорным схемам о погоде
  1. Повторение
  • Можно ли сказать, что живые организмы – это часть природы. (Да, это часть природы).
  • А человек – часть природы? (Да).
  • Докажите, что человек – часть природы.
  • Что необходимо человеку для жизни?

(Воздух, вода, пища).

  • К какой группе живых существ можно отнести человека?
  •  Считаете ли вы себя животным?
  •  На какого животного вы похожи?
  • Чем человек отличается от животных?
  • Главное отличие человека от животного–       в разуме и мышлении.

Человек создал множество музыкальных произведений, которыми мы наслаждаемся, мы говорили, что человек не умеет хорошо плавать, быстро бегать и летать, но он, благодаря своему разуму создал машины, которые помогают ему в этом (корабли, самолеты, ракеты). Благодаря мышлению, человек преображает мир вокруг себя.

  • Так кто же такой человек?
  • Как вы думаете, о ком будем говорить сегодня на уроке?
  1. Чтение стихотворения Г.Люшнина «Строители»

Папу знает весь район.

Мастер он отличный.

Со своей бригадой он

Строит дом кирпичный.

Дом среди других домов

И стройней и выше.

Говорят, до облаков

Дом достанет крышей.

Мы с сестренкою вдвоем

На лугу зеленом

Двухэтажный строим дом

С окнами, с балконом.

Папа к нам вчера пришел,

Осмотрел, как надо,

И сказал он: «Хорошо,

Славная бригада!»

  • На какие вопросы вы хотели бы сегодня на уроке найти ответ?

Выступают дежурные синоптики

Отвечают на вопросы по пройденному материалу

Человек - часть природы. Он трудится, мыслит и этим выделяется среди животных.

О человеке

Задают вопросы к уроку.

Определяют задачи урока.

К-2

П-8

П-5

К-3

Работа по теме урока

Открытие нового знания

 

Слайд № 6

Работа по заданиям  учебника стр 10

1.Задание 2.

  • Где обитают разные животные?
  • Послушайте стихотворение Т. Боковой и назовите жилища животных.

У меня в лукошке проживают кошки.

Мышки в погребе живут, в норках зернышки жуют.

Есть сарайчик у гусят, есть загон у поросят.

Дом имеют утки. Спит собака в будке.

А медведь - в берлоге у лесной дороги...

Зайка серый - скок-поскок - примостился под кусток.

Волк с волчатами - в норе, а жучки живут в коре.

-        Укажите с помощью стрелок, где живут эти животные. КАРТОЧКА

Проверка  Слайд № 7

  • Какие жилища есть у птиц? (Гнезда.)
  • Из чего они сделаны? (Из веточек, травинок.)
  • Какие жилища есть у насекомых? (Дупло, гнездо.)
  • Из чего они сделаны? (Из древесной трухи.)
  • Какие жилища есть у млекопитающих? (Норы, дупла, берлоги.)
  • Из чего они сделаны?

2.Прочитайте текст на странице  11 учебника.

  • Как животные приспосабливаются к тем природным условиям, в которых они обитают?

3.Рассмотрите жилища людей на с. 10 учебника.

  • Какие материалы использует человек для своих строений? (Камень, дерево, солому, глину, ледяные глыбы, кости крупных животных, войлок, бересту, тростник, камыш.)
  • Какие новые строительные материалы придумал человек? (Стекло, бетон, металлы, пластмасса.)
  • Дерево, камень, ракушечник используют в строительстве и до сих пор.
  • Какие жилища человека похожи на жилища животных? (Землянка — на нору; пещера - на логово; шалаш — на гнездо.)
  • Расскажите, в каком доме живете вы, из какого материала он сделан, сколько в нем этажей. (Устные рассказы учащихся.)

Выполняют задания и отвечают на вопросы

Составляют схему

  1. Работают в группах  по заданию учителя.

Работают в паре

Отвечают на вопросы

Читают текст в учебнике

Работают в паре по рисунку

Работают в паре. Отмечают вопросы на который нашли ответ

Рассказывают о своём доме

К-1

К-2

К-3

Р-1

К-3

П-4

Физминутка      Слайд №8

Мы затеяли игру

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Ты — ромашка, я — вьюнок.

Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг.)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу.)

А теперь мы — ручейки,

Побежим вперегонки,

(Бег по кругу.)

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим. (Ходьба по кругу.)

Применение освоенного в практической деятельности

 Работа в тетради на печатной основе

Задание 10

  • Из каких материалов строили дома в старину? (Из природных материалов.) Перечислите. (Из ледяных глыб, шкур оленей, камня, соломы, глины, костей крупных животных, бревен.)
  • Назовите жилища северных народов (эскимосов, чукчей) (чум, иглу), народов, живущих в лесах (изба, шалаш), жилище степных жителей (юрта).

Напишите, из чего сделаны жилища. (Иглу - ледяные блоки. Изба - бревна. Чум - шкуры оленей. Юрта - войлок. Мой дом - кирпич (бревна).)

Работа в  паре

Работа в малых группах

П-8

П-5

К-3

Работа по теме урока

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

  • Вспомните, как передвигаются разные животные.
  • Какие способы передвижения освоил человек?

Задание 4. Учебник стр. 12

  • Прочитайте стихотворение С. Михалкова.
  • Какие средства передвижения изобрел человек? (Карету, машины, паровые тихоходы, электровоз, корабли, морские ракеты, воздушный шар, самолет, космические ракеты.)
  • Какие «подсказки» природы использовал человек для своих изобретений?

Дополнительные сведения

  • Мы не можем представить себе нашу жизнь без транспорта. Но так было не всегда. Сейчас мы с вами мысленно отправимся в прошлое.

Было время, когда людям не на чем было ездить, но они мечтали научиться быстро передвигаться и перевозить грузы. Сначала грузы возили по воде на плотах. На суше использовали вьючных животных.

  • Какие животные помогали человеку?

Потом стали ездить на полозьях (на санях), что было не очень удобно. Почему?

Заметив, как бобры перекатывают бревна к воде, люди научились ставить бревна-катки под грузы. Из обрубков бревен появилось колесо, затем - повозки, в них впрягали животных. С тех пор люди начали ездить.

В шахтах, где добывали уголь, руду, люди использовали рельсы. По ним тележка катилась легче, и лошадь могла катить более тяжелый груз. На улицах городов также появились повозки, которые двигались по рельсам, и тащили их лошади. Их назвали конками. Конки перевозили пассажиров. Но люди мечтали ездить еще быстрее. В сказках они мечтали о сапогах-скороходах, коврах-самолетах и т. д. Наконец изобрели паровой двигатель. Русский механик Мирон Черепанов вместе с отцом построил первый в России паровоз.

  • Послушайте «Попутную песню» М. И. Глинки, которую он сочинил в честь первого паровоза. (Звучит музыка.)

Что вы представляете себе, слушая эту музыку? Почему «веселится и ликует весь народ»?

Работают по иллюстрациям учебника стр 11

Коллективная работа по тексту стихотворения

К-1

К-2

К-3

Р-1

К-3

П-4

Закрепление изученного

Игра «Хорошо - плохо».

  • Хорошо, что есть автомобиль. (Высказывания учащихся: можно ездить, перевозить грузы...)
  • Плохо, что есть автомобиль. (Высказывания учащихся: загрязняет воздух ...) Почему это происходит? (Несгоревшее топливо вместе с выхлопными газами выходит наружу.)
  • Возникло противоречие: с одной стороны, автомобиль необходим, а с другой - он загрязняет воздух. Что делать? (Создать новый автомобиль, который не будет загрязнять воздух.)
  • Что надо изменить в машине, чтобы она не вредила окружающим? (Двигатель.) Какой это должен быть двигатель? (Электрический, газовый, на солнечной энергии, раскрученный один раз, сможет ездить долго, затем его можно перезарядить...)
  • Как будет выглядеть автомобиль будущего? Попробуем себя в роли изобретателя. Нарисуйте автомобиль будущего.
  • Как двигаются разные животные? (Лягушки, рыбы плавают. Птицы летают, змеи ползают. Лошади скачут, кенгуру прыгают.)
  • Как связано строение тела птиц со способом движения и средой обитания? (У птиц есть крылья.)
  • Как связано строение тела рыб со способом движения и средой обитания? (У рыб есть плавники и хвост.)
  • Как связано строение тела млекопитающих со способом движения и средой обитания? (У лошади сильные ноги; у кита - плавники, хвост; у летучей мыши - крылья и т. д.)
  • У каких растений и животных человек подсмотрел средства передвижения? (У коалы, лягушки, краба, у семян одуванчика и семян клена, у чайки, дельфина.)

Работают в группах

Доказывают.

Высказывают свои предположения

Творческая работа

Выставка работ

К-2

П-8

Л 2

Подведение итогов урока

Слайд

№ 15

Слайд №16

Слайд №17

  • Какие  вопросы были поставлены  в начале урока?
  • Какими способами они решались?
  • Какой вывод можно сделать  после их решения?

Кто сможет ответить на вопрос?

  • Что на уроке получилось хорошо?
  • Над чем еще надо поработать?

Рефлексия

Дети делают вывод

2.Учащиеся высказывают свое мнение

Дают оценку своей работе

К-3

Л-4

Р-3

КАРТОЧКА

  • Укажите с помощью стрелок, где живут животные

собака                           берлога

утка                             нора

лиса                             птичник

медведь                      муравейник

муравей                         дупло

белка                             будка

Список использованной литературы:

  1. Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Поглазова О. Т., Шилин В. Д. – 5-е изд.. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Поглазова О. Т., Шилин В. Д. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
  3. Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2012 г.
  4. Окружающий мир. 2 класс: система уроков по учебнику О.Т.Поглазовой,  В.Д.Шилина/авт.- сост.Н.Л Лобозина. – Изд.2-е перераб. – Волгоград: Учитель, 2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Слайд 3

ДЫШИТ ПИТАЕТСЯ РАЗМНОЖАЕТСЯ ВОЗДУХ ПИЩА ВОДА

Слайд 4

Предлагаю вам обсудить вопросы

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Предлагаю вам обсудить вопросы

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Интернет – ресурсы http://images.yandex.kz/#!/yandsearch?text=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5&stype=image&lr=163&noreask=1&source=wiz – картинки на слайдах № 3,5,6,7,9,11,12,13,14,15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока математики 2 класс. УМК "Гармония".Тема урока: "Решение задач.Сложение двузначных чисел".

Презентация урока по ФГОС с использованием здоровьесберегающих технологий....

Урок математики 3 класс, программа «Гармония».Тема урока: «Деление на двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»

Интегрированный урок математики .Тема урока: «Деление на двузначного  числа на однозначное»,« Обобщение знаний  таблицы  умножения 2»...

Урок математики 3 класс, программа «Гармония».Тема урока: «Деление двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»

Интегрированный урок математики .Тема урока: «Деление на двузначного  числа на однозначное»,« Обобщение знаний  таблицы  умножения 2»...

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Окружающий мир 2 класс программа «Гармония» Тема урока: Чистота – залог здоровья.

Задачи:- способствовать формированию полезных привычек, которые помогут вырасти здоровым; формировать гигиенические навыки ухода за телом, содержания в чистоте одежды и квартиры;- воспитывать аккуратн...

Урок по окружающему миру в 4 классе УМК «Начальная школа ХХI века» Тема урока: Человек – живое существо. Организм.

Урок по окружающему миру в 4 классе УМК «Начальная школа ХХI века» Тема урока: Человек – живое существо. Организм....