Методическая разработка урока изобразительного искусства: "Двор, что город. Изба, что терем. В мире народного творчества"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это — уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов Росс ии.
Б ольшой крестьянский дом – дом Ошевнёва . Под одной его крышей 4 отдельные избы и все необходимые помещения. ( Кижский музей под открытым небом)
В нижнем этаже – подклети – чаще всего располагались подсобные помещения. Верхний этаж был предназначен для жилья хозяев.
Дом снаружи делился на три яруса: Первый ярус - подклеть, подпол Второй ярус - часть сруба ниже фронтона ( часть дома, где живут люди ) Третий ярус - крыша, фронтон
Окна - глаза дома Их украшали наличниками и ставнями. Окно - связь мира домашней жизни с внешним миром. Орнаменты - охранные знаки и заклинания.
Символ солнца Небольшие кружки – капли воды Полотенце Причелины
Конёк
Все эти узоры и образы когда-то были охранными знаками, имели определенный смысл . Со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние узоры превратились в декоративные элементы.
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Двор, что город. Изба, что терем. В мире народного творчества"
Цель: - Познакомить с деревянным зодчеством России – строительством жилья: избы, терема, др.
- Научить применять полученные знания на практике: при выполнении собственного проекта – терема (избы, др.).
- Воспитывать любовь к народному творчеству, способность чувствовать красоту изделий, осознание их роли в жизни человека.
Планируемые результаты:
личностные: стремление обрести чувство гордости за искусное мастерство русского народа;
метапредметные: умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;
предметные: приобретение новых знаний о народном искусстве; освоение практических приёмов изображения элементов избы.
Оборудование урока: презентация; иллюстрации из сборника сказок А.С.Пушкина; набор карточек с названиями частей дома; части дома из картона.
1.Организационный этап
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Кто любит сказки? Давайте перенесёмся в сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке рыбке» Где, а точнее в чём жили старик со старухой? (в ветхой землянке) Как назывался дом, когда старик со старухой стали жить богаче (изба со светёлкой) Как назывался дом, когда старуха стала столбовой дворянкой (терем) А потом, в чём она жила (в царских палатах) Вспомните, в каких домах жили герои русских народных сказок (теремок, лубяная избушка) А как назывались раньше дома в которых жили русичи? (Избой) Из чего в старину строили дома? (из деревянных брёвен, дома украшали узорами) Предположите тему урока (Устройство деревянных домов, изб) Цель: Узнать особенности строительства деревянной избы.
3. Актуализация знаний
Из чего сейчас строят современные дома? (из кирпича) Почему сейчас строят из кирпича? (он прочнее, чем дерево) А кто сейчас придумывает и строит дома (архитекторы и строители)
А раньше их называли зодчие. Настоящие чудеса творили умелые руки мастеров. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы. Как вы знаете поселения раньше назывались деревнями. А почему деревнями? Что значит «деревня»? (Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Дома рубили тоже из дерева. Отсюда и слово “деревня”).
В России есть ещё уголки, где стоят искусно украшенные избы. Я приглашаю вас в путешествие в старину, а поможет нам в этом музей под открытым небом. Он находится на острове Кижи в Онежском озере, в 68 км от столицы Карелии — Петрозаводска. На острове расположен музей традиционной крестьянской культуры Русского Севера, один из крупнейших и известнейших в России музеев-заповедников под открытым небом. А домчит нас туда скорый поезд.
Физкультминутка
-Мы в вагончиках сидим (ноги слегка согнуты в коленях, руки сложены перед грудью)и в окошечки глядим (повороты головы вправо, влево) -Едет, едет паровоз (притоптывают, делая круговые движения руками)чух - чух- чух, -А колёсики стучат – так – так – так, так –так – так (хлопают ладонями по коленям) -Громко подаём гудок (поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак) ду – ду – ду, ду – ду – ду -Подъезжает паровоз (поднимают и опускают левую руку) ду – ду – ду, ду – ду – ду Он ребят привёз.
4.Первичное усвоение новых знаний
Мы приехали с вами на место. (Слайды Кижи)
Посмотрите, какие замечательные памятники старины сохранились до наших дней. Все эти строения выполнены из дерева.
Дальше экскурсию по этому музею проведёт экскурсовод (имя ученика) (слайды)
1.В старину под крышей одного дома размещались отдельные избы, светёлки, летние помещения, хозяйственный двор. Под его широкой крышей жили вместе деды, отцы, сыновья и внуки. Все жили вместе одной большой семьёй с одним общим хозяйством (фото дома Ошенёва)
В нижнем этаже – подклети – чаще всего располагались подсобные помещения. Верхний этаж был предназначен для жилья хозяев. Комнаты называли горницами или светёлками (слайд с фото)
Дом снаружи делится на 3 яруса:1ярус-подклеть или подпол, второй ярус - часть сруба ниже фронтона (часть дома, где живут люди), третий ярус - крыша, фронтон. Дом строили из брёвен и называли сруб.
Передаю слово экскурсоводу (имя ученика) (слайды)
2. Дома строили из брёвен, а украшали их деревянным кружевом. Я расскажу о деревянных украшениях. В доме резные украшения были вокруг окон на наличниках и ставнях (Слайд)
Украшали бока крыши, называют это причелины (слайд) Полотенце - вертикальная резная доска, прикрывающая стык между причелинами.
Узоры обозначают символ солнца, кружочки – капли воды. Наверху крыши ставили конёк (слайд)Помещали коня или петуха.
Все эти узоры и образы когда-то были охранными знаками, имели определенный смысл.
Со временем они утратили для нас магическое значение.
Древние узоры превратились в декоративные элементы.
Путешествуя по музею мы узнали много нового об устройстве домов.
5.Первичная проверка понимания
Давайте повторим новые слова, с которыми вы сейчас познакомились и поиграем в учебную игру. Игра групповая. Я показываю вам картинку, а вы мне её название. (Сруб, наличники, причелины, конёк, ставни, полотенце)
Как называли комнаты, где жили люди?
Вы знаете, а в нашем городе тоже есть исторический памятник (слайд) Ему уже больше 120 лет.
А теперь поработаем зодчими и соберём дом на доске.
В старину строили не только дома, но и терема (слайд терема) Вот этот терем в разрушающемся состоянии обнаружили в чаще леса. Сейчас он реставрируется. Кто знает, кто в нём жил. Быть может 7 богатырей из сказки А.С.Пушкина («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
А в этом тереме живёт Дед Мороз в Великом Устюге (слайд) А вот терем, в котором дружно жили звери, пока не пришел к ним медведь (слайд)
Физкультминутка
6.Первичное закрепление
Постановка творческой задачи
Я предлагаю вам придумать дом для сказочного героя. Подумайте, какой он будет. Мы сделаем город из ваших домов. Спроектируем улицы, на которых будут стоять дома. Заранее продумайте, как будут называться улицы, кто будет вашими соседями. А сейчас за работу.
Практическая работа (рисуют дома для сказочных героев)
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Договоритесь о названиях улиц, с кем ваш дом будете по соседству.
8.Рефлексия (подведение итогов занятия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока....
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»
Конспект урока внеклассного чтения с использованием технологии РКМЧП...
Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").
В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...
Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.
Данные учебно-методические разработки содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях реализации в начальной школе, техн...
Конспект урока изоискусства Тема: «Двор, что город, изба, что терем», 3 класс УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя: дать представление о том, что крестьянская изба – удивительное явление в народном деревянном зодчестве; углубить представление учащихся о знаках-символах в народн...
Конспект урока изобразительного искусства по теме: «Женские и мужские костюмы в русском народном творчестве», 3 класс, УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя: выполнение эскиза женской и мужской фигуры в народном костюме Планируемые результаты: Предметные: -приобретение новых знаний о женском, муж...
Конспект урока изоискусства Тема: «Двор, что город, изба, что терем», 3 класс УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя: дать представление о том, что крестьянская изба – удивительное явление в народном деревянном зодчестве; углубить представление учащихся о знаках-символах в народн...