Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Картина - особый мир. Картина - пейзаж», 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Литвинович Александра Владимировна

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с характерными особенностями живописи и пейзажного рисунка.

Планируемые результаты:

Предметные:

  •  знать характерные особенности  пейзажного жанра;  
  • уметь пользоваться разнообразными материалами и средствами художественной выразительности, различные техники для передачи замысла в собственной художественно-творческой деятельности.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  • применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.                                                                                                                           

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, кисти, краски, лист А4, стакан с водой.
Для учащихся: лист А4, краски, кисти, стакан с водой .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         07.05.2021                                                                                                        ФИО учителя: Гагарина А.О.

Школа: МАОУ«ОЦ №1»                                                                                                  ФИ студента: Литвинович А., 43 гр.

Класс: 4 «В»                                                                                                                ФИО методиста: Подгорская Т.А.    

Кабинет: 206

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Тема: «Картина - особый мир. Картина - пейзаж»

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с характерными особенностями живописи и пейзажного рисунка.

Планируемые результаты:

Предметные:

  •  знать характерные особенности  пейзажного жанра;  
  • уметь пользоваться разнообразными материалами и средствами художественной выразительности, различные техники для передачи замысла в собственной художественно-творческой деятельности.

Личностные: 

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  • применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.                                                                                                                          

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, кисти, краски, лист А4, стакан с водой.
Для учащихся: лист А4, краски, кисти, стакан с водой .

Этап урока
Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Самоопределение к деятельности
Словесный метод: беседа.

1 мин

-Здравствуйте ребята! Сейчас тихо сядут мальчики и еще тише сядут девочки.

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой.

К: настраиваться на урок

Л:самоопределение к деятельности.

II.Актуализация знаний и мотивация

3 мин

-Ребята, давайте вспомним, что такое пейзаж?

Пейзаж- это жанр изобразительного искусства

 (или отдельные произведения этого жанра), 

в котором основным предметом изображения 

является дикая или в той или иной степени 

преображённая человеком природа.

-Ребята, скажите, а какое сейчас время года?

-По каким признакам можно определить, что сейчас осень?

-Молодцы! Вы назвали много признаков весны.

-Как из чудесной сказки пришла к нам сегодня на урок царица Весна! 

К. Бальмонт

(из стихотворения «Россия»)

На иве распустились почки,

Берёза слабые листочки

Раскрыла — больше снег не враг.

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

Весна.

Тает снег, светит солнце, трава зеленеет, птицы прилетают и тд.

Л: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: демонстрация слайдов.

2 мин

– А сейчас послушайте музыку и подумайте, какое настроение создала у вас эта музыка? (Звучит аудиозапись пьесы П.И.Чайковского "Весна").
– Какое настроение создала у вас эта музыка ?

Вы правы ребята.

– Весенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость.
– Как вы думаете, удалось ли композитору при помощи музыки передать красоту весенней природы. 
 
– У композитора – звуки, у художника краски, у поэта – слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Послушайте стихотворение М. Волошина.

Звучит в горах, весну встречая,

Ручьёв прерывистая речь;

По сланцам стебли молочая

Встают рядами бледных свеч.

А на полянах влажно мшистых

Средь сгнивших за зиму листов

Глухие заросли безлистых

Лилово-дымчатых кустов.

И ветви тянутся к просторам,

Молясь Введению Весны,

Как семисвечник, на котором

Огни ещё не зажжены.

-Ребята, а как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Что мы сегодня будем изображать?
-Совершенно верно! Тема нашего урока звучит так: «Изображение весеннего пейзажа»
-Какие цели мы поставим?

С одной стороны – грустное и печальное, а с другой – солнечное и радостное.

Да, удалось.

Это стихотворение о Весне.

-научиться изображать весенний пейзаж.

Л: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

IV.Открытие нового знания

Словесный метод:

беседа.

Наглядный метод: демонстрация слайдов.

  1. мин

-И давайте же приступим к достижению наших целей!
Весна –одно из самых выразительных времен года! А как вы думаете почему? Так и хочется застыть в восторге от разноцветья весенних красок. Любуйся – не налюбуешься! Вот мы сейчас с вами и полюбуемся на разноцветные краски весны.(Демонстрация видеоролика)
-Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент, а ваша задача после просмотра ответить на вопрос: Почему осень  изображена по-разному у всех художников? Хорошо!
-Ребята, какими цветами пользуются художники когда изображают весенний лес?
-Какое у вас настроение, когда вы смотрите на весенние пейзажи?
-Совершенно верно, у каждого из вас разные настроения. У кого-то грустное, а у кого-то веселое.
-Ребята, а какие деревья растут в лесу?
-Какие изменения происходят с деревьями?
-И сегодня мы с вами изобразим то, о чем поговорили. Мы нарисуем наш красивый, прекрасный осенний лес.

Высказывания детей.

Высказывания детей.

Дуб, береза, осина и тд.
Распускаются почки деревьев.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Л: учебно- познавтельный интерес к новому учебному материалу.

Динамическая пауза

1 мин

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут. (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо. (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться)

Выполняют разминку.

Педагогический показ
Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: демонстрация выполнения работы.

4 мин

-Начнем мы изображать с того, что обозначим линию горизонта. Скажите ,где проходит линия горизонта?
Для этого я возьму краску синего цвета и еле заметно обозначу линию горизонта.
-Теперь я буду изображать небо. Ребята, каким бывает небо осенью?
-Я буду изображать теплую и яркую весну и поэтому нарисую ясное, голубое небо. Для этого я возьму немного белил и добавлю к белилам краску синего цвета. И вот таким образом изображу небо.
(демонстрирую как буду изображать)
-Мы нарисовали небо и теперь можно перейти к траве. Ребята, а какая весной трава? Какого цвета?
-Совершенно верно! Для  того чтобы изобразить траву я возьму темно-зеленую краску и нарисую травинки, посмотрите как я изображаю траву
(демонстрирую как буду изображать). А теперь добавлю оттенки  и желтого цвета. Вот такая вот травка у нас получается.
-Для того чтобы нарисовать весенний лес, давайте вспомним как рисуется дерево.
-Из каких частей состоит дерево?
-А какого цвета деревья весной? Их кроны?
-Начинаю изображать дерево со ствола, поэтому снизу плавно веду линию вверх, это будет ствол дерева. Внизу ствол широкий ,а к верху он сужается. Теперь я изображу ветки. Я изображаю большие и маленькие веточки.(
демонстрирую как буду изображать) На ветках у деревьев я изображу почки деревьев.
-Обратите внимание на то, что в лесу все деревья разного размера. Это зависит от того, где расположено дерево. На заднем или на переднем плане.

Наблюдают за учителем, слушают внимательно учителя.

Хмурым, облачным ,а в солнечную погоду светлым и ясным.

Трава осенью желтеет.

Ствол, корень, листья, ветки.
Почти нет листьев, но распускаются почки.

Р:умение наблюдать 

К: инициативность в общем поиске нового знания

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный метод: повторение этапов работы.

3 мин

-Ребята, давайте с вами повторим все этапы нашей работы.
-Что мы будем делать?
-С чего мы начнем изображать наш лес?

-Что мы изобразим потом?

-Что будем изображать после того как изобразим небо и землю?

- Какого размера будут наши деревья?

-Какие цвета будем использовать?

С того что отметим линию горизонта.
Землю и небо.
Деревья.
Маленькие, средние и большие.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический метод: изображение матрешки

17 мин

-Ребята, ну а сейчас вы сами будете выступать в роли великих, искусных художников. Ваша задача нарисовать красивые осенние пейзажи.

 - Если у кого-то возникнут трудности, поднимите руку, я к вам подойду.
- Я желаю вас успехов и творческого вдохновения в выполнении этой работы! Можете приступать.

Слушают учителя, воспринимают задание

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа

VII.Включение в систему знаний
Словесный метод: беседа.

1 мин

Вы все хорошо потрудились на уроке.

-А кто вспомнит, какова была тема урока?

-Какие цели мы перед собой ставили в начале урока?

-А достигли ли мы их?

-Давайте оценим работы, для этого я предлагаю воспользоваться следующими критериями оценивания:

1.Аккуратность
2.Оригинальность
3.Творчество

-Кто справился, выносите свои работы на выставку. Придумайте небольшой рассказ о своем осеннем лесу со словами «пейзаж» , «весенний» , «прохладный» .

-Какие работы вам больше всего нравятся и чем именно?

-Посмотрите ,как хорошо вы сегодня поработали! Какие у вас ясные, нарядные, яркие и красивые рисунки!


-
«Изображение весеннего пейзажа»
-научиться изображать весну
.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения

Л: владеть общим приёмом решения задач.

П: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

VIII.Рефлексия деятельности
Словесный метод: беседа, подведение итогов.

2 мин

Ребята, сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке.

Вверх поднимут большой палец те, кто доволен своей работой.

В бок большой палец те, кто считает, что их работа аккуратна, но не доделана.

И вниз опустят большой палец те, кому работу  нужно серьёзно доработать.

Выполнять действия с карандашами по заданию учителя.

К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Картина - особый мир. Картина - пейзаж" 3класс УМК "Школа России"

Цели урока: создание  условий  для повторения жанра живописи – пейзаж и с его основными видамиПланируемые результаты:         Предметные: Содейс...

Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Картина – портрет. Изображение портрета по памяти или по представлению" 3класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о жанре «портрет»; ознакомление с известными картинами – портретами; развитие практических навыков изображения портретаПланируемые резу...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Картина - особый мир. Картина-пейзаж" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  создание условий для повторения жанра живописи – пейзаж и с его основными видами.Планируемые результатыПредметные:-знать особенности построения композиции пейзаж...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Картина - портрет" 3 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование представлений о картине – портрете, развитие практических навыков изображения портрета.Планируемые результатыПредметные:- знать, как рисуется портрет чело...

Конспект урока по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 3 класс, «Картина-пейзаж»

Цели деятельности учителя: формирование умений выполнять композицию «Картина-пейзаж».Планируемые результаты: Предметные: -знать разнообразие пейзажных сюжетов;-понимать роль искусства в кр...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Картина – натюрморт. Жанр натюрморта" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  формирование представлений учащихся о жанре натюрморта и развитие практических умений изображения натюрморта.Планируемые результатыПредметные:-знать особенности постро...

Технологическая карта по изобразительному искусству . Тема урока:«Картина — особый мир. Картина - пейзаж», УМК «Школа России» (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений выполнять композицию «Картина-пейзаж»Задачи урокаДидактические:Совершенствовать знания детей о пейзаже;Учить ...