Технологическая карта урока Изобразительное искусство 5 класс
проект по изобразительному искусству (изо)

Ревина Елена Ивановна

Тема урока: Проект "Семейные гербы нашего класса". В данной разработке подробно описана работа над проектом. Прилагается ссылка на видеоурок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx49.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата

 3.03.2021

Автор урока

Ревина Елена Ивановна

Класс

5

Предмет

Изобразительное искусство

Тема

Проект «Семейные гербы нашего класса»

Педагогические цели

 Создать герб 5 класса МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

Тип урока

 Урок рефлексии (комбинированный)

Планируемые результаты
(предметные)

акрепить знания учащихся о символическом значении цвета и различных символов;

-формировать семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, сплачивать семью и ребенка общими интересами к одному делу;

-воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей семьи;

-развивать творческий интерес, познавательную активность,  ассоциативно-образное мышление.

Личностные результаты

  • -аргументировано оценивают результат своего труда;
  • -проявляют интерес к истории, развивают ассоциативно - образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами;
  • -повышают культуру речевого общения;
  • -развивают способности к творческому самовыражению.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

  • Регулятивные: 
  • -принятие и сохранение учебной задачи;
  • -планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимых действий;
  • -умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Познавательные:  

  • -выполнение учебно-познавательные действий в материализованной и умственной форме;
  • -применение полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности.

 Коммуникативные: 

  • -умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, рассуждение о художественных особенностях своих произведений;

-умение строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Основное содержание
темы, понятия и термины

 Символы: гимн, герб, флаг; геральдика; проект

Образовательные ресурсы

схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба, художественные материалы, музыкальный ряд: Гимн России, мультимедиа

Формы работы

 Фронтальная, индивидуальная, групповая

Используемые методы

 Диалогический, наглядный, практический

На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:

• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);

• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);

  • личностно – ориентированное образование;
  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проекта.

Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется (сопоставительным анализом, эвристической беседой,  творческими заданиями группового характера, самостоятельными выводами в конце урока).

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения (УУД)

1.Орг. момент

(2 минуты)

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, матушка- земля,

Здравствуйте, мои друзья.

Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наш урок.

 

Выполняют действия по просьбе учителя

Личностные: самоопределение  Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

2.Акт. знаний

(10 минут)

Музыкальный ряд: звучит гимн

-Ребята, что за музыка сейчас звучала?

-Что такое гимн?

- А какие еще государственные символы вы знаете?

- А что такое герб?

-А что представляет собой герб России?

- Где появились первые гербы?

-Что такое геральдика?

- Ребята, мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя- Россия.  А почему ее так назвали?

- Ребята, а что является символами нашей России?

- Это Гимн России. (слайд 1)

- Это отличительный знак, символ нашего государства.

- Герб, флаг. (слайд 2)

-Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство».

У России величавый

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный! (слайд 3)

- Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это был отличительный знак рыцарей.

- Наука занимающаяся изучением и составлением гербов

- За ясные зори,  умытые росами,

  За русское поле с колосьями рослыми.

  За реки разливные в пламени синем

  Тебя по словянски назвали  - Россия!

(слайд 4)

- Это бескрайние просторы полей и белые березы наших лесов.

коммуникативные: 

-взаимодействие с учителем во время беседы;

-слушание собеседника.

регулятивные:

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

-принимать и сохранять учебную задачу;

-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

3.Самооп. к деят-ти

(3 минуты)

  • -Ваша семья выступает на конкурсе «Мама, папа, я - дружная семья».
  • Нужно представить себя без слов, с помощью изобразительных средств.
  • Как это сделать?
  • -А наш класс можно назвать семьей?

-Кто может сформулировать тему урока?

-При помощи семейного герба

 

-Можно. Потому что мы много времени проводим вместе, у нас общие цели, общие интересы (слайд 5)

-Семейный герб нашего класса

Регулятив-ные: 

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

-принимать и сохранять учебную задачу; -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Познавательные: -выдвигают гипотезы; -осознанно строят речевые высказывание; -осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков   

Коммуникативные:  

-инициативное сотрудничество в поисках информации;

-умение публично выступать.

4. Основная часть

(15 минут)

-На прошлых уроках мы создали семейные гербы каждого из вас. Сегодня мы попробуем оформить семейный герб нашего класса. Для этого нам нужно поделиться на 3 группы.

1-я группа занимается созданием формы и оформлением фона;

2-я группа готовит элементы герба;

3-я группа готовит защиту и наклеивает семейные гербы  

 

Ребята делятся на группы, распределяют виды работ

Выполняют практическую работу (оформляют герб класса)

Регулятивные: 

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:  

- выполняют учебно - познавательные действия в материализованной и умственной форме  

коммуникативные:

нициативное сотрудничество в поисках информации

5. Закрепление

(5 минут)

Сейчас я предлагаю защитить ваш проект. Напоминаю о том, что вы должны упомянуть все элементы вашего герба: для чего они нужны, и что означают

Защита проекта:

1) Форма и цвет;

2) Цвет ленты в верхней части и название «города»;

3) Колосья по бокам;

4) Ладони в нижней части;

5) Семейные гербы

Коммуникативные: 

-аргументировать свою точку зрения,

-спорить и отстаивать свою позицию,

-задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером.
познавательные: 

-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.
личностные: 

-уважение к личности и ее достоинству, -доброжелательное отношение к окружающим,

-умение конструктивно разрешать конфликты.
Регулятивные: 

-умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

6. Рефлекс.

(3 минуты)

Дайте характеристику слову ГЕРБ, подбирая прилагательные на каждую букву этого слова

Г – государственный, главный….

Е – единственный, естественный…

Р – родной, российский…

Б – благородный, бесподобный…

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.

7. Итог

(1 минута)

 -Ребята, теперь вы понимаете, для чего нужен герб?

-Довольны ли вы своей работой?

 - Герб – это символ, на котором показаны важные события и атрибуты

Высказывают свое отношение к работе на уроке

Познавательные:

 - умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

8. Д/з

 (1 минута)

Подготовка к тесту: «Декор – человек, общество, время»

Записывают д/з

Предметные 

способствовать пониманию закономерности теории и практики Личностные 

способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.

  Анализ

Самоанализ урока Изобразительного искусства в 5 классе по проекту: «Семейные гербы нашего класса»

Организационная информация

Тема урока

Проект «Семейные гербы нашего класса»

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Программа

Школа Неменского

Автор урока (ФИО, должность)

Ревина Елена Ивановна, учитель  изобразительного искусства первой категории

Образовательное учреждение

МОУ «Старо-Татауровская СОШ Прибайкальского района РБ

Методическая информация

Тип урока

Урок рефлексии (комбинированный)

Базовая технология

Диалогическая, наглядная, практическая

Межпредметные связи  

История, музыка, география, литература

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая работа

Цели урока

 Создать герб 5 класса МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

Планируемые результаты

(предметные)

акрепить знания учащихся о символическом значении цвета и различных символов;

-формировать семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, сплачивать семью и ребенка общими интересами к одному делу;

-воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей семьи;

-развивать творческий интерес, познавательную активность,  ассоциативно-образное мышление.

Личностные результаты

  • -аргументировано оценивают результат своего труда;
  • -проявляют интерес к истории, развивают ассоциативно - образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами;
  • -повышают культуру речевого общения;

-развивают способности к творческому самовыражению.

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)                                            

  •  Регулятивные: 
  • -принятие и сохранение учебной задачи;
  • -планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимых действий;
  • -умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Познавательные:  

  • -выполнение учебно-познавательные действий в материализованной и умственной форме;
  • -применение полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности.

 Коммуникативные: 

  • -умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, рассуждение о художественных особенностях своих произведений;

-умение строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач      

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся приобретут опыт создания проекта; научатся самостоятельно составлять герб класса, с описанием каждого символа герба

Ресурсы

Презентация Microsoft Office PowerPoint,  схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба, художественные материалы, музыкальный ряд: Гимн России, мультимедиа

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащихся, ФГОС

 Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание "ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися.

             На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:

• здоровьесбережение (смена видов деятельности);

• информационно – коммуникационная технология

  • сообщения  
  • интеграция урока
  • метод проекта

Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется (сопоставительным анализом, эвристической беседой,  творческими заданиями группового характера, самостоятельными выводами в конце урока).

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к  учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации; способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение); осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- постановка цели; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка.

Метапредметные связи: История, музыка, география, литература

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепление пройденного. При закреплении материала использованы методы и формы, активизирующие познавательную активность  школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:
  • диалогический (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные ;
  • практические (создание проекта)
  • сообщение (защита проекта)
  1. по виду учебной деятельности:
  • проблемно-исследовательский, частично-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался средний темп работы учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии, личностно – ориентированные технологии.

В классе 20 учеников. Учебные возможности класса средние.

Для решения поставленных целей была выбрана следующая структура урока.

Урок начинается с организационного момента, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. На организационном этапе прочитала небольшое стихотворение, направленное на создание положительного эмоционального настроя, включение в деловой ритм урока. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил подготовить класс к работе на уроке и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса.

Следующий этап – актуализация опорных знаний. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы. Учащиеся вспомнили информацию пройденных уроков, символы государства.  Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением. Для решения поставленной задачи я использовала фронтальную форму работы. Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания.

Следующий этап – самоопределение к деятельности. Это этап создания проблемной ситуации. На данном этапе ученики формулируют тему урока. Проблемная ситуация мобилизует учащихся и позволяет поддерживать интерес к изучаемой теме

Следующий этап урока – отработка знаний, умений и навыков. Здесь учащиеся обобщали и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основные формы работы –  групповая и фронтальная.

По наблюдениям психологов, во второй половине урока внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе закрепления знаний использовалась смена деятельности, позволяющая детям в проектной деятельности закрепить полученные знания и систематизировать их.

В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.

Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.

На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Для увеличения двигательной активности я применяла смену динамических поз.

Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:

через прямое требование; сообщения, связывая изученный материал с окружающей жизнью;

с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.

На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.

На заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною была проведена «Рефлексия» - характеристика слова ГЕРБ, при помощи прилагательных,  на каждую букву этого слова. Учащиеся самостоятельно выполнили задание. Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.                                                                                                                                                            Учитель: __________ (Е.И.Ревина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Музей в жизни в города", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Музеи в жизни города»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для формирования у обуча...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Портрет", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Картина-портрет»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условия для формирования представлени...