Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России",4класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Рабочая программа по ИЗО "Школа России",4класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo.docx | 83.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом от «___» __________ 20____ г.
________________________ Т.В. Дидич № _____
«___» __________ 20____ г.
Рабочая программа учебного курса
«Изобразительное искусство» 1-4 класс
2016 – 2020 учебные годы
4 «г» класс
Учитель: Сорокина Светлана Владимировна
Квалификационная категория: первая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 20____г.
г. Советский
2019 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), с Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1.-5 –е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.; авторской программой «Школа России». авторской программой Б.М.Неменский и др. Изобразительное искусство: рабочие программы.1-4 класс. – Москва: «Просвещение», 2011.
Учебники:
- Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. 1 класс/под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014 г.
- Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. 2 класс/под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014 г.
- Н.А. Горяева, Л. А. Неменская, Изобразительное искусство. 3 класс/под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016 г.
- Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. 4 класс/под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016 г.
Изучение курса изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре, зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотностью; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
- совершенствование эмоциально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, скульптура, дизайн и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В классно - урочной системе по данному учебному предмету обучаются Сидорова Виктория, обучающаяся с ОВЗ по адаптированной основной образовательной программе для слабослышащих детей (вариант 2.1) и Концевой Илья, обучающаяся с ОВЗ по адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2).
Обучающиеся с ОВЗ нуждаются в организации специальных условий для обучения и воспитания, необходима коррекционно-развивающая работа.
Индивидуальные особенности обучающейся - Сидоровой Виктории:
- ребёнок с нейросенсорной тугоухостью, после кохлеарной имплантации, без слухового аппарата не слышит совсем;
- наблюдается небольшое отставание мыслительной деятельности, словесно-логического мышления;
- дефицит мотивации, недостаточная познавательная активность, обусловленная сниженным слуховым восприятием;
- недостаточная сформированность умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
- несоответствие развития наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- есть нарушения в устной речи, малый словарный запас;
- трудности в составлении задач и выражений по картинкам, схемам, неполным данным;
- трудности в формулировании просьб, в общении со сверстниками и взрослыми;
- неполнота, фрагментарность восприятия: выделяет яркие и очевидные признаки, специфические особенности, но часто не замечает общие признаки;
- затрудняется в соотнесении учебных задач и учебных действий, а также в определении условий их осуществления, не всегда может анализировать требования и цели поставленной задачи и ошибается в последовательности необходимых действий;
- при оказании помощи со стороны педагога обнаруживает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем при самостоятельном выполнении учебного задания;
- недостаточный уровень осведомленности об окружающем мире, знаний о доступных предметах и явлениях окружающего мира;
- затрудняется в использовании словесной речи, как средства общения и выражения собственных мыслей;
- повышенная утомляемость;
- нарушения внимания, памяти.
Направления коррекционно-развивающей работы для Сидоровой Виктории:
- формирование и развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры);
- развитие умения организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- воспитание интереса к искусству, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- развитие активности в использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;
- формирование способности оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников.
- развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета;
- дополнительное инструктирование в ходе учебной и творческой деятельности;
- стимулирование учебной, познавательной и речевой деятельности посредством предоставления справочно-информационного, иллюстративного и демонстративного материала, образцов речевых высказываний; стимулирование поощрением; создание ситуаций успеха.
- приобретение первоначальных представлений о значении искусства в жизни человека и общества;
- развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции.
- развитие способности восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
- формирование представлений о свойствах материалов;
- формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Индивидуальные особенности обучающегося – Концевого Ильи:
- Двигательные расстройства (задержка формирования, недоразвитие двигательных функций). Нарушение координации движения. Владеет навыками ходьбы, но самостоятельное передвижение затруднено, особенно на дальние расстояния, необходима помощь взрослого (тьютор). Недоразвитие манипулятивной деятельности, функций рук, не может самостоятельно обслуживать себя. Ведущая рука левая, правая рука не работает. Трудности в работе со школьными принадлежностями, необходимыми для изучения предмета (кисточки, краски, баночки с водой, альбом, фломастеры и другие инструменты), необходима помощь.
- Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; пониженная работоспособность и быстрая утомляемость, потеря внимания, недоразвитие памяти и внимания. Недостаточность пространственных и временны́х представлений, тактильного восприятия. Нарушение восприятия, координированной деятельности анализаторных систем (патология слуха, восприятие звукой речи, мышечно-суставного чувства).
- Недостаточно сформирована устная речь (нарушение речи, говорит очень тихо, многие звуки не выговаривает). Нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической. наблюдается отставание мыслительной деятельности, словесно-логического мышления; малый словарный запас.
- Дефицит мотивации, недостаточная познавательная активность, обусловленная сниженным познавательным восприятием.
- Недостаточная сформированность умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
- Трудности в формулировании просьб, в общении со сверстниками и взрослыми (не социализирован, в связи с ограниченным кругом общения).
- Неполнота, фрагментарность восприятия: выделяет яркие и очевидные признаки, специфические особенности, но часто не замечает общие признаки.
- Отставание в формировании предметных представлений, цвета, окружающего мира.
- При оказании помощи со стороны педагога обнаруживает более высокий уровень деятельности, чем при самостоятельном выполнении учебного задания.
- Недостаточный уровень осведомленности об окружающем мире, знаний о доступных предметах и явлениях окружающего мира.
- Затрудняется в использовании словесной речи, как средства общения и выражения собственных мыслей, в связи с недоразвитием речи.
Направления коррекционно-развивающей работы для Концевого Ильи:
- развитие двигательной деятельности;
- развитие игровой деятельности;
- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми);
- увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорно-моторных функций;
- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
- развитие кинестетического восприятия;
- развитие умения организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- воспитание интереса к искусству, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- развитие активности в использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;
- формирование способности оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников.
- развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета;
- дополнительное инструктирование в ходе учебной и творческой деятельности, помощь и поддержка при работе с предметами и материалами, в оборудовании рабочего места, в подготовке к учебной деятельности, к уроку, помощь во время работы;
- стимулирование учебной, познавательной и речевой деятельности посредством предоставления справочно-информационного, иллюстративного и демонстративного материала, образцов речевых высказываний; стимулирование поощрением; создание ситуаций успеха.
- приобретение первоначальных представлений о значении искусства в жизни человека и общества;
- развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции.
- развитие способности восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
- формирование представлений о свойствах материалов;
- формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего на курс — 135 часов. Предмет изучается: в 1 классе — 33 часа в год, во 2—4 классах — 34 часа в год (при 1 часе в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, при роде, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
–различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно¬-прикладное искусство) и участвовать в художественно-¬творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
–различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
–эмоционально-¬ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-¬творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
–узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
–приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение–создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
–использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно¬-творческого замысла;
–различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-¬творческой деятельности;
–создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно¬-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
–наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструи-ровании;
–использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-¬творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий);
–осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
–выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта— природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.— в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
–воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
–видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
–высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
–пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
–моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
–выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
–видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
–понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
–изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
–изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного курса
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различия художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки - доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать, ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, которые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Тематическое планирование
№ п/п | Название тем и разделов | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Коррекционно-развивающая направленность при изучении темы (Сидорова Виктория) | Коррекционно-развивающая направленность при изучении темы (Концевой Илья) |
1 класс | |||||
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 9ч | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. | Учить видеть красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы, описывать красоту окружающего мира используя устную речь, обогащать словарный запас. Развитие зрительного восприятия представлений об окружающем мире. Формирование потребности в речи, побуждение детей к активному использованию речи; Мотивированное речевое общение со сверстниками в процессе обучения, практической деятельности и работы; | Развитие двигательной деятельности, мелкой моторики обеих рук; Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Формирование представлений о свойствах материалов; Развитие умения организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 8ч | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе, побуждение детей к активному использованию речи в описании окружающих предметов. Развитие зрительного восприятия. Формирование умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления. Развитие творческих способностей, умений изображать увиденное, передача цвета и формы предметов. | Развитие сенсорно-моторных функций; Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений; Дополнительное инструктирование в ходе учебной и творческой деятельности, помощь и поддержка при работе с предметами и материалами, в оборудовании рабочего места, в подготовке к учебной деятельности, к уроку, помощь во время работы; Формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | 11ч | Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм Анализировать и понимать форму, конструкцию, пропорции дома. | Формирование предметных представлений. Развитие осведомленности об окружающем мире, знаний о доступных предметах и явлениях окружающего мира; Использование словесной речи, как средства общения и выражения собственных мыслей. Развитие зрительного восприятия. Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.) Воспитание интереса к искусству, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Развитие умения организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; Воспитание интереса к искусству, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; Развитие активности в использовании языка изобразительного искусства; Формирование способности оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников. |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 5ч | Различать три вида художественной деятельности Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства | Стимулирование учебной, познавательной и речевой деятельности посредством предоставления иллюстративного и демонстративного материала, Стимулирование поощрением; создание ситуаций успеха. Приобретение первоначальных представлений о значении искусства в жизни человека и общества; Развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. | Стимулирование учебной, познавательной и речевой деятельности посредством предоставления иллюстративного и демонстративного материала, Стимулирование поощрением; создание ситуаций успеха. Приобретение первоначальных представлений о значении искусства в жизни человека и общества; Развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. |
Итого: 33 часа | |||||
2 класс | |||||
№ п/п | Название тем и разделов | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Коррекционно-развивающая направленность при изучении темы (Сидорова Виктория) | Коррекционно-развивающая направленность при изучении темы (Концевой Илья) |
2. | Реальность и фантазия. | 7ч | Различать реальность и фантазию, изображение и реальность, украшение и фантазию. Реализовывать свои фантазии на бумаге. | Развитие способности восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Формирование представлений о свойствах материалов; Формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. | Развитие сенсорно-моторных функций; Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений; Развитие кинестетического восприятия; Дополнительное инструктирование в ходе учебной и творческой деятельности, помощь и поддержка при работе с предметами и материалами, в оборудовании рабочего места, в подготовке к учебной деятельности, к уроку, помощь во время работы; Формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. |
3. | О чем говорит искусство. | 11ч | Выражать характер изображаемых животных. Выражать с помощью художественных средств характер человека – мужской образ, женский образ. Изображать природу в разных состояниях. Выражать характер человека через украшение. | Приобретение первоначальных представлений о значении искусства в жизни человека и общества; Развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции.
| Развитие умения организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); Воспитание интереса к искусству, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; Развитие активности в использовании языка изобразительного искусства; Обогащение ключевых компетенций художественно эстетическим содержанием; Формирование способности оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников. |
4. | Как говорит искусство. | 8 | Выбирать цвета как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета, линия-ритм линий, характер линий. Различать теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Понимать ритм пятен как средства выражения, видеть пропорции. | Воспитание интереса к искусству, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; Развитие активности в использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.); Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием; | Стимулирование учебной, познавательной и речевой деятельности посредством предоставления иллюстративного и демонстративного материала, Стимулирование поощрением; создание ситуаций успеха. Приобретение первоначальных представлений о значении искусства в жизни человека и общества; Развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. |
Итого:34 часа | |||||
3 класс | |||||
1. | Искусство в твоем доме. | 8ч | Видеть, что сделал художник в нашем доме: игрушки, посуда, обои и шторы, книжки. Изготавливать поздравительную открытку. | Формирование и развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры); Развитие умения организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; | Развитие двигательной деятельности, мелкой моторики обеих рук; Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми); Формирование представлений о свойствах материалов; Развитие умения организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; |
2. | Искусство на улицах твоего города. | 7ч | Видеть, что сделал художник на улицах моего города (села): памятники архитектуры, парки, скверы, бульвары, ажурные ограды, фонари на улицах и в парках, витрины магазинов. Изготавливать образцы городских украшений. | Развитие способности восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Формирование представлений о свойствах материалов; Формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. | Развитие сенсорно-моторных функций; Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений; Развитие кинестетического восприятия; Развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета; |
3. | Художник и зрелище. | 11ч | Понимать, какова роль художника в цирке, в театре, изготавливать маски для театра кукол. | Приобретение первоначальных представлений о значении искусства в жизни человека и общества; Развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. Развитие активности в использовании языка изобразительного искусства; Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием; | Развитие умения организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); Формирование способности оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников. |
4. | Художник и музей. | 8ч | Понимать роль музеев в жизни города. Различать картину-пейзаж, картину-портрет, картину-натюрморт, картины исторические и бытовые. Изображать картины разных видов. | Стимулирование учебной, познавательной и речевой деятельности посредством предоставления иллюстративного и демонстративного материала, Приобретение первоначальных представлений о значении искусства в жизни человека и общества; Развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. | Стимулирование учебной, познавательной и речевой деятельности посредством предоставления иллюстративного и демонстративного материала, . Приобретение первоначальных представлений о значении искусства в жизни человека и общества; Развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. |
Итого:34 часа | |||||
4 класс | |||||
1. | Истоки родного искусства. | 8ч | Видеть гармонию жилья с природой. Чувствовать и передавать образ красоты человека. | Формирование и развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры); Развитие умения организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.) | Развитие двигательной деятельности, мелкой моторики обеих рук; Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми); Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; Формирование представлений о свойствах материалов; Развитие умения организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; |
2. | Древние города нашей Земли. | 7ч | Различать древние соборы, видеть их красоту и уникальность. Знать, каким был древний город и его жители. Уметь изобразить древний город. Знать, как выглядели древнерусские воины-защитники и города Русской земли. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в узорочье теремов. Изобразить праздничный пир в теремных палатах. | Развитие способности восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Формирование представлений о свойствах материалов; Формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. | Развитие сенсорно-моторных функций; Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений; Дополнительное инструктирование в ходе учебной и творческой деятельности, помощь и поддержка при работе с предметами и материалами, в оборудовании рабочего места, в подготовке к учебной деятельности, к уроку, помощь во время работы; Развитие способности восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. |
3. | Каждый народ – художник. | 11ч | Увидеть образ художественной культуры Японии. Познакомиться с искусством народов гор и степей. Узнать образ художественной культуры Средней Азии, Древней Греции, Западной Европы. Понимать многообразие художественных культур в мире. | Приобретение первоначальных представлений о значении искусства в жизни человека и общества; Развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. Развитие активности в использовании языка изобразительного искусства; Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием; | Развитие умения организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); Воспитание интереса к искусству, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; Развитие активности в использовании языка изобразительного искусства; Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием; Формирование способности оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников. |
4. | Искусство объединяет народы. | 8ч | Понимать, что все народы воспевают материнство, мудрость старости. Осознать, что сопереживание — великая тема искусства. Понимать, кто такие герои, борцы и защитники. Анализировать искусство народов мира. | Стимулирование учебной, познавательной и речевой деятельности посредством предоставления иллюстративного и демонстративного материала, Стимулирование поощрением; создание ситуаций успеха. Приобретение первоначальных представлений о значении искусства в жизни человека и общества; Развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. | Стимулирование учебной, познавательной и речевой деятельности посредством предоставления иллюстративного и демонстративного материала, Стимулирование поощрением; создание ситуаций успеха. Приобретение первоначальных представлений о значении искусства в жизни человека и общества; Развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. |
Итого: 34часа |
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства на 2019-2020 уч. год
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Основное содержание уроков | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
Истоки родного искусства (8ч) | ||||||
Рисование на тему «Пейзаж родной земли». | 1 | Пейзаж, акварель, набросок | Характеризовать красоту природы родной земли. Характеризовать особенности красоты природы различных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. | 2.09 | ||
Рисование на тему «Пейзаж родной земли». | 1 | 9.09 | ||||
Образ традиционного русского дома (избы). | 1 | Русский дом- изба. Конструкция русской избы | Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуре народа. Объяснять конструкцию избы, назначение ее частей, декор и украшение. Изображать избу или моделировать ее из бумаги. | 16.09 | ||
Украшение деревянных построек и их значение. | 1 | 23.09 | ||||
Деревня – деревянный мир. | 1 | Деревянная храмовая архитектура | Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Создавать образ традиционной деревни. Коллективное панно или объемная пространственная постройка. | 30.09 | ||
Образ красоты человека (женский образ). | 1 | Традиционный народный костюм | Объяснять представления народа о красоте человека. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма, праздничного женского и мужского костюма. | 7.10 | ||
Образ русского человека (мужской образ). | 1 | 14.10 | ||||
Народные праздники. | 1 | Календарные праздники | Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективная работа). Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве | 21.10 | ||
Древние города нашей Земли (7 ч) | ||||||
Древнерусский город – крепость. | 1 | Город –крепость. Особенности постройки. | Характеризовать образ древнего города и особенность выбора места для постройки города. Объяснить роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Создавать макет древнерусского города-крепости. | 11.11 | ||
Древние соборы. | 1 | Собор как образец архитектуры | Понимать роль пропорции и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать здание храма. | 18.11 | ||
Древний город и его жители. | 1 | Древний город. Структурные части города | Называть основные структурные части города. Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов. Рассказывать о жителях древнерусских городов и монастырей. Изображать древнерусский город. | 25.11 | ||
Древнерусские воины – защитники. | 1 | Древнерусские воины-образ | Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать древнерусских воинов. | 2.12 | ||
Древние города Русской земли. | 1 | Древний город. Особенности | Определить общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности людей. Изображать древнерусский город. | 9.12 | ||
Узорочье теремов. | 1 | Терем особенности росписи теремов | Иметь представление об убранстве городских построек, теремов, княжеских палат, боярских палат, городских усадеб. Объяснять в росписи преобладание растительных мотивов. Изображать интерьер теремных палат. | 16.12 | ||
Праздничный пир в теремных палатах. | 1 | Праздничная посуда | Изображать праздник в интерьере княжеских палат. Изображать посуду на праздничных столах. | 23.12 | ||
Каждый народ – художник (11 ч) | ||||||
Образ художественной культуры Древней Греции. | 1 | Культура Древней Греции | Определять особенности изображения, украшения, постройки в искусстве древних греков. | 13.01 | ||
Храмы Древней Греции. | 1 | Храмы Древней Греции | Изображать древнегреческий храм и приобретать навыки создания коллективного панно. | 20.01 | ||
Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. | 1 | Праздники в Древней Греции | Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. | 27.01 | ||
Образ художественной культуры Японии. | 1 | Культура Японии | Рассказывать о художественной культуре Японии, о традиционных постройках. Называть характерные особенности японского искусства. Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. | 3.02 | ||
Образ человека, характер одежды в японской культуре. | 1 | Образ человека в Японии | Характеризовать образ женской красоты. Передавать характерные черты лица. | 10.02 | ||
Японские праздники: «Праздник цветения вишни» | 1 | Сакура –национальное достояние Японии | Создавать изображения цветущей сакуры, японки в кимоно, коллективного панно. | 17.02 | ||
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы | 1 | Культура Средневековой Европы | Знакомство с образом готических городов средневековья, с архитектурой средневековья, готическим храмом, витражами, костюмом. | 24.02 | ||
Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы. | 1 | Одежда Средневековой Европы | Видеть единство форм костюма и архитектуры. | 2.03 | ||
Средневековая архитектура Западной Европы. | 1 | Архитектура Средневековой Европы | Овладевать навыками составления коллективного панно. | 16.03 | ||
Образ художественной культуры Средней Азии. | 1 | Культура Средней Азии | Рассказать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный характер культуры. Создавать образ древнего среднеазиатского города. | 30.03 | ||
Многообразие художественных культур в мире | 1 | Мировые культуры | Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Узнавать по предъявленным произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. | 6.04 | ||
Искусство объединяет народы (8 ч) | ||||||
Все народы воспевают материнство. | 1 | Мать, дитя, материнство | Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения. Изображать по представлению образ матери и дитя, их единства. | 13.04 | ||
Все народы воспевают мудрость старости. | 1 | 20.04 | ||||
Сопереживание – великая тема искусства. | 1 | Сопереживание. Драма | Учиться видеть изображение печали и сострадания в искусстве. Создавать рисунок с драматическим сюжетом. | 27.04 | ||
Сопереживание – великая тема искусства. | 1 | Печаль, трагедия | Уметь объяснить, как выразить печальное и трагическое содержание. Выражать свое отношение при изображении печального события. | 4.05 | ||
Герои, борцы, защитники. | 1 | Кто такие герои? | Приводить примеры памятников героям Отечества. Овладевать навыками изображения в объеме. Выполнять лепку эскиза памятника герою. | 11.05 | ||
Герои, борцы, защитники. | 1 | 18.05 | ||||
Юность и надежды. | 1 | Детство, юность, будущее | Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства. | 25.05 | ||
Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». | 1 | Искусство , культура | Рассказать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты. Обсуждать и анализировать свои работы и работы своих одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая программа по окружающему миру в 4классе по программе "Школа России" А.А.Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру в 4классе по программе "Школа России" А.А.Плешакова составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературному чтению" 4класс "Школа России"
Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа по Технологии по Роговцевой. 4класс. "Школа России"
Рабочая программа по Технологии по Роговцевой....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству Уровень общего образования: начальное общее образование (4класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству Уровень общего образования: начальное общее образование (4класс) ...
Рабочая программа по математике "Школа России",4класс
Рабочая программа по математике"Школа России",4класс...
Рабочая программа по технологии "Школа России",4класс
Рабочая программа по технологии "Школа России",4класс...