Учебная программа по ИЗО 1-4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство».
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников. Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству.
Согласно годовому календарному графику в 1-м классе 33 учебные недели, во 2-4 классах 34 учебных недели. Календарно-тематическое планирование рассчитано на 33 и 34 учебных часа в год согласно годовому календарному графику школы.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно - творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю). В течение учебного года при необходимости будет производиться коррекция программы.
Данная учебная программа включает задачи художественного труда (технологии) и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
Требования к результатам изучения курса.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающиеся должны знать: способы и приемы обработки различных материалов (глина, пластилин); отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; основные средства выразительности живописи; правила техники безопасности при работе с инструментами (ножницами, иглой, шилом); организовывать своё рабочее место; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; значение слов: композиция, силуэт, форма, размер, коллаж; способы и приёмы обработки бумаги; основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства.
Обучающиеся должны понимать: эмоциональное значение тёплых и холодных оттенков; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.
Обучающиеся должны уметь: рисовать кистью без предварительного рисунка элементы растительного орнамента; составлять композицию с учётом замысла; пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;
освоить основы рисунка и уметь создавать модели предметов бытового окружения человека;
овладеть элементарными навыками бумагопластики;
уметь выполнять стежки швом «вперед иголку»; применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения; выражать собственное мнение при оценке произведения искусства; конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
выполнять на бумаге разметку по выкройке, по линейке, применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц.
Программа должна формировать УУД:
- Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
- Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
- Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
- Иметь представление о живописных пейзажах русских художников
- Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
- Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.
- Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения.
- Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.
- Находить ассоциации природных форм.
- Моделировать формы средствами различных материалов.
- Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.
- Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления.
- Проектировать и создавать предметы быта.
- Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
- Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.
- Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы.
- Создавать простые художественные изделия подарочного характера.
- Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.
- Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глину, бумагу и другие материалы).
- Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах.
- Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.
- Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации.
- Вычленять основные формы и использовать в рисунке, лепке и бумажной пластике.
Содержание рабочей программы.
1 класс Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч)
Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художественных позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата – Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата – Мастера – интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Тема 1. Ты учишься изображать. (9 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение темы).
Тема 2. Ты украшаешь. (8 ч)
Украшения в природе. Красоту надо уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объемная аппликация.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Тема 3. Ты строишь (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, где мы живем (обобщение темы).
Тема 4. Изображение, украшение и постройка всегда помогают друг другу. (5 ч)
Общие начала всех пространственно – визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно – образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны.
Сказочная страна.
Времена года.
Здравствуй, лето! Уроки любования (обобщение темы).
2 класс. Искусство и ты (34 ч)
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Тема 1. Чем и как работает художник? (8 ч)
Представление о разнообразии художественных материалов. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Три основных цвета – желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.
Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.
Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
Тема 3. О чем говорит искусство (11 ч)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.
Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Изображение природы в разных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Тема 4. Как говорит искусство (8 ч)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий.
Выразительные соотношения пропорций. Выразительность фактур.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие (глухие) и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.
Обобщающий урок года. Выставка детских работ.
3 класс. Искусство вокруг нас (34 ч)
Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между ними, их мечты и заботы.
Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев – Мастеров. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья- Мастера – помощники в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, ДПИ, с видами и жанрами станкового искусства.
Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.
Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)
В каждой вещи, в каждом предмете заложен труд художника. Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными; деловыми или строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас. Каждый человек выступает в роли художника.Без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города, села, без которых не может возникнуть чувства любви к Родине.
Разнообразные проявления деятельности художника и Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры – памятников культуры.
Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.
Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Удивительный транспорт.
Что сделал художник на улицах твоего города ( села) (обобщение темы).
Тема 3. Художник и зрелище (11 ч)
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.
Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.
Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной, декоративной, изобразительной.
Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Театральные маски.
Афиш и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Тема 4. Художник и музей (8 ч)
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. Еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях.
Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.
Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеями родного города. Участие художника в организации музея.
Музеи в жизни города.
Картина – особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
4 класс. Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) (34 ч)
Формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Тема 1. Истоки родного искусства (8 ч)
Знакомство с истоками родного искусства, со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в русских постройках.
Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Пейзаж родной земли.
Образ красоты человека.
Деревня – деревянный мир.
Народные праздники (обобщение темы).
Тема 2. Древние города нашей земли (7 ч)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Родной угол.
Древние соборы.
Древнерусские воины – защитники.
Древний город и его жители. Древние города Русской земли.
Новгород, Псков, Владимир, Суздаль. Москва.
Узорочье теремов
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Тема 3. Каждый народ – художник (11 ч)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада. Образ художественной культуры Древней Греции.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Тема 4. Искусство объединяет народы (8 ч)
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям и утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание – великая тема искусства
Герои, борцы и защитники
Юность и надежды
Искусство народов мира (обобщение темы).
Учебно - тематический план
1 класс. Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 часа)
№ темы | Название темы | Кол-во часов | Повторительно-обобщающие уроки |
1 | Ты учишься изображать | 9 | 1 |
2 | Ты украшаешь | 8 | 1 |
3 | Ты строишь | 11 | 1 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 | 1 |
Всего | 33 | 4 |
2 класс. Искусство и ты (34 часа)
№ темы | Название темы | Кол-во часов | Повторительно-обобщающие уроки |
1 | Чем и как работает художник? | 8 | 1 |
2 | Реальность и фантазия | 7 | 1 |
3 | О чем говорит искусство | 11 | 1 |
4 | Как говорит искусство | 8 | 1 |
Всего | 34 | 4 |
3 класс. Искусство вокруг нас (34 часа)
№ темы | Название темы | Кол-во часов | Повторительно-обобщающие уроки |
1 | Искусство в твоем доме | 8 | 1 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | 1 |
3 | Художник и зрелище | 11 | 1 |
4 | Художник и музей | 8 | 1 |
Всего | 34 | 4 |
4 класс. Каждый народ – художник (Изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
(34 часа)
№ темы | Название темы | Кол-во часов | Повторительно-обобщающие уроки |
1 | Истоки родного искусства | 8 | 1 |
2 | Древние города нашей земли | 7 | 1 |
3 | Каждый народ - художник | 11 | 1 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 | 1 |
Всего | 34 | 4 |
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
- ценностно-смысловая ориентация учащегося;
- действие смыслообразования;
- нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
- коррекция;
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение;
- знаково-символическое моделирование;
- выделение и формирование учебной цели.
Логические:
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- классификация объектов;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение логической цепи рассуждения.
Формы организации учебного процесса:
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков.
Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия.
Используются фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная творческая работа.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (завершение работы, поиск информации по учебной теме).
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся:
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося.
Формы контроля уровня обученности:
- Викторины.
- Кроссворды.
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
- Тестирование.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- основная и дополнительная учебная литература
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.
Коротеева Е.И.. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. Учебник. 4 класс.
Неменская Л.А. Твоя мастерская. Тетрадь по изобразительному искусству. 2 - 4 классы.
- учебно-методическая литература
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы.
Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс.
Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы
- учебные и справочные пособия
книги о художниках и художественных музеях
книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
словари искусствоведческих терминов
энциклопедии живописи
- Дидактические материалы
таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
портреты художников, репродукции произведений живописи;
набор муляжей овощей и фруктов; набор геометрических тел.
- Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
- Великий Эрмитаж.
- Государственная Третьяковская галерея.
- Русские императорские дворцы.
- Уроки технологии. 1-4 классы.
- Шедевры русской живописи.
- Как научиться понимать картину.
- Русский народный костюм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_1-4_klassy.docx | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план уроков изо в 1 классе 2019 – 2020 уч. год
№ Урока | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные понятия | |
План. | Факт. | ||||
1. Ты учишься изображать. (9 ч) | |||||
1 | Изображения всюду вокруг нас. | 1 | Три брата-мастера. Мастер Изображения, натура, природа. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. | ||
2-3 | Мастер Изображения учит видеть. | 2 | Вид, видоискатель, рассматривание и сравнение. Форма. Сравнение различных форм и выявление их геометрической основы. | ||
4 | Изображать можно пятном. | 1 | Пятно, кляксография, воображение. Образ на основе пятна в иллюстрации. Творчество Е. Чарушина, Т. Мавриной, В. Лебедева. | ||
5 | Изображать можно в объеме. | 1 | Объем, 3 точки зрения, стеки, лепка. Способы работы с пластилином – вытягивание и вдавливание. ТБ при работе с пластилином. | ||
6 | Изображать можно линией. | 1 | Линия, виды линий при изображении разных поверхностей. | ||
7 | Разноцветные краски. | 1 | Краска и цвет. Способы получения новых цветов. Основные и смешанные цвета. | ||
8 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 | Значение цвета при изображении настроения, состояния природы. Настроение и цвет. | ||
9 | Художники и зрители (обобщение темы). | 1 | Учимся быть художниками и зрителями. Картина. Выставка. Музей. Экскурсия. | ||
2. Ты украшаешь. (8 часов) | |||||
10 | Мир полон украшений. | 1 | Мастер Украшения. Украшения в природе | ||
11 | Цветы. | 1 | Красота цветов. Монотипия. | ||
12 | Красоту надо уметь замечать. | 1 | Мастер Украшения учит быть внимательными, наблюдательными. | ||
13 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1 | Ритм цветовых пятен. Монотипия. Симметрия, асимметрия. Повторение. | ||
14 | Красивые рыбы. Монотипия. | 1 | Монотипия. Узоры на теле рыб: симметрия, повтор, фантазийный узор. | ||
15 | Украшения птиц. Объемная аппликация. | 1 | Аппликация. Работа с клеем и ножницами, ТБ | ||
16 | Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. | 1 | Украшение и фантазия. Орнамент как способ украшения. Виды орнамента. | ||
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 | Роль украшений на празднике. | ||
3. Ты строишь. (11 часов) | |||||
18 | Постройки в нашей жизни. | 1 | Мастер Постройки и его роль в природе и в жизни человека | ||
19 | Дома бывают разными. | 1 | Виды построек и строительного материала. Составные части дома | ||
20 | Домики, которые построила природа. | 1 | Домики в природе и их конструкция (соты, раковины, норки, гнезда). Соотношение формы и их пропорции | ||
21-22 | Дом снаружи и внутри. | 2 | Интерьер дома. Фасад здания. Назначение постройки и ее внешний вид | ||
23-24 | Строим город. | 2 | Архитектура. Градостроительство: законы построения городов. Планирование города. Макет. Бумагопластика | ||
25-26 | Все имеет свое строение. | 2 | Конструкция предметов. | ||
27 | Строим вещи. | 1 | Конструктивное мышление. Конструирование из коробок | ||
28 | Город, где мы живем (обобщение темы). | 1 | Образ города. Значение Мастера Постройки для природы и человека. Коллективная творческая работа. | ||
4. Изображение, украшение и постройка всегда помогают друг другу. (5 ч) | |||||
29 | Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе. | 1 | Три вида художественной деятельности. Совместное творчество Братьев - Мастеров. | ||
30 | Праздник весны. | 1 | Конструирование фигур птиц, бабочек, жуков. | ||
31 | Сказочная страна. | 1 | Панно. Пространственная композиция. Коллективная творческая работа «Изумрудный город». | ||
32 | Времена года. | 1 | Коллаж. Объемная композиция на основе смешанных техник. Изображение, Украшение и Постройка в разное время года. | ||
33 | Здравствуй, лето! Уроки любования (обобщение темы). | 1 | Картина (репродукция), скульптура. Развитие зрительских навыков. Красота природы как основа для творчества Братьев – Мастеров. |
Календарно – тематический план уроков изо во 2 классе 2019 – 2020 уч. год
№ урока | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные понятия | |
План. | Факт. | ||||
1. Как и чем работает художник? (8 часов) | |||||
1 | Три основных цвета – желтый, красный, синий. | 1 | Живопись. Основные и смешанные цвета. Правила получения новых хроматических цветов. | ||
2 | Белая и черная краски. | 1 | Ахроматические цвета – белый и черный. Темное и светлое. Смешение красок с черной и белой | ||
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 | Акварель, гуашь, графические материалы (пастель, мелки) и способы работы с ними. | ||
4 | Выразительные возможности аппликации. | 1 | Аппликация и ее виды. Фактура бумаги. Резание, скручивание, обрывание. | ||
5 | Выразительные возможности графических материалов. | 1 | Графика. Линия, штрих, пятно – основные средства выразительности графики. Разнообразие графических материалов. | ||
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. | 1 | Скульптура. Лепка. Материалы для скульптуры и их выразительные возможности. | ||
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 | Работа с бумагой: сгибание, скручивание, надрезание, склеивание. Макет. Создание простых объемных форм. | ||
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 1 | Сходство и различие материалов. Смешанная техника. Использование в работе серпантина, конфетти, семян, ниток, сухоцветов. | ||
2. Реальность и фантазия. (7 часов) | |||||
9 |
| 1 | Рассматривание и сравнение. Учимся замечать красоту. | ||
10 | Изображение и фантазия. | 1 | Мастер Изображения фантазирует. Роль фантазии в жизни людей. Фантастические образы. | ||
11 | Украшение и реальность. | 1 | Мастер Украшения учится у природы. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм и цвета. | ||
12 | Украшение и фантазия. | 1 | Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов. Перенесение красоты природы в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. | ||
13 | Постройка и реальность. | 1 | Красота и смысл природных конструкций, их функциональность, пропорции. | ||
14 | Постройка и фантазия. | 1 | Преобразование природных форм и создание конструкций, необходимых для жизни человека. | ||
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и По-стройки всегда работают вместе (обобщение темы). | 1 | Взаимодействие трех видов деятельности – изображения, украшения и постройки. | ||
3. О чем говорит искусство. (11 часов) | |||||
16 | Изображение природы в разных состояниях. | 1 | Выражение настроения природы с помощью цвета | ||
17 | Изображение характера животных. | 1 | Анималистика. Передача характера животного и его пластики. Творчество В. Ватагина. | ||
18-19 | Изображение характера человека: женский образ. | 2 | Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства. Доброта и злость. Горе и радость. Нежность и мужественность. Эмоциональная и нравственная оценка образа. | ||
20-21 | Изображение характера человека: мужской образ. | 2 | |||
22 | Образ человека в скульптуре. | 1 | Скульптура прошлого и настоящего. Передача образа человека в объеме. Лепка. | ||
23-24 | Человек и его украшения. О чем говорят украшения. | 2 | Украшения и их роль для человека. Декоративность, индивидуальность. Выражение цели и намерений через украшения. | ||
25 | Образ здания. | 1 | Образ здания в окружающей жизни. Здания выражают характер тех, кто в них живет. | ||
26 | В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | 1 | Оценивание собственной художественной деятельности. Выставка работ, выполненных в разных материалах и техниках. | ||
4. Как говорит искусство. (8 часов) | |||||
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | 1 | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Теплые и холодные цвета. Смешение красок на бумаге. | ||
28 | Тихие (глухие) и звонкие цвета. | 1 | Смешение цветов с черной и белой красками. Мрачные - тяжелые и нежные - легкие оттенки цвета. Наблюдение цвета в природе. | ||
29 | Что такое ритм линий? | 1 | Ритмическая организация листа с помощью линий. Линия как средство выражения образной характеристики изображаемого. | ||
30 | Характер линий. | 1 | Выразительные возможности линии. Многообразие линий. Рассматривание весенних веток. | ||
31 | Ритм пятен. | 1 | Движение. Положение пятен на листе. Композиция: легкая, тяжелая, уравновешенная. | ||
32 | Пропорции выражают характер. | 1 | Пропорция – соотношение между собой частей одного целого. Пропорция помогает выразить характер изображаемого. | ||
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | 1 | Основы образного языка искусства – линии, пятна, цвет, пропорции. Живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ. | ||
34 | Обобщающий урок года. Выставка детских работ. | 1 | Братья–Мастера - Изображение, Украшение и Постройка - главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств. |
Календарно – тематический план уроков изо в 3 классе 2019 – 2020 уч. год
№ урока | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные понятия | |
План. | Факт. | ||||
1 четверть. Искусство в твоем доме. (8 часов) | |||||
1 | Мои игрушки придумал художник | 1 | Форма и декор, проект, макет, эскиз, правила работы на листе | ||
2 | Посуда у тебя дома (Твоя посуда) | 1 | Гончарное искусство, дизайн формы, роспись изделия, Гжель, Хохлома | ||
3 | Обои и шторы у тебя дома | 1 | Орнамент и его виды, дизайн, фактура, | ||
4 | Мамин платок | 1 | Орнамент, виды орнамента | ||
5-6 | Твои книжки | 2 | Строение книги: титул, буквица, иллюстрации | ||
7 | Поздравительная открытка | 1 | Эскиз, цветосочетание, стиль шрифта | ||
8 | Труд художника для нашего дома Что еще сделал художник в твоем доме? (обобщение) | 1 | Дизайн формы, фактуры, стиль и цвет | ||
2 четверть. Искусство на улицах твоего города. (7 часов) | |||||
9 | Памятники архитектуры – наследие предков | 1 | Что такое памятник архитектуры? Архитектурное наследие 12-19 вв. | ||
10 | Парки, скверы, бульвары | 1 | Основы градостроительства: зона отдыха. Парк, сквер, бульвар | ||
11 | Ажурные ограды | 1 | Орнамент, виды орнаментальных композиций | ||
12 | Волшебные фонари (Фонари на улицах и в парках) | 1 | История фонарей. Виды фонарей | ||
13 | Витрины магазинов | 1 | Витрина. Правила оформления витрины | ||
14 | Удивительный транспорт (Транспорт на улицах нашего города) | 1 | Виды транспорта. Эволюция транспорта. Дизайн современного транспорта. | ||
15 | Труд художника на улицах нашего города Что еще сделал художник на улицах города? (обобщение) | 1 | Ландшафтный дизайн и архитектура: традиции и современность | ||
3 четверть. Художник и зрелище. (11 часов) | |||||
16-17 | Художник в цирке | 2 | Цирковое шоу, освещение, костюмы для артистов | ||
18-19 | Художник в театре | 2 | Сцена, занавес, декорации, костюмы для актеров, освещение | ||
20-21 | Художник в театре. Театр кукол | 2 | Виды кукол: тростевые, марионетки, куклы-перчатки. | ||
22 | Театральные маски | 1 | История масок. Маски в Древней Греции. Театральная маска | ||
23-24 | Афиша и плакат | 2 | Особенности афиши и плаката. Создание шрифтовой композиции | ||
25 | Праздник в городе | 1 | Элементы праздничного украшения города: панно, фейерверки, флаги, плакаты | ||
26 | Школьный праздник – карнавал | 1 | Роль оформления для организации праздника | ||
4 четверть. Художник и музей. (8 часов) | |||||
27 | Музеи в жизни города | 1 | Разнообразие музеев. Роль художника в создании экспозиции | ||
28 | Картины – особый мир. Картина - пейзаж | 1 | Жанры искусства. Пейзаж – изображение природы | ||
29 | Картина – портрет | 1 | Жанры искусства. Портрет – изображение человека | ||
Картина – натюрморт | 1 | Жанры искусства. Натюрморт – изображение неживой природы | |||
30-31 | Картины исторические и бытовые | 2 | Жанры искусства. Баталия, бытовая зарисовка. | ||
32 | Скульптура в музее и на улице | 1 | Скульптура как вид объемный искусства. Виды скульптуры | ||
34 | Художественная выставка (обобщение за год) | 1 | Выставка и правила ее оформления, экскурсия, экскурсовод |
Календарно – тематический план уроков изо в 1 классе 2019 – 2020 уч. год
№ урока | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные понятия | |
План. | Факт. | ||||
1 четверть. Истоки родного искусства. (8 часов) | |||||
1 | Пейзаж родной земли. | 1 | Пейзаж, перспектива, цветоведение, колорит, живопись и живописные техники | ||
2 | Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой | 1 | Пейзаж, перспектива, цветоведение, изба, элементы избы, подворье | ||
3-4 | Образ красоты русского человека. Мужской и женский образ | 2 | Пропорции тела человека, особенности народного костюма | ||
5-6 | Деревня – деревянный мир | 2 | Изба, элементы избы, правила постройки, способы рубки | ||
7-8 | Народные праздники. Воспевание труда в искусстве. Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки народного искусства»
| 2 | Земледельческий календарь, жатва, сбор урожая Народный календарь, традиции, религиозные праздники. Свенская Ярмарка, гуляния, гульбище | ||
2 четверть. Древние города нашей земли. (7 часов) | |||||
9 | Древнерусский город – крепость. | 1 | Славяне, поселение, крепостная стена, сторожевая башня | ||
10 | Родной угол. Древний город и его жители | 1 | Славяне, поселение, крепостная стена | ||
11 | Древнерусские воины – защитники Сторожевые башни. | 1 | Витязь, богатыри земли русской, былина, сторожевая башня | ||
12 | Древние соборы. | 1 | Собор, зодчий, Покрова на Нерли, Дмитриевский собор, София Киевская | ||
13 | Древние города Руси. Золотое кольцо России | 1 | Застройка, застава, появление улиц. Золотое Кольцо России: Сергиев Посад, Суздаль, Боголюбово, Владимир, Кострома, Ярославль | ||
14 | Узорочье теремов | 1 | Терем, шатер, барабан, восьмерик, украшения | ||
15 | Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение темы четверти | 1 | Пир, застолье, скоморох, шут | ||
3 четверть. Каждый народ - художник. (11 часов) | |||||
16-17-18 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | 3 | Япония, остров, буддизм, пагода, замок, Фудзияма Кимоно, сабо, сёгун, самурай | ||
19 | Народы гор и степей | 1 | Сакля, камень, ярус, юрта, войлок, кочевники | ||
20 | Города в пустыне. (Образ художественной культуры Средней Азии) | 1 | Средняя Азия, пустыня, мечеть, минарет, караван-сарай | ||
21-22-23 | Древняя Эллада | 3 | Акрополь, храм, Парфенон, Эрехтейон, ордер, колонна, статуя, Олимп, спортивные состязания, Пьер де Кубертен | ||
24-25 | Европейские города Средневековья. | 2 | Эпоха средневековья, романика. готика, замки, донжон, соборы, базилики, витраж, платье, головной убор, обувь, ремесло, герольд, герб | ||
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. | 1 | Культура, эклектика, проникновение культур | ||
4 четверть. Искусство объединяет народы. (8 часов) | |||||
27 | Все народы воспевают материнство | 1 | Жанровая картина, бытовой жанр | ||
28 | Все народы воспевают мудрость старости | 1 | Жанровая картина, Рембрандт | ||
29 | Сопереживание – великая тема в искусстве | 1 | Жанровая картина, передача эмоций в картине | ||
30-31 | Герои, борцы и защитники | 2 | Жанровая картина, баталия, панорама, исторический портрет | ||
32 | Юность и надежды | 1 | Картина-фантазия, бытовой жанр, бытовая зарисовка, интерьер, перспектива | ||
33-34 | Искусство народов мира. Викторина «Каждый народ - художник». Праздник искусства «Здравствуй, лето» | 2 | Понятия по разделам и темам четвертей. Выставка, экскурсия, экскурсовод |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по английскому языку 2 класс
Пояснительная запискаРабочая программа учебного предмета «Английский язык» составлена на основе примерной учебной программы курса английского языка «EnjoyEnglish»[1] (Биболетова М.З., Трубанева ...
Рабочая учебная программа по музыке для 1 класса
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и УМК "Школа России"...
Рабочая учебная программа по русскому языку ,3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Структура рабочей программы: титульный лист ,пояснительная записка и календарно-тематическое планирование (204 часа в год ,6 часов в неделю). Пояснительная записка включает в себя цели и задачи ,содер...
Рабочая учебная программа по математике для 2 класса
Рабочая учебная программа по математике для 2 классаПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе...
Рабочая учебная программа по русскому языку 3 класс (Школа 2100)
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....
Рабочая учебная программа по литературному чтению 3 класс (Школа 2100)
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе авторской учебной программы Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....
Рабочая учебная программа по математике учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
. Рабочая учебная программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллекту...