Рабочая программа "Мастерилки"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «МАСТЕРИЛКИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterilki.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
ЗАТО ОЗЁРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
КРУЖКА «МАСТЕРИЛКИ»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработана педагогом дополнительного
образования МБУ ДО ЦРТДиЮ
Ширшовой М.А.
Настоящая дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Мастерилки»
принята на педагогическом совете МБУ ДО ЦРТДиЮ
Протокол № 1 от «____» _____________2019г.
ЗАТО Озерный
2019 год
Оглавление
- Пояснительная записка с. 3
- Учебно-тематический план с. 8
- Содержание программы с. 9
- Методическое обеспечение с. 11
- Список литературы с. 13
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа кружка «Мастерилки» имеет художественно-эстетическую направленность и составлена для занятий с обучающимися подготовительной группы детского сада в выходной день в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, адаптирована с учетом возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей детей. Программа реализует системно-деятельный подход в начальном обучении и базируется на системе развивающего обучения.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Программа предоставляет каждому ребенку как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности. Дети получают знания о различных техниках прикладного искусства, овладевают некоторыми навыками работы, совершенствуют ранее приобретенные навыки и умения владеть различными инструментами.
На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего народа;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетика труда, эстетика трудовых отношений);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (приемы безопасной работы с инструментами, необходимость использования экологически чистых материалов, организация здорового досуга и т.д.).
На занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий самовыражению и творческому труду детей. Доброжелательная атмосфера помогает дружескому общению и согласованной работе.
Программа способствует личностному развитию учащихся, воспитывает у них интерес к различным видам деятельности, способствует овладению и развитию определенных профессиональных навыков.
Эта программа позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения, развивать творчество детей.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование и лепка являются одними из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как они связаны с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования и лепки у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Программа предусматривает тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка линейкой и угольником), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение (образы сказочных персонажей).
Цель программы:
Сформировать у детей художественное мышление, умение находить новые способы для художественного изображения; развивать умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Задачи:
Образовательные:
- обучить приемам работы с бумагой, картоном, пряжей и т.д.;
- научить детей владению инструментами, шаблонами, трафаретами, выкройками;
- обучить правилам безопасной работы;
- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Развивающие:
- развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка;
- развитие внимания, памяти и воображения ребенка;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
- развитие инициативности, изобретательности;
- создание условий для освоения цветовой палитры, для свободного экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами, изобразительными средствами. Научить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
- развитие фантазии, воображения, веры в свои силы.
Воспитательные:
- духовно-нравственное воспитание младшего дошкольника;
- воспитание терпения, усидчивости, внимания, аккуратности;
- воспитание интереса к активному познанию истории культуры и семейных традиций своего и других народов;
- воспитание уважительного отношения к труду;
- создание благоприятного психологического микроклимата, способствующего самовыражению и творческому труду детей.
– Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Основные особенности занятий, этапы реализации программы:
Системно-деятельный и личностный подходы в дошкольном образовании предполагают активизацию познавательной деятельности каждого воспитанника с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, поэтому программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала дошкольника реализуется путем индивидуализации учебных заданий. У ребенка всегда есть возможность принятия самостоятельного решения выбора задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить одни материалы на другие. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Предусматриваются задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, малых группах, коллективная работа, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся в группах по 6 – 10 человек.
Объем образовательной нагрузки
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами художественно-эстетического развития.
Данная программа рассчитана на занятия с детьми 6-7 лет по 2 занятия в неделю, продолжительностью 45 минут с перерывом 10 минут.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всей группой;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты
В результате освоения данной программы дети:
– научатся различным приемам работы с различными материалами;
– научатся следовать устным инструкциям при создании изделий;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– познакомятся с различными свойствами таких материалов как бумага, пластилин, глина, природный и бросовый материал, различными техниками работы с ними;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации программы
- Проведение выставок работ обучающихся в ЦРТДиЮ.
- Участие в ежегодных муниципальных и областных выставках работ прикладного творчества.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Раздел 1. Работа с картоном и бумагой Аппликация выпуклая. Аппликация из геометрических фигур. Аппликация из салфеток. Динамическая открытка с аппликацией. Аппликация из цветных опилок | 10 |
2 | Раздел 2. Работа с пластичными материалами Отпечатки на пластилине. Рисование пластилином. Лепка из теста. Лепка из глины. Получение плоского изображения. Аппликация из пластилина. | 12 |
3 | Раздел 3. Работа с природным материалом Конструирование из камней и раковин Аппликация из природного материала | 2 |
4 | Раздел 4. Оригами Складывание из прямоугольника Складывание гармошкой Складывание из квадрата динамических игрушек | 5 |
5 | Раздел 5. Конструирование игрушек Коробочки-игрушки Игрушки из бросового материала | 3 |
6 | Раздел 6. Мозаика Мозаика из картона и бумаги Мозаика из семян растений Мозаика из рваной бумаги, из комочков | 4 |
7 | Раздел 7. Изобразительное искусство Живопись Графика Декоративно-прикладное искусство | 36 |
Итого | 72 |
Обучение строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. Темы преподаются в хаотичном порядке.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Работа с картоном и бумагой Знакомство детей с инструментами и материалами для работы, рассказ о способах соединения деталей. Понятие «шаблон», «выкройка», способы их использования. Знакомство со свойствами бумаги, картона, способность детей различать цвета и оттенки бумаги и называть их. Понятие о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, квадрат, круг и др.)
Предметная аппликация. Вырезание предметов с помощью шаблонов, наклеивание деталей на основу. Понятия «по центру», «слева», «справа» и т.д.
Практические занятия: «Бабочка», «Павлин», «Ромашка», «Барашек», «Цветик-семицветик» и другие.
Раздел 2. Работа с пластичными материалами
Знакомство со свойствами пластилина. Подготовка пластилина к работе. Конструктивный и пластический метод лепки. Лепка из глины, правила работы с ней. Лепка из соленого теста. Используемые при лепке инструменты. Показ этапов работы.
Практическая работа: «Крош», «Мышка на сыре», «Кружевные фигурки», «Зонтик и дождь», «Грибочки», «Чайный сервиз», «Лев на поляне», «Репка» и другие.
Раздел 3. Работа с природным материалом
Беседа об охране природы. Приемы сушки и хранения природного материала. Приемы наклеивания природного материала. Правила техники безопасности при работе с природным материалом. Разбор природного материала. Конструирование из камней и раковин. Способы крепления природного материала.
Практическая работа: «На дне морском», «Бабочка»
Раздел 4. Оригами
Знакомство с техникой оригами. Знакомство детей со способами сгибания бумаги – пополам, по диагонали и др. Дать понятие базовой формы. Развитие пространственного мышления, памяти, аккуратности.
Практическая работа: «Тигр», «Пава», «Лягушонок», «Кораблик» и другие.
Раздел 5. Конструирование игрушек
Первоначальные понятия о геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Первоначальные понятия об элементах геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Конструирование игрушек из объемных деталей картона и бумаги. Правила изготовления игрушки из готовых объемных форм (бросовый или подручный материал).
Практическая работа: «Подставка для карандашей», «Бильбоке», «Заяц».
Раздел 6. Мозаика
Мозаика. Виды мозаики. Мозаика из картона и бумаги. Мозаика из семян растений. Мозаика из рваной бумаги, из комочков.
Практическая работа: «Солнышко», «Мухомор», «Цветок для мамы» и другие.
Раздел 7. Изобразительное искусство
Знакомство с понятиями «живопись», «графика». Побудить детей самостоятельно изображать в рисунке свои впечатления, используя полученные ранее знания и умение для создания образа. Декорирование ранее созданных фигурок из глины и соленого теста.
Практическая работа: «Ёжик», «Динозаврик», «Волшебный кот», «Осьминог», «Лиса», «Мороженое», «Грибочки», «Рыбки», «Роза», «Гусеница» и другие.
Заключительное занятие.
Подведение итогов учебного года, обсуждение работ, оценка полученных знаний (в форме викторины), выставка работ.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для решения поставленных задач используются различные методы обучения (словесный, наглядный, практический) и их сочетание. При проведении занятий применяется дифференцированный подход к каждому ребенку, учитываются его индивидуальные особенности, потребности и навыки. Используются здоровьесберегающие технологии.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую части. В теоретической части проводится объяснение нового материала, сообщается информация познавательного характера и видах декоративно – прикладного искусства, народных промыслах и традициях нашей страны, о традициях народов разных стран. Дети получают знания о новых способах и техниках декорирования, о свойствах различных материалов, об инструментах, применяемых в работе.
Основное внимание на занятиях отводится практической работе, которая включает в себя выполнение эскизов, зарисовок, приобретение навыков работы в той или иной технике, используя различные инструменты и материалы. Практическая часть является непосредственным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных на занятии.
Выполнение заданий обычно происходит неравномерно, поэтому необходимо применять индивидуальный подход, оказывая помощь отстающим, дополнительно объясняя задание. Следует наблюдать за эмоциональным состоянием детей, особенно младших школьников, успокаивать и подбадривать, убеждая в обязательном достижении успеха.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Дидактический материал.
Для работы предусмотрена подборка раздаточного материала: шаблоны, трафареты, развертки объемных изделий, схемы. В качестве наглядных пособий используются образцы, выполненные педагогом или кружковцами, фотографии, иллюстрации, страницы дидактического Интернет сайта «Страна мастеров».
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Альбом «Искусство детям». Необыкновенное рисование. – Москва: Мозаика-Синтез, 2007. – 23с.
- Аллаярова И.Е. Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. – Москва: ГНОМ и Д, 2007. – 80с.
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
- Бакушинский А. В., Художественное творчество и воспитание, М., 1925
- Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании.// Дошкольное воспитание. – 2002. – №2
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва: Просвещение, 1991. – 93с.
- Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2010. – 143с.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с..
- Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1995, 64 с.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
- Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 1961
- Казаков Р.Г. Рисование с детьми дош. возраста нетрадиционные техники. М.2006.
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011. – 112с.
- Комарова Т. С.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание».— М.: Просвещение, 1991, 256 с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 120 с.
- Корчмарош Пал. Карандаш-волшебник. Полезные уроки рисования. Пер. с венг. Е.Габор. – Минск: БЛП, 1994. – 112с
- Лабунская Г. В., Изобразительное творчество детей, М., 1965
- Никитина А. В. Рисование веревочкой.
- Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Сакулина Н. П., Рисование в дошкольном детстве, М., 1965
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: ГНОМ и Д, 2001, 64с
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...