Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс. "Начальная школа XXI века".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс. "Начальная школа XXI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo_2_klass.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» начального общего образования (1-4 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками начального курса «Изобразительное искусство» (№373 от 06.10.2009 г.), на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (2015г.) по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы»/ Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана - Граф, 2011.-112с.- (Начальная школа XXI века), основной образовательной программы МКОУ «Поповская СОШ», учебного плана МКОУ «Поповская СОШ» , календарного графика МКОУ «Поповская СОШ» на 2020 – 2021 г.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская . «Изобразительное искусство»: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., дораб.- М: Вентана- Граф, 2012.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. Область представлена учебным предметом «Изобразительное искусство» -по 1 часу в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика. Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.
Цели обучения
- разностороннее художественно-творческое развитие учащихся: формирование целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности,
- развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством;
- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства;
- нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи обучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 135 часов. На изучение предметного курса «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю.
- класс - 35 учебных недель (35 часов в год);
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству во 2 классе
Ученик должен:
1. Овладеть языком изобразительного искусства:
- понимать, в чем состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
- понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка, наброски;
- знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, холодные и теплые цвета;
- знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент; - учиться описывать живописные произведения с использованием изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
- учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
- учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками;
3. Различать и знать, в чем особенности различных видов изобразительной деятельности. Владеть простейшими навыками:
- рисунка;
- аппликации;
- построения геометрического орнамента;
- техники работы акварельными и гуашевыми красками.
4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
- живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
- графика (иллюстрация);
- народные промыслы.
5. иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
- композиция, рисунок, цвет для живописи;
- композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Содержание учебного предмета
В программе представлеы три направления художественного развития учащихся:
- Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму - ( изобразительное искусство и окружающий мир).
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета,
форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
- Развитие фантазии и воображения.
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
- Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). | 17 |
2. | Развитие фантазии и воображения | 11 |
3. | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 |
4. | Резервные уроки | 1 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Период(четверть)/Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
1. | 1-я четверть Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 часов) | Что значит быть художником. Свободное рисование на тему "За лесами, за горами". | 1 |
2. | Предметный мир. Фактура предметов. Снимаем отпечаток фактуры с предметов. "Ковер-самолет." | 1 | |
3. | Снимаем отпечаток фактуры предметов. "Живые листья". | 1 | |
4. | Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Рисование с натуры. | 1 | |
5. | Что могут рассказать вещи о своём хозяине. Особенности замкнутого пространства: цвет в пространстве комнаты и в природе. «Интерьер жилища сказочного | 1 | |
6. | Многообразие открытого пространства. Понятие «перспектива». Открытое пространство и архитектура. «Я путешествую». | 1 | |
7. | Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет. «Моя улица утром и вечером». | 1 | |
8. | Особенности архитектуры в открытом пространстве. Понятия: линия горизонта», «первый и второй планы». «Дом и окружающий его мир природы». | 1 | |
9. | 2-я четверть | Пейзаж. Особенности городского и сельского пейзажа. «Куда ты, тропинка, меня привела». | 1 |
10. | Форма, объём, ритм, композиционное решение. Рисование по представлению. Творческая работа. «Сказочное пространство». | 1 | |
11. | Рисование на тему: "Город на сказочной планете". | 1 | |
12. | Рисование на тему: "Комната сказочного героя". | 1 | |
13. | Проект "Детская площадка". | 1 | |
14. | Волшебство искусства. "Мой первый кукольный театр." | 1 | |
15. | «Фантастический замок» (пластилин, камни, ракушки, проволока и др. материалы). | 1 | |
16. | «Фантазии снежинок» (жуки, стрекозы, бабочки из бумаги). | 1 | |
17. | 3-я четверть | Подражание мастеру «Лепим игрушки". | 1 |
18. | Развитие фантазии и воображения (11 часов) | О чем и как рассказывает искусство? Художественно-выразительные средства. "Заколдованный лес" (живопись и графика). | 1 |
19. | О чем говорят на картине цвета? "Настроение", "Зимние игры", "Из теплой комнаты смотрю на падающий снег". | 1 | |
20. | Учимся рисовать с натуры "Разговор двух предметов". | 1 | |
21. | Рисование с натуры "Моя мама". | 1 | |
22. | Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов. «Карнавальные маски». | 1 | |
23. | Графическая иллюстрация к любимой сказке "Огниво". | 1 | |
24. | Объёмно – пространственная композиция. «Чёрно – белая планета» (контраст). Коллективная работа. Проект. | 1 | |
25. | Пятно и тон как средства выразительности. «Тучки небесные». | 1 | |
26. | Штрих как средство выразительности в графике. "Вальс". | 1 | |
27. | 4-я четверть | Рисование на тему "Ветер на рябине". | 1 |
28. | Передаем движение в аппликации. Коллективная работа "На переменке". | 1 | |
29. | Художественно – образное восприятие изобразительного искусства (6 часов) | Виртуальная экскурсия «Музеи мира». | 1 |
30. | Бумажная пластика. «Дерево». | 1 | |
31. | Лепим сюжетную композицию по наброску. «Моё любимое животное». | 1 | |
32. | Коллективная работа «Весенние ручьи». | 1 | |
33. | Коллективная работа «Весенние ручьи» (завершение работы). | 1 | |
34. | Итоговый. Презентация лучших работ, выполненных в течении года. | 1 | |
35. | Резервные уроки | 1 | |
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс("Начальная школа ХХI века")
Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколенияв соответствии с программой «Математика» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, с учебнико...
Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа XXI века"
Примерная рабочая программа для 4 класса разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по математике 3 класс "Начальная школа 21 века" "
Рабочая программа для учебника 2006 года...
Рабочая программа по технологии 3 класс "Начальная школа 21 века" "
Рабочая программа...
рабочая программа по математике 3 класс. "Начальная школа 21 века" .ФГОС.
Рабочая программа по математике 3 класс, УМК "Начальная школа ХХI века" содержит пояснительную записку, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся с учетом ФГОС(УУД), календарн...
рабочая программа по музыка 3 класс начальная школа 21 века ( ФГОС)
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы «Изобразительное искусс...
Рабочая программа, русский язык 4 класс, "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального образования, программы «Русский язык» 4 класс под редакцией С.В.Иванова, оп...