рабочая программа по музыка 3 класс начальная школа 21 века ( ФГОС)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы; Л.Г. Савенкова, ЕА Ермолинская).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_3_klass.rar | 48.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ананьевская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор
Протокол № 9 от 30.08.2013г. _______________Л.И.Дорохова
Приказ № _____от
« ____» ____________ 2013г.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель Ш.М.О .учителей начальных классов _______________________ Л.И.Софронова
Протокол № ____ от
« ___»_______ 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО »
3 КЛАСС, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Рабочая программа составлена на основе авторской программы « Изобразительное искусство » для начальной школы, разработанной
Савенковой Л.Г., в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова) М. Вентана-Граф 2012г.
на 2013 – 2014 учебный год.
Составитель: Софронова Любовь Ивановна
учитель начальных классов
Ананьевка 2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы; Л.Г. Савенкова, ЕА Ермолинская). В авторскую программу изменения не внесены.
Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, восприятия разных видов искусства, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника.
На третьем году обучения учащиеся осваивают общие для различных искусств художественно-выразительные особенности образного языка: ритм и настроение, движение, композицию, пространство; раскрывают взаимосвязь элементов композиции (музыкальной, изобразительной, архитектурной, декоративной и др.), получают представление о композиционном центре.
У детей формируется понятие культуры как целостного явления: человек - природа - среда (взаимодействие человека и природы, человека и предметной среды); развиваются представления об особенностях родной культуры (региональный компонент), ее роли в мировой культуре (город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит).
Третьеклассники знакомятся с темами «Человек, природа, социальная среда. Мир природы и мир человека». Материал вводит ученика в разнообразие природных объектов, являющихся основой творчества любого художника: воздушное пространство, водный мир, земная поверхность и подземные недра. Они многообразно, последовательно и логично раскрываются перед учащимися через художественные, профессиональные понятия, через их отображение как в живописи, так и в произведениях других видов искусства. Раскрывается идея влияния природного окружения на творчество художника. Идет формирование представлений об особенностях родной культуры: город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит. Основным направлением работы с детьми в этом возрасте является развитие подвижности (продуктивности) воображения и фантазии, композиционного мышления, активизация форм и способов порождения замысла,
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, заданий поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. - 3 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. - 3 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Изобразительное искусство: 3 класс: органайзер для учителя: методические разработки / Е.А. Ермолинская. - 3 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Место предмета в учебном плане ОУ
Во втором классе, в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета « Изобразительное искусство» отводится 34 часа (1 час в неделю).
Уровень обучения: базовый.
УМК, реализующий данную программу: « Школа XXI века» Н.Ф.Виноградова
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | 17 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 |
3 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства | 6 |
ИТОГО | 34 |
Содержание программы (34 часа)
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (17 часов)
1.1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
1.2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
1.3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водное пространство, земная поверхность, подземный мир (горы, долины, 4русла рек, озера, моря, поля, леса создают в природе свой особый рисунок).
1.4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассматриваем деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны).
1.5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
1.6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
1.7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
1.8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
1.9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
1.10. Передача объёма в живописи и графике.
1.11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя характерные особенности.
1.12. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).
1.13. Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении.
1.14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
1.15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм в технике рельефа.
1.16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве. Обобщенность, силуэт.
1.17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы -одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
1.18. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи».
2. Развитие фантазии и воображения ( 11 часов)
2.1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
2.2. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
2.3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
2.4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
2.5. Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
2.6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев. Цветовое и световое оформление спектакля.
2.7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «Исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда)).
2.8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
2.9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
2.10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
2.11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
3. Восприятие искусства (музейная педагогика) ( 6 часов)
1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.
4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музеи, находящиеся в регионе.
5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и рассказ о жизни их создателей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Третьеклассник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цвето - ведения, усвоенные способы действия.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У третьеклассника продолжится:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к истории и культуре разных народов, иному мнению;
3) развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;
5) воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У третьеклассника продолжится:
1) процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении; формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; умение накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; развитие представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У третьеклассника продолжится:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;
3) развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;
4) воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;
5) формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
8) формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
критерии оценивания
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу, за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно/неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
- «хорошо», «отлично» - оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Объектом оценки результатов служит в полном соответствии с требованиями нового стандарта способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство».
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализаций, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Отметим важность того, чтобы комплект работ третьеклассника демонстрировал нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть аудиозаписи,, фото- и видеоизображения примеров изобразительной деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии, презентации, интерактивные материалы и др.
Используемые документы и литература:
1.Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.М. « Просвещение» 2010.
2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.:Вентана-Граф, 2011.
3. Изобразительное искусство. Методическое пособие для учителя. 1-4 классы. Савенкова Л.Г., Богданова Н.В.- М.: Вентана-Граф 2011
( Начальная школа XXIвека).
4. Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А..- М.: Вентана-Граф 2011
( Начальная школа XXIвека).
5. Изобразительное искусство. Учебник 3 класса Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А..- М.: Вентана-Граф 2012 ( Начальная школа XXIвека).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке "УМК Начальная школа XXI века"
Программа составлена на основе авторской программы по музыке 1-4 классы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 ...
Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"
Программа включает основное содержание и тематическое планирование....
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века
Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века с календарно-тематическим планированием для учителей начальных классов....
Рабочая программа по музыке УМК "Начальная школа 21 век" 1-4 кл.
Рабочая программа по музыке УМК "Начальная школа 21 век" 1-4 кл....