«Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»
занимательные факты по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
«Развитие мелкой моторики
у детей младшего школьного возраста
через нетрадиционные техники рисования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Метелевская СОШ
«Развитие мелкой моторики
у детей младшего школьного возраста
через нетрадиционные техники рисования»
Содержание
№ п/п | Содержание | Страница |
Введение | 4 | |
I. | Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. | 7 |
II. | Виды и техники нетрадиционного рисования для детей младшего школьного возраста. | 9 |
III. | Содержание работы по развитию мелкой моторики с детьми через нетрадиционные техники рисования. | 14 |
Литература | 20 | |
Приложения | ||
1 | Система работы по развитию мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования | |
2 | Диагностика уровня сформированности развития мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования | |
3 | Система работы с родителями по развитию мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования | |
4 | Конспекты непосредственно - образовательной деятельности | |
5 | Консультации | |
6 | Дидактические игры | |
7 | Наглядное приложение |
Введение
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
В период с момента рождение и до трёх лет наиболее важными этапами являются развитие мелкой моторики (движение рук) и развитие речи. Эти две вещи тесно взаимосвязаны, и одна не развивается без другой, то есть если не развивать мелкую моторику, то и речь будет развиваться не так активно, как могла бы. И наоборот, если не общаться с ребёнком, а только играть с ним, то его развитие сильно замедлиться.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
Однако наблюдения показывают, что у большинства детей младшего школьного возраста низкий уровень развития мелкой моторики рук: дети плохо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений, что говорит об общей неготовности большинства детей к письму, а также возникают проблемы с речевым развитием.
По мнению И.М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Большую роль отводится использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию. Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки и творческие способности, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству.
Это и определило тему моей углублённой работы: «Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Цель – развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Развить и укрепить мелкую моторику у детей младшего школьного возраста;
- Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;
- Научить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа;
- Создать предметно- развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности;
- Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности;
- Сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста, познакомить их с играми и упражнениями, многообразием нетрадиционных техник рисования, предоставить практические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Формы работы с детьми:
- Беседы
- Восприятие художественной литературы
- Рассматривание наглядно – иллюстративного материала
- Игры (дидактические, настольно –печатные, на мелкую моторику, самомассаж и массаж пальцев рук и др.)
- Наблюдения
- Продуктивная деятельность
- Выставки детских рисунков
- Участие в городских и районных конкурсах
Ожидаемый результат: предполагаю, что у детей
- Повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
- Изучат и освоят техники работы с нетрадиционными материалами, будут применять изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности.
- Будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.
Новизна: разработана система мероприятий по развитию мелкой моторики рук у детей с 6-9 лет с использованием нетрадиционных техник рисования.
- Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…»
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
По данным исследований, проведённых Л. В. Антаковой - Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий.
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения; органов познания; аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает предметы?
- Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.
- Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.
- Взятие в руки помогает обнаружить многие свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
- Надавливание даёт возможность определить мягкость или твёрдость, упругость, из какого материала сделан.
- Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребёнка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.
Например, в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Л.В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В школьном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность). Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к обучению.
Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Изучив публикации о развитии мелкой моторики в работе со школьниками, выяснила, что во всех рекомендациях предлагается чаще включать комплексы игр и упражнений в педагогический процесс.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.
Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
- Виды и техники нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).
Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать? что я смогу нарисовать этим материалом?). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.
Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т.д.
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Учитывая возрастные особенности младшего школьников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.
Блок 1 - «Тактильное рисование»:
«Рисование пальчиком»
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»:
Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:
«Оттиск печатками из пробки или ластика»
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Печать по трафарету»
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
«Кляксография обычная»
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
«Кляксография трубочкой»
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
«Монотипия предметная»
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
«Оттиск смятой бумагой»
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
«Точечный рисунок»
Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
«Набрызг»
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
«Отпечатки листьев»
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
«Поролоновые рисунки»
Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
«Тычок жёсткой полусухой кистью»
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Рисование на мокрой бумаге»
Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде кусок поролона, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
«Учимся делать фон»
Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Блок 3 – «Использование смешанных техник»:
«Коллаж»
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда школьник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д.
«Рисуем с помощью открыток»
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
«Тканевые изображения»
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
«Восковые мелки или свеча+акварель»
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Анализируя результаты проведённой работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных техник рисования и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук.
Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
В ходе работы достигла отличных результатов: положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме:
- Продолжить работу по развитию мелкой моторики рук через освоение новых нетрадиционных техник рисования;
- Разработать программу по данному направлению;
- Дополню развивающую среду в классе играми для развития мелкой моторики, инструментами и материалами для нетрадиционного рисования совместно с родителями.
Литература
- Белая М.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры, М.: АСТ, 1999.
- Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М, 1997.
- Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей, СПб: Литера, 2008.
- Казакова Р. Г, Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Цветной мир», 2012.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. - СПб: КАРО, 2008.
- Новиковская О.А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников. –М: СПб, 2011.
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 .
- Художественно – эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование/ авт.-сост. Н.Н. Леонова. – В.: «Учитель», 2014.
- Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Приложения
Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 3 – 4 лет через нетрадиционные техники рисования
Задания | Материал | Критерии | |||||
Высокий | Средний | Низкий | |||||
1. | Знает основные и яркие контрастные цвета: красный, зеленый, синий, желтый. | Листы бумаги, цветные карандаши, гуашевые краски, фломастеры, кисти | Знает основные цвета | Слабо знает три основных цвета. | Не знает оттенки основных цветов. | ||
2. | Имеет представления о свойствах изобразительных материалов, инструментов | Имеет представления о свойствах изобразительных материалов и инструментах | Частично имеет представления о свойствах изобразительных материалов и инструментах | Не имеет представления о свойствах изобразительных материалов и инструментах | |||
3. | Имеет навыки и умения использовать карандаш, кисть, фломастер, гуашевые краски | Умеет правильно пользоваться карандашом. кистью, фломастерами, гуашевыми красками | Умеет правильно пользоваться карандашом. кистью, фломастерами, гуашевыми красками, но иногда не уверенно, в результате получаются не совсем четкие изображения | Не умеет правильно пользоваться карандашом. кистью, фломастерами, гуашевыми красками. | |||
4. | Общая ручная умелость | Хорошо развита моторика рук, аккуратность | Ручная умелость развита | Слабо развита моторика рук |
Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 6 – 7 лет через нетрадиционные техники рисования
Задания | Материал | Критерии | |||
Высокий | Средний | Низкий | |||
1. | Умеет использовать различные изобразительные материалы и инструменты | Листы бумаги, цветные карандаши, гуашевые краски, фломастеры, кисти, нетрадиционные инструменты | Самостоятельно отбирает материалы и комбинирует их | Умеет отбирать материалы | Робко выбирает художественные материалы для создания выразительного образа |
2. | Умеет создавать новые цветовые тона на палитре путем смешивания цветов, разбавления водой | Самостоятельно создает новые тона на палитре путем смешивания | Частично умеет создавать новые тона путем смешивания | Не умеет создавать, смешивать тона на палитре | |
3. | Владеет нетрадиционными техниками рисования (по – сырому, по - сухому и т.д.) | Владеет навыками нетрадиционного рисования, навыки четко сформированы | Владеет навыками, но иногда не уверенно, в результате получаются не совсем четкие изображения | Не владеет нетрадиционными навыками рисования | |
4. | Знает и различает жанры живописи, средства ее выразительности: цвет, линия, композиция | Ребенок хорошо знает жанры, средства ее выразительности | Имеет представление о жанрах и средствах ее выразительности | Выделяет жанры, средства ее выразительности выделяет с помощью взрослого | |
5. | Добивается сходства в рисунке с реальным объектом | Достаточно добивается сходства в рисунке с реальным объектом | Частично добивается сходства в рисунке с реальным объектом | Добивается сходства в рисунке с реальным объектом с помощью взрослого | |
6. | Использует в рисунке соответствие размеров, цветов, деталей, поз | Самостоятельно использует | Частично использует | Не использует | |
7. | Сказочность образов передает цветом, декоративными деталями | Самостоятельно передает | Частично передает | Не передает | |
8. | В рисунке использует линию горизонта, ближний, дальний план | Самостоятельно использует линию горизонта | Частично использует | Не использует или с помощью взрослого | |
9. | Общая ручная умелость | Хорошо развита моторика рук, аккуратность | Ручная умелость развита | Слабо развита моторика рук |
План работы по развитию мелкой моторики у детей 6лет через нетрадиционные техники рисования
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | Выставка рисунков «Осенний калейдоскоп» | Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; |
Октябрь | Консультация «Творим без кисточки» | Продолжать знакомить родителей нетрадиционными техниками рисования |
Ноябрь | День открытых дверей, показ НОД с элементами нетрадиционного рисования, пальчиковых игр, самомассажа, игра на мелкую моторику, совместное рисование с использованием нетрадиционных материалов | Вовлечь родителей в образовательный процесс, продолжать знакомить с основами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, игр на мелкую моторику, привлечь к совместному творчеству с детьми |
Декабрь | Консультация «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка» | Продолжать знакомить родителей нетрадиционными техниками рисования |
Январь | Семинар – практикум «Чтобы чётко говорить- надо с пальцами дружить» | Привлечь внимание родителей к развитию мелкой моторики через пальчиковые игры и игры с различным материалом. |
Февраль | Семейный конкурс по изготовлению открыток к Дню защитника отечества | Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; |
Март | Семинар – практикум «Что мы рисуем…» | Привлечь внимание родителей к нетрадиционным техникам рисования |
Апрель | Изготовление пособий, игр на мелкую моторику, инструменты и материалы для нетрадиционного рисования | Привлечь родителей в оказании посильной помощи |
Май | Фотовыставка «Наши пальчики» | Привлечь участие к фотовыставке |
План работы по развитию мелкой моторики у детей 6 – 7 лет через нетрадиционные техники рисования
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | Анкетирование «Любит ли ваш ребенок рисовать» | Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков. |
Октябрь | Консультация «Нетрадиционное рисование в жизни старшего дошкольника» | Продолжать знакомить родителей нетрадиционными техниками рисования и раскрыть значение нетрадиционного рисования |
Ноябрь | День открытых дверей, показ НОД с элементами нетрадиционного рисования, пальчиковых игр, самомассажа, игра на мелкую моторику | Вовлечь родителей в образовательный процесс, продолжать знакомить с основами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, игр на мелкую моторику |
Декабрь | Консультация «Художественно-творческие игры в жизни ребенка» | Рассказать родителям о об играх, ответить на все интересующие их вопросы. |
Январь | Публикация статьи в газете «Алёнка»: «Развиваем творческие способности» | Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности |
Февраль | Выставка рисунков «Зимушка-зима» | Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; |
Март | Семинар – практикум «Что мы рисуем…» Участие в районной акции «Марш парков» | Привлечь внимание родителей к нетрадиционным техникам рисования, привлечь к участию в районных конкурсах |
Апрель | Изготовление пособий, игр на мелкую моторику, инструменты и материалы для нетрадиционного рисования | Привлечь родителей в оказании посильной помощи |
Май | Фотовыставка «Наши пальчики» Участие в районной акции «Тебе ветеран!» | Привлечь к участию в фотовыставке, в районных акциях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...
Статья : Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием нетрадициооных видов рисования на занятиях в группе продленного дня.
В помощь молодым специалистам....
Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натуры Авторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»
Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натурыАвторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»...
Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ как средство развития речи
Вопрос развития мелкой моторики наших детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области образования. Уровень развития мелко...
Программа по ознакомлению младших школьников с нетрадиционными техниками рисования
Программа может применяться как в массовой школе, так и в коррекционных школах....
Программа по ознакомлению младших школьников с нетрадиционными техниками рисования
Программа может применяться как в массовой школе, так и в коррекционных школах....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...