Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ как средство развития речи
статья на тему
Вопрос развития мелкой моторики наших детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области образования. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной состоятельности и именно в этой области наши дети испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_detey_s_ovz_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ как средство развития речи
Вопрос развития мелкой моторики наших детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области образования. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной состоятельности и именно в этой области наши дети испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Свою работу по развитию мелкой моторики начала проводить в прошлом уч году с детьми 9 кл . Поставила цель - развитие мелкой моторики детей посредством сочетания традиционных и нетрадиционных методов и приёмов. При построении системы своей профессиональной деятельности по развитию мелкой и общей моторики я опиралась на следующие принципы:
- Принципы доступности и индивидуальности
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принципы последовательности и систематичности
На любом этапе усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
Принцип наглядности
Учитывая психологию, возрастные особенности детей, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами.
Принцип поэтапности
Работа строится с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Принцип адаптивности
Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у наших детей применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка.
Принцип прочности
Заключается в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.
Для реализации поставленной цели в классе была создана необходимая предметно-развивающая среда. Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в кабинете может стать развивающим. Я старалась создать обстановку, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Создавая развивающую среду, я учитывала и такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. В группе имеется большое количество игр развивающего характера: вкладыши различного типа, матрешки, мозаика, игры с карандашами, конструкторы; дидактические игры и пособия и пазлы.
Методика, используемая мною в работе с детьми, строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждение их к творчеству при выполнении заданий. Кроме этого использовала личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач), интегрированную систему, здоровьесберегающие технологии, игровые методы и приемы.
При разработке нетрадиционных приёмов я изготавливала пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем: многофункциональность, экономическая выгода и общедоступность. По сравнению с традиционными приемами, нетрадиционные, в большей степени, развивают творческий потенциал и фантазию. Практическое применение данных приёмов в работе с детьми осуществлялась по этапам, упорядочивая процесс развития мелкой моторики и повышая его эффективность:
1 этап – развитие движений кистей рук;
2 этап - развитие различных типов захватывания;
3 этап - развитие соотносящих действий;
4 этап – развитие подражательных движений рук;
5 этап – развитие тактильных ощущений пальцев рук.
Особенность работы заключается в том, что я приступала к реализации следующего этапа только тогда, когда хорошо освоен предыдущий. Так как у каждого ребёнка свой темп развития, то данный переход от этапа к этапу происходит индивидуально. Такое поэтапное включение в деятельность детей игр и упражнений позволило последовательно развивать разные движения рук детей, способствовало активному познанию ими окружающего мира, повышению работоспособности коры головного мозга, что существенно должно ускорять общее развитие ребёнка.
Одним из обязательных условий, повышения эффективности процесса развития мелкой моторики наших детей , является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые взаимодействуют на ребёнка вне стен учреждения. Взаимодействие с родителями осуществляла через использование традиционных и нетрадиционных форм – родительские собрания «Развитие мелкой моторики ребёнка и её влияние на речь», консультация «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие», что позволило закрепить полученные навыки. В процессе всей деятельности я осуществляла тесное сотрудничество со специалистами и педагогами учреждения. Совместно с ними проводила развлечения, досуги, консультации. Я уверена, что только полноценное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса дало мне возможность добиться положительных результатов в работе по развитию устной речи наших детей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики сти...
Бисероплетение - как средство развития мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе
В статье описывается положительное влияние бисероплетения на активизацию мелкой моторики рук, на развитие мелких мышц кисти, воображение, фантазию, памяти, развитие пространственного мышле...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...
Мастер класс Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
Развитие связаной речи детей с ОНР с помощью нетрадиционной технологии квиллинг...
презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать базовые формы, составлять из них различные композиции;-проследить положительное влияние использования техник...