Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития
методическая разработка по теме
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов для успешного обучения в школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Данный курс направлен на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей для успешного обучения ребенка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nesterovoy_k.s._gbou_cdk_g.o.syzran.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕСТЕРОВА КСЕНИЯ СЕРГЕЕВНА
ГБОУ, центр диагностики и консультирования г.о. Сызрань
Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития
Актуальность исследования.
Речь – это вид коммуникативной деятельности человека. Нарушения речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.
Цель программы моторного развития ребенка с ЗПР: создание условий для комплексного развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективному обучению в школе .
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
Обучающие:
- исправление недостатков моторики;
- совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий;
- обучение графическим навыкам письма.
Развивающие:
- Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развитие творческой активности, пространственного мышления.
Воспитывающие:
- Воспитание в детях аккуратности, усидчивости.
- Воспитание внимательности к выполнению заданий.
- Воспитание уважительного, бережного отношения к своему труду.
Отличительные особенности данной программы:
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов для успешного обучения в школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Данный курс направлен на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей для успешного обучения ребенка в школе.
Формы и режим занятий:
Данный курс занятий является комплексным и коррекционно-направленным: наряду с развитием мелкой моторики предполагается исправление недостатков психофизического развития ребенка с ЗПР и формирование у него относительно сложных видов психической деятельности.
Главная задача специалистов на начальном этапе работы — полноценное обследование ученика с позиций системного подхода, выделение видимых затруднений ребенка, определение их первичного и вторичного характера, установление причинности.
Программа по развитию мелкой моторики ребенка с ЗПР предполагает использование следующих форм:
- беседа
- дидактическая игра
- физические упражнения
- пальчиковые гимнастики
- графические диктанты
- индивидуальная корректировка действий.
Коррекционные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—20 мин; 2 занятия в неделю. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности, в процессе которых и решаются задачи моторного развития ребенка. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия.
Ожидаемые результаты:
Ребенок должен знать:
- виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- понятие “оригами”, “шаблон”;
- виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
- основные правила склеивания;
- понятие «конструктор»; «мозаика»
Ребенок должен уметь:
- применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
- работать с бумагой, с природным материалом, с конструктором, с кубиками;
- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
- работать с трафаретами;
- изготавливать детали по шаблону;
- выполнять аппликации;
- обводить по точкам, по трафарету;
- рисовать по контуру, раскрашивать;
- застегивать, расстегивать пуговицы, молнии;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки.
Этапы реализации комплексной программы развития
мелкой моторики ребенка с ЗПР
Этапы | Содержание |
Подготовительный этап | Всестороннее изучение ребенка специалистами (медицинское, психолого-логопедическое, социально-педагогическое). Исследование состояния мелкой ручной моторики. |
Аналитический этап | Выделение основных направлений программы.
Составление плана коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики ребенка с ЗПР. |
Основной этап | Собственно коррекционная работа по основным направлениям. |
Заключительный (оценочный) этап | Обсуждение результатов проделанной работы. Определение результативности |
Примерное тематическое планирование по курсу «Развитие мелкой моторики ребенка с ЗПР»
№ | Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов | Дата |
1 | Диагностика | 2 | |
2 | Пальчиковая гимнастика | 9 | |
Развитие мелкой моторики пальцев рук. | 1 | ||
Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому» . Фигурки из палочек «Качели» | 2 | ||
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка». Фигурки из палочек «Корзина». Игра «Чудесный мешочек» | 2 | ||
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами». Фигурки из палочек «Банка для варенья». Игра «Узнай меня!» | 2 | ||
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Апельсин». Фигурки из палочек «Машина» | 2 | ||
3 | Оригами | 12 | |
Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами | 2 | ||
Прием складывания бумаги наискосок. Изделие «колпачок для феи». | 1 | ||
Прием складывания бумаги гармошкой. Изделие «корона». | 1 | ||
Аппликация «Обитатели леса». | 2 | ||
Аппликация «Зимняя сказка». | 2 | ||
Панно «Птицы на кормушке». | 2 | ||
Аппликация по собственному замыслу. | 2 | ||
4 | Конструирование | 10 | |
Знакомство с конструированием, как видом деятельности. Техника безопасности при работе с конструкторам и мелкими деталями. | 1 | ||
Конструирование из бумаги. "Игрушки-зверюшки." | 2 | ||
Конструирование из кубиков. «Гаражи». | 1 | ||
Конструирование из природных материалов. «Птицы». | 2 | ||
Работа с конструктором. «Тележка». | 1 | ||
Конструирование из кубиков. «Мосты». | 1 | ||
Конструирование из ткани. «Филин». | 2 | ||
5 | Графические упражнения | 31 | |
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка | 2 | ||
Дорисовка узора. | 2 | ||
Соединение точек одной линией. | 2 | ||
Обведение по точкам прямые наклонные короткие линии. | 1 | ||
Обведение по точкам. | 2 | ||
Дорисовка незаконченного рисунка. | 2 | ||
Обведение узоров по точкам | 2 | ||
Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии. | 1 | ||
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). | 2 | ||
Дорисовка узора. | 2 | ||
Штриховка | 2 | ||
Раскрашивание. | 2 | ||
Рисование по контуру. Раскрашивание. | 2 | ||
Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии. | 1 | ||
Обведение по точкам линий с петлёй внизу. | 2 | ||
Упражнение в прописывание длинных прямых наклонных линий и длинных линий с петлёй внизу. | 2 | ||
Упражнение в написании с чередованием изученных элементов. | 2 | ||
6 | Игры и действия с предметами | 14 | |
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) | 2 | ||
Развитие координации движений руки и глаза (застегивание молний, пуговиц) | 2 | ||
Рисование пластилином «Грибы» | 1 | ||
Рисование пластилином «Яблоко» | 1 | ||
Рисование мятой бумагой. | 2 | ||
Игры с мозаикой. | 2 | ||
Угaдывание на ощупь предмета. | 2 | ||
Поиск предметов, сделанных из одинаковых материалов. | 2 | ||
Поиск предметов, сделанных из разных материалов. | 2 | ||
Итого: | 80 |
Список литературы
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.
- Визель Т.Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
- Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Еуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 - ТОМ 1.
- Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. // Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1981.
- Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика дизартрии и сложной дислалии. // Дефектология. 1996 №5.
- Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Волковой Л.С. -5-е изд. перераб. и доп. - М.: Гуманитатор. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- Мартынова Р.И. Медико - педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.Г. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
- Мастюкова Е.М. Дизартрия / Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- Озерецкий Н.И. Методика исследования психомоторики / Н.И. Озерецкий. - М. - Л.: Госмедиздат 1930.
- Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в обучении детей с задержкой психического развития
Данный подход означает переориентацию учебного процесса на постановку и решение учениками конкретных познавательных, исследовательских и других задач. В этом случае основой реализации учебного процесс...
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах...
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития...
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...
Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития
Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...
Доклад Развитие мышления у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.
Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморе...
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка, 1 класс
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений...