Рабочая программа "Изобразительное искусство" 4 класс "21 век"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе требований компонента федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений 1-4классов, 2009 года, авторской программы Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г. , рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 61.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская средняя общеобразовательная школа им. А.И.Скурлатова»
«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей Протокол № ___ от «__» ____________20___г. Руководитель методического объединения____________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________________ «__»____________20___г. | «Утверждено» Директор школы ________________________ «__»________________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса
«изобразительное искусство»
для 4 класса
начальное общее образование
срок реализации 1 год
Составитель: учитель начальных классов
Шлёпина Жанна Константиновна
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе требований компонента федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений 1-4классов, 2009 года, авторской программы Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г. , рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год) и в соответствии с выбранным учебником: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство:4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2018
Цель рабочей программы в соответствии с гос. стандартами.
Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе — разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
• формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
• активизацию самостоятельной творческой деятельности;
• развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);
• формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
• воспитание нравственных и эстетических чувств, любви
!к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
• развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
• формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
• формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
• развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
Преподавание курса ориентировано на использовании учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Основные учебные издания:
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство:4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2018
- Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012г.
Дополнительная литература:
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2015
Общая характеристика учебного предмета.
Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.
В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.
В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.
Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностныйполихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.
Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.
Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.
Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).
Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).
Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.
Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.
4 класс. Обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего природного ландшафта, формирование понятий и представлений о культуре народа географические условия, особенности труда, обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры, национальный дизайн, эстетика вещей), закладываются основы проектного мышления.
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Развитие пространственного ощущения мира; быт, одежда, архитектура, праздники. Природа, пространство и среда народного искусства. Зависимость народного искусства от национальных традиций, природных условий региона.
Развитее представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Знакомство с разнообразием форм народного искусства и их зависимостью от природных условий и др. Взаимосвязь цвета , пластики, символики, и формы в народной игрушке.
Развитие представлений о цвете в искусстве, окружающем предметном мире и искусстве. Цвет в искусстве народной игрушки.
Освоение композиционных задач в искусстве. Своеобразиекомпозиции в народном искусстве (одежда, быт, жильё).
Использование на занятиях ИКТ способствует становлению мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств, направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывает уважение к другим национальностям.
Формы организации образовательного процесса.Эффективнее учебная деятельность учащихся на занятиях, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных)
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Приветствуется любое общественное приложение результатов художественной деятельности школьников.
Описание ценностных ориентиров содержания.
В основе учебников и рабочих тетрадей лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» :
• воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональной России);
• развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
• общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);
• воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
• воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
• развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
• совершенствование индивидуальных способностей;
• формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
• целостное, гармоничное восприятие мира;
• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
• умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
• способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
• способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
• представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;
• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
• умение доводить работу до конца;
• способность предвидеть результат своей деятельности;
• адекватная оценка результатов своей деятельности;
• способность работать в коллективе;
• умение работать индивидуально и в малых группах;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
• постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
• принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
• самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
• умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
• умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дисциплин;
• умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
• умение проводить самостоятельные исследования;
• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
• умение находить нужную информацию в Интернете;
• участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
• умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
• обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
• умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
• понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
• умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
• умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
• способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
• умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать
о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
• умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
• сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
• сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
• активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
• понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
• понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
• умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
• умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
• сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
• умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
• умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
• умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
• умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
• умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Планируемые результаты освоения предмета.
Выпускник научится:
• создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
• работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
• выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
• создавать образы природы и человека в живописи и графике;
• выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
• понимать форму как одно из средств выразительности;
• отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
• видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
• использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
• передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
• использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
• создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
• изображать объёмные тела на плоскости;
• использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
• применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
• использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
• чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
• понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
• приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
• понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
• понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
• использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
• понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
• понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
• приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
• выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
• видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
• понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
• активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
• работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
• воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
• переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
• работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
• участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
• выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
• проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
• использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно это касается оценок творческих работ детей. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.
Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.
Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования (если это не касается выполнения каких-либо технических приёмов). Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.
Преподаватель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном. Нужно отмечать стремление детей к коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе в целом, а не о вкладе в неё каждого отдельного ученика.
Применяются следующие формы контроля:
- выставки, конкурсы, викторины;
- творческие задания;
- открытые занятия;
- тестирование по темам;
- творческие проекты;
- устные опросы.
После каждого года обучения дети участвуют в разноуровневых конкурсах и выставках. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.
Содержание программы
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. | 17 |
2 | Развитие фантазии и воображения. | 11 |
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 |
Итого | 34 |
Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Деятельность учащихся на уроке |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов) | ||
1 | Изображение с натуры природных объектов любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. | Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима». Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира» |
2 | Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве — в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях. Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. | Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др. окружающей среды. Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника») |
3 | Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы. | Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий. Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики |
4 | Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции. Создание образа своего дома. | Активноиспользовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передавать цветом настроение в работе |
5 | Чем похожи и чем различаются картины, произведения декоративно-прикладного искусства разных художников? | Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников. Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint) |
6 | Создание своих творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок. | Создавать свои «Путевые зарисовки». Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы |
7 | Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д. | Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Владеть графическими компьютерными программами |
8 | Знакомство с пропорциями тела человека. Композиция на бытовые темы: «В избе (юрте, сакле, касса, хижине, хате)». | Находить нужный формат, выделять композиционный центр. Выполнять наброски с фигур одноклассников |
9 | Рисование с натуры одного предмета | Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов. Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы |
10 | Создание коллективной объёмно-пространственной композиции. Темы: «Посиделки», «Весна - красна», «Масленица», «Святки». | Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере) |
11 | Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой. Тема композиции: «Чайная церемония в Китае» | Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения. Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами |
12 | Знакомство с народными праздниками. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции. Темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона» | Работа в объёме и пространстве движении. Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета |
13 | Пропорции человека и их отображение в объёме. | Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека. Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест |
14 | Создание коллективной объёмно-пространственной композиции в природном пространстве по мотивам народной сказки или былины. Примерная тема композиции: «Аул в горах» | Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках. Уметьграмотноперемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа |
15 | Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата. Примерная тема композиции: «Деревенская улица» | Декоративно-прикладная деятельность Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы |
16 | Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. | Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме. Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения |
17 | Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения | Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами |
Развитие фантазии и воображения (11 часов) | ||
18 | Слушаем музыку и фантазируем. Самостоятельные исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов» | Работа на плоскости Использовать для этого поисковые системы Интернета |
19 | Изучение жизни разных этнических и социальных групп. Примерные темы композиций: «Рисуем песню». | Обмениватьсямнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре. Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения |
20 | Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох. Аппликация, коллаж | Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению. Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу |
21 | Создание композиции по мотивам «образной хореографии». Лепка по мотивам народной музыки и танца. Примерные темы композиций: «Хоровод», «Барыня» | Распределять сюжеты среди учащихся в группе. Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения — динамики) |
22 | «Путешествия на машине времени» Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок | Работа в объёме и пространстве Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору). Переключаться с одной деятельности на другую |
23 | Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Темы композиций: «Мы под радугой живём в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение». | Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства. Определять цветовой и средовой характер композиции |
24 | Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. | Декоративно-прикладная деятельность Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев. Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов |
25 | Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей | Уметьобъяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа? |
26 | Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Темы композиций: «Новый год», «Масленица», «Весна-красна» | Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Уметьобъяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла |
27 | Подготовка «художественного события» на тему: «Жизнь на Земле через 1000 лет» | Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию. Оформлять класс и школу к праздничным датам |
28 | Народные промыслы в области художественной росписи. | Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона. Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел. Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы) |
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов) | ||
29 | Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве | Иметьпредставление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера |
30 | Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская .) | Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство. Уметьработать в сотворчестве с другими детьми |
31 | Народная архитектура: форма, декоративное украшение | Представлять и уметьобъяснять понятия «природные условия», «рельеф местности». Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности |
32 | Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. | Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный). Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте |
33 | Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. | Уметьпередавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла) |
34 | Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства. | Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека — композиционный центр. Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору) |
34 | всего |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по курсу «Изобразительное искусство»
Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходимо :
- экран, мультимедийная установка, компьютер;
- комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке, в том числе диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной программой.
- репродукции картин в сответсвии с тематикой и видами работы;
-портреты русских и зарубежных художников
-схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человек;
-разнобразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Оборудование :
Шкаф для хранения баночек для воды, красок, кистей, бумаги, выполненных детских работ, а также предметов для составления натюрмортов и выполнения иллюстраций, инструментов и приспособлений
Электронные образовательные ресурсы:
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
- www.getty.edu/art/exhibitions/devices
-www.hermitage.ru
- www.rusmuseum.ru
- www.artsedge.kennedy-center.org
- http://som.ru/Resources/Moreva/st
- http://art.edu-studio.nfrod.ru
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Лист корректировки рабочей программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...