рабочая программа ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. № 373;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. № 373»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Н-УООШ №14 на 2019-2020 учебный год;
- Учебного плана МБОУ Н-УООШ №14 на 2019-2020 учебный год;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета МБОУ Н-УООШ №14;
- Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений автора Б.М.Неменского «Изобразительное искусство 1-4 классы» УМК «Школа России». - М.: «Просвещение», 2015.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становле¬ния интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Курс обеспечен учебниками автора Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. 3 класс» УМК «Школа России». - М.: «Просвещение», 2015.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю ( 34 учебные недели).. В соответствии с календарным учебнымграфиком МБОУ Н-УООШ №14 на 2019-2020 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2019-2020 учебном году (24.02.19г., 9.03.19г., 1.05.19г.,4.05.19г., 5.05.19г.,11.05.19г.) , расписанием учебных занятий МБОУ Н-УООШ №14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по изобразительному искусству в 3-м классе в 2019-2020 учебном году будет реализована в объеме 34 часов.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство округ нас» по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусстве природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей третьеклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач:
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
Регулятивные УУД | |
Обучающийся научится: - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и - вносить необходимые коррективы в действия; - планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; -выявлять и формулировать учебную проблему; - планировать практическую деятельность на уроке; - с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - предлагать свои приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий; - работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства, -осуществлять контроль точности выполнения операции; - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | Обучающийся получит возможность научиться: - осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. – понимать смысл предложенных заданий; – выполнять действия в опоре ориентир; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. |
Познавательные УУД | |
Обучающийся научится: - активно использовать язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения разных учебных предметов; - использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшений; - ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что можно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; - добывать новые знания: находить необходимую информацию; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления связей, построения рассуждений; - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы; - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность. | Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации в открытом информационном пространстве; – моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; – самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – осуществлять действие подведения под понятие; |
Коммуникативные УУД | |
Обучающийся научится: - сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - слушать и понимать речь других; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. | Обучающийся получит возможность научиться: – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач; – аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров; – понимать относительность мнений и подходов к решению задач; – контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы; – осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия; – активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; – продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности. |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Искусство в твоем доме
"Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки
Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Посуда у тебя дома
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Мамин платок
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Твои книжки
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры – наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
Транспорт в городе
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Тема 3. Художник и зрелище
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
Тема 4. Художник и музей
Музеи в жизни города
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Искусство, которое хранится в этих музеях
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 3 КЛАСС 2019-2020 УЧ.ГОД (34 ЧАСА)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Искусство в твоем доме. 8ч | ||||
1. | Как я провел лето. | 1 | 5.09 | |
2. | Твои игрушки | 1 | 12.09 | |
3. | Посуда у тебя дома | 1 | 19.09 | |
4. | Обои и шторы у тебя дома | 1 | 26.09 | |
5. | Мамин платок | 1 | 3.10 | |
6. | Твои книжки | 1 | 10.10 | |
7. | Открытки | 1 | 17.10 | |
8. | Труд художника для твоего дома | 1 | 24.10 | |
Искусство на улицах твоего города. 7ч | ||||
9. | Памятники архитектуры | 1 | 7.11 | |
10. | Парки, скверы, бульвары | 1 | 14.11 | |
11. | Ажурные ограды. | 1 | 21.11 | |
12. | Волшебные фонари | 1 | 28.11 | |
13. | Витрины | 1 | 5.12 | |
14. | Удивительный транспорт | 1 | 12.12 | |
15. | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) | 1 | 19.12 | |
Художник и зрелище. 11ч | ||||
16. | Художник в цирке | 1 | 26.12 | |
17. | Художник в театре | 1 | 16.01 | |
18. | Театр кукол | 1 | 23.01 | |
19. | Театр кукол | 1 | 30.01 | |
20. | Маски | 1 | 6.02 | |
21. | Маски | 1 | 13.02 | |
22. | Афиша и плакат | 1 | 20.02 | |
23. | Афиша и плакат | 1 | 27.02 | |
24. | Праздник в городе | 1 | 5.03 | |
25. | Праздник в городе | 1 | 12.03 | |
26. | Школьный карнавал. | 1 | 19.03 | |
Художник и музей. 8ч | ||||
27. | Музей в жизни города | 1 | 2.04 | |
28. | Картина — особый мир. | 1 | 9.04 | |
29. | Музей искусства | 1 | 16.04 | |
30. | Картина-пейзаж | 1 | 23.04 | |
31. | Картина-портрет. Картина-натюрморт. | 1 | 30.04 | |
32. | Картины исторические и бытовые | 1 | 7.05 | |
33. | Скульптура в музее и на улице. | 1 | 14.05 | |
34 | Художественная выставка. | 1 | 21.05 | |
Всего: | 34 часа |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО МБОУ Н-УООШ №14 от «____»__________2019г.№_________ ___________ __________________ Подпись Ф.И.О.руководителя МО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Н-УООШ №14 ___________ ______________ Подпись Ф.И.О. «____»___________2019г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...