Рабочая программа по изобразительному искусству (Базовый уровень) 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Рабочая программа ориентирована на учебники: Изобразительное искусство. Каждый народ – художник: учеб. Л. А. Неменская; под ред. Б. М.Неменского. – М: Просвещение, 2014г., Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Твоя мастерская», под редакцией Б. М. Неменского М: Просвещение, 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pro_4.docx | 51.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству
(базовый)
4 класс
Составитель: Акулова Виктория Олеговна
учитель начальных классов
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Боровск-1» с учетом Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и авторской программы Неменского Б. М., Неменской Л. А., Горяевой Н. А. и др. 2011г.
Рабочая программа ориентирована на учебники: Изобразительное искусство. Каждый народ – художник: учеб. Л. А. Неменская; под ред. Б. М.Неменского. – М: Просвещение, 2014г., Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Твоя мастерская», под редакцией Б. М. Неменского М: Просвещение, 2016 г.
Согласно учебному плану на изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 «Б» классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цели и задачи изучения учебного предмета соответствуют миссии школы: обеспечение базового уровня образовательной деятельности и воспитательной работы, создающего выпускникам школы условия для дальнейшего продолжения образования по различным направлениям, формирование активной личности, способной решать задачи познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности.
Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Задачи курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Используемый учебно-методический комплекс
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 кл.: учебник для общеобразовательных организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015.
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016.
Содержание программы
Раздел 1. Истоки родного искусства (8 ч)
Пейзаж родной земли. Образ традиционного русского дома. Украшения деревянных построек и их значение. Деревня - деревянный мир. Образ красоты человека (женский). Образ красоты человека (мужской). Народные праздники.
Раздел 2. Древние города нашей земли (7 ч)
Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины-защитники. Древние города Русской земли. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах.
Раздел 3. Каждый народ – художник (11 ч)
Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры Японии. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Образ человека, характерные черты одежды средневековой Западной Европы. Образ художественной культуры Средней Азии. Многообразие художественных культур в мире.
Раздел 4. Искусство объединяет народы (8 ч)
Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание - великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Искусство народов мира.
Планируемые результаты освоения программы по курсу
«Изобразительное искусство»
Личностные:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
- умение строить сообщения в устной и письменной форме;
- умение творчески видеть с позиций художника, т. е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение обобщать, делать выводы;
- умение ориентироваться в материале на страницах учебника.
Коммуникативные:
- умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение задавать вопросы;
- умение слушать и понимать высказывания собеседников;
- умение использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные:
- умение различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- умение узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- умение эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;
- умение организовывать свое рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами;
- умение различать основные и составные, теплые и холодные цвета, тихие и звонкие;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- умение использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- умение передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов и составлять композиции с учетом замысла;
- умение применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- умение конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- умение участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны иметь представление:
- о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;
- о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).
Обучающиеся должны знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
- основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов,
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
- о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
Обучающиеся должны уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать
художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
- менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
- составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж).
Календарно-тематическое планирование
Номер недели | Номер урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика | Плановые сроки прохожден ия | Скорректи рованные сроки прохожден ия | Примеча ние |
Истоки родного искусства (8ч) | ||||||
1 | 1. | Пейзаж родной земли | Характеризовать красоту природы родного края. Характеризоватьособенностикрасоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзаж родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Изображать графическими или живописными средствами образ русской Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. | 01.09.- 07.09. | ||
2 | 2. | Пейзаж родной земли | 08.09.- 14.09 | |||
3 | 3. | Образ традиционного русского дома | 15.09.- 21.09 | |||
4 | 4. | Деревня – деревянный мир | 22.09.- 28.09. | |||
5 | 5. | Образ красоты человека (женский) | 29.09.- 05.10. |
6 | 6. | Образ красоты человека (мужской)) | Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Создавать женские и мужские народные образы (портреты). Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции. | 06.10.- 12.10. | ||
7 | 7. | Народные праздники | 13.10.- 19.10. | |||
8 | 8. | Народные праздники (обобщение темы) | 20.10.- 26.10. | |||
Древние города нашей земли (7ч) | ||||||
9 | 9. | Древнерусский город - крепость | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. | 27.10.- 09.11. | ||
10 | 10. | Древние соборы. | 10.11.- 16.11. |
11 | 11. | Древний город и его жители | Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение). Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.). Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину). Овладевать навыками изображения фигуры человека. Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания). Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. | 17.11.- 23.11. | ||
12 | 12. | Древнерусские воины - защитники | 24.11.- 30.11. | |||
13 | 13. | Древние города Русской земли | 01.12.- 07.12. | |||
14 | 14. | Узорочье теремов | 08.12.- 14.12. | |||
15 | 15. | Праздничный пир в теремных палатах | 15.12.- 21.12. |
Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. Сотрудничать в процессе создания общей композиции. | ||||||
Каждый народ — художник (11ч) | ||||||
16 | 16. | Страна восходящего солнца Праздник цветения сакуры | Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Осваивать основы конструкции, соотношение | 22.12.- 28.12. | ||
17 | 17. | Страна восходящего солнца Искусство оригами | 29.12- 18.01. | |||
18 | 18. | Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре | 19.01- .25.01. | |||
19 | 19. | Народы гор и степей | 26.01.- 01.02. | |||
20 | 20. | Народы гор и степей Юрта как произведение архитектуры | 02.02-08.02 | |||
21 | 21. | Города в пустыне | 09.02.- 15.02. | |||
22 | 22. | Образ художественной культуры Древней Греции Древняя Эллада | 16.02.- 22.02. |
23 | 23. | Образ художественной культуры Древней Греции Олимпийские игры | основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников. Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности. Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. | 23.02.- 01.03. | ||
24 | 24. | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы Средневековый город | 02.03. 08.03. | |||
25 | 25. | Образ готического храма в средневековом городе | 09.03.- 15.03. | |||
26 | 26. | Многообразие художественных культур в мире | 16.03.- 22.03. | |||
Искусство объединяет народы (8 ч) | ||||||
27 | 27. | Все народы воспевают материнство | Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни | 23.03.- 05.04. | ||
28 | 28. | Мудрость старости | 06.04.- 12.04. | |||
29 | 29. | Сопереживание- великая тема искусства | 13.04.- 19.04. |
30 | 30. | Герои,борцы и защитники | Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме). Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре. Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры. Обсуждать и анализировать свои работы | 20.04.- 26.04. | ||
31 | 31. | Героическая тема в искусстве разных народов | 27.04.- 03.05. | |||
32 | 32. | Юность и надежда | 04.05.- 10.05. | |||
33 | 33. | Искусство народов мира. Обобщение темы | 11.05.- 17.05. | |||
34 | 34. | Итоговое занятие, защита проектов | 18.05.- 25.05. |
и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки | ||||||
Итого: | Количество часов в год: | По плану 34 | Фактическ и 34 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по авторской программе С.Г.Ашиковой
Рабочая программа по изобразительному искусству расчитана на духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта и эмоционал...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017
Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству (базовый уровень)
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального государственного стандарта начального общего образования на основании авторской программы «Изобразительное искусство» для общеобразователь...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (Базовый уровень)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (базовый уровень)...
Рабочая программа по Изобразительному искусству (Базовый уровень) 3 класс
Рабочая программа ориентирована на учебники «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс/ Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др./ под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд. ...
Рабочая программа по Изобразительному искусству (Базовый уровень) 2 класс
: Данная программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательно...