Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (Базовый уровень)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_3_klass.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Истра
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 2» г. Истра ____________
И. И. Власов
01.09.2014 г. Приказ № 235
Рабочая программа по изобразительному искусству
(Базовый уровень)
3 е класс
Составитель:
Мансурова Гульнара Аликовна,
учитель начальных классов
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общегосударственных учреждений по изобразительному искусству (автор программы В.С. Кузин – Волгоград, Учитель, 2012)
Программа рассчитана на 34 учебных часа (из расчёта 1 учебный час в неделю).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Главная цель:
развитие личности учащихся средствами искусства;
получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Курс изобразительного искусства направлен на решение следующих задач:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что она нацелена на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Требования к уровню подготовки учащихся
В течение учебного года учащиеся должны углубить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
- Доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т. д.).
- Начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семенова и Полхова-Майдана.
- Простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- Выражать своё отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина).
- Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний.
- Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах.
- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
- Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке.
- Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).
- Чувствовать и определять холодные и тёплые цвета.
- Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.
- Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.
- Творчески использовать приёмы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев.
- Использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.
- Расписывать готовые изделия согласно эскизу.
- Применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.
Программно-методическое обеспечение
1. УМК
- учебник
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник – М.: Дрофа, 2013.
- тетрадь
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М., Дрофа, 2014
- методические пособия для учителя:
Кузин В.С. Программа. Изобразительное искусство – Волгоград, Учитель, 2012
Павлова О. В. Поурочное планирование. Изобразительное искусство. 3 класс.- Волгоград, Учитель, 2014
2. Электронные пособия:
1. электронное приложение к учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс.
2. сайт http://catalog.iot.ru,
http://www.1september.ru/
3. Материально-техническое обеспечение:
1. комплект учебно-наглядных пособий
2. компьютер с лицензионным программным обеспечением;
3. телевизор;
4. DVD проигрыватель;
5. принтер;
6. сканер.
Тематическое планирование
№ п\п | Раздел | Количество часов |
1 | Мы рисуем осень | 8 ч. |
2 | В мире сказок | 8 ч |
3 | Труд людей зимой и весной | 10 ч |
4 | В каждом рисунке солнце | 8 ч |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема учебного материала | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | |||||
Знания | Умения | Универсальные учебные действия | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |||||
Раздел 1. Мы рисуем осень (8часов) | |||||||||
1. | «Прощаемся с теплым летом» | 1 | Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительного искусства человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку, обществу. Виды изобразительных искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, их связь с жизнью. Основы изобразительного искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции | Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж | Уметь отражать в рисунке природные явления | Владение навыками выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы. | 01.09-05.09 | ||
2. | Рисование с натуры осенних листьев сложной формы | 1. | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура) | Уметь анализировать форму, цвет | Развитие навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев. | 08.09-12.09 | |||
3. | Рисование с натуры веток с осенней окраской | 1 | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет) | Уметь анализировать форму, цвет. | Развитие навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев | 15.09-19.09 | |||
4. | Декоративное рисование. Выполнение эскиза росписи игрушки-матрешки. | 1. | Знать форму изображения круга | Уметь анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов | Развитие первичных навыков рисования по памяти и воображению | 22.09-26.09 | |||
5. | Аппликация «Русская матрешка в осеннем уборе» | 1 | Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов | Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); – организовать рабочее место. | Развитие навыков наблюдательности и внимания, логического мышления | 29.09-03.10 | |||
6. | Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода» | 1 | Первичные навыки рисования с натуры, по памяти | Знать правила смешения основных красок | Уметь анализировать форму, цвет, пропорции | Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком | 13.10-17.10 | ||
7. | Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме» | 1 | Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек) | Знать о цветовом контрасте | Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); – понимать «язык» украшений. | Совершенствование навыков согласования цвета и рисунка узорах с формой | 20.10-24.10 | ||
8. | Беседа «Сказка в произведениях русских художников» | 1 | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства | Уметь: – высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; – рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве | Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно-оформительской графике | 27.10-31.10 | |||
Раздел 2. В мире сказок ( 8 часов ) | |||||||||
9. | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Знать понятие «иллюстрация». | Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). | Развитие навыков композиционного мышления и воображения. | 03.11-07.11 | ||
10 | Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка» | 1 | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. | Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); | Развитие навыков рисования по воображению. | 10.11-14.11 | |||
11 | Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка» | 1 | Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов | Уметь: – анализировать произведения изобразительного искусства; – самостоятельно выполнить с натуры рисунок (рыбка) в нужной последовательности | Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к изобразительному искусству | 24.11-28.11 | |||
12 | Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве» | 1 | Знать и уметь определять «теплые» и «холодные» цвета | Уметь: – сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими; – анализировать произведение изобразитель- ного искусства; – объяснить последовательность выполнения рисунка | Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру | 01.12-05.12 | |||
13 | Рисование с натуры игрушек-сказочных человечков. | 1 | Использование различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры | Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов, фигурок | Уметь: – сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими; – анализировать произведение изобразитель- ного искусства; – объяснить последовательность выполнения рисунка | Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам | 08.12-12.12 | ||
14 | Декоративная работа «Сказочный букет» (карандаш, гуашь) | 1 | Работа в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | Знать что такое «композиция» | Уметь выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов, самостоятельно эскиз росписи подноса | Развитие умения выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов. Пробуждение чувства гордости за труд народных умельцев | 15.12-19.12 | ||
15 | Декоративная работа «Готовим наряд для сказочной елки» (карандаш, акварель) | 1 | Знать о различных предметы народного орнаментального искусства | Уметь: – объяснять последовательность выполнения рисунка; – выполнить самосто-ятельно эскизы елочных игрушек-украшений | Развитие фантазии, наблюдательности и внимания. Воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас | 22.12-26.12 | |||
16 | Декоративная работа «Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости сказок» (карандаш, гуашь) | 1 | Знать о связи художественного оформления изделий декоративно-прикладного искусства с их практическим назначением. | Уметь выполнить самостоятельно эскиз новогодней маски | Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности | 5.01 – 9.01 | |||
Раздел 3. Труд людей зимой и весной (10 часов) | |||||||||
17 | Рисование с натуры по памяти и по представлению «Труд людей зимой и весной» | 1 | Работа в различных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. | Уметь: – составлять композицию; – обсуждать композиции рисунков; – правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека, характерности поз и движений | Развитие чувства гордости за славный труд своих родных и близких. Воспитание любви к Родине | 12.01 – 17.01 | ||
18 | Декоративное рисование «Орнамент в круге» | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла | Знать как пользоваться различными художественными материалами (мелки, фломастеры) | Уметь: – последовательно работать над декоративным рисунком; – выбирать растительный сюжет для узора. | Формирование у детей навыков последователь- ной работы над орнаментом. | 19.01 – 23.01 | ||
19 | Рисование с натуры «Орудия труда человека» | 1 | Виды изобразительных искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, их связь с жизнью Выбор и применение выразительныхсредств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) Богатство и разнообразие художественной культуры России | Знать: – понятие и сущность светотени и ее градаций; – орудия труда человека | Знать: – понятие и сущность светотени и ее градаций; – орудия труда человека | Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к труду, аккуратности | 26.01 – 30.01 | ||
20 | Рисование с натуры «Веселые игрушки» | 1 | Знать: – произведения декоративно-прикладного искусства; – традиции народного творчества. | Уметь выполнить самостоятельно рисунок с изображением богородской игрушки | Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву. | 2.02 – 6.02 | |||
21 | Лепка фигурок по мотивам народных сказок | 1 | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. | Уметь использовать художественные материалы (пластилин) | Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. | 9.02 – 13.02 | |||
22 | Беседа на тему «Красота в умелых руках» | 1 | Знать основные простейшие приемы выполнения хохломской травки – ягодки, травинки, кудринки, листочка | Уметь: – выполнять элементы хохломской росписи; – передавать форму и пропорции, объем предмета | Воспитание уважения к мастерам, творящим такие произведения искусства | 23.02 – 27.02 | |||
23 | Лепка «Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке» | 1 | Знать особенности композиции узора в квадрате. | Уметь: – показывать общее и разное в образных решениях; – заимствовать из народных орнаментов композицию элементов узора | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Формирование умений выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета. | 2.03 – 6.03 | |||
24 | Рисование с натуры и по памяти. Домашние животные | 1 | Знать: – особенности изображения жизни домашних животных; – художников-анималистов и их произведения | Уметь самостоятельно нарисовать свое любимое животное | Развитие умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к животным | 9.03 – 13.03 | |||
25 | Лепка животных с натуры и по памяти | 1 | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. | Уметь использовать художественные материалы (пластилин) | Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. | 16.03 – 20.03 | |||
26 | Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | Знать цветовую окраску предметов. | Уметь: – видеть сюжет; – построить композицию, выделяя главное в ней размером и цветом; – детально прорисовать деда Мазая и зайцев | Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней природе | 23.03 – 27.03 | |||
Раздел 4. В каждом рисунке солнце (8 часов) | |||||||||
27 | Беседа на тему: «Большое космическое путешествие» | 1 | Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России и мира | Знать о космосе; – зрительном образе космоса; – об освоении космоса. | Уметь: – работать командами (экипажами) над композициями космического пространства; – выполнять работу в контрастном колорите | Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов. Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания | 30.03 – 3.04 | ||
28 | Тематическое рисование «Полет на другую планету» | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура). | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. | Формирование умения составлять композиции; развитие фантазии, творческого воображения. Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов | 13.04 – 17.04 | ||
29 | Рисование с натуры «Ветка вербы» | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна, объема | Знать о пропорциях Очертания, и о цветовой окраске веточки вербы | Уметь: – передавать пространственное положение ветки вербы; | Развитие способностей выражать чувство восхищения от красоты родной природы | 20.04 – 24.04 | ||
30 | Декоративное рисование «Цветочный хоровод» | 1 | Знать понятие стилизация, основные дополнительные цвета, теплые и холодные | Уметь выполнить рисунок схематично, детально карандашом и в колорите | Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству | 27.04 – 1.05 | |||
31 | Беседа «Весна в произведениях русских художников» | 1 | Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России и мира | Знать стихи о весне | Уметь: – наблюдать, замечать в природе прекрасное, сравнивать с изображенным на полотнах живописцев; – анализировать свои впечатления; – высказывать свое восхищение красотой родной природы | Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы | 4.05 – 8.05 | ||
32 | Рисование с натуры весенних цветов | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации | Знать о пропорциях Очертания, и о цветовой окраске весенних цветов (тюльпаны, нарциссы) | Знать о пропорциях Очертания, и о цветовой окраске весенних цветов | Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы | 11.05 – 15.05 | ||
33 | Весенняя сказка цветов Аппликация | 1 | Знать особенности работы в технике . | Уметь: – использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь), работать с ножницами; – анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала. | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. | 18.05 – 23.05 | |||
34 | Тематическое рисование «Пусть всегда будет солнце» | 1 | Богатство и разнообразие художественной культуры России и мира | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета | Уметь: – составлять композиции; – анализировать репродукции; – выполнять рисунок карандашом и в цвете | Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения составлять композиции. Воспитание чувства гордости за свою | 25.05 – 29.05 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО Зам. директора по УВР __________________
учителей начальной школы Т. В. Стадник
__________ Л. В. Салычева " ____ " _____ 2014 г.
№ 1 от 29.08.2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку 2 класс (базовый уровень) по УМК Rainbow English (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)
Рабочая программа по английскому языку 2 класс (базовый уровент) по УМК Rainbow English (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА», 3 класс (базовый уровень), УМК " Школа России"
Рабочая программа для 3 класса по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «МАТЕМАТИКА», 4 класс, базовый уровень
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» для 4 класса разработана на основе примерной программы по математике в соответствии с Федеральным государственным образовател...
Рабочая программа по математике для 2 класса (базовый уровень)
Программа составлена к УМК "Школа России", расчитана на 136 часов ( 4 часа в неделю)....
Рабочая программа по технологии для 2 класса (базовый уровень)
Рабочая программа по технологии по УМК "Школа России" расчитана на 34 учебных часа. К учебнику Роговцевой Н.И., Анащенковой С В....
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству (1 класс)...