Методическая разработка интегрированного урока ИЗО + математика, 6 класс "Чудо - снежинка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Пурлушкина Светлана Владимировна

Разработку  урока можно использовать для проведения совместного урока двух учителей, если нет возможности, можно использовать учителю ИЗО самостоятельно.

Целесообразно  провести до Нового года.  Результатом  деятельности учащихся на уроке станет правильно нарисованная снежинка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Чудо - снежинка72.87 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА

Интегрированный урок  по изобразительному искусству + математика  «Чудо – снежинка»

Целевая аудитория -  6 класс

Технологии: интегрированные технологии через интеграцию разных предметов, информационно-коммуникационные технологии

Тип  мероприятия -   систематизация знаний (общеметодологической направленности) 

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

ТЕМА: «Чудо – снежинка»

Педагогические цели: способствовать созданию представления о применении симметрии в жизни, формированию навыка оперирования понятиями «осевая симметрия» и «центральная симметрия» в математике и в природе, создать условия для развития образного представления, фантазии, формирования навыков коллективной деятельности, воспитания взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.

Задачи:

  • повторить понятия «центральная симметрия», «осевая симметрия»;
  • закрепить знания о видах симметрии;
  • выполнить творческую работу по теме «Чудо – снежинка»

Предметные результаты

математика: представление об основных изученных понятиях (центральная симметрия, осевая симметрия, ассиметрия); умение грамотно применять математическую терминологию; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; 

ИЗО: приобретение практических навыков и умений в изобразительной деятельности; восприятие и эмоциональное оценивание окружающего мира; способность высказывать суждения о природных явлениях; овладение основами коммуникативной культуры.

Личностные результатыматематика: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении учебных задач;

 ИЗО: эмоциональное восприятие учебного материала; проявление эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; осуществление толерантного принятия разнообразия природных явлений,; овладение навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческого задания.

Метапредметные результаты

математика: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем;

ИЗО: обогащение ключевых компетенций (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием; планирование и осуществление деятельности, направленной на решение задач творческого характера.

Основные понятия и термины: центральная симметрия, осевая симметрия, ассиметрия.

Образовательные ресурсы: презентация «Симметрия снежинки».

Оборудование:  альбомные листы, линейка, циркуль, цветные карандаши, транспортир,  разноцветная бумага, фольга, краски, кисточка.

Кабинет украшен различными снежинками.

Ход урока.

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Проверка готовности к уроку

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ БЛОК

Учитель ИЗО: Вы зачем к нам пришли, да еще в костюме Деда Мороза? (показ костюма, украшенного снежинками)

Учитель математики (в костюме Деда Мороза): А что интересного в моем костюме?  (да, действительно на костюме много разных снежинок, и вижу,  класс у вас тоже украшен снежинками и есть снежинки не похожие на костюме)

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Учитель ИЗО: Над тайной  красоты и бесконечного разнообразия снежинок бьются учёные не одно столетие.

Большую коллекцию фотографий снежинок собрал американец Уилсон Бентли. Он был первым фотографом снежинок. Американский фермер зимой все свое свободное время проводил на улице, фотографируя снежинки под микроскопом. За 47 лет Бентли составил  коллекцию фотографий снежинок  (более 5 тыс кристаллов и ни одного одинакового), снятых под микроскопом.

В 1931 году он опубликовал сборник репродукций, где  содержалось 2450 фотографий ледяных кристаллов.

  1. Постановка учебной задачи, целей урока.

Учитель ИЗО: Ребята, при чем тут снежинки, учитель математики в костюме Деда Мороза и  наш урок изобразительного искусства?

Ответы учащихся.

Учитель ИЗО: Да, сегодня мы поговорим о снежинках.

Какую задачу можем поставить на совместном занятии  изо и математики?

Учитель ИЗО: Мы нарисуем  снежинки правильной формы и создадим  коллекцию снежинок 6 класса.

Но для того чтобы, выполнить задачу – нарисовать снежинку правильной формы  нам необходимы знания математики, именно поэтому здесь сегодня с нами учитель математики.

Учитель математики: Какие математические знания необходимы для реализации вашего плана?    (Ответы учащихся)

Учитель математики: О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании? (О симметрии). Почему вы решили, что в этих словах речь идет о симметрии? (Подсказки в рисунках)

Учитель математики: Сегодня на уроке мы вновь прикоснемся к удивительному математическому понятию – симметрии. Как в древности употреблялось слово «симметрия»? (Употреблялась как «красота», «гармония».) 

Учитель математики:  В мешке Деда Мороза находятся игрушки, сделанные на уроках труда своими руками.

Иллюстрации симметричных фигур. Доказательство равенства симметричных фигур. Нахождение оси симметрии в данных фигурах.

Ответы учащихся.

Учитель математики: Рассмотрите на доске – сколько разнообразных снежинок (кристалликов льда) изобрела выдумщица Природа. Чем похожи и чем отличаются снежинки? Какими видами симметрии они обладают? Какой вывод можно сделать?

Учащиеся отвечают и формулируют вывод. Несмотря на разнообразие форм снежинок, у них есть общие закономерности: у всех у них по 6 лучей, все они симметричны и при этом обладают двумя видами симметрии – осевой и поворот вокруг точки. У снежинок 6 осей симметрии: 3 по лучам и 3 – между лучами.

  1. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Учитель ИЗО: посмотрите на слайде изображена конструкция и схема снежинки под микроскопом. Мы будем с вами художниками  и нарисуем  правильную  6 – лучевую снежинку.

Учитель математики: Посмотрите на слайды, как можно правильно нарисовать снежинки.

Учащиеся выбирают приемлемый для себя способ выполнения симметрии.

  1. Физкультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь. (Кружатся вокруг себя)
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь. (Приседают)
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок. (Изображают, как лепят комки снежинок)
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.  (Бросают)
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.  (Присаживаются)

  1. Реализация выбранного проекта.

Учитель ИЗО:  У каждого из вас сейчас нарисованы лучи снежинок, теперь их надо дорисовать и раскрасить на свое усмотрение и фантазию.

Учащиеся фантазируют, изобретают, выдумывают.

  1. Этап самостоятельной работы.

Учитель: Как, ребята, будем оценивать ваши работы?

Учащиеся предлагают  варианты.

Оценивать  работы будем  по следующим критериям:

1. наличие оси симметрии

2. симметричность относительно оси

3. креативность

4. оригинальность

5. аккуратность работы.

Учащиеся оценивают свои работы, ставят себе отметку, демонстрируют свои работы перед учащимися.

  1. Этап рефлексии деятельности.  

Прекрасный, безграничный,

На взгляд совсем привычный,

Но чем-то необычный

Со словом «симметричный»

Открылся мир вокруг.

Учащиеся высказывают свое мнение о занятии: что нового узнали, что было знакомым, о чем расскажут своим друзьям и родителям.

В ходе выполнения творческой работы была проведена фотосъёмка. В конце урока продемонстрированы этапы выполнения заданий учащимися.

C:\Users\pc\Desktop\С.В\Картины Степановой\IMG_7695.JPG

Копия верна                                 Директор школы                        /Попова С.М./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс

Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....

Методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе

Описание методической разработки.Название – методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе. По типу – урок закрепление изученного материала.М...

Методическая разработка интегрированного урока математики 1 класс. Повторение

Данный урок был разработан в рамках участия в конкурсе "Открытие года". Урок представляет собой интегрировнное занятие по математике, окружающему миру и технологии....

Методическая разработка интегрированного урока - игры по математике "В гости к Радуге", 1 класс

Методическая разработка интегрированного урока математики для 1 класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ ФИЗЛАНДИЯ».

Аннотация Именно игра позволяет сделать учебный процесс в первом классе необычным, сказочным и заманчивым. В данной разработке урока игра рассматривается кА основное средство формирования двигате...

Методическая разработка интегрированного урока (финансовая грамотность и математика)

Урок предназначен для учащихся 2 класса по УМК "Школа России"Тема урока: Конкретный смысл действия умножения. Сколько стоит свое «дело». Перспективная цель: сформироват...