Технологическая карта занятия по изобразительному искусству « Мамин платок»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3 класс)

Лагутина Ольга Ивановна

Технологическая карта занятия по изобразительному искусству к разделу "Декоративное рисование"  авторской дополнительной образовательной программы "Цветик-семицветик".

Материал рекомендован для работы с детьми младшего школьного возраста в основном и допонительном образовании и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по изобразительному искусству

« Мамин платок»

к разделу авторской образовательной программы «Цветик-семицветик»

«Декоративное рисование» 2 года обучения

(рекомендован для детей 8-9лет)

педагог дополнительного образования: Лагутина Ольга Ивановна

Тема урока « Мамин платок»

Дата 14.01.2019

Планируемые результаты:

Личностные: развитие  умения слушать , четко , ясно  излагать свои мысли в устной речи, развивать творчество, фантазию, воображение, воспитание любви к народному творчеству нашей страны

Метапредметные: формирование умения работать с пословицами,   новыми понятиями

Предметные: повторить знания о народных умельцах, об их творчестве,  выполнение элементов росписи на платке

Технологическая карта занятия по  изобразительному искусству

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности Организационный момент

    Включение в деловой ритм.

 Чтение с доски пословиц:

Люби дело – мастером будешь.

По работе и мастера знать.

Всякая работа мастера хвалит

   Предположите, о чем мы будем говорить?

 Верно, мы будем говорить о народных умельцах. На занятиях  по декоративному рисованию  мы познакомились с  вами  различными  народными промыслами . Вспомните и перечислите их.

 

 Городец, Жостово, Дымково, Филимоново,Хохлома,  Полхов - Майдан

 Ответы детей.

О мастерах, умельцах

Богородская(село)резная -игрушка из дерева

Хохлома (село) красочная деревянная посуда

Гжель (деревня) посуда, светильники и т.д.

Палех (село) роспись шкатулок, брошек и т. д.

Дымковские (слобода) игрушки из глины

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

ко

ммуникативные:

планирование  учебного сотрудничества

 с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний  

Народные умельцы – это история нашей страны.

Писатель Ефим Дорош сказал «…Чувство истории  является категорией нравственной, так как позволяет человеку ощущать себя наследником прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим»

Тема сегодняшнего занятия– «Мамин платок».

Вы сегодня познакомитесь  с творчеством мастеров из города Павлово – Посада.

 Чтение наизусть учителем стихотворения

Город Павловский Посад

Славен мастерами

Знают люди, стар и млад

О платках с цветами

Подарили мне платок

Он цветет как летний сад

 Оказалось это чудо

Сделал Павловский Посад.

Как накину я на плечи

Расписную эту шаль

Сразу все мои печали

Уплывут куда – то вдаль.

Прямо чудо, прямо чудо

Сотворили на века

Рукодельницы Посада

Рукотворницы платка

 – Как вы считаете, давно ли появился

платок?

Предшественником платка на Руси

считают белое льняное полотенце с вышивкой –убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С конца ХVII века он уступил место платку. Спустя век, в русском языке появилось словошаль, заимствованное из персидского языка. А означает онобольшой узорный платок.

Понятие «русский платок» признано во всем мире благодаря труду талантливых российских художников и мастеров ткацкого и красильного дела. Они создали оригинальный художественный образ. Истоками его стали традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.

В платке гармонично сочетаются русская ромашка, персидский лотос, иранские «бобы»,   солнечные розетки, античные вазы и разнообразные вариации восточных орнаментов.

Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже ХVIII–ХIХ веков.Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. На смену ручному труду пришли паровые двигатели, ситценабивные машины и станки для узорного ткачества. Пришла слава и к русским платкам и шалям.

Техника ткачества позволяла тогда делать узоры одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров традиций набивного рисунка являются платки и шали мануфактуры Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова из Павловского Посада.

 коммуникативные:

планирование  учебного сотрудничества

 с учителем и сверстниками;

познавательные:  исторические

3. Постановка учебной задачи

 Впереди у нас очень интересная творческая  работа – нарисовать свой узор для платка.    Прежде чем просмотреть презентацию, проведем словарную работу Словарная работа 

Убрус -  полотенце с вышивкой

ШАЛЬ- БОЛЬШОЙ УЗОРНЫЙ ПЛАТОК

НАБО́ЙКА.

Способ нанесения рисунка на ткань посредством печати  с резных досок; ткань с таким узором, рисунком. 

НАБИВНО́Й.

Об узоре, рисунке, нанесённом на ткань; о ткани с таким узором, рисунком (нанесённым вручную или машинным способом).

МАНУФАКТУ́РА.

устар. Фабрика, преимущественно текстильная. 

Выставка платков. Обратите внимание на технику нанесения узора на платок

Просмотр презентации «Платок»

  .

Пояснение значения новых слов

 Украшение каймы, угла, центра и четырех углов, свободная роспись.

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;

познавательные:  общеучебные

Логические: формирование и решение проблемы;

4. Построение проекта выхода из затруднений

Для работы нам нужны мастера:

Постройки,

Изображения

Украшения

 Ребята, определите, каково участие

Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании нарядных платков?

Кто из них ведущий?

Мастер Постройки помогает выбрать

расположение узора на платке – на углах, в

середине или на всем поле.

Мастер Изображения помогает выбрать

изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое.

А Мастер Украшения помогает превратить изображение в узор – выбрать цвет и ритм узора.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Логические:  формирование и решение проблемы;каммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Творческая работа учащихся

 Для работы вам понадобятся бумага и гуашь. Вначале на рисунок нанесите светлые краски, потом, используя фантазию, заполните платок изображениями трав, цветов,

листьев, веточек, птичек, бабочек в соответствующей замыслу цветовой гамме.

 Практическая работа: создание росписи платка.

Работа учащихся

над созданием своего платка

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение

6.Рефлексия

Чему вы научились на занятии? Что было

самым интересным?

Выставка работ

Коммуникативные: умение  выражать свои мысли;

познавательные:  рефлексия;

личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 2 класс "Изображение и реальность"

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 2 класс " Изображение и реальность"- удобный, эффективный инструмент, позволяющий осуществлять проектирование урока в соответствии с ФГОС втор...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Иллюстрирование сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству  «Иллюстрирование сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»»...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Искусство народов мира» (УМК "Школа России, 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАДата:10.05.2022Студентка: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: №74Учитель: Новикова Анна АлександровнаКласс: 4 «М» Урок:1 Время:...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Искусство народов мира. Обобщение», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Расширение  представлений о культуре разных стран, создание условий для развития интереса к истокам мирового искусства, разв...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Музеи искусства"

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о музеях искусстваЗадачи урока:Дидактические:1)  Познакомить с музеями искусства, их историей и значением2)...

Конспект урока по изобразительному искусству "Мамин платок", 3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству "Мамин платок", 3 класс...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по теме: "Златоустовская гравюра на стали" (4 класс, УМК «Изобразительное искусство» под ред. Б. М. Неменского)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить детей с промыслом «Златоустовская гравюра на стали» и выполнить эскиз тарелки.Задачи урока:Дидактические:1) дать пред...