Технологическая карта по изобразительному искусству на тему "Бурятская юрта"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)
Технологическая карта урока ИЗО (региональный компонент)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buryatskaya_yurta.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
"Бурятская юрта"
БУРЯТСКАЯ ЮРТА
Цели деятельности педагога | Сформировать представления об изучаемом предмете; ознакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанре пейзаж, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный /коллективная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция, коллаж, архитектура |
Образовательные | Интернет-ресурсы: http://www.symbolkz.narod.ru, www.simakov2008.blogspot.com, www.centralasia-travel.com |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: Н. Рерих «Юрты. Монголия», П. В. Кузнецов. «Степной пейзаж с юртами», «В степи. Мираж». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: «Ата толгауы» («Зов предков») (пьеса Н. Тлендиева для старинных казахских музыкальных инструментов: жетыгена, шертера и аса-таяк); казахский фольклорный оркестр «Отрар сазы» («Напевы Отрара») |
Оборудование | Доска, компьютер. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, ножницы, клей |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Музыкальный фон: казахский фольклорный оркестр «Отрар сазы» («Напевы Отрара») | Проверяет готовность обучающихся Читает стихотворение о юрте китайского поэта. Шерсть собрали с тысячи овец, Сотни две сковали мне колец, Круглый остов из прибрежных ив Прочен, свеж, удобен и красив. В северной прозрачной синеве Воин юрту ставил на траве, А теперь, как голубая мгла, Вместе с ним она на юг пришла. Юрту вихрь не может покачнуть, От дождя ее твердеет грудь. Нет в ней ни застенков, ни углов, Но внутри уютно и тепло. Удалившись от степей и гор, Юрта прибрела ко мне во двор. Тень ее прекрасна под луной, А зимой она всегда со мной. Войлок против инея – стена, Не страшна и снега пелена. Там меха атласные лежат, Прикрывая струн певучих ряд. | Получив целе- вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио- нально выражают свое отношение к стихотворению Слушают музыку | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение | |
| Там певец садится в стороне, Там плясунья пляшет при огне. В юрту мне милей войти, чем в дом, Пьяный сплю на войлоке сухом. Очага багряные огни Весело сплетаются в тени, Угольки таят в себе жару, Точно орхидеи поутру. Медленно над сумраком пустым Тянется ночной священный дым, Тает тушь замерзшая, и вот Стих, как водопад весной, течет. Даже к пологу из орхидей Не увлечь из этих юрт людей. Тем, кто в шалашах из тростника, Мягкая зима и то горька. Юрте позавидует монах И школяр, запутанный в долгах. В юрте я приму своих гостей, Юрту сберегу я для детей. Князь свои дворцы покрыл резьбой – Что они пред юртой голубой! Я вельможным княжеским родам Юрту за дворцы их не отдам. Бо-Цзюи – Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о народном жилище… (юрте). | |||||
II. Изучение нового материала | Словесно-иллю- стративный рассказ с элементами беседы по теме «Народы гор и степей». Просмотр мультимедийной презентации «Юрта». | – Но не только в Китае пользовались юртой. – Посмотрите на слайды и попробуйте ответить на вопросы. – Как вы думаете, какой стране посвящены эти фотографии? (Это Казахстан.) – А где находится эта страна? – Степи стелются во все стороны. Их тягучая долгота обволакивает пологие холмы, сглаженные силой ветра. Только круглый купол голубого неба накрывает плоский травяной ковер зеленой равнины. Весной изумрудно-зеленая степь покрывается алыми цветами. Над травяными коврами равнины стоит звенящая тишина. Бескрайний океан трав может прокормить летом и зимой огромные стада Их называют кочевыми. Как вы думаете почему? – Правильно, потому что они передвигаются по просторам степей. Юрта – теплый, просторный войлочный шатер, легко переносимый с места Для кочевников, тесно связанных с природой, жизнь в таком шатре была не при- хотью, но необходимостью. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников-пейзажистов. Отвечают | Фронтальная работа. | Личностные: имеют мотивацию учебной дея- тельности, способность Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществ- ляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; | |
| Юрта – ровесница кочевничества и в некотором смысле его образное представление, символ. Снаружи она похожа на купол. Часто бывает из белого войлока, скрепленного и украшенного узорными красными лентами. Ярко и выразительно украшена дверь, ее видно издалека, она привлекает внимание, радует, приглашает в дом. В самой середине юрты очаг, а прямо над ним в центре отверстие – дымник. Это единственное окно юрты, через которое всегда можно увидеть небо и звезды. Юрта служит надежной защитой от зимних бурь, дождей и летнего зноя. При этом в ней всегда живет аромат трав, чистый дух ветра, тепло солнца. Казахи любят петь песни и играть на домбре (традиционный музыкальный инструмент). Национальная костюм – халат и тюбетейка. Халат носили и мужчины, и женщины, шили его не только из замши, но и из привозных шерстяных и хлопчатобумажных тканей черного или синего цвета. Тюбетейка – легкая летняя шапочка из бархата или парчи. В старину их обшивали по краю мехом бобра, выдры, белки, украшали серебряной и золотой тесьмой. Женский национальный костюм состоит из белого хлопкового или цветного шелкового платья и выши того бархатного жилета. Невесты надевают высокую остроконечную богато украшенную шапку с пучком перьев на макушке. | Фронтальная работа | согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | |||
| Физкультминутка. Пауза общего воздействия | ЮРТА Юрта, юрта, круглый дом, (Шаги на месте.) Побывайте в доме том! (Разводят руки в стороны.) Гости явятся едва (Повороты туловища влево, вправо.) В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.) Печка жарко топится, (Хлопки в ладоши.) Угостить торопится. (Приседание.) Ладушки, ладушки, (Хлопки в ладоши.) Круглые оладушки. (Шаги на месте.) | Выполняют упражнения | |||
III. Творческая практическая деятельность
| Изображение степного пейзажа и народного восточного жилища – юрты. Выявление особой красоты пейзажа художественными средствами (гуашь). Составление композиции из работ обучающихся | Объясняет последовательность выполнения работы. Рисование набросков юрты. (Демонстрация поэтапных рисунков юрты выполненных учителем: 1, 2.) Раскрашивание юрты. (Демонстрация рисунков 3,4,5.) В ходе выполнения работы учитель напоминает о технике безопасности при работе с красками и кисточками. Учитель контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Пока работают дети, звучит бурятская мелодия. | Составляют план работы над коллажем. Рисуют красками. | Коллективная работа | Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последователь- |
|
Рисуют красками и вырезают. Рисуют красками и вырезают. Компонуют работу | ность действий; контроли- руют исполнение задания. Коммуникативные: за- дают вопросы для уточне- ния последовательности и техники исполнения | |||||
IV. Итог урока. Рефлексия | Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка проделанной работы. Обобщающая беседа | – Что нового вы узнали сегодня на уроке, с чем познакомились? – Рассмотрите выполненную вами композицию и подумайте, что получилось лучше всего. – Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Я прочитаю стихотворение Н. Байрамова «Степной ветер». Прилетел к нам издалека С доброй вестью, с новостью степною: Вот вам разноцветные шелка, Сотканные солнцем и весною. Вот вам нежный аромат цветов – Ими вся округа запестрела… Вот вам сила для дневных трудов – Ведь у вас сегодня много дела… | Рассматривают композицию, оценивают работу свою и одноклассников | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения природы родного края Регулятивные: оценивают свою работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 класса «Изразец в архитектуре» по программе "Перспектива" Т. Я. Шпикаловой "Изобразительное искусство"
Данная технологичкская карта разработана для урока ИЗО во 2 классе по теме: "Изразец в архитектуре"...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Музей в жизни в города", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Музеи в жизни города»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для формирования у обуча...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Искусство объединяет народы. Праздник "День Победы" (аппликация) «Учебник «Изобразительное искусство. 4 класс» авт. Коротеева Е.И.
Цель урока: создание условий для углубления представлений обучающихся о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне.Задачи урока Дидактические:1. Углубить представление детей о подвиге на...