Календарно-тематическое планирование учебного предмета "Изобразительное искусство" 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Костровская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета от «30» августа 2018 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО приказом от 31.08.2018 г. № 1-73 Директор МБОУ "Костровская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района Курской области _______________ М.П.Мешкова |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для учащихся 4 класса
(базовый уровень)
Предметная область: Искусство
Учитель: Черепнина Галина Анатольевна
высшей квалификационной категории
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Материалы учебно-методического комплекта
Для учителя
1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2018.
2. Б.Неменский. Изобразительное искусство. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С.Савинов/.- М.: Просвещение, 2011г.
Для учащихся
1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2018.
Методическая литература
1.Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель».
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
Оценка "5"
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока.
Оценка "1"
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Предметные результаты | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | Дата | ||||||||||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | План | Факт | ||||||||||
«Истоки родного искусства»(9ч) | |||||||||||||||
1 | Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. | 1час | Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Овладевать живописными навыками работы гуашью. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Учиться умению работать с гуашью и акварелью. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
2 | Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года | 1час | Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. | Формирование положительного отношения к учению. | Учиться определять средства выразительности настроения и чувств в искусстве, рисовать по памяти. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||
3 | Гармония жилья с природой. | 1час | Характеризовать красоту природы родного края. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
4 | Деревня — деревянный мир. | 1час | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Изображать графическими или живописными средствами образ русской Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый - для детской комнаты, столовой; строгий - для кабинета). | Формирование положительного отношения к учению. | Учиться определять средства художественной выразительности, используемые в своих работах. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||
5 | Образ русского человека (женский образ). | 1час | Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Учиться показать отражение пропорций и мимики лица в портрете, творческую фантазию. Совершенствовать навыки работы с гуашью, последовательность операций при выполнении работы.
| Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
| ||||||||
6 | Образ русского человека (мужской образ). | 1час | |||||||||||||
7 | Воспевание труда в искусстве. | 1час | Создавать женские и мужские народные образы (портреты). Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
8 | Народные праздники. | 1час | Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции. | Формирование положительного отношения к учению. | Продолжать совершенствовать навыки изображения людей в движении. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||
9 | Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства». | 1час | Иметь представления о проведении ярмарки; обобщить знания по теме: «Истоки родного искусства»; укреплять меж предметные связи. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Учиться подбирать художественные приемы для изображения задуманного. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
«Древние города нашей земли»(7ч) | |||||||||||||||
10 | Древнерусский город-крепость. | 1час | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. | Формирование положительного отношения к учению. | Учиться определять пропорции крепостной башни. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||
11 | Древние соборы. | 1час | Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение). | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Освоить особенности архитектуры, учиться рисовать по памяти. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
12 | Древний город и его жители. | 1час | Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. | Формирование социальной роли ученика. | Совершенствовать навык рисовать по памяти и представлению. | Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
13 | Древнерусские воины-защитники. | 1час | Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.). Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину). Овладевать навыками изображения фигуры человека. | Формирование положительного отношения к учению. | Развивать навыки изображения человека, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||
14 | Города Русской земли. Золотое кольцо России. | 1час | Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества. Создавать образ древнерусского города. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Развивать навыки графики, композиционного мышления. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
15 | Узорочье теремов. | 1час | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания). | Формирование положительного отношения к учению. | Учиться выражать настроение в живописи. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||
16 | Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли». | 1час | Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. Сотрудничать в процессе создания общей композиции. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Развивать изобразительные навыки, творчество, композиционное мышление. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
«Каждый народ - художник»(11ч) | |||||||||||||||
17 | Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек. | 1час | Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. | Формирование положительного отношения к учению. | Развивать воображение, творчество; совершенствовать изобразительные навыки. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||
18 | Отношение к красоте природы в японской культуре. | 1час | Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Усвоить классическую пейзажную живопись Японии, которая выражает величие природы. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | ||||||||
19 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | 1час | Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. | Формирование положительного отношения к учению. | Развивать умения работы с акварелью, воспитывать уважение к культуре другого народа. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||
20 | Искусство народов гор и степей. | 1час | Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Уучиться соблюдать пропорции в изображении человека, животных и жилья. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
21 | Образ художественной культуры Средней Азии. | 1час | Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. | Формирование положительного отношения к учению. | Продолжать учиться рисовать по памяти и воображению. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||
22 | Образ красоты древнегреческого человека. | 1час | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Учиться развивать навыки изображения человека в движении. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
23 | Древнегреческая архитектура. | 1час | Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. | Формирование положительного отношения к учению. | Совершенствовать конструктивный и изобразительный навык. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||
24 | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. | 1час | Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Совершенствовать изобразительный навык и глазомер. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
25 | Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. | 1час | Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма). | Формирование положительного отношения к учению. | Учиться изображать постройки, соблюдая их пропорции. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||
26 | Средневековые готические костюмы. | 1час | Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Совершенствовать навыки изображения людей. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
27 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ -художник». | 1час | Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности. Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. | Формирование положительного отношения к учению. | Делать общие выводы по предыдущей теме. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||
«Искусство объединяет народы»(7 ч) | |||||||||||||||
28 | Все народы воспевают материнство. | 1час | Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Развивать навык рисования по представлению. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
29 | Все народы воспевают мудрость старости. | 1час | Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). | Формирование положительного отношения к учению. | Совершенствовать навыки рисования по представлению, навыки изображения человека.. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||
30 | Сопереживание — великая тема искусства. | 1час | Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Учиться определять средства художественной выразительности. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
31-32 | Герои, борцы и защитники. | 2 часа | Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме). Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре. | Формирование социальной роли ученика. | Совершенствовать графические навыки. Развивать умение уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое. | Потребность в общении с учителем. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | ||||||||
33 | Юность и надежды. | 1час | Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Продолжить формирование навыков изображения людей. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | ||||||||
34 | Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (Искусствоведческая викторина) | 1час | Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. | Формирование положительного отношения к учению. | Развивать познавательные потребности, творчество и воображение. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Математика»2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды ВладимировныУМК «Школа России»
Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Математика» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
Обновлённый ФГОС НОО: Рабочая программа 1-4 класс, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Математика", 4 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального обще...