Урок ИЗО 4 класс 1 четверть " Пейзаж Родной земли"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Презентация к уроку "Пейзаж родной земли" по предмету Изобразительное искусство позволяет обьяснить поэтапное рисование пейзажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peyzazh_rodnoy_zemli_4_klass_1chetv_parinova_iv.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока

«Пейзаж родной земли»

4 класс, 1 четверть

учителя изобразительного  искусства

МБОУ «СОШ № 90» г. Воронежа

Париновой Ирины Викторовны


Аннотация.

      Представленный материал, способствует формированию у учащихся целостного представления о жанре изобразительного искусства, средствах выразительности, развитию воображения, наблюдательности,  творчества.

Данный урок составлен для использования на уроках изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М. Неменского и  в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Ресурс содержит презентацию к уроку, конспект, разъясняющий порядок проведения урока с учетом требований реализации ФГОС, музыкальное сопровождение. В ходе занятия дети повторяют, закрепляют полученные раннее знания и правила работы гуашевыми красками.

В презентации слайды сменяются по щелчку, навигация не сложная, для создания атмосферы при выполнении практического задания подобраны музыкальные произведения.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. Теоритические основы искусства пейзажа………………………….6

 

  1. Изображение пейзажа…………………………………………………………6
  2. Изображение пространства. Виды пейзажа………………………………….7
  3. Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности……10

1.4 Отражение в пейзаже пространственных отношений предметов…………..11


ГЛАВА 2. Разработка плана урока по изобразительному искусству в 4 классе на тему «Пейзаж родной земли» 1 четверть
2.1. План-конспект урока …………………………………………………………14
2.2. Дополнительные материалы для учителя (презентация)……в отдельном файле.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...25


Введение.

Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный период. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания.

Какие же задачи ставит перед собой нравственно-эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.

 Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование нравственно-эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту нравственно-эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество нравственно-эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Также нужно обращать внимание на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности.

Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. Нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

В своей работе я рассмотрю возможности эстетического и нравственного воспитания на образцах пейзажной живописи. Сама природа является средством такого воспитания, а картины моря, леса, поля, луга, переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображаемому, - еще более сильный фактор нравственно-эстетического воспитания.

Таким образом эстетическое воспитание детей на образцах пейзажной живописи в  школе - это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.

Подавляющее большинство учащихся школы, особенно в младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует.

Особую активность учащиеся проявляют во время “свободного” рисования, когда педагог не ограничивает их в выборе темы, не побуждает к рисованию с натурой определенного предмета. Радуясь цветным карандашам и краскам, дети рисуют, как правило, ранее изображавшиеся ими излюбленные предметы.

Если учащимся конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натурой, то большого желания и интереса проявлено не будет. Отсюда следует вывод: учащиеся охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуется соответствующие знания и умения, наблюдается пассивность, инертность, негативное отношение к работе.

Заметное снижение интереса и активности к изобразительной деятельности иногда проявляется у старшеклассников. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, с возрастом школьники начинают более критично относиться к своим работам, а слабые уменья передавать в графической форме образ того или иного предмета не позволяют им сделать это достаточно точно.

Во-вторых, у учащихся старших классов может наблюдаться так называемая “интеллектуальная пассивность”, обусловленная тем, что у них своевременно не был сформирован интерес к учебной работе, и, в частности, к занятиям рисованием.

В-третьих, учащиеся старших классов, как и младшие школьники, могут быть равнодушны к выполнению заданий, если оно организовано формально, а объект изображения не затрагивает их чувств, не вызывает никаких переживаний.

В результате деятельного изучения изобразительной деятельности этих детей обнаруживается, что они в состоянии выполнить лишь одну-две картины, которые ими позаимствованы из книг или открыток или просто заучены. Механическое воспроизведение рисунков, несомненно, говорит об их хорошей зрительной и моторной памяти. Однако сознательное построение рисунка и тем более проявление творчества в их работе не наблюдается.

Развитие изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.


Глава 1.Теоритические основы искусства пейзажа

 

1.1 Изображение пейзажа

 

Окружающая человека природа издавна волновала его, восхищала своей красотой, величием, помогала в его нелегкой жизни, защищала и укрывала, от врагов. Элементы пейзажа встречаются на украшениях стен гробниц и дворцов Древнего Востока. Многие сюжеты картин Мазаччо, Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тинторетто, Тициана, П. Рубенса, А. Дюрера, Г. Голыбейна Старшего, Н. Пуссена, А. Ватто, Т. Жерико, Э. Делакруа, Д. Энгра, Ф. Гойи включают пейзажи или построения на его фоне. По мере развития человеческого общества, соответственно и культуры изобразительного искусства изображение пейзажа выделяется в самостоятельный жанр. Д. Констебель, Ш. Мишель, Т. Руссо, К. Коро, П. Гоген во многом определили развитие пейзажа в Западной Европе в 19 веке и начале 20-х веков. Больших успехов достигло, развитие реалистического пейзажа в русском искусстве 19 века.

Успешно развивали традиции русского реалистического пейзажа советские художники: А.А. Рылов, Б.Н. Яковлев, П.П. Кончаловский, М.С. Сарьян, Г.Г. Нисский, художники-передвижники и др.

Изображение пейзажа обычно начинают с изучения и рисования отдельных кустарников, деревьев, сучьев, а затем деревьев с частью двора, и только затем рисуют пейзаж с дальним планом.

Кусты и деревья изображать значительно сложнее, чем отдельные листья и ветки, так как в них большое количество деталей. Но, так же как и при рисовании листьев, цветов, плодов, рисунок куста или дерева надо начинать с очерчивания общей массы куста или дерева.

Чтобы лучше видеть общее очертание куста, дерева и не увлечься изображением отдельных листьев, сучьев, надо выбрать точку наблюдения и изображения не ближе двух – трех кратного их большего размера. Такое расстояние от рисующего до натуры позволяет видеть все в целом и вместе с тем вычленять отдельные сучья, ветки и листья. Обычно отдельные листья показываются на переднем плане в освещенных местах или по краям, где они выступают силуэтом.

Начинать рисовать дерево лучше всего очертания общей силуэтной формы зеленого покрова и ствола. Предварительно, в самом начале рисования можно короткими штрихами наметить крайние точки дерева по высоте и ширине, то есть основания, верхнюю точку зеленого покрова и боковые крайние точки кроны. Затем намечаются направление и толщина ствола, направление основных сучьев – от них зависит пространственное расположение основных масс зелени. Уточняются пропорции всей массы зелени, которая членится на большие группы сучьев. Эти основные массы зелени постоянно сравниваются между собой по величине, пространственному положению, расстоянию между сучьями.


1.2 Изображение пространства. Виды пейзажа


Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

В парковом пейзаже изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Эта природа оказывает свое воздействие то геометрически строгой, то свободной планировкой, гармоничным сочетанием природных форм декоративной скульптурой и архитектурой.

Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

Воздушная перспектива – называется кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства.

Воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его непостоянна она меняется, с увеличением пространства, то есть толщи воздушного слоя, с увеличением влажности частиц пыли, давления и прочие. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Вместе с этим следует учитывать и зависимость внешнего облика формы от особенностей нашего зрительного восприятия, от солнца, от времени суток, времени года, погоды, от свойств зеленой поверхности. Рассмотрим некоторые закономерности.

Известно, что видимость предмета определяется величиной его изображения на сетчатке глаза. Чем ближе предмет тем больше величина его углового размера, тем больше размер его изображения на сетчатке. Значит, оно, распределяясь на множество светочувствительных клеток сетчатки и раздражая их, дает больше сведений о форме предмета, что обеспечивает наилучшую видимость его. Напротив, чем дальше предмет от наблюдателя, тем меньше величина его углового размера, тем меньше информация о предмете, что не обеспечивает хороший видимости его. И действительно все ближние к наблюдателю предметы воспринимаются с исчерпывающей полнотой, а дальше неполно обобщенно.

Изображение пространственной глубины требует определенной характеристики и предметов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, требует решения качественно разных задач. При изображении первопланных предметов раскрывают индивидуальные особенности формы через прорисовку характерных для каждого предмета мелких и крупных частей и передачу целостности большой формы в которой все элементы согласованы и соподчинены; при изображение предметов среднего плана отбирают наиболее типичные по форме крупные части и показывают, как формируется из них характер всей массы, цельной и несколько уплощенной; при изображений предметов дальнего плана крайне обобщают форму схематизацией предметов, показом не частей, а всей их плоской массы через контур, светлоту и свет.

Из сказанного можно вывести законы воздушной перспективы:

1. все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно; для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные резче.

2. все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные неопределенно; для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленных мягче.

3. на большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних; для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, а темные – осветить.

4. все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими; для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние плоско.

5. все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый; для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными.

6. все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные одинаковыми.

Законы воздушной перспективы помогают грамотно передать пространство, однако этого мало: чтобы создать реалистический пейзаж, надо овладеть приемами и средствами изображения наиболее распространенных природных форм, способами передачи различных состояний природы.

Элементы пейзажа

К основным формам и явлениям природы относятся земля, растительный покров, вода, небо, воздух и свет. Рассмотрим некоторые приемы их воспроизведения в пейзажном жанре.

Земля

Первоначально задача рисующего – показать положение земной поверхности. В живописной технике поверхность земли пишут цветом предметным, общим и обусловленным, однако предметный, ровно окрашивая поверхности миланж их движения в глубину, поэтому его дополняют линиями и штрихами. При удалении поверхностей различные оттенки сливаются в один общий цвет, который получают механически смешиванием красок, наносимых заливкой.

Живописное решение перспективы поверхностей требует воспроизведения обусловленного цвета, который накладывается небольшими мазочками разных оттенков.

Кустарники и деревья

Выполняя определенную функцию, каждая часть дерева (корни, ствол., ветви, листья, цветы, плоды) имеет опреденленую форму. Чтобы реалистически правдивого изображения формы дерева, следует учитывать функциональную взаимосвязь его частей.

В живописной технике пользуется несколькими приемами изображения деревьев. Художник И.Я. Билибин, например, ствол, ветви, крону ровно окрашивает предметным цветом, стремясь в силуэте дерева наибольшей остротой выявить характерное, а в цветовой гамме – гармонию целого.

А.П. Остроумова – Лебедева в акварели “Пруд в Павловке” создает обобщенный образ дерева, не упрощая его форму, как у Билибина: она моделирует светлые поверхности объемной массы зеленой краской, полутемные – сине – зеленой, а темные – черно зеленой.

Выбор того или иного приема в рисунке и живописи диктуется формой и строением дерева и его частей, а также и художественным замыслом.

Рисование пейзажа

Пейзаж представляет большие возможности для изучения и практического освоения приемов передачи глубины пространства. Для построения перспективно - грамотной пейзажной композиции важно, чтобы эти элементы располагались в пространстве в виде целостных взаимосвязанных и уравновешенных групп, находящихся в разных пространственных планах.

Следует также обратить внимание на положение линии горизонта. При низкой точки зрения, когда линия горизонта соответственно понижается, зеленая поверхность сильно сокращается и элементы пейзажа, расположенные на земле загораживают друг друга. Такая пейзажная композиция обычно строится на основе немногих элементов ближнего и дальнего планов. Это сближение равноудаленных предметов приводит к резкому обозначению разнице между ними по всем признакам, включая и расстояние. При высокой точке зрения зеленая поверхность широко развертывается перед рисующим, он видит, как элементы пейзажа последовательно уходят, вдаль захватывая пространство от первого плана до самого горизонта и утверждая каждый свое место в этом пространстве. Композиция с высоким горизонтом строится многоплановая. Поэтому здесь решающее значение для передачи глубины имеет не резкое противопоставление предметных признаков, а постепенное их изменение от плана к плану.

Изображение пейзажного мотива начинается с определения формата и положения места бумаги. Затем на бумаге проводят линию, горизонта определяющую соотношение земли и неба. На земле рисуют основные элементы пейзажа. Отмечают их обобщенную пространственную форму по внешним контурам светлыми линиями.

Начиная живописное изображение пейзажа, следует хорошо представлять себе его цветовой строй.

Цветовой строй задается – пейзажу – освещением. (солнцем, небом, луной) состоянием атмосферы. Первая обобщающая цветовые отношения земли и неба и связанных с ними компонентов с учетом изменения цвета от плана к плану. Эти отношения определяются разницей между цветовыми тонами всех главных элементов пейзажа их насыщенностью и цветовой. Первая цветовая прокладка является той основной, на которой будет строится вся следующая работа. Поэтому ее выполняют вдумчиво, неторопливо, ответственно.

Моделировка формы производным цветом осуществляется с таким расчетом, чтобы:

1) Передать объем каждого элемента пейзажа.

2) Передать объем обусловленного цветовыми оттенками.

3) Установить цветовую связь между всеми планами пейзажа.

В результате детального изучения изобразительной деятельности этих детей обнаруживается, что они в состоянии выполнить лишь одну -две картины, которые ими позаимствованы из книг или открыток и просто заучены. Механическое воспроизведение рисунков, несомненно, говорит об их хорошей зрительной и моторной памяти. Однако сознательное построение рисунка и тем более проявление творчества в их работе не наблюдается.


1.3 Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности

 

Для выполнения любого рисунка необходимо наличие, во-первых, отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях, во-вторых, умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (карандашом, фломастером, гуашью и т. п.). Иначе говоря, требуется только особая организация восприятия с целью образования соответствующих представлений, но и специальное развитие движений руки, графических умений и навыков.

 Процесс рисования тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки и пальцев. В этом процессе принимают участие сложнейшие механизмы зрительно-двигательной координации.

Графические умения и навыки требуют единства и взаимодействия зрительной и двигательно-моторной координации.

Нельзя полагать, что движения, могут возникать спонтанно и направляться самим процессом изображения.

Детям свойственно в той или иной степени недоразвитие двигательной сферы. Это проявляется в неумении производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм и т. д.

Это, отрицательно влияет на написание букв и цифр, на развитие умения рисовать.

Другими причинами нарушением работоспособности. Недоразвитие глазомерных навыков затрудняет зрительное сопоставление протяженности и направления.

Процесс изобразительной деятельности требует достаточного развития мышц руки, умения управлять рукой, подчинять ее зрительному контролю, т. е. осуществлять зрительно-двигательную координацию. Учащиеся не могут совершать точные движения в заданном направлении и с определенным усилием, допускают много нерациональных движений.

Моторика совершенствуется с возрастом.

1.4 Отражение в пейзаже пространственных отношений предметов

В процессе занятий рисованием перед учеником встают несколько задач, которые касаются прежде всего композиции рисунка.

Изобразительные задачи, связанные с организацией рисунка в пространстве, имеют синтетический характер. Их реализация требует от учащихся наличия представлений о величине, положении, направлении, расстоянии и других пространственных соотношениях и связях.

Пространственные представления формируются и развиваются на основе зрительных восприятий и тактильно-моторной чувствительности, однако ведущая роль все же принадлежит зрению. Только с помощью зрения происходит непосредственное соизмерение пространственных соотношений между предметами в пределах листа бумаги. Выполнить такое соизмерение ребенку значительно сложнее, чем установить пространственные признаки самого предмета (в частности, формы). По этой причине дети сначала рисуют отдельные предметы, а позднее объединяют их "общим" сюжетом, создавая тем самым несложные композиции.

А. В. Бакушинский выделяет три этапа композиционного решения изображения.

На первом этапе лист бумаги представляется в виде горизонтальной плоскости (земля, пол, стол), на которой изображения как бы раскладываются на ней.

На втором этапе все предметы располагаются по одной линии, на одной узкой полосе.

На третьем этапе лист бумаги делится горизонтальной линией на две равные части. Нижняя часть представляется горизонтальной плоскостью, а верхняя-вертикальной.

По мнению Н. П. Сакулиной, способ заполнения листа бумаги различными изображениями всецело зависит от содержания рисунка.

1. Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги.

Этот вид ориентировки является принципиально важным, так как основная часть работ выполняется учащимися на бумаге определенного формата. Что учащимся в процессе обучения приходится постоянно выполнять задания по словесной инструкции, содержащей пространственные характеристики.

2. Умение учащихся ориентироваться в пространственных отношениях изображаемых предметов.

Учащиеся могут  объяснить свои действия в процессе ориентировки на плоскости листа бумаги, но иногда они не в состоянии словесно обозначить расположение предметов, их элементов или ориентиров в пространстве, описать направление движения карандаша, указать протяженность линии. Кроме того, многие школьники  неправильно используют термины, указывающие на положение предметов: справа, слева, вверху, внизу, над, около и т. д.

3. Передача в рисунке расположения предметов в пространстве.

Слабое умение ориентироваться на плоскости диета бумаги, недоразвитие процесса ориентировки в пространственных отношениях предметов, безусловно, проявляются в графических работах учащихся.

В работах учащихся младших классов, выполненных на свободную тему, часто соседствуют изображения, не связанные общим замыслом. В рисунках отсутствует какая-либо пространственная организация; изображенные объекты оказываются разбросанными по бумаге.

Между тем для работ учащихся младших классов характерно чрезмерное измельчение рисунка. Увеличение изображения отмечается очень редко.

Особенно сложной задачей для детей является передача расстояний! Между изображаемыми предметами.

Иногда предметы изображаются «развернутыми» или «прозрачными» (например, окружающий дом забор изображается на рисунке лежащим на земле; сквозь нарисованные детьми стены школьного здания оказываются видны сидящие за партами ученики и т. д.).

Не обладая в достаточной степени анализирующим восприятием учащиеся плохо разбираются в случаях неполного загораживания одних предметов другими.

Отмеченные недостатки должны преодолеваться в процессе работы.

Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги.

Умение ориентироваться в пространстве, ограниченном плоскостью листа бумаги, является необходимым условием для развития изобразительной деятельности.

Своевременное решение данной задачи способствует более быстрому переходу к занятиям, связанным с анализом пространственных отношений между предметами.


ГЛАВА 2  Разработка плана урока по изобразительному искусству в 4 классе на тему «Пейзаж родной земли» 1 четверть

2.1. План-конспект урока

Тема программы:         Истоки искусств твоего народа,  8 часов, 4 класс, 1 четверть

Тема урока :                Пейзаж родной земли .4 класс, 1 четверть, 1-й урок 

Учебник для 4 класса нач. школы Л.А. Неменская, под ред. Б.М. Неменского; М .- Просвещение 2012

Тип урока:                 урок  общеметодологической  направленности

Вид урока:                 смешанный

Цель методическая: создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся,  реализация концепции духовно-нравственного воспитания.

Цель образования: Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи художников- передвижников, используя понятия тёплые и холодные цвета. Продолжить овладение техникой гуаши..  Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ художников- передвижников.

Задачи урока:

Деятельностные : формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и ситуации изучаемого материала, к рефлексии ,воспитание любви и бережного отношения к природе;

Содержательные : построение обобщенных норм и выявление теоретических основ содержательно- методических особенностей построения композиции пейзажа, определения  средств выразительности для передачи настроения и чувств в пейзаже , развитие воображения, творческой  фантазии; совершенствование умения рисовать по памяти.

Материально-техническое обеспечение урока: 

  1. Компьютер;
  2. Экран;
  3. Акустические колонки
  4. Мультимедийный проектор;
  5. Презентация «Красота родной природы».
  6. Аудио запись Шопен «Вальс дождя», «Нежность», «Осенний вальс», Моцарт «Грусть», Вивальди «Осень» , Чайковский « Времена года. Октябрь»
  7. Ствол дерева, листья желтые, красные, оранжевые

Межпредметные и внутрипредметные связи: искусство, литература, музыка, история.

Методы:

а) на усвоение знаний:

  •  простота и доступность изложения материала;
  •  включение диалога «учитель – ученик»;

б) на прочность знаний:

  •  применение ИКТ;
  •  применение наглядных пособий;

в) на повышение интереса к предмету:

  •  использование нетрадиционных форм урока;
  •  игровые ситуации;
  •  музыкальное и литературное сопровождение.

Осенний этюд

Барабанит дождь по крышам,

На этюды Осень вышла.

Здесь мазок и там мазок-

Зажелтел вдали лесок.

И стоят кругом рябинки

В Ярко-красных пелеринках.

Пруд, как блюдце, был простой-

Стал с каёмкой золотой.

Дождь стучит, стучит по крышам,

А художница всё пишет.

Пишет, пишет много лет

Осень свой автопортрет. 

Кнушевицкая Наталия Аркадьевна родилась в 1952г.  В Саратове.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Время

Мотивация к учебной деятельности

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

1. Проверим на месте ли

разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь).

 Покажите их.

2. Сегодня вам не обойтись без той, которая

- «Над бумажным над листом машет весело хвостом.

   И не просто машет, а бумагу мажет.

   Красит в разные цвета.

   Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её.

3. А дневники на месте? Покажите их.

Выполняют.

показывают

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

2

Актуализация знаний.

Ребята, что для человека самое дорогое?

Что для вас означает слово Родина?

Природа на  территории России сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайни и разноцветны  просторы полей: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников

-  Каждый народ любит природу своей страны. О её красоте поют песни, пишут стихи

Слайд2

Сформулируйте тему урока.

Слайд 3

 

Отвечают.

(мама и Родина)

   Человек живет среди природы, сам являясь её частью.  И нет на земле человека, который бы  не  любил  природу,  не  любовался  бы  её  ясным  небом, цветущими лугами, огненными закатами. Природа всегда нас манит своей неповторимой красотой, и каждый раз предстает перед нашим взором то ласковая, то суровая, но всегда как настоящее чудо.

Отвечают.

Пейзаж родной земли

2

Этап выявления места и причины затруднения

Зрительное восприятие красоты пейзажа  родного края Работа по учебнику (стр.14-16)

  • Рассмотрите картины наших великих художников.
  • Назовите имена художников

  • Какое время года изобразили художники?

  • Какие средства выразительности использовали художники для передачи настроения природы в разное время года?
  • А сейчас какое время года ?
  • Как вы думаете есть ли картины художников с изображением осени? Назовите.

  • Посмотрите на слайдах репродукции картин русских художников:

Слайд 4-8

  • Какие чувства пробуждают в вас эти картины?

Эпиграфом нашего урока являются слова саратовской поэтессы Кнушевицкой Наталии Аркадьевны

Осенний этюд

Барабанит дождь по крышам,

На этюды Осень вышла.

Здесь мазок и там мазок-

Зажелтел вдали лесок.

И стоят кругом рябинки

В Ярко-красных пелеринках.

Пруд, как блюдце, был простой-

Стал с каёмкой золотой.

Дождь стучит, стучит по крышам,

А художница всё пишет.

Пишет, пишет много лет

Осень свой автопортрет..  

Слайд 9

Какие картины возникают в вашем воображении?

 

Отвечают.

И Левитан, И Шишкин, В Борисов- Мусатов, И. Грабарь

Лето, зима

Светотень, цветовой контраст, композиционный центр и др.

Осень

Да.

Могут быть затруднения в ответах

Душевный трепет, умиротворение, любовь к родной природе) 

Отвечают

9

  • Как называется картина на которой изображена природа?

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы).

  • Как называют художников, изображающих природу?

Слайд 10

пейзажисты

Этап построения проекта выхода из затруднения

- Сегодня на уроке мы любовались пейзажами природы нашей необъятной страны.

      2) -  вам предстоит побывать в роли художников-пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге осенний пейзаж родной природы.

- Что вам понадобится для изображения пейзажа?

   

    3) Учебник – стр. 18

- Прочтите рекомендации, данные по изображению пейзажа.

- Что значит «живопись»?

- Чем отличается живопись от раскрашенного рисунка?

- Как изменить цвет гуаши, если это вам понадобится?

дети перечисляют

самостоятельное чтение

живое письмо

(рассуждения учащихся) 

смешивание красок прямо в изображении

Этап реализации построенного проекта

Кто ответит – что такое «композиция»?

Как правильно компоновать пейзаж?

(сочинение, расположение)

Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).

1

Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи

Слайд 11

Мы не просто будем писать осенний  пейзаж родного края, а постараемся изобразить его разноплановым. Разместим объекты не по одной линии, а те, которые находятся близко, нарисуем в нижней части листа. Это будет передний план. 

А вы помните, как надо изображать ближние предметы?

Другие объекты мы нарисуем чуть дальше, т.е. выше на листе (чуть меньше). Это средний план. 

И, наконец, изобразим предметы, которые находятся вдали, в верхней части листа. Это дальний план.

 Как нарисуем дальние предметы  

Объяснение сопровождаю показом на образце.

Посмотрите на рисунок.

 Можно ли его назвать разноплановым пейзажем?

Если кто забыл, как изображаются деревья, посмотрите на таблицу, рисунок.

Помните, что дерево можно сравнить с человеком: у человека есть туловище, у дерева – ствол, у человека – руки, у дерева – толстые сучья, на руках у человека – пальцы, у дерева от сучьев отходят тонкие ветки, на пальцах – ноготочки, на тонких ветках – листочки или иголки.

У природы также, как у человека может быть разное настроение. Она может быть радостной, грустной, печальной, грозной, спокойной.

Но всегда остается красивой. С помощью чего можно передать настроение?

(крупно, ярко, с прорисовкой мелких деталей). 

(мелко, без прорисовки деталей).

С помощью теплого холодного цвета

2

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Физминутка

Ветер дует нам в лицо

                    Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше выше.

  - Самостоятельная работа учащихся по изображению пейзажа родной природы.

(во время работы звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)

Выполняют.

20

Этап включения в систему знания и повторения

Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами.

 Давайте посмотрим на ваши работы.

Насколько вам удалось передать красоту русской природы, её удивительный и загадочный мир (анализ и оценка)

Выполняют.

показать всем ребятам наиболее удачные работы.

5

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Продолжи предложение:

  • У меня получилось…..
  • Мне понравилось……
  • Я знаю……

Отразите свое мнение о нашем  уроке на (осеннем) дереве

Желтый лист- урок понравился, был интересный, узнал новое

Оранжевый лист- урок

Красный лист-урок не  понравился

Отвечают

Выполняют.

3

10

Домашнее задание.

1. Доработать пейзаж. Оформить его в паспарту.

2. Принести рабочую тетрадь, альбом, карандаш,  гуашь.

Записывают.

1

3.Заключение


  1.   Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая – то отдельная функция, а личность в целом.
  2.  Школьники располагаются значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики на уроках рисования.
  3.  Под влиянием правильного осуществляемого обучения изобразительной деятельности совершенствуется познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнение умственных операций. Изобразительная деятельность в значительной степени соответствует совершенствованию эмоционально – волевой сферы и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптаций учащихся.
  4.   Необходимо в максимальной степени использовать изобразительную деятельность для развития познавательных интересов.

Соблюдение этих всех правил позволит более рационально использовать изобразительную деятельность в соответствии с задачами образовательных организаций (школ) .

Итак, наиболее эффективные методы и приемы формирования эстетических чувств, интеллектуального развития младших школьников на занятиях изобразительного искусства в условиях школы, развивает познавательные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление, улучшает восприятие мира.

 


Список использованных источников: 

  1. Бакушинский А. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И ВОСПИТАНИЕ http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/162/c24
  2. Художники-передвижники http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%
  3. Левитан И.И. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD,_%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87
  4. В. Поленов «Золотая осень» http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0240/p0240.htm
  5. «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение» 2010 год
  6. «Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяева. Москва. «Просвещение» 1991год
  7. «Петербургский урок» сборник материалов под редакцией И.В. Муштавинской, Н.В. Семеновой. Спб, АППО, 2010 год.
  8. Энциклопедия школы развития личности Кирилла и Мефодия. «Учимся понимать живопись» ООО «Кирилл и Мефодий», М..2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО 4 класс Тема урока: Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота всех времен года.

Цель урока: познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Пейзаж родной земли (завершение композиции осеннего пейзажа)", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Пейзаж родной земли (завершение композиции осеннего пейзажа)»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Пейзаж родной земли (Осенний пейзаж)» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: дать представление о разнообразии и особенностях русской природы в различных пейзажных сюжетах.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление об особенностях русской природы;2. познакоми...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Пейзаж родной земли (подмалевок для осеннего пейзажа)» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции русского пейзажа; выполнение подмалевка для осеннего пейзажа, закрепление способов работы гуашью.Планируемые результаты:Предметные:1.Зна...

Урок изобразительного искусства по теме "Пейзаж родной земли: рисуем пейзаж по правилам линейной и воздушной перспективы красками"

Цель: нарисовать пейзаж родного края, с характерными  особенностями местности.Задачи:Воспитать патриотическое отношение к родинеПознакомить с творчеством русских художников-пейзажистов И.И.Л...

Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзаж родной земли. Природные зоны России.» мастер -класс 4 классы

Данный урок был разработан с целью подготовки учащихся к ВПР по окружающему миру, расширению и углублению знаний о природных зонах России ,знаний о родном крае, Государственных символах России, а...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 4 класс, тема: "Пейзаж родной земли"

Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции русского пейзажа; творческого отношения к выполнению композиции осеннего пейзажа.Задачи урока:Дидактические: 1. Учить выполнять изображе...