Конспект урока по ИЗО. Тема: "Деревня-деревянный мир"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Данный конспект поможет познакомить обучающихся с деревянной архитектурой - избой; развить творческие способности обучающихся; воспитать интерес к народному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 44.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России»
Тема урока: «Деревня – деревянный мир»
Место урока: «Каждый народ - художник» 1 четверть «Истоки родного искусства»
Класс: 4 «Б»
Предмет: изобразительное искусство
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить обучающихся с деревянной архитектурой - избой; развивать творческие способности обучающихся; воспитывать интерес к народному искусству.
Задачи:
Обучающие: формировать у обучающихся эстетические представления о русском деревянном зодчестве; приобщать к истокам родного искусства; формировать умение изображать деревенскую избу; учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера сельской местности.
Развивающие: развивать фантазию, творческое воображение обучающихся, эмоциональность восприятия произведений искусства.
Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к историческому и культурному наследию русского народа, своего края; воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ, альбом, акварель, карандаш, баночки для воды.
Методический материал: учебник Изобразительное искусство. Искусство и ты, авт. Е.И. Коротеева, 4 класс,: учеб. Для общеобразоват. учреждении/ Е.И. Коротеева; под. ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2012.
Тема | «Изображение характера человека» |
Цели | Образовательные: изображать деревенскую избу. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные УУД: Способствовать развитию волевой саморегуляции; контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. - Регулятивные УУД: Содействовать формированию социальной роли ученик; положительного отношения к учению. - Коммуникативные УУД: Способствовать формированию потребности в общении с учителем; умения слушать и вступать в диалог. - Познавательные УУД: Способствовать развитию умения осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
Планируемый результат | Предметные: Знать: наблюдать и рассматривать изображения деревенских изб. Уметь: давать устную характеристику деревенской избы. Личностные: понимать строение русской деревенской избы. Метапредметные: изображать деревенскую избу. Развивать навыки работы с акварелью. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Схема содержания урока:
№ | Этапы урока | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Мет. рек-ции |
1. | Организационный момент Цель: создать условия для эмоционального настроя обучающихся на урок. | Дети проверяют готовность к уроку. Самостоятельно организуют своё рабочее место. Принимают и сохраняют учебную задачу. | Добрый день, ребята! Меня зовут Анастасия Валерьевна, сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. Давай те же улыбнемся друг другу, чтобы мы работали в доброжелательной и уютной атмосфере. Проверьте свою готовность. Сегодня для работы нам понадобится: карандаш, акварель, альбом, кисти, баночка для воды. | 1 минута |
2. | Актуализация знаний учащихся. Цель: создать условия для сотрудничества и целеполагания. | Внимательно слушают учителя. О деревне. Из дерева. Много лесов окружало поселения людей. Дома строили из дерева, деревянная. | Начать сегодняшний урок мне хочется стихотворением великого русского поэта А.С.Пушкина: Приветствую тебя, пустынный уголок, Я твой: люблю сей темный сад О чем идет речь в этом стихотворении? Правильно о деревне, о русской деревне, а тема урока звучит так: «Деревня – деревянный мир». Слайд 1 Как вы думаете, из какого материала строили и строят избы? А почему? Как вы думаете, а откуда взялось слово «деревня»? | 2 минуты Презентация |
3. | Изучение нового учебного материала. Цель: создать условия для знакомства обучающихся с деревянной архитектурой. | Ответы детей. Смотрят и слушают. Наблюдать и рассматривать строение избы. | Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать. Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит. Наши предки - древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба - родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали...Слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально так называлась основная отапливаемая жилая часть дома с печью. Слайд 2 Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, “на радостном месте”, чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом к дороге, и получилась “улица”. Слайд 3 Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце они как теплый светящийся мед. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Главным инструментом для строительства был топор. Слайд 4 Крестьянин ставил свой дом-избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался. В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые. А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу. Бревно на Руси клали остатком. Такой способ крепления назывался “в обло” или “с остатком” (чтобы углы не промерзали зимой). Слайд 5 Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет венец. Двухскатная крыша - шапка здания. Чем выше она, тем легче скатываются с нее снег и дождь. Окна - очи, глаза, свет. Лобовая доска - закрывает стык бревен с досками треугольника под крышей. Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски - причелины. Стык причелин, чтобы в щель не попадала вода, сверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз полотенцем. Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой - деревянное кружево. На концах причелин и полотенец можно увидеть резную круглую розетку - символическое изображение солнца. Слайд 6 Каждый крестьянин стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг. Так же стремились изобразить магические знаки - обереги на самых ответственных местах (охраняли). Украшения - обереги (птицы, кони). Конь - верный помощник крестьянину. Конь - оберег завершает собой длинное выдолбленное бревно, которое закрывает стык обоих скатов крыши - конек крыши. Птица - символ счастья, семейного очага. Слайд 7 Окна - глаза на лице дома, связь с внешним миром. Им предавалось очень большое символическое значение. Окна обрамлялись наличниками - самая украшенная часть избы. На ночь окна закрывали деревянными ставнями от холода. Слайд 8 Прежде чем мы начнем изображать деревенскую избу, нам необходимо подготовить: -альбом; -карандаш; -кисти; -акварель. Рисуем на бумаге еле заметные контуры карандашом, линии должны быть достаточно тонкими, т.к. слой краски достаточно прозрачный и жирные линии могут через него просвечивать. Когда уловлены общие пропорции, начинаем рисовать красками. Смачиваем кисточку. Набираем нужный цвет. Если на кисти осталось слишком мало краски - можно процесс повторить несколько раз. Если краски слишком много, она может испортить всю работу. | Презентация 7 минут |
4. | Закрепление учебного материала. | Проговаривание алгоритма работы. | Вместе определим план ваших действий: 1. Определите как нужно расположить альбом для вашего изображения. 2. Определим место рисунка, композицию. 3. Наметить карандашом рисунок. 4. Работа в цвете. Физкультминутка Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу. | 3 минуты |
5. | Самостоятельная работа обучающихся. | Изображать деревянную избу. Развивать навыки работы с акварелью. | Самостоятельная работа обучающихся. Фронтальная работа с детьми. | 22 минуты |
6. | Итоги урока. | Ответы детей. | Выставка и обсуждение работ. Что мы сегодня повторили? Чем занимались на уроке? Ребята, а чья работа вам понравилась больше? | 3 минуты |
7. | Рефлексия. Цель: получить обратную связь. | Ответы детей. | Как вы считаете, у вас получилось изобразить деревенскую избу? Понравилась ли вам ваша работа? Оцените свою работу: У вас на столах лежат желтые кружочки, вам необходимы с помощью линии сделать смайлик веселым или грустным. Веселый смайлик – ваша работа получилось, вы получили удовольствие от ее выполнения; Грустный смайлик – ваша работа частично не удалась, вы не получили удовольствие от работы. Молодцы! | 2 минуты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству. 4 класс. Тема "Деревня - деревянный мир"
Данный материал поможет сформировать представления об изучаемом предмете. На уроке учащиеся продолжат знакомиться с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами. Главная...
Урок-проект по теме «Деревня – деревянный мир»
Урок изобразительного искусства предполагает познакомить с обликом русской деревянной постройки (избы). Дети научатся изготовливать макеты построек; выполнят коллективное панно....