Конспект урока по ИЗО. Тема: "Деревня-деревянный мир"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Тулинова Анастасия Валерьевна

Данный конспект поможет познакомить обучающихся с деревянной архитектурой - избой; развить творческие способности обучающихся; воспитать интерес к народному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx44.38 КБ

Предварительный просмотр:

Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России»

Тема урока:   «Деревня – деревянный мир»

Место урока:  «Каждый народ - художник» 1 четверть «Истоки родного искусства»

Класс:   4 «Б»

Предмет:  изобразительное искусство

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить обучающихся с деревянной архитектурой - избой; развивать творческие способности обучающихся; воспитывать интерес к народному искусству.

Задачи:

Обучающие: формировать у обучающихся эстетические представления о русском деревянном зодчестве; приобщать к истокам родного искусства; формировать умение изображать деревенскую избу; учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера сельской местности.

Развивающие: развивать фантазию, творческое воображение обучающихся, эмоциональность восприятия произведений искусства.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к историческому и культурному наследию русского народа, своего края; воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ, альбом, акварель, карандаш, баночки для воды.

Методический материал: учебник Изобразительное искусство. Искусство и ты, авт. Е.И. Коротеева, 4 класс,: учеб. Для общеобразоват. учреждении/ Е.И. Коротеева; под. ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2012.

Тема

«Изображение характера человека»

Цели

Образовательные: изображать  деревенскую избу.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: Способствовать развитию волевой саморегуляции; контроля в форме сличения способа действия и его результата   с   заданным эталоном.

-  Регулятивные УУД: Содействовать формированию социальной роли ученик; положительного отношения к учению.

- Коммуникативные УУД: Способствовать формированию потребности в общении с учителем; умения слушать и вступать в диалог.

- Познавательные УУД: Способствовать развитию умения осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать: наблюдать и рассматривать  изображения деревенских изб.

Уметь: давать устную  характеристику  деревенской избы.

Личностные: понимать строение русской деревенской избы.

Метапредметные: изображать деревенскую избу. Развивать навыки работы с акварелью.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Схема содержания урока:

Этапы урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Мет. рек-ции

1.

Организационный момент

Цель: создать условия для эмоционального настроя обучающихся на урок.

Дети проверяют готовность к уроку.

Самостоятельно организуют своё рабочее место. Принимают и сохраняют учебную задачу.

Добрый день,  ребята! Меня зовут Анастасия Валерьевна, сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. Давай те же улыбнемся друг другу, чтобы мы работали в доброжелательной и уютной атмосфере. Проверьте свою готовность. Сегодня для работы нам понадобится: карандаш, акварель, альбом, кисти, баночка для воды.

1 минута

2.

Актуализация знаний учащихся.

Цель: создать условия для сотрудничества и целеполагания.

Внимательно слушают учителя.

О деревне.

Из дерева.

Много лесов окружало поселения людей.

Дома строили из дерева, деревянная.

Начать сегодняшний урок мне хочется стихотворением великого русского поэта А.С.Пушкина:

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...  (А.С.Пушкин)

О чем идет речь в этом стихотворении? Правильно о деревне, о русской деревне, а тема урока звучит так: «Деревня – деревянный мир».

Слайд 1

Как вы думаете, из какого материала строили и строят избы?

А почему?

Как вы думаете, а откуда взялось слово «деревня»?

2 минуты

Презентация

3.

Изучение нового учебного материала.

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с деревянной архитектурой.  

Ответы детей.

Смотрят и слушают.

Наблюдать и рассматривать строение избы.

Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.

Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит.

Наши предки - древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба - родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали...Слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально так называлась основная отапливаемая жилая часть дома с печью.

Слайд 2

Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, “на радостном месте”, чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом к дороге, и получилась “улица”.

Слайд 3

Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце они как теплый светящийся мед.

          Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Главным инструментом для строительства был топор.

Слайд 4

Крестьянин ставил свой дом-избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые. А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.

Бревно на Руси клали остатком. Такой способ крепления назывался “в обло” или “с остатком” (чтобы углы не промерзали зимой).

Слайд 5

Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет венец.

Двухскатная крыша - шапка здания. Чем выше она, тем легче скатываются с нее снег и дождь.

Окна - очи, глаза, свет.

Лобовая доска - закрывает стык бревен с досками треугольника под крышей.

Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски - причелины.

Стык причелин, чтобы в щель не попадала вода, сверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз полотенцем.

Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой - деревянное кружево.

На концах причелин и полотенец можно увидеть резную круглую розетку - символическое изображение солнца.

Слайд 6

Каждый крестьянин стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг.

Так же стремились изобразить магические знаки - обереги на самых ответственных местах (охраняли). Украшения - обереги (птицы, кони). Конь - верный помощник крестьянину. Конь - оберег завершает собой длинное выдолбленное бревно, которое закрывает стык обоих скатов крыши - конек крыши. Птица - символ счастья, семейного очага.

Слайд 7

Окна - глаза на лице дома, связь с внешним миром. Им предавалось очень большое символическое значение.

Окна обрамлялись наличниками - самая украшенная часть избы. На ночь окна закрывали деревянными ставнями от холода.

Слайд 8

Прежде чем мы начнем изображать деревенскую избу, нам необходимо подготовить:

-альбом;

-карандаш;

-кисти;

-акварель.

Рисуем на бумаге еле заметные контуры карандашом, линии должны быть достаточно тонкими, т.к. слой краски достаточно прозрачный и жирные линии могут через него просвечивать. Когда уловлены общие пропорции, начинаем рисовать красками. Смачиваем кисточку. Набираем нужный цвет. Если на кисти осталось слишком мало краски - можно процесс повторить несколько раз. Если краски слишком много, она может испортить всю работу.

Презентация

7 минут

4.

Закрепление учебного материала.

Проговаривание алгоритма работы.

Вместе определим план ваших действий:

1. Определите как нужно расположить альбом для вашего изображения.

2. Определим место рисунка, композицию.

3. Наметить карандашом рисунок.

4. Работа в цвете.

Физкультминутка

Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.

3 минуты

5.

Самостоятельная работа обучающихся.

Изображать деревянную избу. Развивать навыки работы с акварелью.

Самостоятельная работа обучающихся.

Фронтальная работа с детьми.

22 минуты

6.

Итоги урока.

Ответы детей.

Выставка и обсуждение работ.

Что мы сегодня повторили?

Чем занимались на уроке?

Ребята, а чья работа вам понравилась больше?

3 минуты

7.

Рефлексия.

Цель: получить обратную связь.

Ответы детей.

Как вы считаете, у вас получилось изобразить деревенскую избу?

Понравилась ли вам ваша работа?

Оцените свою работу:

У вас на столах лежат желтые кружочки, вам необходимы с помощью линии сделать смайлик веселым или грустным.

Веселый смайлик – ваша работа получилось, вы получили удовольствие от ее выполнения;

Грустный смайлик – ваша работа частично не удалась, вы не получили удовольствие от работы.

Молодцы!

2 минуты

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству. 4 класс. Тема "Деревня - деревянный мир"

Данный материал поможет сформировать представления об изучаемом предмете. На уроке учащиеся продолжат знакомиться с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами. Главная...

Урок-проект по теме «Деревня – деревянный мир»

Урок изобразительного искусства предполагает  познакомить с обликом русской деревянной постройки (избы). Дети научатся изготовливать макеты построек; выполнят коллективное панно....