Урок-проект по теме «Деревня – деревянный мир»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Урок изобразительного искусства предполагает познакомить с обликом русской деревянной постройки (избы). Дети научатся изготовливать макеты построек; выполнят коллективное панно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_derevnya_tehnologich._karta.docx | 37.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Проектная деятельность
Синцова М. П., учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 20 г.Донецка
Методическая информация | |
Тип, тема урока | Урок-проект по теме «Деревня – деревянный мир» |
Класс | 4 |
Цель урока | Познакомить с обликом русской деревянной постройки (избы). |
Задачи урока | - знакомство с устройством русских построек; - изготовление макетов построек; - монтаж коллективного панно; - развитие творческого воображения, кругозора; - воспитание любви и гордости к русской земле и русскому народу. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы на уроке | Технологии: -проектно-исследовательская технология -технология личностно-ориентированного образования - технологии развивающего обучения -информационно-коммуникативные технологии Методы: -метод проблемного изложения в обучении -частично поисковый метод обучения -исследовательский метод обучения |
Время реализации проекта. | 1 урок – погружение в проект; 2 урок – экскурсия по городу; 3 урок - творческая деятельность учащихся. |
Формируемые УУД: | Личностные: познавание сопричастности к этнической культуре своего народа; Регулятивные: - определение цели, планирование алгоритма выполнения задания, корректировка работы по ходу его выполнения, самостоятельное оценивание качества работы; Познавательные: - формулирование познавательной цели, поиск информации и источников информации; Коммуникативные: - участие в работе группы, распределение работы, умение договариваться друг с другом. |
Межпредметные связи: | изобразительное искусство, технология, «Доноведение». |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор, экран. |
Дидактическое обеспечение урока | презентация; сообщения учеников. |
Структура и ход урока:
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Урок 1. | |||
1.Организа ционный момент. Мотивация учащихся | Цель: настроить учащихся на работу. | - Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!” - Послушайте отрывок из стихотворения Савельевой Елены Александровны. О чем оно? -Стучал топор, летели щепки, Со стоном падали стволы, Ломалися сучки и ветки, И капли падали смолы. Затем бревно к бревну ложилось, Крыльцо, наличники, окно. Наверно, так изба рубилась, Но это было так давно… | Мобилизация внимания учащихся. Создание рабочей и доброжелательной обстановки в классе. |
2.Определение темы урока. | - Что обозначает слово «изба»? - Как и из какого материала строятся избы? - В чём красота и мудрость русской избы? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? Слайд 1. Учитель: Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Люди селились по берегам рек и озёр в окружении лесов. Они строили свой мир в неразрывном единстве с природой. Дерево служило основным материалом. Есть старинное придание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звёздами в поднебесье. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, необходимые ему в быту. Избы тоже рубили из дерева. Отсюда и слово «деревня». Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а чтобы хозяину было удобно и соседу не мешало. Со временем стали их выстраивать фасадом, т. е. лицом к дороге и получилась «у-лица». Избы в сёлах не красили. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, а на солнце – как тёплый светящийся мёд. -В каком краю мы с вами живём? - По берегам реки Дон раскинулись бескрайние степи, где в старину жили славные казаки. Давайте послушаем, где жили казаки. Опережающее задание. Ученица: Древние городки располагались в наиболее удобных для защиты местах, чаще всего на островах. Городок имел 4-х угольную или овальную форму. Вокруг него выкапывали ров и насыпали земляной вал, который укрепляли сухим терновником, а иногда ставили на вал двойной плетень. На стенах стояли небольшие пушки, готовые встретить врага. Внутри располагались землянки и бревенчатые избы, в которых жили казаки. Ученик: Жилище казака называлось «курень». Слово «курень» происходит от монгольского хурээн, что значит лагерь, стан, пастбище в форме круга. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом, поэтому он так и выглядел. Учитель: Но это было раньше, в XVI веке, а затем произошли изменения в жизни казаков. Прошли годы, казаки больше общались с русскими, украинцами. Каждый год 2 раза ездили казачьи станицы в Москву. Проезжая по русской земле, казаки знакомились с бытом и жизнью русских, да и многие были родом из России. Казаки заимствовали элементы быта. Да и потише стало на Дону, прекратились нападения со с стороны южных кочевых народов, у них образовались государства. Казаки могли теперь устраивать свой быт. На слайде мы видим изображение казачьего куреня XVIII-XIX веков. Он больше похож на избу русских крестьян или на хату украинцев. Теперь казаки селятся на берегах Дона, других рек, им не надо ставить сваи, теперь на подворье казака находился баз для скота, амбары, хозпостройки, потому что теперь казаки занимались земледелием и скотоводством. У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). В XIX веке самое широкое распространение получил трехкомнатный курень или круглый дом с четырехскатной крышей, все комнаты которого сообщались между собой. В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца. В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью. В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды. В горнице, в красном углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. | Формулирование темы. Постановка проблемы. | |
3. Погружение в проект | Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | - Что такое проект? (выслушиваются ответы детей) - Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». - Проект– это комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. - Предположите, какой творческий продукт мы можем создать сегодня на уроке. (Макет избы, из макетов – панно донской деревенской улицы) - Какую пользу мы извлечем из этой работы? (Получим представления о конструкции и украшении деревянных домов; готовое панно можно использовать как наглядное пособие. | Выслушиваются ответы детей. |
4.Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | - Какие знания нам необходимы, чтобы создать такой макет? - Где мы можем найти нужную информацию? 1. Экскурсия по станице Гундоровская. Цель – найти и рассмотреть старые постройки: дома, амбары, колодцы «журавли». 2. Энциклопедические печатные издания, сборники сказок. 3.Сеть Интернет. - Как будем организовывать работу? 1. Сбор информации, ее трансляция на уроке. 2. Работа в парах – изготовление макета избы (пары – по желанию). 3. Коллективная работа – составление панно. - Какие материалы будем использовать в своей работе? (цветная бумага, картон, краски) - Попробуйте на листочках составить план своей работы по составлению макета избы. -Обсудим ваши планы. Какие способы изготовления предлагаете? (Создание макета избы из бумаги и картона с наклеиванием отдельных «бревен» из бумаги, элементы декора избы - из белой и цветной бумаги). - Какую работу необходимо выполнить дома? (Сбор информации: найти иллюстрации, толкование слов, стихи или прозу о Донском крае). Физминутка. -Как известно, народ русский умеет работать и умеет отдыхать. На зарядку солнышко Дом построен у сугроба Погляди-ка, потолки все разные Двери комнат отворяем, | Высказывания детей. Формирование пар, работа в парах. Обсуждение планов по изготовлению макетов. |
5. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным задачам проекта. | - Сегодня мы начинаем работу над творческим проектом. - Работать будете в парах. О каких правилах сотрудничества должны помнить? - Задача – изготовить детали избы (изготовить развёртку и склеить, изготовить «брёвна»). - Какой предмет на нашем уроке сегодня самый опасный? Какие меры предосторожности нужно соблюдать? - Готовы к работе? Выходят два ученика и читают: Эй, ребятки, собирайтесь, Да в работу все впрягайтесь. Строить будем и пилить, Да домишки мастерить. Брёвна в стены соберём, Крышу сделаем с коньком. Поработаем на славу Добрым людям на забаву! Самостоятельная работа детей. | Работа в парах. |
6. Подведение итогов. Рефлексия | - Как люди выбирали себе место для жилья? - Чем это обусловлено? - Какой материал для постройки русской избы выбирали и почему? - Оцените работу своей малой группы. - Какое настроение у вас после урока? (смайлики) | Осмысление результатов своей работы | |
7. Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание содержания домашнего задания | Сбор информации: найти иллюстрации, толкование слов, стихи или прозу о Донском крае. | |
Урок 2 – экскурсия по городу. | |||
Урок 3. | |||
1.Организа ционный момент. Мотивация учащихся | Цель: настроить учащихся на работу | В тихом местечке речка бежит. Вдоль той речушки деревенька стоит. Резные оконца, на крышах конёк, Из чистого колодца водицы глоток. Кудрявые ивы вдоль речки растут. Умельцы в той деревеньке живут! | |
2.Определение темы урока. | -На прошлом уроке мы начали работу по изготовлению проекта «Деревня». -Что будем мастерить дальше? -В одиночку дом не построить. Для этого люди собирались группами или артелями. Мы тоже будем работать артелями и каждая артель будет строить свои дома и свою улицу. - Что важно помнить, когда работаешь в группе? - | Формулирование темы. | |
3.Проверка домашнего задания. Определение задач урока. | Задачи: определение проблемы, целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание групп учащихся для работы над проектом. | - Изба – это слово в древности звучало как «истьба», «истопка», т.е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило укрытием от холода. (Учитель может рассказать дополнительно. К строительству своего дома люди подходили очень ответственно. Для того, чтобы дом был красивым и крепким, его нужно было строить из хорошего и крепкого материала. Дом строили близко к воде, на высоком месте, вдали от перекрёстков, пожарищ, из хорошего и ровного дерева. Деревья для строительства дома необходимо было рубить в крещенские морозы, тогда дерево не будет гнить. Необходимо дать дереву подсохнуть до осени. А когда урожай будет собран, тогда и строительством можно будет заняться. Место для дома выбиралось осенью. Помощником был домашний скот – где ляжет, там и жить будет хорошо. На месте будущего дома сажали молодую берёзку – определяли центр двора. Закладку дома начинали весной – 1 марта – в день великих начинаний. На месте будущего красного угла приносили жертву – рубили голову петуху, закапывали её под северный угол дома, а мясо съедали. Сам дом строили осенью, после уборки урожая. Строительству помогали все поселяне, поэтому дом возводился очень быстро. Переселение в дом тоже было праздником. Строго выполнялся ритуал переселения. Шесть ночей в доме ночевали животные – кот и кошка, петух и курица, свинья, овца, корова, лошадь и лишь на седьмую ночь ночевал человек. Переезжали в новый дом на восходе солнца – переходили через порог, держась за полотенце. Перевозили с собой в дом домового в старом лапте или на лопате для выпечки хлебов, селили его под печкой. Со старого места переносили огонь и мусор. Существовал также обычай доваривания каши – начинали её варить в старом доме, а заканчивали в новом. Дом в старину объединял людей, оберегал, укрывал, охранял от невзгод). - Назовите главные части избы.
Крыша – это шапка здания. Чем она выше, тем легче с неё скатывался снег и дождь. Сруб – основа избы. Окна – очи, глаза, свет. А над ними, как и положено, чело, так раньше называли лоб. Здесь же бывает и лобовая доска – главное украшение крыши. Края кровли выступают, их прикрывают узорные доски – причелины. Стык причелин вверху прикрыт свешивающимся вниз полотенцем. И причелины и лобовая доска обязательно украшались резьбой. Окна – глаза на лице дома, поэтому наличники – самая украшенная часть избы. Балясина – резной столбик или доска крыльца, галереи. Конек – бревно на стыке кровли из досок. Подзор – резная доска под скатом крыши. Рундук – крытая площадка наружной лестницы. Вроде изба и есть изба. Да только похожих нет. Бывает изба – богатырь – большой, крепкий дом. Другая, словно девица красная – изящная и нарядная. А можно встретить избушку – старушку с покасившимся забором. Еще раз полюбуемся творениями русских мастеров. - Зачем мы собирали эту информацию? - Какая задача стоит перед нами сегодня на уроке? (Изготовить макеты изб и украсить вырезанным кружевом, наклеиванием окон, наличников, полотенец; подготовить проект). | Высказывания детей. Заслушиваются сообщения учеников. |
4. Осуществление деятельности по решению задач урока | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта; – промежуточные обсуждения полученных данных в группах | Один из артели пишет пейзаж. В это время остальные артельщики занимаются изготовлением изб. Дети проявляют свою фантазию и творческое воображение. Во время работы учитель помогает детям, направляет их работу. На протяжении всей творческой работы в классе звучит народная музыка, которая помогает детям настроиться на нужный лад. | Работа в группах. |
5.Оформление результатов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов | - Вы создали готовые постройки. - Посмотрите, какие из построек получились интереснее или украшены богаче. Разместите мелкие постройки выше, а крупные – ниже. Теперь можно макеты наклеить на панно. - Что еще можем добавить на панно? - Зачем? | Монтаж готовых построек на панно. Главные художники помогают разместить постройки с учетом наблюдательной перспективы. |
6. Презентация результатов. Рефлексия. | Цель – демонстрация материалов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | - Перед нами готовый макет русской деревни. Расскажите, что на ваш взгляд получилось хорошо? - Когда испытывали трудности? - Что вам дала эта работа? - Что новое узнали в процессе ее выполнения? - Узорные наличники, разнообразные крылечки, резные доски, ажурные полотенца и сейчас можно найти на русских избах. Не потерять эту красоту, продолжить ее – значит сохранить русскую культуру. - Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? | Обсуждение и оценка в группах. Обсуждение и оценка групп на завершающем этапе. Формулирование вывода. На этапе рефлексии работают со смайлики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деревня - деревянный мир.
Презентацию можно использовать на уроках ИЗО....
Деревня - деревянный мир
Урок изобразительного искусства....
Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир.
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в классе по Программе Б.Неменского....
«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».
Презентация к уроку ИЗО по программе Б.Н. Неменского 4 класс, 1 четверть. В презентации рассматриваются вопросы гармоничной связи человека с окружающим миром природы, единство конструкции и декор...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗО В 4 КЛАССЕ «Деревня. Деревянный мир. Русская изба»
Цель урока: Развитие навыков изображения. Знакомство с родной культурой. Воспитание патриотизма. Знакомство с родной историей. Развить мелкую моторику. Задача урока: Нарисовать русскую ...
Конспект урока по ИЗО. Тема: "Деревня-деревянный мир"
Данный конспект поможет познакомить обучающихся с деревянной архитектурой - избой; развить творческие способности обучающихся; воспитать интерес к народному искусству....
Технологическая карта урока по изобразительному искусству. 4 класс. Тема "Деревня - деревянный мир"
Данный материал поможет сформировать представления об изучаемом предмете. На уроке учащиеся продолжат знакомиться с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами. Главная...