В мире искусства
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Викторина по искусству
Тема: «В мире искусства»
Предмет: изобразительное искусство, музыка
Класс: 5-7
Тип урока: повторение, систематизация и обобщения знаний
Форма урока: нестандартная, урок-викторина
Продолжительность занятия: 45 минут
Цели: стимулирование познавательного интереса, развитие способностей к учебному общению с опорой на смекалку, жизненный опыт.
Задачи:
- Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках эстетического цикла
- Создать творческую обстановку для работы на уроке
- Развивать пространственное мышление, умение классифицировать понятия по музыке и ИЗО. Формулировать ответы на вопросы, Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, объяснять закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать полученную информацию.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Приветствие.
3. Викторина. (Возможно проведение в форме игры «Что? Где? Когда?». Можно проводить при наличии зрителей, которым так же можно предложить задания для работы, можно проводить в классе, предварительно разделив его на группы.
4. Итоги викторины.
Материалы и оборудование: Ноутбук, мольберт, классная доска, репродукции картин и изделий, кроссворд , тестовый материал, краски, кисти, цветная бумага, клей, ножницы, цветные жетоны
Музыкальный ряд: произведения классики
Предварительная работа: Беседа об искусстве
Организационный момент:
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит ответить на вопросы и выполнить задания викторины “В мире искусства”.
I. Отборочный тур (Вопрос-ответ)
Учитель: я вам задам вопросы. За каждый правильный ответ вам раздается цветная фишка. Учащиеся получившие фишки становятся участниками команд.
В О П Р О С Ы- загадки:
1. Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка!)
2. Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш!)
3. Если в небе тучек нет, То у неба синий цвет, Белый цвет в нее нальем, И получим (голубой).
4.Нарисует он картину, И раскрасит Буратино, Он напишет объявленье, И открытку-поздравленье. Рисовать плакаты мастер Яркий тоненький... (фломастер)
5.Познакомимся: я – краска, В круглой баночке сижу. Вам раскрашу я раскраску, А еще - картинки к сказке Нарисую малышу. Ярче я, чем карандаш, Очень сочная... (гуашь)
6.Волоски пушистой белки Окуну слегка в гуашь я. Все картинки и поделки Очень ярко я раскрашу. Нарисую солнце, листья Мягкой шелковистой... (кистью)
7.Нанесет она узор Очень трепетный и нежный Будь то небо или бор, Иней тонкий белоснежный, Зеленеющий апрель – Всё раскрасит... (акварель)
8. Вы простым карандашом Нарисуйте школу, дом, А цветным карандашом Свой листок раскрасьте. Чтоб подправить всё потом, Пригодится... (ластик)
9.На асфальте детвора Нарисует нам с утра Солнце, облако, машину, Птичку, рыбку, Буратино, Домик, бабочку, цветок. Рисовать помог... (мелок)
10.Создаю я новый цвет, На дощечку я похожа. Краску, что в коробке нет, Сделать сам художник может. Он смешает краски хитро С помощью меня - ... (палитры)
11.Вдруг на нём в конце урока Появились волны, море, Пять медуз, два осьминога, Лодка в голубом просторе. А с утра был бел и чист Ваш "мольберт" - альбомный... (лист)
12. Вы меня перелистали - Как в музее побывали. Космос на одной странице, На другой странице - дом, На последней - хвост жар-птицы. А всё вместе я - ... (альбом)
13. Нарисую для ребят Вазу, фрукты, шоколад. А еще букет и торт. Это будет... (натюрморт)
14. Брата я изображу, Хоть ему пять лет. С акварелью я дружу, Делаю... (портрет)
15. Нарисую я войну - Дайте мне альбомный лист. Вышла битва - ну и ну! Я художник... (баталист)
16. Нарисую панораму. Натяну его на раму, Он матерчат, плотен, толст. Для картины нужен... (холст)
17. В пузырьке ее найдем, Контур тонко обведем. Кто запачкался - под душ! Очень ярко красит... (тушь)
18. Он бывает очень острым И рисует ярко, пестро. Грифелёк со всех сторон Древесиной окружен. Это друг надежный ваш И художник - ... (карандаш)
Учитель: За ответы вы получили фишки. Посмотрите, они цветные. У кого теплые оттенки цвета – первая команда, холодные – вторая.
Разминка
Учитель: Мы начинаем. Первый конкурс «Разминка». Вам предстоит придумать название для вашей команды, нарисовать эмблему и выбрать капитана команды. На это вам 5 минут. (ребята придумывают название, рисуют эмблему).
Пока команды работают над заданием, я зачитаю вам стихотворение Сергея Михалкова «Рисунок».
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду 15 точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой – дорогу.
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом…
Еще я дождик удлинил,
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол.
Хотя он плохо вышел.
Учитель: Может, у героя нашего стихотворения и плохо вышел рисунок, но ваши эмблемы – просто произведения искусства! Капитаны, прошу представьте свою команду, поясните эмблему.
Второй конкурс «Вопрос-ответ»:
Учитель: Командам задаю вопросы, нужен быстрый ответ. вопрос первой команде:
1 команда:
- Как называется картина И. Репина?
а. «Бурлаки на Жигулях»?
б. «Бурлаки на Волге»?
в. «Бурлаки на Запорожце»?
г. «Запорожцы на Оке»?
- Известный русский художник, сказочник, автор картин «Аленушка», «Ковер-самолет», «Иван-царевич на сером волке» и др.
- Краски, разводимые в воде и легко смываемые ею.
- Назовите струнные музыкальные инструменты.
- Как называется музыкальное вступление к опере, балету, оперетте?
- Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
- Результат работы художника
- В какие тарелки не надо класть еду?
- Назовите мужские типы голосов (тенор, баритон, бас)
- Жанр в котором основной предмет изображения – природа?
- Назови виды пейзажа? (морской, сельский, городской, речной, парковый, индустриальный, фантастический и др. )
- Как назывались странствующие певцы-музыканты в средневековых Франции и Англии: барды, менестрели или мейстерзингеры?
- Как переводится с итальянского и французского языков слово «балет»?
- Перечисли принадлежности художника?
- Назовите основные цвета в живописи.
2 команда:
- Кто изображен на знаменитой картине В.Васнецова?
А. Три богатыря
Б. Три поросёнка
В. Три мушкетёра
Г. Три толстяка
- Известный русский художник, мастер пейзажного жанра, автор картины «Грачи прилетели»?
- Как называется музыка, которую исполняют только на инструментах без участия голоса?
- Как называется большой коллектив певцов?
- Предварительный набросок картины, рисунка.
- Перечислить виды изобразительного искусства?
- Назовите виды искусства, связанные с музыкой
- Какой музыкальный инструмент является самым большим?
- Изображение одного человека или группы лиц.
- Перечислите рабочий материал скульптора.
- Что такое оркестр?
- Какой композитор написал музыку к балетам «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»?
- Назовите разновидности колоритов (теплый, холодный, яркий)
- Что означает слово «натюрморт»?
- Из каких цветов состоят составные цвета?
III конкурс: «Отгадайка»
Учитель. Показываю репродукции, фото, изделия. Задание – определить виды и жанры искусства.
IV конкурс: Тест. Кроссворд.
Командам раздаю тестовый материал. Закончив, капитаны передают тесты жюри
Тест:
1. Жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека.
А) Исторический
Б) Батальный
В) Бытовой
Г) Мифологический.
2. Жанр, в котором главный герой – природа.
А) Натюрморт
Б) Пейзаж
В) Портрет
Г) Анимализм.
3. Художник, изображающий море.
А) Маринист
Б) Баталист
В) Анималист
Г) Портретист.
4. Художественное произведение, повторяющее другое.
А) Копия
Б) Подлинник
В) Репродукция
Г) Оригинал.
5. Художник, изображающий животных.
А) Маринист
Б) Анималист
В) Пейзажист
Г) Баталист.
6. К какому виду искусства относится экслибрис?
А) Живопись
Б) Рисунок
В) Печатная графика
Г) ДПИ.
7. К какому виду искусства относятся понятие: горельеф, барельеф, контррельеф?
А) Живопись
Б) Графика
В) Скульптура
Г) архитектура
Д) ДПИ.
8. Художник, изображающий преимущественно лица людей.
А) Пейзажист
Б) Маринист
В) Портретист
Г) Анималист.
9. Какой материал в эпоху первобытного общества стал основным при изготовлении посуды?
А) Камень
Б) Бронза
В) Фарфор
Г) Глина.
10.Назовите божество любви, олицетворение любовной страсти в римской мифологии, изображаемое в виде шаловливого мальчика:
А) Купидон
Б) Амур
В) Эрот
Г) Пигмалион.
11. Как в Средние века назывался рыцарский поединок?
А) Фехтование
Б) Ристалище
В) Турнир
Г) Дуэль.
12. В средневековом искусстве тканый ковер – картина ручной работы.
А) Парсуна
Б) Полотнище
В) Гобелен
Г) Вышивка.
13. Отличительный рыцарский знак, передаваемый по наследству.
А) Корона
Б) Девиз
В) Герб
Г) Щит
14. Какая из представленных 3-ех картин не является натюрмортом.
А) В.Ф. Стожаров «Натюрморт с рябиной».
Б) Ж.Б.С. Шарден «Атрибуты искусства».
В) Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем»
РЕШИ КРОССВОРД И УЗНАЕШЬ ГЛАВНОЕ СЛОВО.
Учитель: Пока команды готовятся, поиграем со зрителями.
V конкурс. Задание для зрителей.
Учитель: Подберите к перечисленным цветам понятия или предметы, которые используются в поговорках и «крылатых выражениях».
1.Золотой (руки, середина, руно, лихорадка).
2.Черный (ящик, зависть, магия, список).
3. Розовый (очки, мечты).
4. Зеленый (тоска, улица, юнец, свет).
Вопросы шуточные, омонимы
VI конкурс. Практическая работа.
Собрать пазлы (натюрморт или пейзаж)
Учитель: Подведём итоги. Подсчитываем баллы. Та команда, которая набрала наибольшее количества баллов, является победителем. Победителям приз – кисти, второй команде – карандаши.
Ребята, сегодня мы на уроке отвечали сна вопросы, которые проходили на уроках эстетического цикла. Но и также викторина помогла узнать много нового. Скажите, какой вопрос вам понравился больше всего? (Ребята отвечают)
Спасибо всем командам! (Обязательно отметить лучших игроков). До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру "Искусство 18 века"
урок 4 класса по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по окружающему миру «Искусство России XIX века. Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин», 4 класс
Урок по УМК "Начальная школа XXI века"...
презентация к уроку окружающего мира "Искусство 19 века"
Представлена презентация к уроку окружающего мира "Искусство 19 века"...
Программа внеурочной деятельности "В мире искусства"
Программа внеурочной деятельности «В мире искусства» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовле...
Открытый урок "В мире искусств"
музыка...
рабочая программа по внеурочной деятельности " В мире искусства"
Предназначена для обучающихся 1-4 классов...
рабочая программа по внеурочной деятельности " В мире искусства" для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности для обучающихся 1-4классов...