Тема: Творчество В.И. Сурикова. Картина «Утро стрелецкой казни»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. И Сурикова и его картиной «Утро стрелецкой казни»; познакомить с понятием живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых лет, переломные события в жизни общества; раскрыть роль сюжета в жанровом произведении; объяснить, что выбор сюжета зависит от круга творческих задач, поставленных перед собой художником и от оценки изображаемых им сцен и персонажей; показать роль композиции в исторической картине; воспитывать патриотические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_v.i._surikova.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Творчество В.И. Сурикова.
картина «Утро стрелецкой казни»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. И Сурикова и его картиной «Утро стрелецкой казни»; познакомить с понятием живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых лет, переломные события в жизни общества; раскрыть роль сюжета в жанровом произведении; объяснить, что выбор сюжета зависит от круга творческих задач, поставленных перед собой художником и от оценки изображаемых им сцен и персонажей; показать роль композиции в исторической картине; воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: иллюстрации картин В.И Сурикова
Ход урока
- Организационный момент.
Сообщение цели и темы урока
- Знакомство с жизнью и творчеством В.И. Сурикова.
Учитель. Когда речь заходит о русском искусстве второй половины 19 века, в памяти возникает целый ряд знаменитых имен, одно из первых – Василий Иванович Суриков. Произведения русского мастера исторической живописи уже давно воспринимаются как национальное достояние.
Вглядитесь в «Автопортрет» Сурикова – на нас с вами смотрит сильный, гордый и красивый человек: так выглядели и предки Сурикова – донские казаки, участвовавшие в покорении Сибири вместе с легендарным Ермаком. Но, несмотря на ощущение силы физической и, несомненно, духовной, по воспоминаниям друзей художника, он был удивительно общительным, обаятельным, нежным, любящим сыном, отцом, мужем.
Творчество Сурикова всецело связано с одним жанром – историческим.
Исторический жанр оформился в виде самостоятельного довольно поздно – только в 17 веке и является одним из наименее доступных. Вопросы вызывает прежде всего сам предмет исторической картины: чем является историческая картина – иллюстрацией или художественным истолкованием исторических событий? Какую роль играет сам художник в исторической картине, должен ли он быть холодным наблюдателем или объективным свидетелем событий?
Давайте попробуем ответить на эти вопросы на основе жизни и творчества Василия Ивановича Сурикова и его исторической картины «Утро стрелецкой казни».
Василий Иванович Суриков родился в Сибири, в семье, относившейся к древнему казачьему роду.
Рассказы детей о детстве художника.
Учитель. Академия художеств встретила Сурикова очень неприветливо. «А где же ваши рисунки?» - спросил инспектор Шренцер, когда Василий Иванович пришел в академию. Суриков объяснил, что рисунки в свое время были посланы губернатором Замятиным и должны находиться здесь. Шренцер долго рылся, нашел папку и работы, сделанные в Красноярске с любовью. Посмотрев все, инспектор академии изрек: «Это ваши работы?». «Да!», - ответил Суриков. «Да за такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить ».
В апреле были экзамены, на которых Суриков провалился. В приеме ему было отказано. Но это не обескуражило художника. День был солнечный, лед на Неве тронулся. Он вышел на набережную, разорвал неудачный свой рисунок и пустил по реке. После этого он поступил в Школу поощрения и там в течение всего лета рисовал «гипсы» у художника Дьяконова. За три месяца прошел три года курса и осенью выдержал экзамены в академию, прямо в головной класс. Ему был 21 год.
Рассказ ученика об учебе художника в академии.
Учитель. Суриков из тех немногих людей, кому было дано абсолютно четко улавливать веяния национального духа. Сам Василий Иванович объяснял свой дар происхождением от «хорошего казачьего рода» и тем, что жил одной ногой в 17 веке, то есть в Сибири, консервативно сохранившей строй и уклад старорусской жизни. Он видел молодецкую удаль, граничащую с гибелью, разбой, казни, слушал казачьи песни, рылся в сундуках матушки, перебирал в подполье оружие и мундиры деда, завороженным детским взглядом рассматривал иконы.
С детства Суриков жил в вечно длящемся историческом времени, где переплетались церковные и календарные праздники, превращавшиеся из полузабытых преданий во вчерашнюю действительность. Василий Иванович говорил, что не знает, как у него рождается замысел картины. Многие видения годами жили в душе, но было достаточно внешне незначительного толчка или дрожащей в утреннем свете огонька затеплившейся свечи – и рождались образы.
- Работа по картине «Утро стрелецкой казни».
Зажигается свеча, звучит звон колоколов.
- Пусть свечи – «очередь смерти». Свеча, горящая днем, рождает образ похорон, покойника, смерти. На фоне белой рубахи в живой руке она еще более жутко говорит о смерти, о казни. Художник увидел один из основных знаков – образов видимого мира – и вокруг него сосредоточил, стал заплетать сложную паутину композиции.
Просмотр мультипликационного фильма по картине В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Учитель. Картина переносит зрителей в древнюю Москву 17 столетия, на Красную площадь. Ночной сумрак медленно рассеивается, нехотя уступая место пасмурному, холодному утру. Сумрачный пейзаж картины передает тревожное ожидание наступающей трагедии и чувства щемящей тоски. Охватив взглядом этот пейзаж, зритель всматривается в толпу, которая сбивалась у лобного места в сплошной клубок, Но вскоре в этой гуще событий мы начинаем различать осужденных стрельцов с горящими погребальными свечами в руках, а в глубине площади, у перекладин виселиц и у шеренги петровских солдат, верхом на лошади Петр I , тут же рядом с ним группа бояр и иностранцев. Казнь еще не началась. Эти последние минуты крайне ценны для художника.
- Как вы думаете, почему?
Учитель. В них с особой силой раскрываются характеры, мысли и переживания казни, их близких, друзей и недругов, сочувствующих и любопытных людей далекой переломленной эпохи – от древнего Московского царства к России Петра I. Вряд ли до «Утра стрелецкой казни» можно назвать какую-либо картину в русской живописи, в которой главным действующим лицом был бы так решительно выведен народ.
- Скажите, а кто такие стрельцы? За что их казнят?
Ответы учащихся.
Учитель. Совершенно верно. Стрелецкое войско было учреждено Иваном Грозным в 1550 году. И в самом экономическом обеспечении стрельцов были заложены причины, обусловившие как материальное, так и военное понижение качеств стрелецких полков, что облегчило задачу их вытеснения.
Массовые казни были жестокими. Начались они в сентябре 1698 года и продолжались до начала 1700 года. Общее число казненных превысило 1200 человек. Не было ни одной площади в Москве, где не стояли бы эшафоты и виселицы с повешенными стрельцами. Четыре месяца с лишним трупы казненных оставались в Москве, наполняя воздух зловонием. Такова историческая подоснова картины. Она впервые с потрясающей силой художественной правды обнажила противоречия Петровской эпохи, напомнила о страданиях народа, о чем до Сурикова никто из художников русской исторической живописи даже не задумывался.
Подлинно новаторский характер картины сказался и в самой композиции. По ширине картины почти три четверти полотна заполняет толпа возбужденного народа, теснящегося вокруг телег со стрельцами. Народной массе противостоит маленькая группа вельмож возле Петра и шеренга преображенцев. Хотя в картине около 50 фигур, они так умело сгруппированы и разнообразно трактованы, что создается впечатление многолюдной народной массы. Каждый образ – яркий, выразительный тип и индивидуальный характер. В картине нет единого центра, она состоит из нескольких «узлов», взаимодействующих друг с другом. Каждый из осужденных стрельцов является центром, вокруг которого группируются его близкие. Давайте мы с вами проследим еще раз этот «путь свечи – путь смерти» как главный психологический и композиционный ход картины, как средство воплощения замысла.
Рассказы детей о стрельцах.
Учитель. Обратите внимание на ещё один замечательный штрих: рыжий стрелец не снял шапку перед лицом грозного царя. О чём это говорит?
Ответы учащихся.
- Не просто так между рыжим стрельцом и Петром происходит поединок взглядов, в котором раскрыта вся непримиримость столкнувшихся сил. Таким образом психологическое напряжение картины начинается внизу, в середине её делает оборот по спирали, круто загибаясь вокруг рыжего стрельца, оттуда прямой линией наискось пересекает всю картину, чтобы упереться в очаг боли в глазах Петра.
А вот послушайте, что говорил Суриков: «Когда я этот этюд с Василия Блаженного писал, он мне все кровавым казался. В причудливых «головах» собора мне виделся образ старой Руси, обезглавленной Петром. Семи видимым главам собора в картине соответствует семь смертных свечей. Главы Василия Блаженного увенчивают собою толпу стрельцов, приведённых на казнь. Как внутри этого собора каждой главе соответствует отдельная церковь, так и в картине им соответствует отдельные группы».
В отличие от стрельцов и толпы народа группа Петра сосредоточена у правого края картины. Народ здесь представлен только шеренгой солдат-преображенцев. Ближе всего к первому плану – две необычайно выразительные фигуры. Это иностранец в костюме вельможи XVII века и рядовой боярин Московского царства.
-Что вы можете сказать о них?
-Давайте теперь посмотрим на Петра. (Царь Петр один изображен на лошади.) О чем нам это говорит?
Ответы детей.
Учитель. Действительно образ Петра несет в картине важную смысловую нагрузку. Он один противостоит всей стрелецкой массе. Лицо Петра с гневным, с решительным взором выражает несокрушимую уверенность. Во всей его фигуре, напряженной и стремительной, в повороте головы чувствуется большая внутренняя сила и убежденность в правоте своей борьбы. «…а о Петре ведайте что ему жизнь не дорога только жила бы Россия, благополучие и состояние ее»,- говорил Петр солдатам накануне Полтавской битвы.
Есть в картине ещё одна группа людей, для которых все происходящее является огромным личным горем. Это жёны, матери, дети, пришедшие проститься в последний раз со своими близкими.
- Что вы можете сказать о них, об их психологическом состоянии?
Ответы учащихся.
Учитель. Однако, как ни выразительны и потрясающи образы «Утра стрелецкой казни», всё же главная их сила – в общем звучании, в том целостном образе народа, который возникает из этого многообразия человеческих характеров. Суриков решил свою картину как народную драму.
Хотя все герои полотна живут и действует в одном историческом времени, психологическое время течёт для всех по-разному, и зрители картины, живущие в другой период истории, могут попасть в унисон с психологическим состоянием героев этой драмы, в их психологическое время. Так давайте теперь попробуем найти ответы на наши вопросы.
Ответы учащихся.
Учитель. А мне хочется закончить урок словами: «В своих картинах он не выносит приговор. Он как бы зовёт пережить вместе с ним события прошлого, вместе с ним подумать о судьбах человеческих и судьбах народных… вот как бывает она сурова».
IV. Домашнее задание.
Найти иллюстрации других картин исторического жанра, принадлежащих перу В.И. Сурикова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Художники-портретисты и их картины"
На уроке дети знакомятся с жанром портрета, художниками-портретистами, их произведениям, учатся рисовать портрет....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе с использованием ИКТ по теме: "Стихотворение И.З.Сурикова "Детство"
Материал был подготовлен к открытому уроку, который прошёл весьма успешно, на одном дыхании....
Т.С. Фирсова Урок по литературному чтению Тема С. А. Есенин С добрым утром
3 класс Школа 2100...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе .Тема урока:" А.С. Пушкин «Зимнее утро"
урок по литературному чтению...
Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество М.М.Пришвина «Предмайское утро»; «Глоток молока»" Школа России
Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество М.М.Пришвина «Предмайское утро»; «Глоток молока»" Школа России...
Презентация по русскому языку на тему "Составление рассказа по репродукции картины И.Шишкина "Утро в сосновом лесу".
Данная презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку русского языка во 2 классе по теме : «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....