Конспект урока по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» Тема урока: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Моргачева Инна Васильевна

разработка урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России»

                        Тема урока: «А. С. Пушкин  «Зимнее утро»».

Цель урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать

своеобразие пейзажной лирики поэта.

Задачи урока:  

- формировать навыки анализа художественного произведения (лирического

стихотворения): учить видеть средства художественной выразительности

(эпитет, сравнение, звукопись, приём контраста как средство создания

картины);

- развивать умения учащихся выразительно читать;

- воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе,

внимание к поэтическому слову.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство – тема «Картина родной природы».

Планируемые результаты:

Предметные:  узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с помощью слов; познакомятся с пейзажной лирикой А. С. Пушкина, с картиной русского художника; научатся понимать содержание прочитанного; высказывать своё отношение .

Метапредметные:

Познавательные:   умение извлекать информацию из иллюстраций,  из текста; умение использовать общие приемы решения задач; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:  планировать работу на уроке; определять цель деятельности

на уроке;  волевая саморегуляция; умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:   умение работать в паре и группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

 Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска,

аудиозапись стихотворения «Зимнее утро»,   карточки со словами  для работы в группах,  сигнальные  картинки  (снежинки: белые, голубые, синие), картинка о зиме,   презентация к уроку,  учебник «Литературное чтение. 3 класс»  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и др.  

                                                   Ход урока:


1.Организационный момент:

 Смолкли шаги в коридоре,

Урок нам пора начинать.

Поэзии тонкие струны

Будут сегодня звучать.

-Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что-нибудь дарят? (Высказывания детей.)

- Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.

2. Мотивация к учебной деятельности.  Актуализация знаний:

- Ребята, сегодня на уроке мы  совершим  путешествие в далекое прошлое, в

то время, когда жил великий русский поэт …

-  Ребята, посмотрите все на доску. (Показываются слайды)

- Что вы сейчас просмотрели?  (Картинки из сказок)

- Кто является автором этих сказок? (А.С. Пушкин)

- Сколько сказок написал Пушкин за всю жизнь? (7)

- Посмотрите внимательно на экран. Названия и иллюстрации сказок перепутались. Давайте поможем им встать на свои места.

- Посмотрите, у нас организована выставка книг с произведениями А.С. Пушкина. На перемене вы уже ознакомились с ней.

- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете жизнь и творчество А.С. Пушкина.

Вопросы:

1.Когда родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799 г. В Москве)

2.На каком языке говорили в семье Пушкина? (На французском языке)

3.Кто учил его писать по-русски? (Бабушка)

4.Кто рассказывал ему сказки?(Няня Арина Родионовна и дядька Никита)

5. В каком учебном заведении обучался поэт? (В Царскосельском лицее)

6. Как звали жену поэта? (Гончарова Наталья Николаевна)

7. Какие произведения Пушкина вы знаете?

8. Как погиб поэт? (Смертельно ранен на дуэли)

- Молодцы, ребята, справились с заданиями.

3. Речевая разминка

         У лукоморья дуб зеленый;

         Златая цепь на дубе том:

         И днем и ночью кот ученый

         Все ходит по цепи кругом.

- Посмотрите на слайд. Вы все знаете данное произведение. Я предлагаю качестве речевой разминки прочитать данное четверостишье на выдохе.

- Давайте прочитаем хором этот отрывок. (Чтение хором)

- Кто сможет прочитать быстро скороговоркой?

- Молодцы!

4. Самоопределение темы  и целей урока.  

- Ребята, а с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

-О чём говорится в данном стихотворении?

- Кто сможет прочитать  его выразительно?

-А какое явление природы противоположно зимнему вечеру?

-Правильно, зимнее утро.

- Представьте себе утро и зима на дворе. Какое оно у вас? (Ответы детей)

- Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря. Каким он представляет зимнее утро?

(На картине изображен кусочек леса. Вся земля белая! Снег переливается различными цветами под лучами солнца и чувствуется сильный мороз. Это наступает утро. Солнце пронизывает лучами веточки деревьев. Тени от стволов деревьев падает на снег ровными линиями.)

- Красивая картина?

- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зимнем утре)

- Значит, тема урока … (Зимнее утро)

- Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»? (Ответы детей)

-Как вы думаете какова  цель нашего урока?

- Правильно, цель урока: познакомиться с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро» и развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение.

5. Первичное восприятие.  Слушание стихотворения (аудиозапись)

- Послушайте и подумайте, о чем автор рассказывает нам в стихотворении «Зимнее утро».

6. Первичная проверка  понимания. Беседа.

 - Вам понравилось стихотворение?

- О чем оно?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радостным)

- Узнали ли вы что-то новое из стихотворения о времени года  зима?  (Ответы детей)  

- Значит в стихотворении главное   не рассказать, а передать чувства,переживания  героя (автора).   Такие стихотворения, основу которых составляют переживания, чувства человека, называются лирическими.

  - Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» относится к пейзажной лирике. Давайте вспомним, что такое пейзаж?

- Пейзаж – изображение природы. Значит   Пушкин рассказывает о своих чувствах через изображение природы.
7. Словарно-лексическая работа.  Групповая работа.

-В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. Давайте попытаемся их объяснить:  соотнесите слова из левого столбика со словами  из правого столбика (соедините стрелками).

  Карточка  для работы  в группах  

 взоры                                    блаженство (сон)

 сомкнуты                                тёмный  

 нега                                          сегодня

  мрачный                                 закрыты

 вечор                                      взгляд,  «глаза»

 мгла                                         выступ  у русской печи

 нынче                                     тьма, мрак

 великолепный                  вчера вечером

 бурый                                 богиня  утренней звезды

озарить                                превосходный

кобылка                               подчиниться

предаться                               ярко осветить

Аврора                                  серо-коричневый

янтарный                                 прозрачно-жёлтый

лежанка                                   лошадь

 - Проверим  работу в группах.  

взоры -  взгляд,  «глаза»

сомкнуты  -  закрыты

нега – блаженство(сон)

мрачный  -  тёмный

вечор – вчера вечером

мгла  -  тьма, мрак

нынче – сегодня

великолепный  -  превосходный

бурый  -  серо-коричневый

озарить – ярко осветить

кобылка - лошадь

предаться – подчиниться

аврора -  богиня утренней зари

янтарный – прозрачно-жёлтый

лежанка – длинный выступ у печки,  для лежания
 7. Физминутка. 

- Давайте перенесёмся в зимнее утро и проведём физминутку "Зимняя

прогулка"

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) -

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

8.Чтение и анализ  стихотворения по частям.

- Как построено стихотворение, из скольки частей оно состоит?

(Стихотворение состоит из 5 частей.)

- Приготовьтесь прочитать вслух по частям.


  Читаем вполголоса 1 часть.

- Какую картину  вы хотели бы нарисовать? (Ответы детей).

- Какое настроение выражено в 1 части?

-Какие слова и выражения подтверждают  радостное настроение? (Чтение детьми)

-Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера») .

-Как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней любовью и нежностью).

  Читаем вполголоса 2 часть.

- Какую картину вы хотели бы нарисовать? (Ответы детей).

-Каким настроением проникнута 2 часть? (Печальное, тревожное).

-Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты

печальная сидела»)

- Пушкин говорит «вьюга злилась»,  «мгла носилась»?  Какой

художественный приём использует автор в этой части? (олицетворение)

- С чем сравнивает поэт  луну?( Луна как бледное пятно.) Какой это приём?

(Сравнение)

- Какие использует эпитеты – образные выражения? (Мутное небо, бледное

пятно, мрачные тучи.)  

-В шестой строчке  3  части на словах: «А нынче… погляди в окно…»

настроение резко меняется. С каким настроением читаем дальше?  

(удивление).

Читаем вполголоса 3 часть.

- Какую картину вы хотели бы нарисовать? (Ответы детей).

 -Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое).

-Какой  приём использует автор, чтобы передать состояние природы?  

Приведите примеры эпитетов.  

- Сравните настроение и чувства героя во 2 и 3 частях.

- Вы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные

настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.  Это

приём контраста.

 Читаем вполголоса 4 часть.

- О чём рассказывает 4 строфа? (Описывает комнату, откуда поэт наблюдает

утро)

- Чем нравится герою комната?

-Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное)

- Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:

Весёлым треском

Трещит затопленная печь…

- Чтобы  мы могли услышать происходящее в доме, автор использует приём  

звукопись. Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)

- Хочет ли он поделиться своими впечатлениями с красавицей?

-  Какие слова помогают это понять? (Чтение вопросительного предложения).

- Почему герою не терпится покинуть комнату?

 

Читаем вполголоса  5 часть.

- В этой части  речь идёт  не о кобылке, а о нетерпеливом коне. В чём

разница, почему поэт так пишет? (разница в движении)  

- «Предадимся бегу нетерпеливого коня»  –  значит предадимся бегу жизни,

её разнообразию.  

- Какое настроение будем передавать при чтении этой строфы? (Радостное)

  Обобщения  по анализу стихотворения:

-   Какое настроение преобладает во всём стихотворении? (В стихотворении

преобладают радостные чувства, восторг. Поэт счастлив.)

- О чём рассказывает это стихотворение?  (О красоте зимнего утра; о том, как

приятно разделить переживания с близким человеком).

- «Зимнее утро» - это одно из самых оптимистичных стихотворений

Пушкина.  Поэт  восхищается проявлениями природы.

9. Работа над выразительностью чтения.

- С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?

- Что надо передать при чтении первой строфы?

- А второй строфы?

- Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?

10.Игра «Художники».

Работа в парах.

- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.

Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.

- Почему выбрали именно эти цвета?

11.Итог урока.  Рефлексия.

-  С каким стихотворением  познакомились сегодня?

- Удалось ли почувствовать зимнее утро, изображённое А.С. Пушкиным? С

помощью каких приёмов?

-  Как меняется настроение и чувства лирического героя на протяжении

стихотворения?  ( радость, грусть, радость, восторг)

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На уроке я узнал...

• На уроке я похвалил бы себя за...

• Сегодня я сумел...

Оцените свою работу на уроке. ( На доске  зимняя картинка)

-Прикрепите на зимнюю картину:

Белую снежинку, если вы довольны своей работой на уроке.

Голубую снежинку - хорошо потрудился, но были допущены неточности.

Синюю снежинку - надо еще постараться.
 Выставление оценок.

12.Домашнее задание

 Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее

утро».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."

Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Л.Н.Толстой " Котёнок"

Данный конспект поможет педагогу при подготовке к уроку. Обучающиеся  научатся составлять план, развивать логическое мышление, художественно творческие и познавательные способности, эмоциональную...

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный

Урок литературного чтения  4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Тема урока: В. Гаршин "Лягушка- путешественница". УМК "Школа России"...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс, УМК "Школа России", Тема: «Знакомство с разделом «Люби живое»

Данный конспект знакомит учащихся с новым разделом, развивет навыки выразительного чтения, любовь к животным и интерес к чтению. К конспекту прилагается презентация....