Конспект урока по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» Тема урока: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России»
Тема урока: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»».
Цель урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать
своеобразие пейзажной лирики поэта.
Задачи урока:
- формировать навыки анализа художественного произведения (лирического
стихотворения): учить видеть средства художественной выразительности
(эпитет, сравнение, звукопись, приём контраста как средство создания
картины);
- развивать умения учащихся выразительно читать;
- воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе,
внимание к поэтическому слову.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство – тема «Картина родной природы».
Планируемые результаты:
Предметные: узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с помощью слов; познакомятся с пейзажной лирикой А. С. Пушкина, с картиной русского художника; научатся понимать содержание прочитанного; высказывать своё отношение .
Метапредметные:
Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, из текста; умение использовать общие приемы решения задач; умение на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные: планировать работу на уроке; определять цель деятельности
на уроке; волевая саморегуляция; умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: умение работать в паре и группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска,
аудиозапись стихотворения «Зимнее утро», карточки со словами для работы в группах, сигнальные картинки (снежинки: белые, голубые, синие), картинка о зиме, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение. 3 класс» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и др.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Смолкли шаги в коридоре,
Урок нам пора начинать.
Поэзии тонкие струны
Будут сегодня звучать.
-Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что-нибудь дарят? (Высказывания детей.)
- Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.
2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний:
- Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие в далекое прошлое, в
то время, когда жил великий русский поэт …
- Ребята, посмотрите все на доску. (Показываются слайды)
- Что вы сейчас просмотрели? (Картинки из сказок)
- Кто является автором этих сказок? (А.С. Пушкин)
- Сколько сказок написал Пушкин за всю жизнь? (7)
- Посмотрите внимательно на экран. Названия и иллюстрации сказок перепутались. Давайте поможем им встать на свои места.
- Посмотрите, у нас организована выставка книг с произведениями А.С. Пушкина. На перемене вы уже ознакомились с ней.
- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете жизнь и творчество А.С. Пушкина.
Вопросы:
1.Когда родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799 г. В Москве)
2.На каком языке говорили в семье Пушкина? (На французском языке)
3.Кто учил его писать по-русски? (Бабушка)
4.Кто рассказывал ему сказки?(Няня Арина Родионовна и дядька Никита)
5. В каком учебном заведении обучался поэт? (В Царскосельском лицее)
6. Как звали жену поэта? (Гончарова Наталья Николаевна)
7. Какие произведения Пушкина вы знаете?
8. Как погиб поэт? (Смертельно ранен на дуэли)
- Молодцы, ребята, справились с заданиями.
3. Речевая разминка
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
- Посмотрите на слайд. Вы все знаете данное произведение. Я предлагаю качестве речевой разминки прочитать данное четверостишье на выдохе.
- Давайте прочитаем хором этот отрывок. (Чтение хором)
- Кто сможет прочитать быстро скороговоркой?
- Молодцы!
4. Самоопределение темы и целей урока.
- Ребята, а с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
-О чём говорится в данном стихотворении?
- Кто сможет прочитать его выразительно?
-А какое явление природы противоположно зимнему вечеру?
-Правильно, зимнее утро.
- Представьте себе утро и зима на дворе. Какое оно у вас? (Ответы детей)
- Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря. Каким он представляет зимнее утро?
(На картине изображен кусочек леса. Вся земля белая! Снег переливается различными цветами под лучами солнца и чувствуется сильный мороз. Это наступает утро. Солнце пронизывает лучами веточки деревьев. Тени от стволов деревьев падает на снег ровными линиями.)
- Красивая картина?
- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зимнем утре)
- Значит, тема урока … (Зимнее утро)
- Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»? (Ответы детей)
-Как вы думаете какова цель нашего урока?
- Правильно, цель урока: познакомиться с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро» и развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение.
5. Первичное восприятие. Слушание стихотворения (аудиозапись)
- Послушайте и подумайте, о чем автор рассказывает нам в стихотворении «Зимнее утро».
6. Первичная проверка понимания. Беседа.
- Вам понравилось стихотворение?
- О чем оно?
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радостным)
- Узнали ли вы что-то новое из стихотворения о времени года зима? (Ответы детей)
- Значит в стихотворении главное не рассказать, а передать чувства,переживания героя (автора). Такие стихотворения, основу которых составляют переживания, чувства человека, называются лирическими.
- Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» относится к пейзажной лирике. Давайте вспомним, что такое пейзаж?
- Пейзаж – изображение природы. Значит Пушкин рассказывает о своих чувствах через изображение природы.
7. Словарно-лексическая работа. Групповая работа.
-В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. Давайте попытаемся их объяснить: соотнесите слова из левого столбика со словами из правого столбика (соедините стрелками).
Карточка для работы в группах
взоры блаженство (сон)
сомкнуты тёмный
нега сегодня
мрачный закрыты
вечор взгляд, «глаза»
мгла выступ у русской печи
нынче тьма, мрак
великолепный вчера вечером
бурый богиня утренней звезды
озарить превосходный
кобылка подчиниться
предаться ярко осветить
Аврора серо-коричневый
янтарный прозрачно-жёлтый
лежанка лошадь
- Проверим работу в группах.
взоры - взгляд, «глаза»
сомкнуты - закрыты
нега – блаженство(сон)
мрачный - тёмный
вечор – вчера вечером
мгла - тьма, мрак
нынче – сегодня
великолепный - превосходный
бурый - серо-коричневый
озарить – ярко осветить
кобылка - лошадь
предаться – подчиниться
аврора - богиня утренней зари
янтарный – прозрачно-жёлтый
лежанка – длинный выступ у печки, для лежания
7. Физминутка.
- Давайте перенесёмся в зимнее утро и проведём физминутку "Зимняя
прогулка"
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой) -
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
8.Чтение и анализ стихотворения по частям.
- Как построено стихотворение, из скольки частей оно состоит?
(Стихотворение состоит из 5 частей.)
- Приготовьтесь прочитать вслух по частям.
Читаем вполголоса 1 часть.
- Какую картину вы хотели бы нарисовать? (Ответы детей).
- Какое настроение выражено в 1 части?
-Какие слова и выражения подтверждают радостное настроение? (Чтение детьми)
-Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера») .
-Как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней любовью и нежностью).
Читаем вполголоса 2 часть.
- Какую картину вы хотели бы нарисовать? (Ответы детей).
-Каким настроением проникнута 2 часть? (Печальное, тревожное).
-Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты
печальная сидела»)
- Пушкин говорит «вьюга злилась», «мгла носилась»? Какой
художественный приём использует автор в этой части? (олицетворение)
- С чем сравнивает поэт луну?( Луна как бледное пятно.) Какой это приём?
(Сравнение)
- Какие использует эпитеты – образные выражения? (Мутное небо, бледное
пятно, мрачные тучи.)
-В шестой строчке 3 части на словах: «А нынче… погляди в окно…»
настроение резко меняется. С каким настроением читаем дальше?
(удивление).
Читаем вполголоса 3 часть.
- Какую картину вы хотели бы нарисовать? (Ответы детей).
-Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое).
-Какой приём использует автор, чтобы передать состояние природы?
Приведите примеры эпитетов.
- Сравните настроение и чувства героя во 2 и 3 частях.
- Вы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные
настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные. Это
приём контраста.
Читаем вполголоса 4 часть.
- О чём рассказывает 4 строфа? (Описывает комнату, откуда поэт наблюдает
утро)
- Чем нравится герою комната?
-Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное)
- Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:
Весёлым треском
Трещит затопленная печь…
- Чтобы мы могли услышать происходящее в доме, автор использует приём
звукопись. Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)
- Хочет ли он поделиться своими впечатлениями с красавицей?
- Какие слова помогают это понять? (Чтение вопросительного предложения).
- Почему герою не терпится покинуть комнату?
Читаем вполголоса 5 часть.
- В этой части речь идёт не о кобылке, а о нетерпеливом коне. В чём
разница, почему поэт так пишет? (разница в движении)
- «Предадимся бегу нетерпеливого коня» – значит предадимся бегу жизни,
её разнообразию.
- Какое настроение будем передавать при чтении этой строфы? (Радостное)
Обобщения по анализу стихотворения:
- Какое настроение преобладает во всём стихотворении? (В стихотворении
преобладают радостные чувства, восторг. Поэт счастлив.)
- О чём рассказывает это стихотворение? (О красоте зимнего утра; о том, как
приятно разделить переживания с близким человеком).
- «Зимнее утро» - это одно из самых оптимистичных стихотворений
Пушкина. Поэт восхищается проявлениями природы.
9. Работа над выразительностью чтения.
- С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?
- Что надо передать при чтении первой строфы?
- А второй строфы?
- Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?
10.Игра «Художники».
Работа в парах.
- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.
Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.
- Почему выбрали именно эти цвета?
11.Итог урока. Рефлексия.
- С каким стихотворением познакомились сегодня?
- Удалось ли почувствовать зимнее утро, изображённое А.С. Пушкиным? С
помощью каких приёмов?
- Как меняется настроение и чувства лирического героя на протяжении
стихотворения? ( радость, грусть, радость, восторг)
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На уроке я узнал...
• На уроке я похвалил бы себя за...
• Сегодня я сумел...
Оцените свою работу на уроке. ( На доске зимняя картинка)
-Прикрепите на зимнюю картину:
Белую снежинку, если вы довольны своей работой на уроке.
Голубую снежинку - хорошо потрудился, но были допущены неточности.
Синюю снежинку - надо еще постараться.
Выставление оценок.
12.Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее
утро».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."
Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Л.Н.Толстой " Котёнок"
Данный конспект поможет педагогу при подготовке к уроку. Обучающиеся научатся составлять план, развивать логическое мышление, художественно творческие и познавательные способности, эмоциональную...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс УМК "Школа России" Тема: "И. Токмакова. Аля, Кляксич и буква А"
Знакомство с отрывком из сказки И. Токмаковой....
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Тема урока: В. Гаршин "Лягушка- путешественница". УМК "Школа России"...
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс, УМК "Школа России", Тема: «Знакомство с разделом «Люби живое»
Данный конспект знакомит учащихся с новым разделом, развивет навыки выразительного чтения, любовь к животным и интерес к чтению. К конспекту прилагается презентация....