КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
· организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видом книжной графики – иллюстрацией; изучению средств выразительности, используемых в творчестве художников-иллюстраторов И. Билибина, Е. Рачева; созданию эскиза к сюжету любимой сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке;
· содействовать формированию интереса к народному сказочному творчеству, способствовать развитию графических навыков в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
· способствовать воспитанию доброты и отзывчивости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 61 КБ |
illyustratsiya_otkrytyy_urok.ppt | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Тема: Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди»
(карандаш)
УРОК № 12
УМК под редакцией Т.Я. Шпикаловой
Цели:
- организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видом книжной графики – иллюстрацией; изучению средств выразительности, используемых в творчестве художников-иллюстраторов И. Билибина, Е. Рачева; созданию эскиза к сюжету любимой сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке;
- содействовать формированию интереса к народному сказочному творчеству, способствовать развитию графических навыков в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
- способствовать воспитанию доброты и отзывчивости.
Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация; выставка книг, образец учителя; методическая таблица «Пропорции человека»; альбом, бумага, простой карандаш, ластик.
Задание: создание выразительного образа главного героя сказки на основе эмоционального «проживания» произведения.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Я рада вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом. Возьмитесь за руки и громко скажите друг другу: «Доброе утро!» (Цель – создание чувства группового единства.)
II. Проверка готовности к уроку
- Ученики всегда должны быть готовы к уроку, как вы сейчас. Я не ошиблась, все приготовились к уроку изобразительного искусства? Пора начинать.
Проверка организации рабочих мест.
III. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1
Страну чудес откроем мы.
И встретимся с героями.
В строчках на листочках,
Где станции на точках.
/Книга/
- Что за страна чудес нас ждёт сегодня?
- Сегодня на уроке у нас в гостях настоящее чудо – это … книга! Все вы любите рассматривать в них рисунки. Вот и сегодня мы с вами рассмотрим книги, познакомимся с художниками, которые дарят нам такое чудо, и сами попробуем побыть в роли художников этой сказочной страны.
IV. Изучение нового материала
- Особенности сказочного жанра.
- Какой должна быть книга для детей по вашему мнению?
- Что обязательно должно присутствовать в книге?
- Рядом с текстом мы часто видим рисунки художников.
- Как вы думаете, что такое иллюстрация? Слайд 3.
- Рисунок в книге, поясняющий содержание произведения, называется иллюстрацией.
На иллюстрациях можно увидеть героев книг, место, где происходят события.
Иллюстрации к литературному произведению вместе с текстом представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными.
- А кого мы называем художником иллюстратором?
- Художника, который создаёт рисунки для книг, называют художником-иллюстратором. Он оформляет книгу, раскрывает средствами художественной графики содержание литературного произведения. Слайд 4.
2) Ознакомление с творчеством художников И. Билибина, Е.М. Рачева
Замечательный художник – Евгений Михайлович Рачев. Слайд 5.
Он волшебник, под кистью которого сказка оживает до такой степени, что смотришь и смотришь на зайцев, лис, медведей, и никак не налюбуешься. Слайд 6.
Все животные и звери – герои рисунков Рачева «одеты» как люди, в человеческую одежду, тем самым Рачев показывает, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения. Цветные рисунка Рачева нарядны, красочны, декоративны. Работал художник акварелью, которую клал тонким прозрачным слоем, гуашью и углем. Слайд 7
Сегодня мы поближе познакомимся с манерой иллюстрирования Ивана Билибина. Этот художник иллюстрировал авторские и народные сказки.
Напомните, какие сказки относятся к авторским, народным? Слайд 8.
Он создал свой стиль. В этом ему помогло изучение народного искусства, декоративных росписей. В иллюстрациях любовно передается дух седой старины, который художник воскрешает в каждой детали. С исключительной тщательностью и достоверностью вырисовывает он узоры тканей, детали древней архитектуры, отделку всевозможных кафтанов, шуб, душегреек, платков, обуви, сарафанов. Обязательно присутствуют декоративные рамочки каждой иллюстрации, они перекликаются с основной идеей картины, рассматривая их можно ещё лучше узнать задумку художника. Слайд 9.
Вот Иван- царевич схватил за хвост Жар-птицу. Слайд 10.
А вот Баба-Яга из сказки «Василиса Прекрасная». В этих иллюстрациях ясно выражены характерные особенности рисования художника:
- изображение занимает полностью всю поверхность листа,
- чётко очерчены контуры фигур персонажей, леса, неба, деревьев,
- детально разработаны узоры. Слайд 11.
Его иллюстрации красочны, нарядны, многоцветны. Слайд 12.
- Художники очень любят иллюстрировать русские народные сказки. Как вы думаете, почему?
- Для самых маленьких делают книжки-игрушки. Откроешь такую книгу, а там чудо! Это книжка-раскладушка с жесткими страницами для тех, кто еще читать не умеет, а смотреть хочет.
Вот и вы сегодня сможете попробовать свои силы в иллюстрировании русской народной сказки.
- Какие русские народные сказки вы любите?
- Кто помнит сказку «Гуси-лебеди»? (Все.)
3) Инсценирование сказки «Гуси-лебеди»
-Что делать девочке? Надо ей помочь спасти братца, а для этого вы сначала
вспомните, какие события происходили в сказке дальше, и в каком порядке?
Слайд 13.
Давайте составим ленту времени:
1) Гуси-лебеди и братец.
2) Девочка и печка.
3) Девочка и яблонька.
4) Девочка и речка.
5) Девочка и баба Яга.
6) Девочка и мышка.
7) Сестра с братом и речка
8) Сестра с братом и яблонька.
9) Сестра с братом и печка.
- Кто из героев или героинь нравится вам больше всего и почему?
- Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?
Физкультминутка
Слайд 14
4) Этапы выполнения рисунка
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо, как всегда, тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
- Выбрать расположение листа.
- Тонкими линиями проводим линию горизонта.
- Определить расположение главных героев рисунка.
- Отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
- Тонкими линиями прорисовываем детали предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
V. Проверка первичного усвоения
Повторение этапов работы над рисунком учащимися.
VI. Применение знаний на практике
Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Гуси-лебеди» в карандаше.
Перед началом работы повторяются правила работы карандашом.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
VII. Анализ работ учащихся
1) Экспресс – просмотр рисунков, анализ удачных работ.
Требования, предъявляемые к работам:
- Удачная компановка в листе, соразмерность. Соответствие теме урока.
- Проработка, завершенность, общая выразительность.
- Люди в композиции на первом плане – герои сюжета должны быть изображены больших размеров, хорошо проработаны.
- Можно дать название работе (карандашом – на обороте рисунка).
2) Выставление оценок
VIII. Домашнее задание
Внимательно перечитайте свою любимую сказку и продумайте цветовое решение иллюстрации.
IX. Итог урока. Слайд 15
- Что нового вы узнали на уроке?
- С творчеством каких художников вы познакомились?
- Есть ли отличия в иллюстрациях разных художников?
- Может ли иллюстрация существовать как самостоятельное произведение?
- Как вы можете использовать полученные знания?
X. Рефлексия
- А сейчас, если вы справились с работой, и урок вам понравился, прикрепите к рисунку цветочки, если урок не понравился и вы не довольны своей работой, прикрепите тучки.
- Молодцы! Помогли сестрице спасти братца.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством художников И.Билибина, Е.М.Рачева; дать представление о роли фантазии в искусстве; содействовать формированию интереса к народному сказочному творчеству, способствовать развитию графических навыков в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка; способствовать воспитанию доброты и отзывчивости.
Иллюстрация рисунок, раскрывающий литературное произведение Иллюстратор художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения
Художники-иллюстраторы Евгений Михайлович Рачев Иван Яковлевич Билибин
Евгений Михайлович Рачев
Иллюстрации к сказке …
Иван Яковлевич Билибин
Сказки И.Билибина
Иллюстрация к сказке «Конек -Горбунок»
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
Внимательно рассмотрите узоры и орнаменты на иллюстрации
Русские народные сказки.
Лента времени сказки «Гуси-лебеди» Гуси-лебеди и братец. Девочка и печка. Девочка и яблонька. Девочка и речка. Девочка и баба Яга. Девочка и мышка. Сестра с братом и речка Сестра с братом и яблонька. Сестра с братом и печка.
Этапы работы над рисунком. Тонкими линиями проводим линию горизонта. Определяем расположение главных героев рисунка. Отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы. Тонкими линиями прорисовываем детали предметов, соразмеряя их пропорции .
Итог урока С творчеством, каких художников мы познакомились? Есть ли отличия в иллюстрациях разных художников? Может ли иллюстрация существовать как самостоятельное произведение? К каким сказкам созданы иллюстрации? Кто нарисовал эти иллюстрации?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока изобразительного искусства 2 класс по теме: «Образ здания».
изобразительне искусство 2 класс...
Конспект урока изобразительного искусства 3 класс УМК Школа 2100 - "Русский богатырь"
Этот урок является одним из серии уроков – образов, через которые внедряется технология «Проблемное обучение».Так в первом классе ученики создают образ животного из русской народной ...
Конспект урока изобразительное искусство 2 класс на тему "Изображение осеннего леса" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Изображение осеннего леса»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с характерными особенностями живописи и пейзажного...
Конспект урока изобразительное искусство 2 класс на тему: "Новогодняя игрушка" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Новогодняя игрушка»Цели деятельности учителя: формирование умения заливать цветом шаровидную форму; формирование представлений о бл...
Конспект урока изобразительное искусство 2 класс на тему "Изображение весенних ручьев" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с понятием «ритм лин...
Конспект урока изобразительное искусство 2 класс на тему "Замок доброго и злого волшебника" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Дворец доброй волшебницы и замок злого колдуна»Цели деятельности учителя: формирование умений использовать цвет как средство передачи хар...
Конспект урока изобразительное искусство 3 класс на тему " Музей в жизни города"(УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Музей в жизни города» Цели деятельности учителя: формирование у детей широких представлений о музее как значимом, особом ...