Урок-проект "Золотая хохлома"
творческая работа учащихся по технологии (4 класс) по теме
Заключительный урок в проекте Золотая хохлома. На предыдущих уроках учащиеся изготовливали посуду из бумажного теста и покрывали ее золотой краской. Класс был поделен на группы для сбора дополнительной информации. На уроке дети защищали свои работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_hohloma.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проект «Золотая Хохлома»
Цели урока:
1.Систематизировать знания учащихся об истории промысла и о произведениях народного декоративно-прикладного искусства, о технологии выполнения росписи и особенностях рисунка Хохломы.
Уяснить различия между видами хохломской росписи.
Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи.
2.Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
3.Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование: посуда с росписью Хохломы, иллюстрации посуды с росписью Хохломы, посуда из папье-маше, презентация, фонограмма частушек, распечатанные элементы узоров, листы белой бумаги, краски гуашь, ватные палочки, кисточки №2. №3, диск «Семикаракорская керамика», образцы посуды семикаракорской керамики.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Как волшебница Жар – птица
Не выходит из ума
Чародейка мастерица
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Гостю рада от души
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи.
Листья рдеют, не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
Мир волшебной Хохломы. Слайд 1
2. Введение в тему урока.
Сегодня у нас с вами заключительный урок проекта «Золотая Хохлома».
Давайте вспомним, с чего начинался наш проект. Слайд
Дети перечисляют план проекта
Почему она так называется? Слайд
Выступление 1 группы
В 17 веке в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр - крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво?", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Что вы узнали об истории зарождения Хохломы? Слайд
2 группа
В деревне Семёново -
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою…
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех,
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки и души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил
нежно вписанный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас Хохлома.
3 группа
Легенда
Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «Хохломой»
Слайд
4 группа
Хохлому приятно называть золотой. Золотистого эффекта мастера добиваются, натирая посуду алюминиевым порошком и покрывая после росписи олифой, которая благодаря закалке в печи приобретает медовый оттенок. Иначе закалку в печи называют термической обработкой. Такая обработка делает лаковое покрытие особенно прочным, обеспечивающим долгую жизнь деревянной посуде. Однако нужно помнить, что при термической обработке некоторые цвета меняют свою тональность: медово-жёлтая плёнка лака придаёт теплоту холодному красному цвету, чёрный цвет под ней приобретает коричневый отблеск, жёлтый становится светлее, зелёный мягче. Используя эту особенность, мастера иногда пишут не по полуде, а по предварительно нанесённой на неё и закаленной или подцвеченной лаковой плёнке. Такая роспись после второй закалки приобретает тёплый осенний колорит.
Молодцы, ребята! Хорошо потрудились и узнали много нового и интересного. Теберь обобщим.
Вопрос: Какие цвета используют мастера?
Слайд
Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
Есть также белые ландыши на зелёном фоне.
Слайд
Вопрос: Какие элементы узоров используют мастера?
Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.
ь
Вопрос: А с чем можно сравнить эти узоры? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ответ: У природы - веточки, листки, травка.
Учитель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике - всяким плодам, цветам и травам раздолье.
Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: "верховое" письмо и "фоновое".
Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх «золотистого» фона.
Особенность <фоновой> росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.
Хохломские узоры и похожи на живые растения и не похожи на них. Их внешний вид и все многочисленные свойства их формы и строения никогда не изображаются в орнаменте подробно и абсолютно точно. Так песня отличается от подробного рассказа, а рассказ - от записи наблюдения.
Из таких элементов можно составить узор.
И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним <травный> узор на посуде, которую вы подготовили.
Самостоятельная работа учащихся. Роспись посуды
Презентация работ учащихся.
Дети выходят с расписанными работами (посудой) и поют частушки
1Все листочки, как листочки
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
называют Хохломой.
2.Осень, осень всё сама
Прячет злато
В закрома.
Ну, какое это злато –
Всё - сплошная
Хохлома!
3.Хохлома да
Хохлома –
От нее я без ума и
еще немножко
От тебя Тимошка!
4. Бабка деда до обеда
заставляла рисовать-
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!
5. Надою я молока
и налью котёнку.
Разрисую хохломой
Милую бурёнку!
6.Эти липовые ложки.
Блюдца. чайники, матрёшки
Расписала нам сама
Золотая Хохлома.
7.Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема
Золотая Хохлома!
8.Ох Россия, ты Россия
Славы не убавилось
Хохломой и Городцом
На весь мир прославилась
9. Я бегу, стали ноги.
Чем же можно дух поднять?
Хорошо бы вдоль дороги
Хохлому нарисовать.
10. Я всё небо разрисую,
Разрисую Хохломой.
Пусть все лётчики летают
Под такою красотой.
11.Я вчера такое видел –
Не расскажешь никому.
Сидит заяц на берёзе
И рисует Хохлому.
12. ох Россия, ты. Россия.
В каждом граде терема.
Всей Земле на удивленье
Городец и Хохлома.
Посмотрите, какой сервиз вы смогли создать своими руками!
Итог:
Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.
Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры.
Мы с вами можем гордиться, что наша земля богата народными умельцами и традициями русского народа.
А что вы приобрели для себя из нашего проекта?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда
1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...
Интегрированный урок "Золотые узоры хохломы"
Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграционный характер. Д...
Золотая хохлома
Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой....
Конспект урока "Хохлома, роспись по дереву"
Конспект урока по декоративно-прикладному тскусству...
хохлома
Этапы хохломской росписи...
Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".
Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.Задачи:Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.Провести сравнительный ...
Наше творчество. Хохлома.
Образцы работ для учеников 1- 4 классов....