Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Суслина Елена Владимировна

Рабочая программа  по  изобразительному искусству разработана на основе: авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. для 1- 4 классов  (Москва, «Просвещение», 2011 г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_-_po_izo_1-4_klassy.docx92.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по  изобразительному искусству разработана на основе:

  • приказа от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Фед65ерации от 6 октября 2009г.№ 373 »
  • приказа Департамента образования от 11.03.2016г №ДО-1687-02-07,08 «О внесении изменений  в ФГОС»
  •  требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • положения о составлении рабочих программ учителями МБОУ  «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»;
  •   Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С.Савинов. – М: Просвещение, 2010г рекомендованной МО и Науки РФ;
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
  •  авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. для 1- 4 классов  (Москва, «Просвещение», 2011 г);
  • УМК «Школа России» для 1- 4 классов:

            Учебники:

 Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь,      украшаешь и строишь. 1 класс;

 Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс;  Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских Изобразительное  искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс;

Л. А. Неменская.  Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс.

    Рабочие тетради:

Л. А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс;

Е. И. Коротеева Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс;

Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс;

Л. А. Неменская  Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.

На изучение предмета отводится 1 ч  в  неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).  

Изучение курса  «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.

   

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Выпускник научится:

•  различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

•  различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

•  эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

•  узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

•  называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выпускник получит возможность научиться:

•  воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

•  видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

•  высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

Выпускник научится:

•  создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

•  использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

•  различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

•  создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

•  наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

•  использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

•  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета при создании живописных композиций на заданные темы;

•  моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

•  выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Выпускник научится:

•  осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

•  выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

•  передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

•  видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

•  понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

•  изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

•  изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

2. Содержание учебного курса

1 КЛАСС (33 ч)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Ты учишься изображать (9 ч)

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

 Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

  • Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им  наглядно выявлять свои роли. 

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

  • Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь (11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. 

  • Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

  • Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна.  Времена года (экскурсия) Здравствуй, лето!  Урок любования (обобщение темы).

2 КЛАСС (34ч)

Искусство и ты

Как и чем работает художник? (8)

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Реальность и фантазия (7)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

О чем говорит искусство (11)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Как говорит искусства (8)

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника

3 КЛАСС (34 ч)

Искусство вокруг нас

Искусство в твоем доме (8)

В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем стоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими: одни подходят для работы, другие — для отдыха; одни служат детям, другие — взрослым. Как вы глядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Искусство на улицах твоего города (7)

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — памятников культуры. Атрибуты современной  жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный  транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

Художник и зрелище (11)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

Художник и музей (8)

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.

4 КЛАСС (34 ч)

Каждый народ - Художник (Изображение, Украшение, Постройка в творчестве народов всей Земли)

Истоки родного искусства (8)

Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Древние города нашей земли (7)

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Каждый народ – художник (11)

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Искусство объединяет народы (8)

От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.



3. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

1 класс (33 ч)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Ты учишься изображать (9ч)

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.  

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Художники и зрители (обобщение темы).

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Создавать, изображать на плоскости  графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

Ты украшаешь (8 ч)

Мир полон украшений.

Цветы.

Красоту нужно уметь замечать.

Узоры на крыльях.

Ритм пятен.

 Красивые рыбы.

Украшения птиц.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Ты строишь (11 ч)

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Праздник весны».

Разноцветные жуки.

«Сказочная страна». Создание панно.

Времена года.

Здравствуй, лето! Урок любования.  (обобщение темы).

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

Наблюдать и анализировать природные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

2 класс (34 ч)

Искусство и ты

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Как и чем работает художник? (8 ч)

Три основных цвета - желтый, красный, синий.

Белая и черная краски.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности  графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Неожиданные материалы (обобщение темы).

Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».
Овладевать первичными живописными навыками.
Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.
Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.
Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.
Развивать навыки работы гуашью.
Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.
Расширять
знания о художественных материалах.
Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.
Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.
Овладевать первичными знаниями перспективы, (загораживание, ближе —дальше).
Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.
Овладевать техникой и способами аппликации.
Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.
Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.
Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.
Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.
Изображать, используя графические материалы, зимний лес.
Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Овладевать приемами работы с пластилином.
Создавать объемное изображение животного с передачей характера.
Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.
Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.
Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.
Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.
Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Реальность и фантазия (7 ч)

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.
Передавать в изображении характер выбранного животного.
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.
Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.).
Придумывать выразительные фантастические образы животных.
Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.
Развивать навыки работы гуашью.
Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.
Эмоционально
откликаться на красоту природы.
Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).
Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.
Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде.
Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.
Создавать украшения (воротничок  для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.
Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины.
Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.
Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).
Конструировать из бумаги формы подводного мира.
Участвовать в создании коллективной работы.
Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приемы работы с бумагой.
Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.
Участвовать в создании коллективной работы.
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Понимать роль, взаимодействие в работе трех Братьев-Мастеров (их триединство).
Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

О чем говорит искусство (11 ч)

 Изображение природы в различных состояниях.

Изображение характера животных.

Изображение характера человека: женский образ.

Изображение характера человека: мужской образ.

Образ человека в скульптуре.

Человек и его украшения.

О чем говорят украшения.

Образ здания.

 В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру  (обобщение темы).

Наблюдать природу в различных состояниях.
Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.
Развивать колористические навыки работы гуашью.
Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.
Давать устную зарисовку-характеристику зверей.
Входить в образ изображаемого животного.
Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.
Развивать навыки работы гуашью.
Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и пая волшебницы), используя живописные и графические средства.
Характеризовать доброго и злого сказочных героев.
Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.
Учиться
изображать эмоциональное состояние человека.
Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи).
Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).
Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.
Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).
Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.
Понимать роль украшения в жизни человека.
Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.
Создавать декоративные композиции заданной формы вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).
Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д.  
Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.
Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.
Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.
Учиться видеть художественный образ в архитектуре.
Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.
 Приобретать опыт творческой работы.
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

Как говорит искусство (8 ч)

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого.

Тихие и звонкие цвета.

Что такое ритм линий?

Характер линий.

Ритм пятен.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен,  цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь  составлять теплые и холодные цвета.
Понимать
эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов.
Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.
Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна », «пятнышко»).
Развивать колористические навыки работы гуашью.
Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т. п.).
Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.
Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета — глухого и звонкого.
Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе.
Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.
Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.
Закреплять умения работать кистью.
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Получать представление об эмоциональной выразительности линии.
Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка — изображение весенней земли).
Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.
Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.
Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ.
Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.
Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое ритм.
Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.
Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое пропорции.
Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.
Повторять и  закреплять полученные знания и умения.
Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.
Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».
Сотрудничать  товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.
Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.
Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.
Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.

3 класс (34 ч)

Искусство вокруг нас                      

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Искусство в твоем доме (8 ч)

Твои игрушки.

Посуда у тебя дома.

Обои и шторы у тебя дома.

Мамин платок.

Твои книжки.

Открытки.

Труд   художника для твоего дома (обобщение темы).

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны.
Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).
Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.
Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.
Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.
Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.
Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).
Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.
Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.
Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.
Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.
Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен.
Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический).
Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.
Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).
Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.).
Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).
Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.
Создавать проект детской книжки-игрушки.
Овладевать навыками коллективной работы.
Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.
Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).
Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.
Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.
Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.
Эстетически оценивать работы сверстников.

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

Памятники архитектуры.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Волшебные фонари.

Витрины.

Удивительный транспорт.

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.
Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).
Раскрывать особенности архитектурного образа города.
Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь.
Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.
Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.        
Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).
Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.
Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.
Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.
Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное.
Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград.
Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки.
Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.
Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений.
Различать фонари разного эмоционального звучания.
Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.
Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).
Понимать   работу  художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.
Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.
Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.
Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.
Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.
Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта.
Фантазировать, создавать образы фантастических машин.
Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.
Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.
Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.
Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.
Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.

Художник и зрелище (11 ч)

Художник в цирке.

Художник в театре.

Театр кукол.

Маски.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный карнавал (обобщение темы).

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).
Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.
Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.
Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.
Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.
Овладевать   навыками создания объемно-пространственной композиции.
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.
Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.
Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.
Отмечать  характер,  настроение,  выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.
Объяснять роль маски в театре и на празднике.
Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.
Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).
Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.
Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.
Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).
Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.
Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.
Создавать в рисунке проект оформления праздника.
Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.
Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.
Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.
Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Художник и музей (8 ч)

Музей в жизни города.

Картина — особый мир. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.
Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.
Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.
 Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.).
Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже цветом.
Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах.
Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).
Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.
Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах.
Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом.
Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).
Развивать живописные и композиционные навыки.
Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.
Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.
Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. 
Развивать
  композиционные навыки.
Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.
Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).
Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры.
Объяснять роль скульптурных памятников.
Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.
Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.
Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность.
Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.

4 класс (34 ч)

Каждый Народ – Художник

(Изображение, Украшение, Постройка в творчестве народов всей Земли)

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Истоки родного искусства (8 ч)

Пейзаж родной земли.

Деревня — деревянный мир.

Красота человека.

Народные праздники (обобщение темы).

 Характеризовать красоту природы родного края.
Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.
Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.
Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.
Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.
Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее от дельных элементов.
Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни.
Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы.

Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений.
Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.
Приобретать  представление об особенностях  национального образа мужской и женской красоты.
Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.
Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.
Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма.
Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.
Создавать женские и мужские народные образы (портреты).
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.
Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.
Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.
Овладевать на практике элементарными основами композиции.

Древние города нашей земли (7 ч)

Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.
Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).
Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.
Знать картины художников, изображающие древнерусские города.
Создавать макет древнерусского города.
Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.
Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.
Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. 
Моделировать или изображать
 древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).
Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.
Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.
Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.
Интересоваться историей своей страны.
Знать и называть картины художников.
Изображать древнерусских воинов.
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.
Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.
Создавать образ древнерусского города.
Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат).
Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.
Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).
Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. 
Создавать
 изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.
Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.
Сотрудничать в процессе создания общей композиции.

Каждый народ — художник (11 ч)

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Европейские города Средневековья.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.
Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных  художественных культур.
Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.
Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).
Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. 
Создавать
женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.
Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.
Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.
Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.
Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладевать живописными навыка ми в процессе создания самостоятельной творческой работы.
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.
Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.
Создавать образ древнего среднеазиатского города.
Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.
Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.
Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.
Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.
Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.
Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.
Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).
Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.
Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.
Создавать коллективное панно.
Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.
Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.
Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.
Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.
Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно творческой деятельности.
Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

Искусство объединяет народы (8 ч)

Материнство.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои-защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.
Развивать навыки композиционного изображения.
Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.
Развивать навыки восприятия произведений искусства.
Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.
Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.
Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.
Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события.
Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.
Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.
Приводить примеры памятников героям Отечества.
Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).
Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре.
Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.
Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.
Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.
Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.
Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.
Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.
Участвовать в обсуждении выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...