Урок чтения И.А. Куприн "Барбос и Жулька"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Урок чтения для учащихся 4 класса. В уроке использованы разные формы работы, как групповые, так и индивидуальные. Материал урока способствует развитию речи учащихся и широкому воспитательному аспекту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_4_klass.docx_2017.docx13.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная школа  32»

Урок чтения

« И. А. Куприн Барбос и Жулька»

4 класс

Подготовила и провела:        Андрущенко

                                                Виктория Александровна

                                                        

                                                        

2016– 2017 учебный год

г. Петропавловск - Камчатский

Цель:

  • развивать навык чтения, повышать технику чтения;
  • развивать речь, работа с текстом, обеспечение целостного восприятия текста;
  • прививать любовь к книге, воспитывать доброту, человечность

Оборудование

  • карточки с литературными жанрами и их характеристикой;
  • кроссворд;
  • рисунки детей;
  • иллюстрации Барбоса и Жульки;
  • анаграммы.

ХОД УРОКА

  • Оргмомент

Ученики хором говорят

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках, на листочках

Где станции на точках.

  • Речевая гимнастика

Учитель:         Прежде чем начать урок надо подготовить свой речевой  «аппарат» к работе.

(на доске)

                

Я шел по улице пешком

И повстречался со щенком.

И неизвестно почему

Я вдруг понравился ему.

  • Читаем про себя
  • Читаем чеканя
  • Читаем выделяя голосом
  • Читают девочки, мальчики

  • Постановка цели урока

 Учитель:        Ребята, как вы думаете, почему мальчик понравился щенку?

Ученик:         У мальчика добрые глаза, он ласковый.

Учитель:         Вы сейчас назвали качества человека, давайте отгадаем еще некоторые качества людей.

  • Кроссворд

о3

т1

д2

т

ч5

п

р

о

и

з

в4

е

д

е

н

и

е

у

б

ы

е

с

д

р

в

р

т

о

о

ч

н

н

л

т

и

о

о

ю

а

в

с

с

б

ы

т

т

и

й

ь

ь

в

ы

й

  • Человек, который всегда занят делом, любить работать
  • Качество человека, который никогда никого не обидит
  • Человек, который очень внимательный, всегда помогает людям
  • Качество схожее с преданностью
  • Качество человека, который говорит только правду

Учитель:         Какие качества людей мы вспомнили?

Ученик:        Положительные

Учитель:        Я думаю, вы все обладаете эти качествами.

Учитель:        Какое слово получилось?

Ученик:         Произведение

2. Соотнесение литературных жанров и их характеристик

 

Учитель:        Какие литературные произведения по жанру вы знаете?

Ученик:        Басня, рассказ, поэма, стихотворение, сказка.

                 

Учитель:        Соотнесите правильно жанр и его краткую характеристику.

На доске карточки

сказка

стихотворение

басня

рассказ

рифма

чувства человека

описание

лирические

патриотические

стихотворная форма

главные герои – животные

мораль, поучение

произведение в прозе

реальные события

мало героев

Зачин, концовка превращения

волшебные предметы

Учащиеся соотносят жанры и их характеристики.

  • Работа с текстом

Учитель:        Вы дома познакомились с новым произведением.  А кто смог определить жанр?  

Кто автор этого произведения? Что вы о нем знаете?

Ученик:        Рассказывает биографию А.И. Куприна.

Учитель:        Сегодня мы поработаем с этим произведением и посмотрим, что положительными качествами могут обладать не только люди.

  • Фотоглаз

Единогласно

Смутные

Разбойнику

Замечалось

Памятовал

– Читаем сверху вниз

– Читаем снизу вверх

– В разброс

Запоминаем.

– Кто какие слова запомнил?

Ребята по памяти называют слова, которые запомнили.

  • Как вы понимаете смысл слова единогласно?

Что признавали единогласно? Почему?

Прочитайте.

Учащиеся зачитывают строчки из текста.

  • К какому слову относится слово смутные?

Прочитаем.

Учащиеся зачитывают  строчки из текста.

  • О ком говорят Барбос?  Почему?

Прочитаем.

Учащиеся читают строчки из текста.

  • Что замечалось?

 (что он не спит)

А что же он делает?

 (ждет врага)

  • О чем он памятовал? (великий закон всех единоборств и сражений)

  • Продолжи цитату

На доске записаны цитаты, а ребятам необходимо вспомнить содержание текста и продолжить.

Барбос с гордым …

Учитель:        Почему он так себя ведет?

Может быть …

Учитель:        За что Жулька осуждает Барбоса?

  • Словарная работа

Учитель:        Вы дома провели огромную поисковую работу.

Давайте послушаем, какие вы выписали слова, какие слова вызвали затруднение?

Ребята зачитывают и объясняют смысл слов, которые они выписали в свои тетради.

  • Работа над осмыслением содержания текста

Характеристика героев

Учитель:         Кто главные герои в рассказе? Как выглядят? Прочитайте.

Учащиеся находят строчки в тексте и читают.

Учитель:        Барбос – собака, обладающая таким внешним видом, как вы думаете какой у нее должен быть характер.

Ученик:        Смелый, отважный, бесстрашный.

Учитель:        Жулька – а такая собака, какие имеет черты характера?

Ученик:        Скромная, добрая, воспитанная.

Учитель:        Обратите внимание на иллюстрации на доске Барбоса и Жульки, вы их представляете такими ?

                Учащиеся высказывают своё мнение.

Учитель:        Отгадайте слова и распределите, к какому герою они относятся.

На доске записаны анаграммы, которые ребята должны разгадать.

Наякатишде

Заваячистен

Брдоая

Ныйбуй варн

Шабашбесной

Верчидовая

Ромскная

Сёлвеый

Нойозор

Учитель:         Две абсолютно разные собаки по внешнему виду и по характеру, а какие между ними отношения? Прочитайте.

Ребята находят в тексте соответствующие строчки

Работа с рисунками.

Учитель:         Ребята, посмотрите на рисунки которые вы нарисовали к уроку, к какому отрывку из текста они относятся?

                Ребята высказывают своё мнение.        

                Обстановка во дворе

Учитель:        Какая обстановка во дворе?

Ученик:         Спокойная, размеренная

Учитель:        Что нарушило спокойную, размеренную жизнь во дворе?

Ученик читает отрывок из текста.

Учитель:        Как ведут себя люди?

Ученик читает отрывок из текста

Учитель:        Почему никто не вступился на защиту  своей территории? Как автор называет этот прорыв?

Ученик:        Героический

Читает выразительно ученик

Учитель:        Можно ли было ожидать, что Жулька окажется способной на такой поступок?

Сопоставление.

Учитель:        Ребята, обратите внимание, какой прием использует автор, сравнивая Жульку с бешеным псом?  Какая Жулька?

Ученик:         Маленькая, на тоненьких ножках, но она единственная не побоялась, не испугалась.

Учитель:        Как это ее характеризует?

Ученик:         Отважная, бесстрашная, смелая, решительная.

Учитель:         После случившегося, что произошло с Жулькой?

Как вы думаете, почему?

Ученик:        Напряжение героического порыва и ужас пережитых мгновений.

Учитель:         Что сделали люди с Жулькой?

Ученик:        Отнесли в сарай

Учитель:        Как ведет себя Барбос? Почему?

Ученик:        Барбос ведёт себя беспокойно, рвётся в сарай. Ему хочется увидеть Жульку и быть с ней рядом.

Учитель:        Кто понял чего хочет Барбос? Почему?

Ученик:        Поняли чего хочет Барбос дети, потому что дети к животным стоят гораздо ближе, чем об этом  думают взрослые.

Учитель:        Оказывается у животных есть душевные переживания, они умеют чувствовать, переживать, испытывать душевную боль.

Мы это ярко увидели, прочитав сцену прощания

Как называет автор прощание собак?

Ученик:        Трогательное, это значит способное вызвать умиление. 

Учитель:        Такое поведение, как характеризует Барбоса?

Ученик:        Верный, преданный.

  • Итог

Учитель:        Что же хотел сказать Куприн?

Ученик:        Что животные испытывают такие же чувства, как и люди. Они умеют любить, быть преданными, переживают. Люди должны лучше понимать животных и учиться у них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: «Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»

На свете множество собак-И на цепи и просто так:Собак служебных - пограничных,Дворовых «шариков» обычных,И молодых пугливых шавок,Что тявкать любят из-под лавок,И тех изнеженных болонок,Чей нос курнос...

Конспект урока "А.И.Куприн "Барбос и Жулька", УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс

В данном архиве подготовлены конспект и презентация урока....

Конспект урока А.И. Куприн "Барбос и Жулька"

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС....

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...

Урок литературного чтения 4 класс "Барбос и Жулька"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Барбос и Жулька" с материалами для интерактивной доски и раздаточным материалом...