Конспект урока А.И. Куприн "Барбос и Жулька"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.i._kuprin_barbos_i_zhulka.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, Ребята!

Здороваются с учителем.

Л1

  1. Актуализация знаний. Целеполагание

-Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

  • Легко подружиться, тяжело разлучиться.
  • Кто не испытывал дружбы, тот не жил.
  • Будь верен до смерти.
  • При верном псе и сторож спит.

Читают и объясняют смысл пословиц.

- Прочитайте на с. 85 учебника название произведения, которое мы будем изучать, и попробуйте соотнести его с пословицами.

Читают название произведения, соотносят его с пословицами.

МП3

-Как думаете, как пословицы могут быть связаны с этим произведением?

- Возможно, этот рассказ о преданной дружбе собак.

МП3

- Расшифруйте, что здесь написано:

РДНАСКЕЛА ЧИВОНАВИ НИРПУК

-Александр Иванович Куприн

- Что вы помните об этом писателе?

Отвечают на вопрос.

МП1,

- Давайте определим наши с вами задачи урока.

-Познакомиться ( вспомнить) с биографией писателя

- Познакомиться с произведением « Барбос и Жулька»

МР1

- Но перед тем, как перейти к новому материалу, давайте поиграем,  я попрошу заполнить таблицу «Верю - не верю» .

Если вы согласны с утверждением, то в графе «до» ставить «+», если не согласны, то «-». В конце урока мы сверим две графы.

Утверждение

«Верите ли вы, что…»

до

после

  1. Талант А.И. Куприна был отмечен Пушкинской премией?

  1. В начале Первой мировой Войны А.И. Куприна принудительно отправили на фронт?

  1. Рассказ « Барбос и Жулька» - это рассказ о котах?

  1. Рассказ о преданной дружбе животных?

  1. Пословицы, данные в начале урока, никак не связаны с текстом рассказа?

Расставляют «+» или «-» в графу «до».

Л2

  1. Основной этап. Освоение нового материала

Знакомство с жизнью и творчеством А.И. Куприна

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжелого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище (Городская усадьба Разумовского — усадьба и парк в Москве (Басманный район) . При усадьбе на берегу Яузы разбит парк площадью около 40 га (охраняемая территория — 29 га) . Усадьба Разумовского была построена в 1801—1803 гг. архитектором А. А. Менеласом, а затем в 1842 году существенно перестроена и расширена архитектором А. Г. Григорьевым. Это типичная богатая городская усадьба екатерининской эпохи, с обширным парком с прудами, парадным подъездым двором и центральным, главным усадебным дворцом.
В 1833 году, усадьбу выкупил Московский Опекунский совет (игравший тогда роль земельного банка) для размещения «приюта для призрения сирот обоего пола чиновников, умерших от холеры» . С тех пор в продолжение почти всего XIX века в бывшем дворце находились всякого рода благотворительные и учебные учреждения. В 1834 году из приюта был создан Московский Александровский (Александринский) сиротский институт для детей обоего пола, называвшийся в обиходе «Разумовским пансионом») В 1880 г. Куприн поступил в Московскую военную гимназию, а в 1888 г. – в военное училище. В чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление А.И. Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И.А. Буниным, А П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны повести «Молох»(1896), «Поединок» (1905), «Яма» (1909-1915), рассказ «Гранатовый браслет» (1911). В 1909 г. талант А.И. Куприна был отмечен Пушкинской премией. Писатель активно участвовал в общественной жизни: в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе матросов с мятежного крейсера «Очаков».

В начале Первой мировой войны добровольцем отправился на фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его. А.И.Куприн примкнул к армии Н.Н.Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928-1932). Тоска по родине заставила А.И. Куприна в 1937 г. вернуть в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде похоронен на Волковом кладбище.

Слушают рассказ учителя.

Работа над рассказом «Барбос и Жулька»

А сейчас мы с вами поработаем со словами из рассказа.

 Объясните значение слов:

ПРИЗЕМИСТЫЙ - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ФЛИРТ – любовная игра, кокетство.

ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.)

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.

Выбирают к каждому слову значение из предложенных. (соотносят слово с его значением)

МП3

- Подберите синонимы (Что такое синонимы?):

Льстивый – обманчивый, вкрадчивый

Мучение  - страдание, терзание, пытка

Синоним – близкое по значению слово.

Подбирают синонимы к словам. (указаны в презентации)

МП3

- Подберите антонимы (Что такое антонимы?):
Сходство – различие, разница
Взволнован – спокоен

Антоним – противоположное по значению слово.

Подбирают антонимы к словам.(указаны в презентации)

МП3

Чтение рассказа на с. 85-91 учебника.

По цепочке читают рассказ ( каждый ученик читает абзац)

П1

-Ваши впечатления от прочитанного?

Делятся своими впечатлениями.

П3, МК2, МР2

-Найдите Описание собак. Как вы думаете, почему автор так подробно их описал?

- Чтобы мы  поняли, что внешность не самое главное.

П2

- Охарактеризуйте Барбоса. Приведите цитаты из текста.

Приводят цитаты из текста.

( с. 85 , 1 абзац)

П2, МП2

-Охарактеризуйте Жульку. Докажите цитатами из текста.

Доказывают цитатами из текста. ( с. 85 , 2 абзац; с. 86, 1 абзац)

П2,МП2

-Какие отношения сложились между собаками? Докажите выдержками из текста.

- Между ними царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. ( с. 88, 2 абзац)

П2,МП2

-Какой вывод сделаем, дав характеристику собак?

- От внешнего вида собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая воспитанная собачка быть смелой и проявлять героизм.

МК1

- Почему рассказ из жизни собак трогает нас?

Мк1

- Как вы думаете, почему Жулька умерла?

-Она была больна.

- Как окружающие относились к собакам?

-Кто лучше всех понимал их?

-Дети

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 90. Найдите эпизод, раскрывающий её, прочитайте выразительно.

Рассматривают иллюстрацию, выразительно читают эпизод, раскрывающий её.

П2, МП2

- А теперь, я попрошу вас, составить план текста в паре со своим товарищем. Но перед этим мы с вами вспомним, что же такое план?

План – это опорная схема, по которой мы можем восстановить прочитанный текст.

МП2

-Верно! Можете приступать. У вас на это 5 минут.

Примерный план: (Работа в паре).

1)Барбос

2) Жулька

3) Барбос на посту.

4) Барбос и Жулька.

5) Бешеная собака.

6) поступок Жульки.

7) Болезнь Жульки.

8) Прощание собак.

Составляют план текста в паре.

- Проверим, как вы составили план. Прочитайте его. Сможем ли мы по Вашему плану воспроизвести текст рассказа?

Учащиеся зачитывают полученные планы.

  1. Подведение итогов

-Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

- Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, можно отнести к нашему рассказу?

Легко подружиться, тяжело разлучиться.

Будь верен до смерти.

-Чему учит нас рассказ?

-Тому, что дружить надо не смотря ни на что, до самой смерти. Этому можно поучиться у собак, они самые верные друзья.

- А теперь давайте заполним нашу таблицу в графе « после».

Расставляют «+» или «-» в графу « после».

  1. Рефлексия

-А сейчас я вас попрошу, на выданных листочках нарисовать вашу ладонь.

В центре подписать Имя и Фамилию.

На большом пальце напишите - что вам показалось трудным на уроке.

На указательном - что получилось лучше всего.

На среднем -  кто, по-вашему, мнению, лучше всего работал на уроке.

На безымянном – что полезного на уроке вы узнали.

На мизинце – ваше настроение.

Рисуют ладонь, подписывают на каждом пальчике определенное задание.

- Спасибо за урок. До свидания!

Прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька"

Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию урока литературного чтения в 3-ем классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька". Автор учебника - Ефросинина. УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

Конспект урока по литературе 4 класс ." А.И.Куприн. Барбос и Жулька."

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

конспект урока по чтению 4 класс. «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»»

Тема урока: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»»(Программа Школа России)Тип урока: открытие новых знанийЦели урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Куприна; с произведением А.И.Куприна «Барб...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»" УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»"...