ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
- Организационный момент
-Здравствуйте, Ребята!
| Здороваются с учителем. | Л1 |
- Актуализация знаний. Целеполагание
-Прочитайте пословицы и объясните их смысл. - Легко подружиться, тяжело разлучиться.
- Кто не испытывал дружбы, тот не жил.
- Будь верен до смерти.
- При верном псе и сторож спит.
| Читают и объясняют смысл пословиц.
|
|
- Прочитайте на с. 85 учебника название произведения, которое мы будем изучать, и попробуйте соотнести его с пословицами. | Читают название произведения, соотносят его с пословицами. | МП3 |
-Как думаете, как пословицы могут быть связаны с этим произведением? | - Возможно, этот рассказ о преданной дружбе собак. | МП3 |
- Расшифруйте, что здесь написано: РДНАСКЕЛА ЧИВОНАВИ НИРПУК | -Александр Иванович Куприн |
|
- Что вы помните об этом писателе? | Отвечают на вопрос. | МП1, |
- Давайте определим наши с вами задачи урока. | -Познакомиться ( вспомнить) с биографией писателя - Познакомиться с произведением « Барбос и Жулька» | МР1 |
- Но перед тем, как перейти к новому материалу, давайте поиграем, я попрошу заполнить таблицу «Верю - не верю» . Если вы согласны с утверждением, то в графе «до» ставить «+», если не согласны, то «-». В конце урока мы сверим две графы. Утверждение «Верите ли вы, что…» | до | после | - Талант А.И. Куприна был отмечен Пушкинской премией?
|
|
| - В начале Первой мировой Войны А.И. Куприна принудительно отправили на фронт?
|
|
| - Рассказ « Барбос и Жулька» - это рассказ о котах?
|
|
| - Рассказ о преданной дружбе животных?
|
|
| - Пословицы, данные в начале урока, никак не связаны с текстом рассказа?
|
|
|
| Расставляют «+» или «-» в графу «до». | Л2 |
- Основной этап. Освоение нового материала
Знакомство с жизнью и творчеством А.И. Куприна Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжелого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище (Городская усадьба Разумовского — усадьба и парк в Москве (Басманный район) . При усадьбе на берегу Яузы разбит парк площадью около 40 га (охраняемая территория — 29 га) . Усадьба Разумовского была построена в 1801—1803 гг. архитектором А. А. Менеласом, а затем в 1842 году существенно перестроена и расширена архитектором А. Г. Григорьевым. Это типичная богатая городская усадьба екатерининской эпохи, с обширным парком с прудами, парадным подъездым двором и центральным, главным усадебным дворцом. В 1833 году, усадьбу выкупил Московский Опекунский совет (игравший тогда роль земельного банка) для размещения «приюта для призрения сирот обоего пола чиновников, умерших от холеры» . С тех пор в продолжение почти всего XIX века в бывшем дворце находились всякого рода благотворительные и учебные учреждения. В 1834 году из приюта был создан Московский Александровский (Александринский) сиротский институт для детей обоего пола, называвшийся в обиходе «Разумовским пансионом») В 1880 г. Куприн поступил в Московскую военную гимназию, а в 1888 г. – в военное училище. В чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление А.И. Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И.А. Буниным, А П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны повести «Молох»(1896), «Поединок» (1905), «Яма» (1909-1915), рассказ «Гранатовый браслет» (1911). В 1909 г. талант А.И. Куприна был отмечен Пушкинской премией. Писатель активно участвовал в общественной жизни: в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе матросов с мятежного крейсера «Очаков». В начале Первой мировой войны добровольцем отправился на фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его. А.И.Куприн примкнул к армии Н.Н.Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928-1932). Тоска по родине заставила А.И. Куприна в 1937 г. вернуть в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде похоронен на Волковом кладбище. | Слушают рассказ учителя.
|
|
Работа над рассказом «Барбос и Жулька» А сейчас мы с вами поработаем со словами из рассказа. Объясните значение слов: ПРИЗЕМИСТЫЙ - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. ФЛИРТ – любовная игра, кокетство. ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.) КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество. |
Выбирают к каждому слову значение из предложенных. (соотносят слово с его значением) |
МП3 |
- Подберите синонимы (Что такое синонимы?): Льстивый – обманчивый, вкрадчивый Мучение - страдание, терзание, пытка | Синоним – близкое по значению слово. Подбирают синонимы к словам. (указаны в презентации) | МП3 |
- Подберите антонимы (Что такое антонимы?): Сходство – различие, разница Взволнован – спокоен | Антоним – противоположное по значению слово. Подбирают антонимы к словам.(указаны в презентации) | МП3 |
Чтение рассказа на с. 85-91 учебника. | По цепочке читают рассказ ( каждый ученик читает абзац) | П1 |
-Ваши впечатления от прочитанного? | Делятся своими впечатлениями. | П3, МК2, МР2 |
-Найдите Описание собак. Как вы думаете, почему автор так подробно их описал? | - Чтобы мы поняли, что внешность не самое главное. | П2 |
- Охарактеризуйте Барбоса. Приведите цитаты из текста. | Приводят цитаты из текста. ( с. 85 , 1 абзац) | П2, МП2 |
-Охарактеризуйте Жульку. Докажите цитатами из текста. | Доказывают цитатами из текста. ( с. 85 , 2 абзац; с. 86, 1 абзац) | П2,МП2 |
-Какие отношения сложились между собаками? Докажите выдержками из текста. | - Между ними царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. ( с. 88, 2 абзац) | П2,МП2 |
-Какой вывод сделаем, дав характеристику собак? | - От внешнего вида собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая воспитанная собачка быть смелой и проявлять героизм. | МК1 |
- Почему рассказ из жизни собак трогает нас? |
| Мк1 |
- Как вы думаете, почему Жулька умерла? | -Она была больна. |
|
- Как окружающие относились к собакам? |
|
|
-Кто лучше всех понимал их? | -Дети |
|
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 90. Найдите эпизод, раскрывающий её, прочитайте выразительно. | Рассматривают иллюстрацию, выразительно читают эпизод, раскрывающий её. | П2, МП2 |
- А теперь, я попрошу вас, составить план текста в паре со своим товарищем. Но перед этим мы с вами вспомним, что же такое план?
| План – это опорная схема, по которой мы можем восстановить прочитанный текст. | МП2 |
-Верно! Можете приступать. У вас на это 5 минут. Примерный план: (Работа в паре). 1)Барбос 2) Жулька 3) Барбос на посту. 4) Барбос и Жулька. 5) Бешеная собака. 6) поступок Жульки. 7) Болезнь Жульки. 8) Прощание собак. | Составляют план текста в паре.
|
|
- Проверим, как вы составили план. Прочитайте его. Сможем ли мы по Вашему плану воспроизвести текст рассказа? | Учащиеся зачитывают полученные планы. |
|
- Подведение итогов
-Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. |
|
|
- Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, можно отнести к нашему рассказу? | Легко подружиться, тяжело разлучиться. Будь верен до смерти. |
|
-Чему учит нас рассказ? | -Тому, что дружить надо не смотря ни на что, до самой смерти. Этому можно поучиться у собак, они самые верные друзья. |
|
- А теперь давайте заполним нашу таблицу в графе « после». | Расставляют «+» или «-» в графу « после». |
|
- Рефлексия
-А сейчас я вас попрошу, на выданных листочках нарисовать вашу ладонь. В центре подписать Имя и Фамилию. На большом пальце напишите - что вам показалось трудным на уроке. На указательном - что получилось лучше всего. На среднем - кто, по-вашему, мнению, лучше всего работал на уроке. На безымянном – что полезного на уроке вы узнали. На мизинце – ваше настроение. | Рисуют ладонь, подписывают на каждом пальчике определенное задание. |
|
- Спасибо за урок. До свидания! | Прощаются с учителем. |
|