Урок литературного чтения 4 класс "Барбос и Жулька"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Барбос и Жулька" с материалами для интерактивной доски и раздаточным материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урка | 22.93 КБ |
Раздаточный материал | 16.34 КБ |
Урок для интерактивной доски | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 «А» классе.
Тема: А. И. Куприна «Барбос и Жулька»
Цели урока:
- расширение знаний учащихся о творчестве А. И Куприна;
- закрепление умения работы с текстом.
Задачи:
- Образовательные:
- Ознакомление с некоторыми эпизодами жизни и произведениями А.И.Куприна;
- Раскрытие смысла рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысла дружбы и верности;
- Обучение анализировать поступки героев;
- Обогащение словарного запаса.
- Развивающие.
- Создание условий для развития речи учащихся, мышления, памяти;
- Развитие навыка выразительного чтения;
- Создание условий для формирования умения самостоятельной работы с текстом и новой информацией, умение выделять из потока информации главное
- Создание условий для формирования адекватной самооценки.
- Воспитывающие:
- Воспитание любви к животным, бережного отношения к ним.
- Воспитание интерес к литературным произведениям.
Оборудование:
- Техническая оснащенность: компьютер; проектор, ActivInspire, приложение Plickers.
- Демонстрационный материал: толковые словари, учебники «Литературное чтение» (2 ч.) 4 класс.
- Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.
Ход урока.
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
(1 мин)
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь? у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться!
И ответную искру зажечь!
Но чтобы нам урок начать,
Добра всем надо пожелать
Вы друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
2. Актуализация знаний. (3 мин)
-Отгадайте загадку:
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек.
Две медали на груди -
Лучше в дом не заходи.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Кто будет героями урока?
- У кого из вас дома есть собака?
Само название «охотничьи» собаки говорит о том, что эти собаки помогают людям на охоте. Их назначение: найти след зверя, преследование его с лаем до его изнеможения или выставление на охотника. Собаки делают охоту необыкновенно азартной, красивой. Среди охотничьих собак есть одна необычная порода, которую используют ещё и как ездовую собаку. Это лайки.
Декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека. В основном, собаки маленького размера. Они всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках, и даже в кармане. С ними весело, они забавные.
Служебные собаки. К этой группе относятся собаки самые крупные, сильные, выносливые, с врождёнными сторожевыми качествами. Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в полиции. Овчарки обладают острым чутьём и слухом, выносливостью и смелостью.
Дворовые собаки. Это обычные беспородные собаки, которых большее количество в нашем городе. Это очень добрые и преданные своему хозяину собаки. Они хорошо привязываются к детям. Люди их заводят для охраны домов.
Дворняжки никогда не предадут своего хозяина и будут верно служить ему до самой смерти.
(2 мин)
— О творчестве, какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна)
1 ученик. Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии.
Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, а затем в военное училище.
2 ученик. Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно.
3 ученик. Случалось, работать ему: корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.
Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.
- Сообщение темы и целей. (1 мин)
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением А.И. Куприна «Барбос и Жулька».
Задачи урока.
- Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев.
5. Словарно – лексическая работа. (1 мин)
- Объясните значение слов: (Работа с толковым словарем)
Рассказ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий из жизни героя.
СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.
ПРИЗЕМИСТЫЙ - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.
ФЛИРТ - любовная игра, кокетство.
ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.
ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.
ЛАВРЫ - ветви лаврового дерева, венок из них - символ победы, славы, награды.
КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.
ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.
РЕПЯХАМИ – репейник
ИСКОНИ – издавна
6. Чтение рассказа с помощью звукового файла. (10 мин)
7. Работа с интерактивной доской. (5 мин)
- План рассказа.
- Какие слова выбрал Куприн для описания внешности своих героев?
Барбос | Жулька |
- невелик ростом - приземист - широкогруд - длинная, чуть вьющаяся шерсть - шерсть с колючками «репяхами» - уши со следами «боевых схваток» | - маленькая - тонконогая - гладкая чёрная шерсть с жёлтыми подпалинами |
-Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего вида собаки?
Делают вывод: (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)
- Эти две собаки отличаются только внешностью?
- Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Жульке и Барбосу.
- Характер Барбоса и Жульки
Барбос | Жулька |
- верность - независимость - разбойничья натура - неаккуратный | - деликатность - застенчивость - вежливость |
Вывод: Внешность и характеры различны.
- Что связывало таких разных собак? (ДРУЖБА)
- Итог урока. Тест на Plickers. (5 мин)
- На кого был похож Барбос?
- Как называют таких собак как Барбос в виду исключения?
- Какого цвета была шерсть у Жульки?
- Какой собачкой считалась Жулька?
- Где любил лежать летом Барбос?
- Какие отношения были между Жулькой и Барбосом?
- На кого кинулась Жулька, проявив свою храбрость?
- Зачем Жульку заперли в деревянном сарае?
- Что хотел сделать Барбос, требуя пустить его в сарай?
- Что сделал Барбос, после смерти Жульки?
- Рефлексия на Plickers (1 мин)
- Домашнее задание.
Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою.
Предварительный просмотр:
1 ученик. Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии.
Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, а затем в военное училище.
2 ученик. Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно.
3 ученик. Случалось, работать ему: корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.
Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.
Рассказ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя.
СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.
ПРИЗЕМИСТЫЙ - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.
ФЛИРТ - любовная игра, кокетство.
ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.
ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.
ЛАВРЫ - ветви лаврового дерева, венок из них - символ победы, славы, награды.
КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.
ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.
РЕПЯХАМИ – репейник
ИСКОНИ – издавна
Домашнее задание.
Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою.
- Какие слова выбрал Куприн для описания внешности своих героев?
Барбос | Жулька |
Характер Барбоса и Жульки
Барбос | Жулька |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька"
Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию урока литературного чтения в 3-ем классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька". Автор учебника - Ефросинина. УМК "Начальная школа XXI века"...
Урок литературного чтения. А.И. Куприн. "Барбос и Жулька"
Конспект урока литературного чтения. А.И. Куприн. "Барбос и Жулька"...
Урок литературного чтения Куприн А.И. «Барбос и Жулька».
Урок разработан по УМК "Школа 21 века"...
Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: «Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»
На свете множество собак-И на цепи и просто так:Собак служебных - пограничных,Дворовых «шариков» обычных,И молодых пугливых шавок,Что тявкать любят из-под лавок,И тех изнеженных болонок,Чей нос курнос...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»" УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»"...