Урок литературного чтения 4 класс "Барбос и Жулька"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Барбос и Жулька" с материалами для интерактивной доски и раздаточным материалом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 «А» классе.

Тема: А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

Цели урока:

  • расширение знаний учащихся о творчестве А. И Куприна;
  • закрепление умения работы с текстом.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Ознакомление с некоторыми эпизодами жизни и произведениями А.И.Куприна;
  • Раскрытие смысла рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысла дружбы и верности;
  • Обучение анализировать поступки героев;
  • Обогащение словарного запаса.
  1. Развивающие.
  • Создание условий для развития речи учащихся, мышления, памяти;
  • Развитие навыка выразительного чтения;
  • Создание условий для формирования умения самостоятельной работы с текстом и новой информацией, умение выделять из потока информации главное
  • Создание условий для формирования адекватной самооценки.
  1. Воспитывающие:
  • Воспитание любви к животным, бережного отношения к ним.
  • Воспитание интерес к литературным произведениям.

Оборудование:

  • Техническая оснащенность: компьютер; проектор, ActivInspire, приложение Plickers.
  • Демонстрационный материал: толковые словари, учебники «Литературное чтение» (2 ч.) 4 класс.
  • Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.

Ход урока.

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

(1 мин)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь? у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться!
И ответную искру зажечь!
Но чтобы нам урок начать,

Добра всем надо пожелать

Вы друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

2. Актуализация знаний. (3 мин)

-Отгадайте загадку:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперек.

Две медали на груди -

Лучше в дом не заходи.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Кто будет героями урока?

- У кого из вас дома есть собака?

Само название «охотничьи» собаки говорит о том, что эти собаки помогают людям на охоте. Их назначение: найти след зверя, преследование его с лаем до его изнеможения или выставление на охотника. Собаки делают охоту необыкновенно азартной, красивой. Среди охотничьих собак есть одна необычная порода, которую используют ещё и как ездовую собаку. Это лайки.

Декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека. В основном, собаки маленького размера. Они всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках, и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

Служебные собаки. К этой группе относятся собаки самые крупные, сильные, выносливые, с врождёнными сторожевыми качествами. Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в полиции. Овчарки обладают острым чутьём и слухом, выносливостью и смелостью.

Дворовые собаки. Это обычные беспородные собаки, которых большее количество в нашем городе. Это очень добрые и преданные своему хозяину собаки. Они хорошо привязываются к детям. Люди их заводят для охраны домов.

Дворняжки никогда не предадут своего хозяина и будут верно служить ему до самой смерти.

(2 мин)

— О творчестве, какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна)

1 ученик. Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии.

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, а затем в военное училище.

2 ученик. Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно.

3 ученик. Случалось, работать ему: корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.

  1. Сообщение темы и целей. (1 мин)

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

Задачи урока.

- Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев.

5. Словарно – лексическая работа. (1 мин)

- Объясните значение слов: (Работа с толковым словарем)

Рассказ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий из жизни героя.

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ПРИЗЕМИСТЫЙ - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

ФЛИРТ - любовная игра, кокетство.

ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛАВРЫ - ветви лаврового дерева, венок из них - символ победы, славы, награды.

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.

РЕПЯХАМИ – репейник

ИСКОНИ – издавна

6. Чтение рассказа с помощью звукового файла. (10 мин)

7. Работа с интерактивной доской. (5 мин)

  1. План рассказа.

  1. Какие слова выбрал Куприн для описания внешности своих героев?

Барбос

Жулька

- невелик ростом

- приземист

- широкогруд

- длинная, чуть вьющаяся шерсть

- шерсть с колючками «репяхами»

- уши со следами «боевых схваток»

- маленькая

- тонконогая

- гладкая чёрная шерсть с жёлтыми подпалинами

-Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего вида собаки?

Делают вывод: (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

- Эти две собаки отличаются только внешностью?

- Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Жульке и Барбосу.

  1. Характер Барбоса и Жульки

Барбос

Жулька

- верность

- независимость

- разбойничья натура

- неаккуратный

- деликатность

- застенчивость

- вежливость

Вывод: Внешность и характеры различны.

- Что связывало таких разных собак? (ДРУЖБА)

  1. Итог урока. Тест на Plickers. (5 мин)
  1. На кого был похож Барбос?
  2. Как называют таких собак как Барбос в виду исключения?
  3. Какого цвета была шерсть у Жульки?
  4. Какой собачкой считалась Жулька?
  5. Где любил лежать летом Барбос?
  6. Какие отношения были между Жулькой и Барбосом?
  7. На кого кинулась Жулька, проявив свою храбрость?
  8. Зачем Жульку заперли в деревянном сарае?
  9. Что хотел сделать Барбос, требуя пустить его в сарай?
  10. Что сделал Барбос, после смерти Жульки?

  1. Рефлексия на Plickers (1 мин)

  1. Домашнее задание.

Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою.



Предварительный просмотр:

1 ученик. Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии.

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, а затем в военное училище.

2 ученик. Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно.

3 ученик. Случалось, работать ему: корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.

Рассказ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя.

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ПРИЗЕМИСТЫЙ - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

ФЛИРТ - любовная игра, кокетство.

ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛАВРЫ - ветви лаврового дерева, венок из них - символ победы, славы, награды.

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.

РЕПЯХАМИ – репейник

ИСКОНИ – издавна

Домашнее задание.

Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою.

  1. Какие слова выбрал Куприн для описания внешности своих героев?

Барбос

Жулька

Характер Барбоса и Жульки

Барбос

Жулька


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька"

Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию урока литературного чтения в 3-ем классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька". Автор учебника - Ефросинина. УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок литературного чтения. А.И. Куприн. "Барбос и Жулька"

Конспект урока литературного чтения. А.И. Куприн. "Барбос и Жулька"...

Урок литературного чтения Куприн А.И. «Барбос и Жулька».

Урок разработан по УМК "Школа 21 века"...

Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: «Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»

На свете множество собак-И на цепи и просто так:Собак служебных - пограничных,Дворовых «шариков» обычных,И молодых пугливых шавок,Что тявкать любят из-под лавок,И тех изнеженных болонок,Чей нос курнос...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»" УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»"...