РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАТ-ПИШЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Составитель: Дубинникова А.Г.
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Проектно - исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Она предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами через развитие проектной деятельности.
Задачи:
· закрепить уже приобретенные ранее знания, умения, навыки работы с текстильным материалом, бумагой, клеем, пластилином;
· формировать у школьников навыки проектной деятельности.
· развитие способности к самовыражению в творческой проектной деятельности.
· мотивировать учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации
Программа внеурочной деятельности «Волшебная мастерская» может быть использована в начальной школе начиная с 1-го класса. Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). Программа дополняет и расширяет содержание тем предметной области «Технология» за счет введения разнообразных видов мастерства.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
1)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
2)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Познавательные:
Общеучебные:
1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
3) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические :
1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
2) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Постановка и решение проблемы:
1) формулирование проблемы;
2) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
1) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
2) коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
3) оценка результатов работы.
Коммуникативные:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2) управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Предметные:
1) должен знать: правила создания предметной и информационной среды и уметь применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач
2) должен уметь: использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Отличительной особенностью данной программы является структура деятельности учителя и ученика
Сроки реализации программы
Возраст учащихся – 7- 8 лет
Количество обучаемых – 25 человек
Программа рассчитана на 1 год
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
принцип деятельности;
принцип вариативности;
принцип творчества.
Основные формы организации деятельности на занятиях:
коллективная;
индивидуальная;
групповая.
Формы контроля знаний
Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определёнными принципами необходимо:
1)постоянно поощрять все усилия ребёнка и его стремление узнать что-то;
2)исключить отрицательную оценку и результатов его действий;
3)сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.
Оценка деятельности учащихся происходит по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Максимальная нагрузка учащегося (ч) | Виды самостоятельной работы | |||
теоретическое обучение | практическая работа | экскурсии | ||||
1 | Работа с природным материалом | 8 | 1 | 6 | 1 | |
2 | Работа с бумагой и картоном | 4 | 4 | |||
3 | Фабрика Деда Мороза | 4 | 4 | |||
4 | «Веселые краски» | 4 | 4 | |||
5 | Мастерская Самоделкина | 8 | 1 | 7 | ||
6 | «Азбука безопасности» работа с геометрическими формами | 6 | 4 | 2 | ||
7 | Итого | 34 | 2 | 29 | 3 |
Учебно-тематическое планирование
I. Поделки из природного материала 8 ч. | ||||||||||||
1 | 05.09. | Экскурсия в лесопарковую зону, сбор природного материала. | 1 | Групповая деятельность | Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; составление целого из частей. Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| |||||||
2 | «Флористика» Печатаем листья и цветы. | 1 | Групповая деятельность | |||||||||
3 | Поделки из фруктов и овощей. | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность | |||||||||
4 | Аппликация «Осенний букет». | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность | |||||||||
5 | Разноцветные бабочки из природного материала.
| 1 | Индивидуальная деятельность | |||||||||
6 | Самоделки из пластилина и листьев. | 1 | Индивидуальная деятельность | |||||||||
8 | Поделка из шишек «Лесовичок». | 1 | Индивидуальная деятельность | |||||||||
II. Работа с бумагой и картоном 4 ч. | ||||||||||||
9 | Мотивация к деятельности. Формулирование проблемы, распределение работы по группам. | 1 | Коллективная деятельность | Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; составление целого из частей.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| ||||||||
10 | Самостоятельная работа в группах: изготовление подарка для мамы открытка «Солнышко». | 1 | Индивидуальная деятельность | |||||||||
11 | Коллективная работа с тканью «Цветущий луг». | 1 | Коллективная деятельность | |||||||||
12 | Аппликация «Обитатели морского дна» | 1 | Групповая деятельность | |||||||||
III Фабрика Деда Мороза 4ч. | ||||||||||||
13 | Мотивация к деятельности Формулирование проблемы, распределение работы по группам.
| 1 | Коллективная деятельность | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| ||||||||
14 | Изготовление поделки «Снеговичок» из ватных дисков. | 1 | Индивидуальная деятельность
| |||||||||
15 | Работа в группах: мозаика из ватных шариков. | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность
| |||||||||
16 | Работа в группах: 1. Складывание бумаги способом оригами: «Объемные снежинки» 2. «Елка дружбы». Изготовление поделки из «детских ладошек». | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность
Коллективная деятельность | |||||||||
IV Веселые краски 4 ч. | ||||||||||||
17 | Мотивация к деятельности Формулирование проблемы. | 1 | Коллективная деятельность | Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; составление целого из частей. Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| ||||||||
18 | Выполнение индивидуальных творческих работ: Путешествие в страну Рисовандию. Рисование по мокрой бумаге - «Волшебное яблочко» | 1 | Индивидуальная деятельность | |||||||||
19 | Путешествие в страну Рисовандию. Обучение рисованию мятой бумагой «Деревья и кусты» | 1 | Индивидуальная деятельность | |||||||||
20 | Рисование пальчиками «Серебряное блюдечко»
| 1 | Индивидуальная деятельность
| |||||||||
Y Мастерская «Самоделкина» 8 ч. | ||||||||||||
21 | Мотивация к деятельности Изготовление подарков для пап. | 1 | Индивидуальная деятельность | Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; составление целого из частей. Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| ||||||||
22 | Карандашница «Медвежонок» поделка из картона. | 1 | Индивидуальная деятельность | |||||||||
23 | Объемная открытка «Тюльпаны» - подарок для мамы. | 1 | Индивидуальная деятельность | |||||||||
24 | «Мышонок» - мозаика из опилок. | 1 | Индивидуальная деятельность | |||||||||
25 | Сказка «Колобок». Настольный кукольный театр. | 1 | Коллективная деятельность | |||||||||
26 | Плоская лепка «Веточка вербы» | 1 | Групповая, индивидуальная деятельность | |||||||||
27 | Использование готовых геометрических форм, поделка «Ракета» | 1 | Индивидуальная деятельность | |||||||||
28 | Обрывная аппликация «Полет в космос» | 1 | Индивидуальная деятельность |
YI Азбука безопасности 6 ч. | |||||
29 | Мотивация к деятельности Формулирование проблемы, распределение на группы. Изготовление дорожных знаков. | 1 | Групповая деятельность | Личностные:формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям . Регулятивные:составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| |
30 | Конструирование из готовых геометрических форм. Машины. | 1 | Индивидуальная деятельность | ||
31 | Конструирование из бумаги «Светофор». | 1 | Индивидуальная деятельность | ||
32 | Изготовление многоэтажных домов. | 1 | Групповая деятельность | ||
33-34 | Защита проекта на внеклассном мероприятии «Красный, жёлтый, зелёный» | 1 | Коллективная деятельность | ||
Планируемые результаты
Освоение детьми программы кружка «Волшебная мастерская» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта. Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы, посещающими группу продленного дня, следующих личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и предметных результатов.
Личностные результаты:
- проявление познавательных мотивов и осознание своих творческих возможностей,
- готовность и способность к саморазвитию,
- развитие самостоятельности суждений и нестандартности мышления,
- развитие навыка самостоятельной работы, работы в паре, группе при выполнении практических творческих работ,
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности,
- способность к самооценке.
Регулятивные результаты:
- выбирать необходимые материалы для создания творческих работ,
- решать композиционные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах обработки выбранных материалов,
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль в своей деятельности,
- адекватно воспринимать оценку своих работ,
- проявлять познавательную инициативу.
Познавательные результаты:
- ставить и формулировать проблему.
- осваивать разнообразные особенности материалов и техник работы с ними,
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память.
Коммуникативные результаты:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь,
- доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми,
- формировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
- конструировать несложные задачи,
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет),
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницами, канцелярским ножом,
- уважать и ценить творческую деятельность человека.
Материально – техническое обеспечение программы
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения кружковых занятий,
- компьютер, мультимедийный проектор, компьютерные диски с презентациями,
- стенды для вывешивания иллюстративного материала,
- материалы для поделок (бумага, картон, пластилин, клей, ножницы, линейка, фломастеры).
Учебно – методическое обеспечение программы
- библиотечный фонд,
- образцы изделий и готовых поделок,
- шаблоны, лекала, природный и бросовый материал,
- показ видео материалов,
- показ, исполнение педагогом,
- наблюдение,
- работа по образцу.
Список использованных литературных источников.
1.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.
Уроки творчества. – Самара, 2005
2. Неменский Б.М. «Программы образовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд». М.; Просвещение,2006
3. Искусство и ты: Учебник для 1 класса Под ред. Б.М. Неменского. М.; «Просвещение», 2010.
4. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты, занимательные материалы, рекомендации.: Пособие для воспитателя ГПД. Вып.2/авт.-сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.-382 с.
5. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 кл. М.; «Владос»,2011.
6. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей. Кружок «Волшебная мастерская»
Кружок «Волшебная мастерская» интегрируется с общеобразовательными курсами «Технология» и «Изобразительное искусство». Программой предусматриваются тематические пересечения с такими...
Рабочая программа кружка "Волшебная мастерская"
Программа курса внеурочной деятельности «Волшебная мастерская» для 1Г класса относится к эстетическому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Назначение програм...
Программа дополнительного образования "Волшебная мастерская"
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности....
Внеурочная деятельность Волшебная мастерская
Календарно-тематическое планирова ние по курсу внеурочной деятельности "Волшебная мастерская"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная мастерская"
Рабочая программа внеурочной деятельности изостудии "Волшебная мастерская" дл яобучающихся 4 класса с УУД...
Рабочая программа кружка "Волшебная мастерская"
Рабочая программа кружка "Волшебная мастерская"...
Волшебная мастерская «Счастье – это просто!».
Волшебная мастерская «Счастье – это просто!»Цель: помочь определить понятие «Счастье» для ребенка, узнать правила Счастливого человека.Задачи:Воспитательная: формировать ...