Рабочая программа кружка "Волшебная мастерская"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности «Волшебная мастерская» для 1Г класса относится к эстетическому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Назначение программы:
Данная программа является модифицированной, составлена на основе плана и программы внеурочной деятельности: 1-4 классы: в 2 ч./ сост. Р.Г.Чуракова. Программы внеурочной деятельности «Город мастеров» Т.М.Рагозина– М.: Академкнига/Учебник, 2012.
В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими. В 1 классе организуются мастерские игротеки, лепки, флористики, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования, моделирования.
Мастерские лепки, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования расширяют конструкторско-технологические знания и умения аудиторных (урочных) занятий, обеспечивая реализацию основной идеи стандарта второго поколения - взаимосвязь образовательного пространства, обеспечивающего развитие универсальных учебных действий младшего школьника.
Мастерские игротеки, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна, мягкой игрушки, волшебной паутинки знакомят детей с новыми видами художественной деятельности.
Для организации творческой деятельности мастерских предлагаются примерные объекты, которые являются для детей ориентиром в работе. Все объекты имеют определенную конструкцию, однако ее подробности ребенку не видны, их ему следует выявить путем мысленного анализа. Кроме анализа, обучающиеся самостоятельно планируют трудовые операции, определяют материалы, подбирают оборудование.
В этой деятельности будут задействованы основные познавательные процессы и приемы умственной деятельности ребенка такие, как целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память и др.
В программе многие объекты имеют различные варианты, которые схожи в главном: имеют общую конструкцию, но при этом отличаются в чем-то менее существенном. Такой сравнительный анализ способствует развитию вариативности и гибкости мышления обучающихся, формированию универсальных учебных действий.
Актуальность и перспективность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к эстетическому обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Решение задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnaya_masterskaya_grishina_m.v.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов » ________________/Н.А. Прокофьева/ «___» _________ 2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов » _______________ /В.Ф. Орлов/ Приказ № ______ от «___» _________ 2015года |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Волшебная мастерская»
направление «Эстетическое»
для 1 Г класса
Составитель:
Гришина Мария Викторовна
учитель начальных классов
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Волшебная мастерская» для 1Г класса относится к эстетическому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и составлена на основе:
- Федерального Государственного стандарта начального общего образования нового поколения;
- письма Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
- письма МО и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;
- письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 01. 02. 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 г. № 189);
- основной образовательной программы начального общего образования;
- положение о рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов».
Назначение программы:
Данная программа является модифицированной, составлена на основе плана и программы внеурочной деятельности: 1-4 классы: в 2 ч./ сост. Р.Г.Чуракова. Программы внеурочной деятельности «Город мастеров» Т.М.Рагозина– М.: Академкнига/Учебник, 2012.
В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими. В 1 классе организуются мастерские игротеки, лепки, флористики, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования, моделирования.
Мастерские лепки, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования расширяют конструкторско-технологические знания и умения аудиторных (урочных) занятий, обеспечивая реализацию основной идеи стандарта второго поколения - взаимосвязь образовательного пространства, обеспечивающего развитие универсальных учебных действий младшего школьника.
Мастерские игротеки, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна, мягкой игрушки, волшебной паутинки знакомят детей с новыми видами художественной деятельности.
Для организации творческой деятельности мастерских предлагаются примерные объекты, которые являются для детей ориентиром в работе. Все объекты имеют определенную конструкцию, однако ее подробности ребенку не видны, их ему следует выявить путем мысленного анализа. Кроме анализа, обучающиеся самостоятельно планируют трудовые операции, определяют материалы, подбирают оборудование.
В этой деятельности будут задействованы основные познавательные процессы и приемы умственной деятельности ребенка такие, как целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память и др.
В программе многие объекты имеют различные варианты, которые схожи в главном: имеют общую конструкцию, но при этом отличаются в чем-то менее существенном. Такой сравнительный анализ способствует развитию вариативности и гибкости мышления обучающихся, формированию универсальных учебных действий.
Актуальность и перспективность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к эстетическому обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Решение задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 7-8 летнего школьного возраста,
учащихся 1 Г класса.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия 2 часа в неделю, 66 часов в год. Продолжительность одного занятия 45 минут.
Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала обучающихся.
Задачи программы:
-формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных;
деятельности: изготовление игрового материала, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна.
-развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Формы и методы работы:
-беседа;
-рассказ;
-индивидуально-творческая деятельность;
-творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
-коллективная творческая деятельность;
-работа над проектами;
-экскурсии;
Основные виды деятельности учащихся:
-навыки дискуссионного общения;
-работа с ножницами;
-работа с бумагой и картоном
-аппликация на стекле;
-аппликация плоская и объёмная;
Результаты изучения курса.
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя;
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- формулировать проблему;
- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем
- творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывании;
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников
Предметные результаты:.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Содержание дополнительной образовательной программы кружка «Волшебная мастерская» на 2015- 2016 учебный год
№ п.п. | Разделы рабочей программы | Количество часов | Содержание курса |
1 | Мастерская игротеки. | 8 | Домино, головоломки из массы для моделирования |
2 | Мастерская флористики | 8 | Картинки из засушенных листьев |
3 | Мастерская лепки | 8 | Фигурки животных, композиции из пластилина |
4 | Мастерская Деда Мороза. | 8 | Новогодние игрушки из цветной бумаги, гофрированного и цветного картона. |
5 | Мастерская коллекции идей. | 22 | Поделки из бумаги. Поделки из ткани. Поделки из ниток |
6 | Мастерская оригами. | 7 | Фигурки животных, композиции |
7 | Мастерская конструирования и моделирования. | 8 | Плавающие и летающие модели. Игрушки |
Тематический план
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Мастерская игротеки, 5 | |||||
Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. | 1 | Определение интересов, склонностей учащихся | 03.09 | 03.09 | |
2 | Знакомство с играми, головоломками. | 1 | Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания. Работа с играми на совершенствование воображения. Задание по логическому раскрашиванию. | 07.09 | 07.09 |
3 | Изготовление домино из массы для моделирования. | 1 | 10.09 | 10.09 | |
4 | Изготовление головоломок из массы для моделирования. | 1 | 14.09 | 14.09 | |
5 | Изготовление шахмат из шишек. | 1 | 17.09 | 17.09 | |
Мастерская флористики, 8 | |||||
6 | Подготовка засушенных листьев. | 1 | Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов природного материала. Уметь: - работать с природным материалом; - различать породы деревьев, наблюдать за формами и образами природы Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные природные материалы) их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму) Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | 21.09 | 21.09 |
7 | Картинки из засушенных листьев. | 1 | 24.09 | 24.09 | |
8 | Подбор природного материала. Составление композиции. | 1 | 28.09 | 28.09 | |
9 | Составление композиции из листьев. | 1 | 01.10 | 01.10 | |
10 | Составление композиции из цветущих растений. | 1 | 05.10 | 05.10 | |
11 | Составление композиции из цветущих растений. Ваза с цветами. | 1 | 08.10 | 08.10 | |
12 | Составление композиции из стебельков. | 1 | 12.10 | 12.10 | |
13 | Составление композиции из стебельков. Домик. | 1 | 15.10 | 15.10 | |
Мастерская лепки, 8 | |||||
14 | Правила работы с пластилином. Инструктаж. | 1 | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»). Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. | 19.10 | 19.10 |
15 | Лепка фигурок животных из пластилина. Ёжик. | 1 | 22.10 | 22.10 | |
16 | Лепка фигурок животных из пластилина. Мишка косолапый. | 1 | 26.10 | 26.10 | |
17 | Лепка фигурок животных из пластилина. Петушок. | 1 | 29.10 | 29.10 | |
18 | Композиции из пластилина. Семейка грибов на поляне. | 1 | 09.11 | 09.11 | |
19 | Композиции из пластилина. Аквариумные рыбки. | 1 | 12.11 | 12.11 | |
20 | Композиции из пластилина. Рябинушка. | 1 | 16.11 | 16.11 | |
21 | Композиции из пластилина. Павлин. | 1 | 19.11 | 19.11 | |
Мастерская Деда Мороза,8 | |||||
22 | Новогодние игрушки из цветной бумаги. Фонарик | 1 | Знать приемы рационального использования материала, приемы изготовления украшений из бумаги, основные способы соединения изделий. Уметь создавать изделия по собственному замыслу Проектировать изделие – создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные образы. Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. | 23.11 | 23.11 |
23 | Новогодние игрушки из бумаги. Нежная снежинка | 1 | 26.11 | ||
24 | Новогодние игрушки из цветной бумаги. Гирлянда | 1 | 30.11 | ||
25 | Новогодние игрушки из цветной бумаги. Гирлянда – растяжка. | 1 | 03.12 | ||
26 | Новогодние игрушки из цветной бумаги. Волшебная Снежинка. | 1 | 07.12 | ||
27 | Новогодние игрушки из цветной бумаги. Цепочка из бумажных колец. | 1 | 10.12 | ||
28 | Новогодние игрушки из цветной бумаги. Новогодняя маска. | 1 | 14.12 | ||
29 | Новогодние игрушки из цветной бумаги. Объёмная гармошка. | 1 | 17.12 | ||
Мастерская коллекции идей, 22 | |||||
30 | Поделки из бумаги. Открытка. | 1 | Знать приемы рационального использования материала. Уметь: - разрезать бумагу по прямым линиям; Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | 21.12 | |
31 | Поделки из бумаги. Цветы. | 1 | 24.12 | ||
32 | Поделки из бумаги. Сказочная птица. | 1 | |||
33 | Поделки из ткани. Салфетка. | 1 | |||
34 | Поделки из ткани. Аппликация. | 1 | |||
35 | Поделки из ниток. Шары. | 1 | |||
36 | Поделки из ниток. Закладка. | 1 | |||
37 | Фигурки животных. Гусь. | 1 | |||
38 | Сувениры из проволоки и пуговиц. | 1 | Знать приемы работы с разными материалами. Уметь: - анализировать образец изделия; - составлять план работы, определять последовательность; - выбирать различные материалы для воплощения своего замысла Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | ||
39 | Сувениры из пластика. | 1 | |||
40 | Футляры для фломастеров, цветных карандашей из сукна или драпа. | 1 | |||
41 | Сувениры из цветной бумаги. | 1 | |||
42 | Вышитые салфетки, полотенца. | 1 | |||
43 | Из чего делают бумагу. Свойства бумаги. Инструктаж. | 1 | |||
44 | Игрушки из бумаги. | 1 | |||
45 | Декоративное панно. | 1 | |||
46 | Мозаика из кусочков бумаги. | 1 | |||
47 | Проработка рисунка иглой. | 1 | |||
48 | Аппликация из стружек. | 1 | |||
49 | Аппликация из гофрированного картона. | 1 | |||
50 | Изготовление игрушек (медведя) с подвижными деталями из картона и цветной бумаги. | 1 | |||
51 | 1 | ||||
Мастерская оригами, 7 | |||||
52 | Знакомство с техникой оригами. | 1 | Знать: - что такое оригами. Уметь: изготовлять квадрат из прямоугольника Подбирать информацию из различных источников. Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. | ||
53 | Плавающие модели. Парусник | 1 | |||
54 | Композиции. Тюльпан. | 1 | |||
55 | Изготовление зайца. | 1 | |||
56 | Изготовление утки. | 1 | |||
57 | Изготовление лебедя. | 1 | |||
58 | Изготовление пальчиковых кукол. | 1 | |||
Мастерская конструирования и моделирования, 8 | |||||
59 | Летающие модели. Самолет | 1 | Уметь: - выполнять различные приемы подвижных соединений, создавать изделия по собственному замыслу на основе изученных базовых форм Метапредметные УУД: Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы Личностные УУД: Приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи. | ||
60 | Игрушки. | 1 | |||
61 | Изготовление вертушек. | 1 | |||
62 | Изготовление парашюта. | 1 | |||
63 | Плавающие модели. | 1 | |||
64 | «Ракета» (бумага). | 1 | |||
65 | «Кактус в горшочке». | 1 | |||
66 | «Гициант» (торцевание). | 1 |
Перечень информационно-методического обеспечения
Для педагога:
- Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности: 1-4 классы: в 2 ч./ сост. Р.Г.Чуракова. Программа внеурочной деятельности «Город мастеров» Т.М.Рагозина– М.: Академкнига/Учебник, 2012
- Баркер Э., Мом Д. Первые поделки для малышей / Пер. с фр. О.Ю. Пановой. – М., 2009.
- Нагибина М.Н. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1998.
- Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
- Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. – М., 2011.
- Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов / Армин Тойбнер, Нелли Болгерт, Рульф Крумбахер. – Ярославль, 2010.
- Черныш И. Поделки из природных материалов. – М., 1999.
- Черныш И. Удивительная бумага. – М., 1998.
Для учащихся:
- Конышева Н.М. «Умелые руки»;
- «Чудесная мастерская»;
- «Наш рукотворный мир»;
- «Секреты мастеров».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Творческая мастерская" для начальных классов
Занятия детей в кружке продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Важно заинтересовать ребёнка занятием после уроков, чтобы школа стала для него втор...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...
Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс
Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....
Рабочая программа Театральная мастерская 4 класс
Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 класса в рамках внеурочной деятельности...
Рабочая программа "Творческая мастерская" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Творческая мастерская» 2 класс...
Рабочая программа "Творческая мастерская"
Материал содержит программу и ктп...
рабочая программа "Проектная мастерская" для начальной школы.
Рабочая программа соответствует всем требования ФГОС НОО. Представленная программа содержит все структурные компоненты, содержание которых полностью раскрыты. Пояснительная записка раскрывает новизну ...