Рабочая программа по предмету "Ручной труд" (2 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Ручной труд» образовательной области «Труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
Программа разработана в соответствии с «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов 28.08.15 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.
Цели программы обучения: создание у учащихся положительного эмоционального отношения к своим поделкам и к самому процессу их изготовления; формирование навыков работы с бумагой, глиной, пластилином, текстильными и другими материалами;обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2015- 2016 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.
В реализации курса используются педагогические технологии:
- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);
- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);
- элементы альтернативных технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
- названия инструментов (ножницы, клей, кисти, пластилин);
- названия основных цветов указанных материалов.
Учащиеся должны уметь:
- уметь работать с клеем,
- уметь делать аппликацию, работать с пластилином,
- уметь работать с красками и кистью,
- уметь собирать пирамидку,
- уметь выкладывать простые узоры из мозаики (линии заданного цвета),
- уметь рисовать по трафарету (фрукты и овощи),
- уметь раскрашивать, штриховать.
*** Примечание.
Для детей, имеющих значительные трудности в восприятии учебных знаний и умений допускается выполнение действий совместно с педагогом и по подражанию.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Предметом текущей аттестации является выполнение практической работы, специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения) по учебной дисциплине.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП ручной труд 2 кл | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Зам. директора по УВР
_______________ Л.Л. Рыжих ___________ О.В. Шовкалюк
« »_______________20__г. « _» ________________ 20__г.
Рабочая программа
Название предмета: «Ручной труд»
Класс: 2
Учебный год: 2015-2016
Общее кол-во часов __34_____, кол-во часов в неделю_1__
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей начальных классов
Протокол № от
« »_____________ 20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» образовательной области «Труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.
Ручной труд при правильной организации уроков содействует умственному развитию, более прочному усвоению различных знаний, развивает внимание и волю, моторику и глазомер, наблюдательность, фантазию, инициативу учащихся, моральные и эстетические качества личности ребенка. Еще большую роль эти занятия приобретают в работе с учащимися, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени. Этим урокам отводится значительное место в обучении. Работа с ними должна проводиться с учетом многообразных нарушений восприятия, представлений, пространственной ориентировки, моторики этих детей и быть специфичной по методике.
Ручной труд – значимая форма труда для коррекции и компенсации дефектов развития у этих детей. Как доступная элементарная деятельность, ручной труд оказывает большое влияние на формирование сенсорных процессов, двигательных навыков, развитие двигательных навыков, развитие зрительно-двигательной координации. В процессе правильно построенного обучения ручному труду у детей можно постепенно развивать такие качества, как привычку к трудовому усилию, умение использовать образец, сравнивать между собой различные поделки, с помощью взрослого распределять свои действия на этапы, а также элементарно планировать свою работу и стремиться к определенному результату. В процессе занятий ручным трудом развивается мелкая моторика детей, отрабатывается точность движений. Практическая деятельность способствует общему формированию и развитию у них навыков работоспособности, целенаправленности, внимания, речи, памяти, мышления в целом, содействует подготовке этих детей к выполнению посильных трудовых обязанностей.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- максимальное включение учащихся в образовательный процесс;
- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);
- развитие способности к коллективной деятельности;
- формирование интереса к уроку.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.
Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:
- создание у учащихся положительного эмоционального отношения к своим поделкам и к самому процессу их изготовления;
- формирование навыков работы с бумагой, глиной, пластилином, текстильными и другими материалами;
- развитие восприятия и мышления детей;
-обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
Организация и построение урока ручного труда в классе должны быть логичны, этапы урока взаимосвязаны, к уроку должны быть заранее подготовлены все необходимые пособия и оборудование.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- названия инструментов (ножницы, клей, кисти, пластилин);
- названия основных цветов указанных материалов.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- уметь работать с клеем,
- уметь делать аппликацию, работать с пластилином,
- уметь работать с красками и кистью,
- уметь собирать пирамидку,
- уметь выкладывать простые узоры из мозаики (линии заданного цвета),
- уметь рисовать по трафарету (фрукты и овощи),
- уметь раскрашивать, штриховать.
*** Примечание.
Для детей, имеющих значительные трудности в восприятии учебных знаний и умений допускается выполнение действий совместно с педагогом и по подражанию.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- -мозаика
- -пирамидки
- -пальчиковые куклы
- -краски, кисти, стаканчики для воды
- -бумага для акварели
- -пластилин
- -трафареты фрукты и овощи
- -заготовки для раскрашивания
- -клей
- -вата
- -муляжи фруктов и овощей
- -карандаши
- -палочки, веревочки
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Тема | Цели | Виды работ | Оборудование |
Аппликация. Рисование различными методами | ||||
1 | «Осенние листочки». Аппликация. | Закрепление навыка работы с клеем, дифференциация цвета красный - желтый, повторение признаков осени». | Приклеивание листочков к изображению деревьев, желтые листья на одно дерево, красные - на другое. | Красные и желтые листочки, клей, изображение деревьев. |
2 | «Осенние деревья». Рисование методом тычка. | Закрепление и продолжение формирования навыков рисования методом тычка. | Рисование листьев красками методом тычка. | Заготовка с изображением деревьев, кисти, красная и желтая акварель. |
3 | Пальчиковые игры. | Развитие мелкой моторики. | Пальчиковые игры под речевое сопровождение. | |
4 | Пирамидка. | Развитие мелкой моторики, развитие мышления. | Сбор и разбор пирамидок с разным количеством колец. | Пирамидки. |
5 | Мозаика. | Развитие мелкой моторики, развитие мышления. | Работа с мозаикой, выкладывание дорожек. | Мозаика. |
6 | Снеговик. Аппликация из ваты. | Развитие мелкой моторики, знакомство с техникой аппликации из ваты. | Приклеивание ваты к бумаге (заготовке «Снеговик»). | Распечатка «Снеговик», вата, клей. |
7 | «Снегопад». Рисование методом тычка. | Закрепление и продолжение формирования навыков рисования методом тычка. | Рассмотрение картинки «Снегопад». Рисование снега ватными палочками снега на заготовках методом тычка. | Картинка «Снегопад», заготовки с изображением леса, ватные палочки, белая гуашь. |
8 | Снеговик. Аппликация из салфеток. | Развитие мелкой моторики, знакомство с техникой аппликации из салфеток. | Отрывание кусочков салфеток, приклеивание их к бумаге (заготовке «Снеговик»). | Распечатка «Снеговик», салфетки, клей. |
9 | Аппликация из ваты «Зимний лес». | Развитие мелкой моторики, знакомство с техникой аппликации из ваты. | Рассматривание картинки «Зимний лес». Приклеивание ваты на заготовку (сугробы, снег на деревьях). | Картинка «Зимний лес». Заготовка «Зимний лес», вата, клей. |
10 | Подарок маме. Изготовление поздравительной открытки. | Развитие мелкой моторики, изготовление открытки, аппликация. | Изготовление поздравительной открытки. | Картон, клей, заготовки цветов. |
11 | Поделка «Пасхальные яйца». | Развитие мелкой моторики, работа с крупами. | Просмотр картинок с пасхальными яйцами. Украшение картонных заготовок цветным рисом. | Картонные заготовки пасхальных яиц, клей, цветной рис. |
12 | Работа с бумагой. | Учить сгибать бумагу, сминать, отрывать кусочки. | Отрывание кусочков бумаги, Сгибание листа бумаги пополам, смять лист бумаги. | Листы бумаги. |
13 | «День Победы!». Изготовление поздравительной открытки. | Развитие мелкой моторики, изготовление открытки, аппликация. | Изготовление поздравительной открытки. | Картон, клей, заготовки для аппликации. |
Работа с трафаретом. | ||||
1 | Работа с трафаретом. Фрукты. | Развитие мелкой и общей моторики. | Рисование фруктов через трафарет. | Трафареты Фрукты. |
2 | Работа с трафаретом. Овощи. | Рисование овощей через трафарет. | Трафареты Овощи. | |
3 | Работа с трафаретом. Животные. | Рисование фруктов через трафарет. | Трафареты животные. | |
4 | Работа с трафаретом. Машины. | Рисование машин через трафарет. | Трафареты машины. | |
Раскрашивание. Штриховка. | ||||
1 | Раскрашивание. Фрукты – овощи. | Учить ребенка раскрашивать, не выходя за контур. | Раскрашивание. | Распечатки фрукты-овощи. |
2 | Штриховка. Животные. | Закрепление навыка штрихования. | Штриховка в разных направлениях. | Заготовки с контурами животных, карандаши. |
3 | Раскрашивание. Машины. | Развитие мелкой моторики. Повторение основных цветов. | Раскрашивание. | Распечатки машины. |
4 | Штриховка. Геометрические фигуры. | Закрепление навыка штрихования. | Штриховка в разных направлениях. | Заготовки с контурами геометрических фигур, карандаши. |
Лепка. | ||||
1 | Лепка. Яблоко. | Умение работать с пластилином, скатывание шара в ладонях. | Описание, рассматривание яблока. Лепка яблока. | Муляж яблока, пластилин. |
2 | Лепка. Груша. | Умение работать с пластилином, скатывание шара в ладонях, вытягивание одной стороны шара. | Описание, рассматривание груши. Лепка груши. | Муляж груши, пластилин. |
3 | Отщипывание маленьких кусочков пластилина. Покорми цыпленка. | Развитие мелкой моторики. Навык работы с пластилином, метод отщипывания. | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, «кормление цыпленка». | Пластилин, цыплята. |
4 | Скатывание шариков из маленьких кусочков пластилина. | Развитие мелкой моторики. Навык работы с пластилином, учить скатывать маленькие шарики. | Скатывание маленьких шариков, игра «Покорми петушка». | Пластилин. Игрушка Петушок. |
5 | Цифра 1. | Развитие мелкой моторики, закрепление образа цифры 1. | Выкладывание цифры 1 из палочек, веревочек, лепка. | Изображение цифры 1, палочка, веревочка, пластилин. |
6 | Отщипывание маленьких кусочков пластилина. «Снегопад». | Развитие мелкой моторики. Навык работы с пластилином, метод отщипывания. | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, приклеивание на заготовку. | Пластилин, заготовка «Зимний лес». |
7 | Лепка. Елочка. | Умение работать с пластилином, раскатывание колбасок. | Рассмотрение картинки «Елочка», раскатывание колбасок из пластилина, выкладывание елочки из пластилиновых колбасок. | Картинка «Елочка», пластилин, доски для лепки. |
Список литературы.
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
- Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010
- Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Москва,1983.
- Занятия по рисованию и художественному труду для дошкольников. Кайдошко Н.Н., Малышева И.А., Ратникова О.И. Москва «Русское слово» 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, норму оценок, требования к ...
Рабочая программа по технологии (труд) 2 класс по программе Н.А. Цирулик
Рабочая программа по технологии (труд) для 2 класса по программе Н.А. Цирулик....
Рабочая программа по занимательному труду для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....
Рабочая программа по технологии (труд) для 1 класса "Перспектива"
Рабочая программа по технологии (труд) для 1 класса "Перспектива"...
Рабочая программа по технологии (труду), 4 класс (УМК Л.В. Занкова, программа Н.А. Цирулик)
Рабочая программа по курсу «Технология» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общ...
Рабочая программа учебного предмета «Труд» - 35 часов для ученика 8 класса по адаптированной образовательной программе для детей с ТУО
Рабочая программа учебного предмета «Труд» - 35 часов для ученика 8 класса по адаптированной образовательной программе для детей с ТУО...