Рабочая программа по художественному труду УМК Школа России 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
пояснительная записка к тематическому планированию по художественному труду – 3 класс Рабочая программа по художественному труду в 3 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», в соответствии с авторской программой Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской (2009г.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ. В федеральном базисном учебном плане на изучение программного материала отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Общая характеристика учебного предмета Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Основные содержательные линии В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью. Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство. Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре. Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся. Цели обучения Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей: • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности На уроках изобразительного искусства и технологии формируются умения: ♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства; ♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений; ♦ анализировать результаты сравнения; ♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам; ♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа; ♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении; ♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла; ♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат); ♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками; ♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города; ♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек; ♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта); ♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека. Результаты обучения В конце 3 класса учащиеся должны иметь представление: • о творчестве художников – иллюстраторов детских книг; • о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке; Обучающиеся должны знать: • новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет; • разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы; • что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций. Обучающиеся должны уметь: • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты; • выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию; • использовать элементарные приемы изображения пространства; • передавать пропорции человеческого тела, движения человека; • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции. Тематическое планирование | ||
№ п\п | Наименование разделов и тем. | Всего часов |
1. | Искусство в твоем доме | 19 ч. |
2. | Искусство на улицах твоего города | 14 ч. |
3. | Художники и зрелище | 17 ч. |
4. | Художник и музей | 18 ч. |
Поурочное планирование по технологии в 3 классе.
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Дата проведения урока | Примечания Оборудование |
Искусство в твоем доме (19 ч) | |||||
1. | Введение. Мастерская Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
2-4 | Твоя игрушка. Создание любимой игрушки из пластилина. | 3 | Закрепление знаний | ||
5 | Посуда у тебя дома. Лепка посуды из пластилина и украшение. Красота букетов Жостова. Сосуд из сервиза с декором. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
6-7 | Посуда у тебя дома. Изготовление блюдца(папье-маше). | 2 | Закрепление знаний | ||
8-9 | Мамин платок. Вышивка. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
10-11 | Обои и шторы у тебя дома. Изготовление штор для комнаты. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
12-14 | Твои книжки. Изготовление книжки-малышки. Иллюстрация сказки. | 3 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
15-17 | Поздравительная открытка. Эскиз открытки (растительные мотивы). Создание эскиза декоративной закладки. | 3 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
18-19 | Труд художника для твоего дома. Изображение предметов, которые окружают людей в повседневной жизни. Аппликация. | 2 | Закрепление знаний | ||
Искусство на улицах твоего города (14 ч) | |||||
20-21 | Памятники архитектуры-наследие веков. Изображение памятника родных мест. Лепка. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
22-23 | Парки, скверы, бульвары. Беседа. Аппликация парка, сквера. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
24-25 | Ажурные ограды. Беседа. Вырезание ажурной решётки или ворот из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары». | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
26-27 | Волшебные фонари. Фонари на улицах и парках. Беседа. Лепка фонарей различных видов. Конструирование формы фонарей из бумаги. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
28-29 | Витрины на улицах. Создание витрин, рекламы. Лепка из пластилина. Аппликация. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
30-32 | Удивительный транспорт. Лепка образа фантастических машин. Работа с конструктором. | 3 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
33 | Труд художников на улицах твоего села. Урок творчества. Создание коллективного панно «Наше село». | 1 | Закрепление знаний | ||
Художник и зрелище (17 ч) | |||||
34-35 | Художник и театр. Театральные маски. Беседа. Конструирование масок разного характера. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
36-37 | Образ театрального героя. Создание декораций к сказке «Колобок». Коллективная работа. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
38-40 | Театр кукол. Беседа. Создание персонажей пальчикового театра. Коллективная работа. | 3 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
41-42 | Театральный занавес. Изготовление занавеса театра кукол. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
43-45 | Афиша и плакат. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю. Аппликация. | 3 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
46-47 | Праздник у нас. Праздник на бумаге. Аппликация. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
48-49 | Художник и цирк. Изображение циркового представления. Лепка. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
50 | Изображение циркового представления. Аппликация. | 1 | |||
Художник и музей (18 ч) | |||||
51-52 | Музей в жизни города, села. Экскурсия в краеведческий музей села. Лепка по материалам экскурсии. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
53 | Картина – особый мир. Произведения искусств, которые находятся в музеях. Натюрморт. Лепка картины на стекле. Овощи. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
54-55 | Музеи искусства. Картина-пейзаж. Аппликация опилками. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
57-58 | Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Изготовление портрета по трафарету. Рамка для портрета. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
59-60 | Картины исторические и бытовые. Изображение по представлению исторического события. Аппликация. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
61 | Скульптуры известных мастеров. Беседа. Лепка фигуры животного. | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
62-63 | Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека для парковой скульптуры. Создание парка скульптур (коллективная работа). | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
64-65 | Художественная выставка работ «начинающего скульптора». | 2 | Обобщение. Проверка и оценка ЗУН | ||
66 | Экскурсия в школьную мини-галерею. | 1 | |||
67
| Каждый человек – художник. Искусствоведческая викторина. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | ||
68
| Подведение итогов по теме «Какова роль художника в жизни каждого человека». | 1 | Проверка и оценка ЗУН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению "Школа мастеров"
В помощь учителям начальных классов...
Рабочая программа по художественному направлению внеурочной деятельности 4 класс.
Представлена рабочая программа в соответствии с ФГОС. Содержит все необхдимые компоненты, в том числе и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ручному труду для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Ручной труд имеет исключительно важное значение в формировании у детей с нарушением интеллекта трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Актуально...
Рабочая программа кружка "Художественное творчество: станем волшебниками" 1 класс
Рабочая программа кружка "Художественное творчество: станем волшебниками" 1 класс...
Рабочая программа по ручному труду для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как трудовое обучение. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на ве...
Рабочая программа по ручному труду для слепых -5 класс (вариант 3.3)
Рабочая программа по ручному труду для слепых -5 класс (вариант 3.3)...
Адаптированная рабочая программа по ручному труду для учащихся 1 класса с ОВЗ
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовател...