Рабочая программа по занимательному труду для 4 класса коррекционной школы VIII вида
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_poyasnitelnaya.doc | 35.5 КБ |
2_soderzhanie.doc | 51.5 КБ |
3_trebovaniya_k_zun.doc | 37 КБ |
4_ktp.doc | 114.5 КБ |
5_normy_ocenok.doc | 28.5 КБ |
6_literatura.docx | 12.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по занимательному труду для 4 класса составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007 год.
Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на экскурсии.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду (у большинства учащихся нарушен процесс формирования программы деятельности, что вызывает затруднения при ориентировке в задании и планировании, проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия, в усвоении технических и технологических знаний) были отобраны наиболее доступные для выполнения работы.
Цель программы обучения:
развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
Задачи программы обучения:
- выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
- воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
- обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
- коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;
- формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
- воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Предварительный просмотр:
Содержание образовательной программы.
На основании «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой 2007 года издания в программу 4 класса по занимательному труду включены следующие разделы:
Раздел | Кол. час. | Темы |
I четверть (17ч) | ||
1.Работа с природным материалом | 12ч |
|
2.Работа на пришкольном участке. | 5ч |
|
II четверть (16ч) | ||
1.Работа с пластилином | 6ч |
|
2. Работа с бумагой и картоном | 10ч |
-Модель парашюта. -Модель планера
- «Фонарик». -«Звездочка».
|
III четверть(20ч) | ||
1.Работа с металлоконструктором | 4ч |
|
2.Работа с тканью. | 6ч |
|
3. Работа с бумагой и картоном | 6ч |
|
4. Изделия из папье-маше. | 4ч |
|
IVчетверть(17ч) | ||
1.Работа с тканью | 12ч |
|
2. Работа на пришкольном участке. | 5ч |
|
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки обучающихся.
I уровень.
Учащиеся должны знать:
- названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
- названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности соединения их;
- планировать предстояющую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;
- составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;
- сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец-эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании;
- дать отчет о выполненной работе, включающий: называние изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; уметь описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.
П уровень.
Учащиеся должны знать:
- названия и основные свойства материалов;
- названия и назначение инструментов, указанных в программе и правила безопасной работы с ними.
Учащиеся должны уметь:
- организовать работу по устной инструкции учителя;
- называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;
- составить простейшую композицию макета и аппликации по образцу;
- дать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия).
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по занимательному труду, 4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во час. | Кал. сроки | Факт сроки | Планируемые результаты | КИМ | ||||||||||||||||||||||||
Знания | Умения | Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||
I. РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (12ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | 1 | 06/09 | Знать правила ТБ при сборе природного материала. | Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению. | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | Практическая работа | |||||||||||||||||||||||
2 3 4 | Поделки из природного материала. Изготовление сувениров. Изготовление панно «Осень». | 1 1 1 | 07/09 13/09 14/09 | Знать свойства материалов, используемых при работе и их отличия по ряду признаков: цвету, форме, величине, контурам, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки. Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея. | Уметь по вопросам учителя анализировать природный материал, рисунок и образец изделия, выполнять поделки по инструкции, ориентироваться в пространстве с помощью учителя при выполнении объёмных изделий, отчитываться о работе, оценивать своё изделие. Рационально использовать случайные материалы. Уметь закреплять засушенные листья с целью выполнения из них деталей аппликации (композиции). | Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу. | ||||||||||||||||||||||||
5 6 | Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина. Украшение семенами арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п. | 1 1 | 20/09 21/09 | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||
7 8 | Составление декоративных букетов. Композиции из сухих веток, листьев/ цветов. | 1 1 | 27/09 28/09 | Уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов. | ||||||||||||||||||||||||||
9 10 | Выполнение панно “Осень» из засушенных листьев. Украшение панно. | 1 1 | 04/10 05/10 | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | ||||||||||||||||||||||||||
11 12 | Работа без клея - выполнение композиции из тополиного пуха на бархатной бумаге. Изготовление рамки к работе. | 1 1 | 11/10 12/10 | Знать приёмы соединения без клея. | Уметь использовать эскиз и разметку мелом бархатной бумаги. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | ||||||||||||||||||||||||
II.РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (5ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Сбор семян цветов. | 1 | 18/10 | Знать названия цветковых растений, о роли семян, правила хранения различных видов семян. | Уметь различать семена цветковых растений, правильно осуществлять сбор и хранение семян. | Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом, описывать объект наблюдения. | Практическая работа | |||||||||||||||||||||||
14-17 | Уборка территории школы от мусора, опавших листьев. Перекопка почвы. | 4 | 19/10 25/10 26/10 08/11 | Знать правила безопасной работы. | Уметь соблюдать санитарно - гигиенические требования. | Работать в заданном темпе. Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи. | ||||||||||||||||||||||||
III. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (6ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
18 19 20 | Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Игрушка «Петушок», лепка. Украшение игрушки. | 1 1 1 | 09/11 15/11 16/11 | Знать свойства пластилина. Знать основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание. | Уметь обрабатывать изделие стекой, наносить рисунок с помощью стеки и печатки. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом. | Практическая работа | |||||||||||||||||||||||
21 | Лепка посуды из жгутиков. | 1 | 22/11 | |||||||||||||||||||||||||||
22 | Лепка посуды при помощи стеков. | 1 | 23/11 | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. Отчитываться о выполненной работе. | ||||||||||||||||||||||||||
23 | Лепка знакомых детям предметов, имеющих простые геометрические формы. | 1 | 29/11 | |||||||||||||||||||||||||||
IV.РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (10ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Экскурсия в мастерскую картонажно - переплётного дела. | 1 | 30/11 | Знать элементарные сведения о профессии картонажника - переплётчика. | Правильно вести себя в мастерской картонажно - переплётного дела. | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | Практическая работа | |||||||||||||||||||||||
25 26 | Изготовление игрушек с элементами движения. -Модель парашюта. -Модель планера | 1 1 | 06/12 07/12 | Знать места крепления деталей в зависимости от направления движения в «движущихся» игрушках. | У. использовать шаблон для получения деталей сложной формы. Применять шило для выполнения отверстий в деталях. | Уметь пользоваться технологической картой. | ||||||||||||||||||||||||
27 28 | Выполнение мебели из спичечных коробок. Украшение бархатной бумагой. | 1 1 | 13/12 14/12 | Знать понятие об интерьере жилища. | Использовать оправку для изготовления трубочек. Обрабатывать конец трубочки для закрепления на подставке. Оклеивать маски цветной бумагой, отделывать их блёстками. Крепить резинки, завязки. | Уметь контролировать и оценивать деятельность. | Практическая работа | |||||||||||||||||||||||
29 | Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек. | 1 | 20/12 | Знать значение дорожных знаков, правила дорожного движения. | Уметь анализировать. Критически оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Уметь организовывать рабочее место. Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | |||||||||||||||||||||||||
30-31 | Подготовка елочных украшений.
| 1 1 | 21/12 27/12 | Знать понятие о ёлочных украшениях, о карнавальных масках, костюмах, их предназначении. | ||||||||||||||||||||||||||
32 33 | Выполнение карнавальных масок и полумасок. Отделка изделий аппликативными украшениями. | 1 1 | 28/12 17/04 | |||||||||||||||||||||||||||
IV. РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ (4ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||
34-37 | Конструирование легковой машины. Конструирование грузовой машины. Конструирование автобуса. Игра «Правила дорожного движения». | 1 1 1 1 | 18/01 24/01 25/01 31/01 | Знать общую конструкцию автомашин. Виды автотранспорта. | Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. Подсчитывать отверстия для определения середины детали. Учитывать симметричность при закреплении деталей. | Привычно готовить рабочее место. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом. Отчитываться о выполненной работе. | Практическая работа | |||||||||||||||||||||||
1IV. РАБОТА С ТКАНЬЮ (6ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Экскурсия в швейную мастерскую. | 1 | 01/02 | Знать элементарные сведения о профессии швеи. | Уметь вести себя в швейной мастерской. | Уметь слушать объяснения и рассказ учителя. | Практическая работа | |||||||||||||||||||||||
39 | Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы | 1 | 07/02 | Знать назначение ручных стежков, их виды. Знать назначение, свойства и особенности тканей: мнутся, разрезаются, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. | Уметь выполнять прямой стежок. Закреплять нитку в начале и в конце работы. | Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства. | ||||||||||||||||||||||||
40 | Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы | 1 | 08/02 | Уметь выполнять косой обмёточный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно ткани, направление строчки слева направо. Закреплять нитку. | Уметь работать в заданном темпе, осуществлять необходимые контрольные действия. | |||||||||||||||||||||||||
41 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. | 1 | 14/02 | Знать виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. | Уметь определять место оторванной пуговицы. Пришивать пуговицы с образованием стойки. Закреплять нитку. | Отчитываться о выполненной работе. | Практическая работа | |||||||||||||||||||||||
42 | Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. | 1 | 15/02 | Знать о раскрое вешалки по долевой нитке. | Уметь делать разметку линий сгибов на заготовке для вешалки. Загибать и намётывать. Прошивать вешалку стачным швом. Пришивать вешалку к одежде. | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | ||||||||||||||||||||||||
43 | Ремонт одежды. Стачивание распоровшегося шва. | 1 | 21/02 | Знать последовательность стачивания распоровшегося шва. | Уметь стачивать распоровшиеся швы одежды ручным стачным швом. | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | ||||||||||||||||||||||||
VI. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (6ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||
44-45 | Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур. | 1 1 | 22/02 28/02 | Знать виды, свойства бумаги; названия геометрических фигур. | Уметь заготавливать для аппликации детали геом. формы, составлять композицию в круге. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. | Практическая работа | |||||||||||||||||||||||
46 | Оригами «Рыба». Украшение водоёма. | 1 | 01/03 | Знать понятие «оригами». Знать виды, свойства и особенности бумаги. | Уметь понимать графические изображения и условные обозначения для изготовления изделий сгибанием листа бумаги. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. | ||||||||||||||||||||||||
47 | Оригами «Лебедь». | 1 | 07/03 | |||||||||||||||||||||||||||
48-49 | Оригами «Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта. | 1 1 | 08/03 14/03 | |||||||||||||||||||||||||||
VIII. ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАПЬЕ- МАШЕ (4ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
50 51 52 53 | Выполнение головок к куклам кукольного театра. Вырезание деталей. Соединение деталей. Украшение лиц игрушек. | 1 1 1 1 | 15/03 21/03 22/03 04/04 | Знать назначение изделий из папье-маше, технологию выполнения изделий из папье-маше. | Уметь заготавливать оправку из бумаги и пластилина. Последовательное оклеивание. Сушить, разрезать заготовку. Склеивать, окрашивать головки. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Практическая работа | |||||||||||||||||||||||
IХ. РАБОТА С ТКАНЬЮ (12ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||
54 55 56 57 | Изготовление игольницы «Подсолнух». Вырезание деталей. Соединение деталей. Украшение орнаментом из тамбурных стежков. | 1 1 1 1 | 05/04 11/04 12/04 18/04 | Знать понятие о ткани, назначение изделий из ткани, способы соединения срезов ткани. Знать назначение ручных стежков, их виды. Знать правила безопасной работы с иглой. | Уметь изготавливать игольницу, придерживаясь плана. Обтянутую тканью сердцевину с ватой украшать тамбурными стежками. | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | Практическая работа | |||||||||||||||||||||||
58 59 60 61 | Изготовление прихватки с обработкой срезов петельными стежками. Раскрой ткани по шаблону. Соединение деталей. Отделка деталей тамбурным стежком. | 1 1 1 1 | 19/04 25/04 26/04 02/05 | Уметь обмётывать боковые срезы прихватки петельными стежками. Кроить ткань по шаблону. | Уметь составлять план с помощью учителя. | |||||||||||||||||||||||||
62 63 64 65 | Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей. Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. Завершение сборки игрушки. | 1 1 1 1 | 03/05 09/05 10/05 16/05 | Уметь выполнять разметку линий соединительного шва. Сметывать основные детали и стачивать обтачным швом. Вывертывать и набивать ватой. Пришивать и приклеивать дополнительные детали. Анализировать выполненное изделие. | Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу. | |||||||||||||||||||||||||
II.РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (5ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
66-70 | Очистка пришкольного участка от мусора и листьев; перекопка почвы; посадка газонной травы; закладка клумб, грядок; уход за насаждениями, побелка стволов деревьев. | 5 | 17/05 23/05 24/05 30/05 31/05 | Знать правила безопасной работы. | Уметь соблюдать санитарно - гигиенические требования. | Работать в заданном темпе. Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи. | Практическая работа |
.
Предварительный просмотр:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
При оценке знаний и умений учащихся по занимательному труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места.).
«Оценка 5» - выставляется за безоши бочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выб рать инструмент в соответствии с исполь зуемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
«Оценка 3» -выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.
Предварительный просмотр:
Литература
- «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой; М., 2008.
- Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». - М., Академия, 2005.
- «Занимательное азбуковедение» (В. Волина. Москва, «Знание», 2008г.);
- «Формирование познавательной деятельности младших школьников» (И.Г. Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.);
- «Дидактические материалы по трудовому обучение» (В.Г. Машинистов, Москва, «Просвещение», 2009г.);
- «Справочник по трудовому обучению» (Н.Е. Цейтлин, А.П.Демидова, Москва, «Просвещение», 2007г.);
- «Вышивание» (Е.П. Шмокова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка, содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к ЗУН....
Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы, требования к ЗУН, нормы оценок....
Рабочая программа по математике для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....
Рабочая программа по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида.
В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....
Рабочая программа по ИЗО для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В.Воронковой и учебника Э.В.Якубовской и Н.В.Павловой Русский язык 2...
Рабочая программа по математике для 2 класса коррекционной школы VIII вида
Данный материал будет полезен учителям начальных классов коррекционных школ. Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы учебного курса, требования к уровню подготовки...