Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.
1 КЛАСС
(вариант 2)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи программы:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения содержание работы по предмету начинается с развития его представлений о себе. Социальную природу «я» ребёнок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими близкими. В этот период идёт накопление представлений о ближайшем окружении детей.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ | Уровни освоения (выполнения) действий/операций | критерии |
1. | Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
|
2. | Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с | |
3. | Сформированность представлений | |
1.представление отсутствует | - | |
2.не выявить наличие представлений | ? | |
3.представление на уровне:
| пп п + |
.
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты по учебному предмету:
- реагировать на имя;
- проявлять собственные чувства, желания;
- навыки адаптации;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- участвовать в субъектно - объектных отношениях (совместно с педагогом);
- принимать пассивное участие в коллективных играх
- проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение
- проявлять интерес к играм одноклассников;
- наблюдать за действиями одноклассников, учителя;
- проявлять познавательную активность.
Планируемые коррекционные результаты по учебному предмету:
- умение взаимодействовать;
- проявляет интерес к предметам, адекватно использует их (рука в руке);
- исследует предметы окружающего мира;
- умение взаимодействовать в группе (развитие межличностных отношений);
- умение воспринимать информацию зрительно и тактильно;
- узнавать предметы и сооружения для игр;
- рассматривает игрушки, изображающие транспортные средства:
- понимание жестов и символов (хорошо- плохо)
Планируемые предметные результаты по учебному предмету:
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах (с помощью).
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа представлена следующими разделами «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Для 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках «Окружающий социальный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.
Количество учебных часов
На изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.
Тематическое планирование учебного материала на 2017/2018 учебный год.
Окружающий социальный мир. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 модуль. Здравствуй, школа! | 6 | |||
1 | Здравствуй, школа! Я – ученик. ИОТ и ТБ. | 1 | 01.09 | |
2 | Школа. Экскурсия по школе. | 1 | 08.09 | |
3 | Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене) | 1 | 15.09 | |
4 | Мой класс. Моя парта. | 1 | 22.09 | |
5 | Школьные принадлежности (действия с ними). Тетрадь, карандаш. | 1 | 29.09 | |
6 | Предметы (созданные человеком) вокруг нас. | 1 | 06.10 | |
2 модуль. Этот рукотворный мир. Я и моя семья. | 5 | |||
7 | Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). ИОТ и ТБ. | 1 | 20.10 | |
8 | Свойства игрушек (мягкие –твердые; музыкальные) | 1 | 27.10 | |
9 | Одежда. | 1 | 03.11 | |
10 | Мебель ( назначение, виды). | 1 | 10.11 | |
11 | Я и моя семья. Члены семьи. | 1 | 17.11 | |
3 модуль. Я и моя семья. Дом, в котором я живу. | 5 | |||
12 | Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери". ИОТ и ТБ. | 1 | 01.12 | |
13 | Дом, в котором я живу. Мой дом (квартира). | 1 | 08.12 | |
14 | Назначение комнат. | 1 | 15.12 | |
15 | Мебель (диван, стул, стол). | 1 | 22.12 | |
16 | Дом, в котором я живу. Посуда (тарелка, чашка, ложка). | 1 | 29.12 | |
4 модуль. Дом, в котором я живу. Улица. | 6 | |||
17 | Посуда (тарелка, чашка, ложка). ИОТ и ТБ. | 1 | 12.01 | |
18 | Игровые действия: стирка. | 1 | 19.01 | |
19 | Игровые действия: чаепитие. | 1 | 26.01 | |
20 | Улица. Двор. Игровая и спортивная площадки. | 1 | 02.02 | |
21 | Уличное движение. Светофор. | 1 | 09.02 | |
22 | Транспорт. Виды и значение транспорта. | 1 | 16.02 | |
5 модуль. Транспорт. Мир людей. | 6 | |||
23 | Автобус. ИОТ и ТБ. | 1 | 09.03 | |
24 | Мир людей. Профессии. | 1 | 16.03 | |
25 | Водитель(шофер). Игровые действия. | 1 | 23.03 | |
26 | Профессии. | 1 | 30.03 | |
27 | Врач. Игровые действия. | 1 | 06.04 | |
28 | Профессии. | 1 | 13.04 | |
6 модуль. Мир людей. | 5 | |||
29 | Продавец. Игровые действия. ИОТ и ТБ. | 1 | 27.04 | |
30 | Профессии. | 1 | 04.05 | |
31 | Повар. Игровые упражнения. | 1 | 11.05 | |
32 | Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? | 1 | 18.05 | |
33 | Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Итоги года. | 1 | 25.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".
Материально-техническое обеспечение:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
- компьютерные обучающие игры ( «Лунтик познает мир»);
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
- разрезные карточки по темам;
- демонстрационные карточки по темам;
- настольно-печатные игры по темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по предмету "Социальный окружающий мир" для детей с ТМНР 1 класс(ФГОС)
Рабочая учебная программа по предмету "Социальный окружающий мир" для детей с ТМНР 1 класс(ФГОС)...
Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...
Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...
Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...
Рабочая программа по курсу Математика 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предмета «Математика»Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней состав...
Рабочая программа по курсу природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Характеристика предмета окружающий мирПриродоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В т...