Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество"
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur.deyat-t_ruchnoe_tvorchestvo_1kl.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 7
ГОРОДА СЫЗРАНИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа рассмотрена на заседании МО педагогических работников Протокол № ___ от «__»_____2012 г. Руководитель МО ________________/Т.Н.Изосимова/ | Согласовано «___»________2012 г. Зам. директора по УВР ________/Е.А.Минеева/ | «Утверждаю» Директор ГБОУ ООШ №7 г. Сызрани ________________ /Краснова В.Ю./ « ___» _________ 2012г.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Ручное творчество»
(художественно-эстетическое направление)
Программа разработана на основе
Примерных программ по внеурочной деятельности
Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования
Составитель:
Белова Елена Александровна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
В связи с модернизацией Российского образования и введением новых федеральных образовательных стандартов возникла необходимость создания образовательных программ внеучебной деятельности.
Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд.
Процесс изготовления каждой вещи, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или с замыслом; их корректировку.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
Цель программы «Ручное творчество» - общее развитие, включающее и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческое воображение, разные формы мышления, речи, воли, чувств.
Исходя из сказанного, данная программа предполагает решение следующих задач:
- развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
- формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
- формирование умения планировать последовательность выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
- знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.
Эта программа художественно-эстетической направленности. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу учащихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и в большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися.
Именно поэтому содержание программы характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезывание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д.
Чаще всего основную работу выполняет ведущая рука, а другая осуществляет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по нарисованному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для одних требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить по линейке, вырезать по нарисованному контуру), для других такой точности не требуется, например, сплести косичку.
Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание развивается при любых движениях.
Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, придумай свою бабочку из сложенных «гармошкой» геометрических фигур); и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании.
При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Подчеркнем, что художественной деятельности на уроках ручного труда придаем особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы журналов, пакеты от продуктов из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.).
В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата.
Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной.
С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.
Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует?
Расширению познавательной деятельности могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии на природу. Можно использовать для показа изделия прикладного творчества, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок. Например, на масленицу делают чучело из соломы и сжигают его в знак прощания с зимой.
Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения практического интеллекта.
На занятиях широко используются игровые технологии, т.к. игра в жизни учащихся младшего возраста занимает особое место. Через игру происходит подготовка ребёнка к будущему труду, воспитание любви к работе.
Условия реализации программы.
Возраст и принцип отбора детей, участвующих в реализации программы заключаются в следующем:
- Возраст от 7 до 11 лет.
- Все, изъявившие желание попробовать себя в этом виде творчества.
- Все дети талантливы по-своему.
- Приветствуется трудолюбие, умение сосредоточиться, стремление к точности выполнения.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Механизм оценки ожидаемых результатов.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
- Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый визуально и педагогом.
- Скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
- Личное участие в коллективных работах и мероприятиях.
- Оригинальность предлагаемых художественных решений.
- Окрепшая моторика рук.
Средства диагностики:
- Анализ анкет учащихся
- Отзывы родителей
- Тестирование (моторика ребёнка)
Для всего коллектива в целом, главным показателем успеха является активное участие в окружных и городских выставках, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.
Программа рассчитана на 1 год обучения (1 ч в неделю): 1 класс – 33 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 1 класса
Учащиеся должны
■ иметь представление:
- о возможности выполнения аппликации, мозаики, плетения из разных материалов;
- об одинаковых свойствах разных материалов;
- о различных свойствах каждого из встречающихся в программе материалов.
■ знать:
- термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;
- свойства материалов, из которых можно плести, лепить, сделать аппликацию, мозаику, оригами;
- названия инструментов, приспособлений и правила работы;
- разные приемы разметки деталей из бумаги;
- способы соединения материалов с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения;
- различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки;
■ уметь:
- вырезать из бумаги детали прямоугольные, в форме круга, овала, вырезать симметрично;
- складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования;
- плести в три пряди из различных материалов;
- пришивать пуговицу с двумя отверстиями;
- экономно размечать детали на бумаге;
- самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;
- самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение;
- самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу;
- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Содержание программы 1 класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Виды художественной обработки материалов | 17 | 2 | 15 |
2 | Моделирование и конструирование | 16 | - | 16 |
Итого: | 33 | 2 | 31 |
1. «Виды художественной обработки материалов» (17ч)
Цель занятий:
- Познакомить детей с новым материалами для изготовления поделок, их свойствами.
- вспомнить способы плетения из бумаги и ниток; познакомить с плетением коврика из прутьев и шпагата; развивать мелкую моторику рук;
- учить видеть необычное в обычном, применяя знакомые умения и навыки конструирования (сделать углубления, покрасить); развивать фантазию, творчество
- закрепить умение соблюдать правила техники безопасности с мелкими деталями;
- умение работать в коллективе и видеть результат своего труда.
Теоретические занятия:
- Что такое пластилин и глина. Их отличия.
- Плетение в три пряди из различных материалов.
Практические занятия:
- «Рисование» жгутиками из пластилина.
- Лепка конструктивным способом несложных фигур.
- Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе. Симметричное вырезывание.
- Аппликация из пластилина.
- Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов. Детали можно дорисовывать.
- Контурная мозаика из бумаги или фольги.
- Мозаика из гальки на пластилиновой основе.
- Мозаика из природного материала на пластилиновой основе.
- Складывание приемом гофрирования изделий из полоски и прямоугольника.
- Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков «Заяц и лиса».
- Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков «Бабочка и рыбка».
- Плетение в три пряди из различных материалов.
- Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона).
- Простейшее узелковое плетение.
- Виды швов. Шов «вперед иголку».
- Пришивание пуговицы с двумя отверстиями «Цветущая лужайка».
2. «Моделирование и конструирование » (16 ч)
Цель занятий:
- знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок;
- научить правильному пользованию инструментами и безопасности при работе с ними; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Практические занятия:
- Аппликация из прямоугольника и кругов «Весёлый клоун».
- Геометрическая мозаика «Разноцветный зоопарк»
- Технические модели «Грузовик и паровозик»
- Технические модели «Гоночный автомобиль»
- Создание художественных образов «Черепаха»
- Герои сказок из коробочек.
- «Мягкая» игрушка из бумаги.
- Игрушки из скрученных полосок.
- Что можно сделать из коробочек от зубной пасты.
- Построение многоэтажного дома и гаража.
- Модели самолётов.
- «Кто живёт в лесу?», «Кто живёт на болоте?», «Кто живёт в пустыне?
- Оформление выставки работ.
Сквозные виды работы:
Наблюдения
Сравнение свойств материалов, из которых можно лепить (песок, глина, пластилин): пластичность, цвет, смешение цветов, происхождение, отношение к влаге.
Сравнение свойств различных материалов, используемых в качестве основы для работ из пластилина (бумага, картон, металлизированная бумага, пластиковые крышки, баночки).
Наблюдения за свойствами природных материалов.
Сравнение свойств разных видов бумаги, используемых для одного и того же вида работы, например, гофрирования.
Общие свойства гибкости у разных материалов, используемых при плетении.
Беседы
Беседы о том, что означают термины «аппликация», «мозаика», «оригами» в переводе на русский язык. Разнообразие видов аппликации, мозаики, лепных и плетеных изделий (по материалам и технике выполнения).
Продвижение в развитии учащихся:
- Развитие творческого потенциала личности обучающегося.
- Активное и результативное участие учащихся в творческих конкурсах.
- Развитие мышления, памяти, воображения.
Календарно - тематический план
№ п\п
| Тема урока
| Тип урока. Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Дата | |||
Содержание урока (Ученик должен знать) | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
| |||
1 | Печатание на плоской пластилиновой основе узоров или рисунков. | Комбинированный 1 ч | Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. | Умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. | Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места | |
2 | «Рисование» жгутиками из пластилина. | Комбинированный 1 ч | Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. | Умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. | Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места | |
3 | Лепка конструктивным способом несложных фигур. | Комбинированный 1 ч | Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. | Умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. | Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места | |
4 | Аппликация из пластилина. | Комбинированный 1 ч | Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. | Умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. | Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места | |
5 | Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе. Симметричное вырезывание. | Комбинированный 1 ч | Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. | Умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Исследовать свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. | Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
6 | Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. | Комбинированный 1 ч | Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. | Умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Исследовать свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. | Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
7 | Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов. Детали можно дорисовывать. | Комбинированный 1 ч | Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. | Умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Исследовать свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. | Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
8 | Контурная мозаика из бумаги или фольги. | Комбинированный 1 ч | Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. | Умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Исследовать свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. | Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
9 | Мозаика из гальки на пластилиновой основе. | Комбинированный 1 ч | Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. | Умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. | Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места | |
10 | Мозаика из природного материала на пластилиновой основе. | Комбинированный 1 ч | Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. | Умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. | Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места | |
11 | Складывание приемом гофрирования изделий из полоски и прямоугольника. | Комбинированный 1 ч | Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом. Понятие: «оригами». | Определять используемые материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Сравнивать модели одного изделия, выполненные из разных материалов. | Осваивать приемы техники «оригами». Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. | Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его выполнения детали. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
12 | Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков «Заяц и лиса». | Комбинированный 1 ч | Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом. Понятие: «оригами». | Определять используемые материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Сравнивать модели одного изделия, выполненные из разных материалов. | Осваивать приемы техники «оригами». Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. | Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его выполнения детали. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
13 | Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков «Бабочка и рыбка». | Комбинированный 1 ч | Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом. Понятие: «оригами». | Определять используемые материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Сравнивать модели одного изделия, выполненные из разных материалов. | Осваивать приемы техники «оригами». Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. | Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его выполнения детали. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
14 | Плетение в три пряди из различных материалов. | Комбинированный 1 ч | Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Понятия: «выкройка», «модель» | Под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. | Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать. | Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осмысливать способы изготовления одежды и ее назначение. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места | |
15 | Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона). | Комбинированный 1 ч | Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Понятия: «выкройка», «модель» | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы. Под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. | Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать. | Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осмысливать способы изготовления одежды и ее назначение. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места | |
16 | Простейшее узелковое плетение. | Комбинированный 1 ч | Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Понятия: «выкройка», «модель» | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы. Под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. | Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать. | Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осмысливать способы изготовления одежды и ее назначение. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места | |
17 | Виды швов. Шов «вперед иголку». | Комбинированный 1 ч | Использование разных видов стежков . | Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. | Сравнивать различные виды способы выполнения стежков на основе прямых стежков. | Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места | |
18 | Пришивание пуговицы с двумя отверстиями «Цветущая лужайка». | Комбинированный 1 ч | Пришивание пуговицы с двумя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. | Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. | Сравнивать различные виды пуговицы (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания; способы выполнения стежков на основе прямых стежков. | Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места | |
19 | Аппликация из прямоугольника и кругов «Весёлый клоун». | Комбинированный 1 ч | Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места | Находить и различать инструменты, материалы. | Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. | Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места | |
20 | Геометрическая мозаика «Разноцветный зоопарк» | Комбинированный 1 ч | Приемы и способы работы с бумагой. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. | Умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Исследовать свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. | Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
21 | Технические модели «Грузовик и паровозик» | Комбинированный 1 ч | Выполнение макета из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). | Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике | Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Конструировать макет Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. | Самостоятельно анализировать образец. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
22 | Технические модели «Гоночный автомобиль» | Комбинированный 1 ч | Выполнение макета из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). | Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике | Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Конструировать макет Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. | Самостоятельно анализировать образец. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
23 | Создание художественных образов «Черепаха» | Комбинированный 1 ч | Выполнение макета из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). | Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике | Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Конструировать макет Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. | Самостоятельно анализировать образец. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
24 | Герои сказок из коробочек. | Комбинированный 1 ч | Выполнение макета из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). | Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике | Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Конструировать макет Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. | Самостоятельно анализировать образец. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
25 | «Мягкая» игрушка из бумаги. | Комбинированный 1 ч | Выполнение макета из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). | Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике | Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Конструировать макет Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. | Самостоятельно анализировать образец. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
26 | Игрушки из скрученных полосок. | Комбинированный 1 ч | Выполнение макета из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). | Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике | Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Конструировать макет Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. | Самостоятельно анализировать образец. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
27 | Что можно сделать из коробочек от зубной пасты. | Комбинированный 1 ч | Выполнение макета из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). | Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике | Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Конструировать макет Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. | Самостоятельно анализировать образец. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
28 | Построение многоэтажного дома и гаража. | Комбинированный 1 ч | Выполнение макета из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). | Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике | Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Конструировать макет Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. | Самостоятельно анализировать образец. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
29 | Модели самолётов. | Комбинированный 1 ч | Выполнение макета из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). | Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике | Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Конструировать макет Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. | Самостоятельно анализировать образец. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
30 | «Кто живёт в лесу?» | Комбинированный 1 ч | Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре. | Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план, обсуждать план в паре; | Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. | Осваивать приемы создания изделия в технике коллажа, корректировать свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия; проводить оценки и самооценку. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
31 | «Кто живёт на болоте?» | Комбинированный 1 ч | Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре. | Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план, обсуждать план в паре; | Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. | Осваивать приемы создания изделия в технике коллажа, корректировать свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия; проводить оценки и самооценку. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
32 | «Кто живёт в пустыне? | Комбинированный 1 ч | Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре. | Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план, обсуждать план в паре; | Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. | Осваивать приемы создания изделия в технике коллажа, корректировать свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия; проводить оценки и самооценку. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности, организация своего рабочего места. | |
33 | Оформление выставки работ. | Комбинированный 1 ч | Оформление выставки работ учащихся за весь учебный год. | Умение оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства | Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. | Умение дать оценку при подведении итогов работы. |
Используемая литература:
1. Куцакова Л.В. «К новым технологиям по художественно - интеллектуальному развитию детей». М. МИПКРО, 1997.
2. Брыкина Е.К. «Творчество детей в работе с различными материалами»
3. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги»
4. Проснякова Т.Н. «Энциклопедия технологий прикладного творчества» серия «Любимый образ»: «Бабочки», «Цветы», «Деревья» и т.д.
5. Гришечкина С., Козюлина В.А. «Поделки, игрушки своими руками»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 ФГОС Художественное творчество
Внеурочная программа "Художественное творчество" на 66 ч. 1 клас и 68 ч. 2-4 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».
Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество». Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Художественное творчество"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» - С.: Издательство ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное творчество:керамика, пластилин, папье-маше"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше» разработана на основе авторской программы В.Д....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Художественное творчество: станем волшебниками»
Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов. Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности художест...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Час речевого творчества»
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и Программы начального общего образования для 3 класса «Детская риторика в рас...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС
Программа поможет в организации внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....