Конспект урока по теме: Рисование с натуры. Фрукты.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Гоголева Дарья Валерьевна

Конспект урока по теме: Рисование с натуры. Фрукты.

Тип урока: смешанный урок

Цель: формирование изобразительных навыков в технике акварели;

выполнить творческую работу по теме «Рисование с натуры. Фрукты» в технике акварели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Рисование с натуры. Фрукты.

Тип урока: смешанный урок

Цель: формирование изобразительных навыков в технике акварели;

выполнить творческую работу по теме «Рисование с натуры. Фрукты» в технике акварели.

Задачи:

Обучающие:

- учить выполнять изображения с натуры;

- учить различать оттенки красок, смешивать краски;

- познакомить с понятием «композиция»;

- овладевать образным языком изобразительного искусства по средствам формирования художественных знаний, умений и навыков при работе с живописным материалом

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изобразительному искусству

- воспитывать доброжелательность

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства

- воспитывать аккуратность, уважение к труду.

Развивающие:

- развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов

- развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов

- развивать творчество, фантазию, воображение

- формировать художественно-творческую активность

- развивать художественный вкус

- развивать у обучающихся изобразительные способности

- развивать пространственное, перспективное мышление

Зрительный ряд: репродукции картин русских художников (И.И.Машков «Фрукты на блюде», И.Е.Репин «Яблоки и листья»), демонстрационные карты, образец педагогического рисунка

Музыкальный ряд: Фредерик Шопен – «Осенняя мелодия», «Осенняя прогулка».

Литературный ряд: загадки о фруктах, стихотворение «Художник»

Материалы и инструменты: бумага для акварели, простой карандаш, палитра, кисти, акварельные краски, баночка с водой

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, колонки, презентация, муляжи фруктов, геометрические фигуры, образец педагогического рисунка

Словарная работа: композиция

Планируемые результаты:

Предметные: различают оттенки красок; имеют простейшие представления о понятии «композиция»; умеют анализировать форму предмета, применять цвет для достижения своего замысла; активно овладевают необходимыми приемами работы с акварельными красками, кистью.

Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; организовывать рабочее место.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; стремятся к овладению приемами творческого самовыражения.


Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методическое обоснование

Организационный момент

(3 мин)

Приветствие учащихся.

- Вот опять звенит звонок,

Начинается урок!

Проверка готовности к уроку.

- Прежде чем начать урок, проверим, все ли у вас готово, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности.

- Ребята, послушайте внимательно стихотворение об одном мальчике.

Художник

Наш Сережа, как художник,

Тяп да ляп – спешит всегда:

Рисовал в окошке дождик,

Получилась борода;

Солнце толстое, как мыло,

У цыпленка три ноги,

Танк похож на крокодила,

А дома – на утюги.

На кувшин без ручки – кошка,

Слон – на ящик и кровать.

И не может сам Сережка,

Кто и что тут, разобрать.

Удивляется – откуда

Хвост на шее у верблюда

И рогатая у льва,

Где-то сбоку, голова?

Ну а нам не в удивленье,

Тут простой на все ответ:

- Нет терпенья –

Нет уменья,

Нет уменья –

Толку нет!

- Ребята, о чем вы узнали из этого стихотворения?

- Почему у Сережи не получались хорошие рисунки?

- Можно ли Сережу назвать художником? Почему?

- Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником?

- Будем этому учиться?

- Да, конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за уменьем.

- Сегодня ребята, мы с вами будем выполнять рисунок с натуры: то, что видите перед собой. Что же это будет? Послушайте.

Дети настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку

Слушают учителя, обсуждают прочитанное стихотворение

Отвечают на вопросы учителя.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Фронтальная работа, устный опрос, диалог.

Введение в тему урока

(5 мин)

- Осень – это пора изобилия фруктов и овощей. Для того, чтобы они появились на наших столах, пришлось много потрудиться и сельским труженикам, и вашим родителям, бабушкам и дедушкам. Думаю, что многие из вас тоже помогали им – ухаживали за растениями и собирали урожай.

- Итак, как вы думаете, что же мы будем сегодня рисовать?

- Ребята, у меня есть волшебный мешочек, я вам сейчас буду загадывать загадки, а вам нужно будет отгадать, что же у меня в нем лежит.

    Круглое, румяное,

     Я расту на ветке:

    Любят меня взрослые

     И маленькие детки.(Яблоко)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

 

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

 

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

 

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан)

     Надорвали край рубашки —

Вниз посыпались стекляшки.

Не собрать их все назад.

Что за плод такой? (Гранат)

Ну а это угадать
   
Очень даже просто:
   
Апельсин, ни дать, ни взять,
   
Только меньше ростом. (Мандарин)

Близнецы на тонкой ветке,
   
Все лозы родные детки.
   
Гостю каждый в доме рад.
   
Это сладкий … (Виноград)

- Ребята, что же мы все- таки будем рисовать?

- Правильно. Мы с вами будем сегодня рисовать фрукты.

- Ребята, а что такое композиция?

- Перед тем, как начать рисовать, давайте мы с вами посмотрим, а как же художники изображают фрукты на своих картинах.

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают

Отгадывают загадки, рассматривают фрукты.

Фронтальная работа, устный опрос, диалог.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы

Основная часть

       (7 мин)

- Посмотрите внимательно на картину Ильи Ивановича Машкова «Фрукты на блюде». Что вы можете сказать об этой картине? Что на ней изображено?

- Обратите внимание, что изображение целиком заполняет картинную плоскость. Мы видим угол стола покрытого белой скатертью, на нем лежат фрукты. Ярко-оранжевый апельсин образует центр композиции, он выделяется своими размерами, формой, цветом, тоном, особенно на фоне окружающих его темных, сине-фиолетовых слив. Построение композиции фруктов очень своеобразно: изображение как бы расходится кругами от центра: кольцо слив, за ним – кольцо белого блюда и, наконец, кольцо разноцветных, бархатистых персиков.

- А сейчас посмотрите на другую картину. Это картина Ильи Ефимовича Репина «Яблоки и листья». Что вы можете сказать об этой картине? Что на ней изображено?

- Да, на картине крепкие, спелые яблоки, сочные зеленые листья окружает воздушная среда. Обратите внимание, что формат картины квадратный. На первый взгляд, предметы расположены достаточно хаотично. Центр композиции в картине – несколько яблок, которые смещены влево от центральной оси. Сложный ритмический рисунок расположения яблок, изгибов листьев, ритм света и тени на них вносят движение в картину. Изображение предметов предельно реалистично, мастерски передана их фактура. На гладкой поверхности яблок сверкают световые блики, поверхность листьев матовая и шероховатая. Цветовая гамма обладает важным качеством – каждая поверхность содержит в себе теплые и холодные оттенки, подчиненные единому колориту. Назовите эти оттенки. Каким способом выделены яркие фрукты? (очерчены темным контуром)

- Ребята, скажите пожалуйста чем похожи эти две картины?

А чем они различаются?

- Да правильно. У художников различен замысел и соответственно средства его выражения.

- Ребята, сегодня мы с вами будем только учиться рисовать фрукты с натуры.

- А чтобы нам правильно нарисовать фрукты, рассмотрим форму каждого фрукта.

На доске учитель вывешивает геометрические фигуры: круг, овал, треугольник.

- Какую форму имеет яблоко?

- Груша имеет такую же форму, что и яблоко? А какую? Посмотрите, как она сужается вверху.

- На какую геометрическую фигуру похож лимон?

Сравниваются все фрукты, которые будут предложены для рисования.

- Посмотрите на яблоко, какого оно цвета?

- А какого цвета груша?

- Но желтый цвет может быть разных оттенков: ярким, насыщенным, густым, светлым, бледным.

- Какой цвет мы выберем для нашей груши?

- А для лимона?

- Посмотрите внимательно, что еще есть у каждого фрукта?

- Какого цвета веточки?

Рассматривают и описывают репродукции картин, отвечают на вопросы.

Сравнивают репродукции, находят общее и различное.

Слушают, участвуют в обсуждении; учатся задавать уточняющие вопросы. Анализируют, сравнивают форму, размер и цвет фруктов.

Высказывают свои предположения. Обсуждают. Приходят к верному ответу на поставленный учителем вопрос.

Рассматривают фрукты, отвечают на вопросы, составляют вопросы для получения необходимых сведений.

Беседа с целью описания изображенных в произведениях живописи фруктов. Фронтальная работа, устный опрос.

Фронтальная работа, устный опрос, диалог.

Анализ формы изображаемых предметов. Изучение цвета предметов.

Физминутка

(2 мин)

- А сейчас, давайте немножечко отдохнем.

Мы отлично потрудились

И немного утомились        

Приготовьтесь, все ребятки!

(Хлопки в ладоши.)

Танцевальная зарядка!

(Прыжки на месте.)

Мы похлопаем в ладоши

(Хлопки в ладоши.)

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

(Топаем ногами.)

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

(Выполняем движения в соответствии с текстом.)

Дети выполняют движения, показанные учителем

Основная часть

(5 мин)

- Теперь зная форму и цвет фруктов, можно приступить к выполнению рисунка. Но сначала посмотрите внимательно на образец того, что у вас должно получиться.

- Кто мне скажет, какие материалы были использованы для выполнения этой работы?

- Верно. Мы будем с вами использовать акварельные краски.

Учитель объясняет последовательность выполнения работы и показывает на образце.

1.Обратите внимание на композицию рисунка. Чтобы рисунок был выразительным, фрукты на листе бумаги надо разместить красиво. Рисунки должны быть крупными, но иметь те же пропорции, что и в натуре. Когда предметы на листе бумаги размещены красиво и свободно, рисунок получается ярким и выразительным. Подумайте, как вы разместите фрукты на листе бумаги. Выбрав лучший вариант, приступаем к размещению предметов на плоскости листа:

- проводим горизонтальные линии, отмечая положение фруктов;

- определяем положение центрального предмета и относительно его положение двух остальных.

2. Построение формы предметов:

- обозначим форму предметов: яблоко – круг, груша – треугольник, лимон – овал.

- рисуем фрукты более детально

3. Заливка контура цветом: раскрашиваем фрукты в основные цвета. Груша – светло-желтого цвета. Для получения такого оттенка желтую краску наносим на палитру и разводим ее водой. Также хорошо подумайте как раскрасить другие фрукты.

4.Прорисовывание деталей: прорисовываем каждый фрукт более детально. В рисунок каждого фрукта можно внести оттенки другого цвета как на макете. Затем тонкой кисточкой рисуем мелкие детали: веточки, листочки.

- Я вам  в помощь приготовила демонстрационные карты с поэтапным рисованием фруктов. Посмотрите на них внимательно.

- Ребята, всем понятно, что мы должны с вами сегодня сделать?

Рассматривают и анализируют образец педагогического рисунка, слушают внимательно объяснение учителя, наблюдают за действиями.

Обсуждают последовательность выполнения работы и наблюдают за приемами работы , демонстрируемыми учителем.

Анализ педагогического рисунка, Объяснение и демонстрация приемов работы над рисунком.

Творческая практическая работа

(16 мин)

- Тогда выполните самостоятельно рисунок на тему: «Рисование с натуры. Фрукты». Сначала определите всю композицию (что у вас будет), какие фрукты вы будете рисовать.

- Можете приступать к выполнению работы.

Учитель контролирует процесс выполнения работы обучающимися.

Во время работы тихо звучат музыкальные произведения

Самостоятельно выполняют творческую работу

Композиционные поиски

Индивидуальная работа

Использование аудио материалов

Итог урока. Рефлексия.

(2 мин)

- Посмотрите, как многие из вас смогли точно передать цвет фруктов и их форму. Яблочки – румяные, груши – сочные. Так и съел бы их! Молодцы!

- У кого и что получилось наиболее удачно?

- В чем возникло затруднение?

- Урок окончен. Прибираем свое рабочее место.

Рассматривают работы, оценивают их;

Уборка рабочего места

Выставка работ обучающихся


Конспект урока по теме: Рисование с натуры. Фрукты.

Тип урока: смешанный урок

Цель: формирование изобразительных навыков в технике акварели;

выполнить творческую работу по теме «Рисование с натуры. Фрукты» в технике акварели.

Задачи:

Обучающие:

- учить выполнять изображения с натуры;

- учить различать оттенки красок, смешивать краски;

- познакомить с понятием «композиция»;

- овладевать образным языком изобразительного искусства по средствам формирования художественных знаний, умений и навыков при работе с живописным материалом

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изобразительному искусству

- воспитывать доброжелательность

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства

- воспитывать аккуратность, уважение к труду.

Развивающие:

- развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов

- развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов

- развивать творчество, фантазию, воображение

- формировать художественно-творческую активность

- развивать художественный вкус

- развивать у обучающихся изобразительные способности

- развивать пространственное, перспективное мышление

Зрительный ряд: репродукции картин русских художников (И.И.Машков «Фрукты на блюде», И.Е.Репин «Яблоки и листья»), демонстрационные карты, образец педагогического рисунка

Музыкальный ряд: Фредерик Шопен – «Осенняя мелодия», «Осенняя прогулка».

Литературный ряд: загадки о фруктах, стихотворение «Художник»

Материалы и инструменты: бумага для акварели, простой карандаш, палитра, кисти, акварельные краски, баночка с водой

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, колонки, презентация, муляжи фруктов, геометрические фигуры, образец педагогического рисунка

Словарная работа: композиция

Планируемые результаты:

Предметные: различают оттенки красок; имеют простейшие представления о понятии «композиция»; умеют анализировать форму предмета, применять цвет для достижения своего замысла; активно овладевают необходимыми приемами работы с акварельными красками, кистью.

Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; организовывать рабочее место.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; стремятся к овладению приемами творческого самовыражения.


Карта урока

Этапы урока и время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

Организационный момент (3 мин)

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учеников к уроку.

Чтение стихотворения

Дети настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку

Слушают учителя, обсуждают прочитанное стихотворение

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

Введение в тему урока (5 мин)

Вступление.

Загадки (см. приложение)

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают. Отгадывают загадки, рассматривают фрукты.

Фронтальная работа, устный опрос, диалог.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы

Основная часть

( 7 мин)

Анализ репродукций

Сравнивают репродукции, находят общее и различное.

Слушают, участвуют в обсуждении; учатся задавать уточняющие вопросы. Анализируют, сравнивают форму, размер и цвет фруктов.

Высказывают свои предположения. Обсуждают. Приходят к верному ответу на поставленный учителем вопрос.

Рассматривают фрукты, отвечают на вопросы, составляют вопросы для получения необходимых сведений.

Беседа с целью описания изображенных в произведениях живописи фруктов. Фронтальная работа, устный опрос.

Физ. минутка

( 2 минуты)

См. приложение

Выполняют упражнения вместе с учителем.

Основная часть

( 5 мин)

Объяснение последовательности выполнения работы и показ на образце

Рассматривают и анализируют образец педагогического рисунка, слушают внимательно объяснение учителя, наблюдают за действиями.

Обсуждают последовательность выполнения работы и наблюдают за приемами работы , демонстрируемыми учителем.

Коллективное рассматривание

Анализ педагогического рисунка, Объяснение и демонстрация приемов работы над рисунком.

Творческая практическая работа обучающихся

(16 мин)

Контроль процесса выполнения работы обучающимися

(во время работы звучит музыка)

Творческое выполнение самостоятельной работы

Творческая работа.

Композиционные поиски

Индивидуальная работа

Использование аудио материалов

Итог урока. Рефлексия

(2 минуты)

Обобщение темы урока. Анализ работ.

Рассматривают работы, оценивают их;

Самооценка работ учащимися,  коллективная работа

Приложение

1) Организационный момент

Художник

Наш Сережа, как художник,

Тяп да ляп – спешит всегда:

Рисовал в окошке дождик,

Получилась борода;

Солнце толстое, как мыло,

У цыпленка три ноги,

Танк похож на крокодила,

А дома – на утюги.

На кувшин без ручки – кошка,

Слон – на ящик и кровать.

И не может сам Сережка,

Кто и что тут, разобрать.

Удивляется – откуда

Хвост на шее у верблюда

И рогатая у льва,

Где-то сбоку, голова?

Ну а нам не в удивленье,

Тут простой на все ответ:

- Нет терпенья –

Нет уменья,

Нет уменья –

Толку нет!

2) Введение в тему урока

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

 Любят меня взрослые

  И маленькие детки.(Яблоко)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

 

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

 

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

 

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан)

    Надорвали край рубашки —

Вниз посыпались стекляшки.

Не собрать их все назад.

Что за плод такой? (Гранат)

Ну а это угадать
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом. (Мандарин)

Близнецы на тонкой ветке,
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий … (Виноград)

3) Основная часть

4) Физминутка

Мы отлично потрудились

И немного утомились        

Приготовьтесь, все ребятки!

(Хлопки в ладоши.)

Танцевальная зарядка!

(Прыжки на месте.)

Мы похлопаем в ладоши

(Хлопки в ладоши.)

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

(Топаем ногами.)

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

Объяснение:

1.Обратите внимание на композицию рисунка. Чтобы рисунок был выразительным, фрукты на листе бумаги надо разместить красиво. Рисунки должны быть крупными, но иметь те же пропорции, что и в натуре. Когда предметы на листе бумаги размещены красиво и свободно, рисунок получается ярким и выразительным. Подумайте, как вы разместите фрукты на листе бумаги. Выбрав лучший вариант, приступаем к размещению предметов на плоскости листа:

- проводим горизонтальные линии, отмечая положение фруктов;

- определяем положение центрального предмета и относительно его положение двух остальных.

2. Построение формы предметов:

- обозначим форму предметов: яблоко – круг, груша – треугольник, лимон – овал.

- рисуем фрукты более детально

3. Заливка контура цветом: раскрашиваем фрукты в основные цвета. Груша – светло-желтого цвета. Для получения такого оттенка желтую краску наносим на палитру и разводим ее водой. Также хорошо подумайте как раскрасить другие фрукты.

4.Прорисовывание деталей: прорисовываем каждый фрукт более детально. В рисунок каждого фрукта можно внести оттенки другого цвета как на макете. Затем тонкой кисточкой рисуем мелкие детали: веточки, листочки.

5) Творческая практическая работа обучающихся

Музыкальный фон во время работы

6)Итог урока. Рефлексия

Обобщение темы урока. Анализ работ и их оценивание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки.

Слайд 3

Фрукт похож на неваляшку, Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала...

Слайд 4

Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его?

Слайд 5

Этот фрукт в рубашке яркой Любит, чтобы было жарко. Не растет среди осин Круглый рыжий...

Слайд 6

Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран. Высоко растет...

Слайд 7

Надорвали край рубашки — Вниз посыпались стекляшки. Не собрать их все назад. Что за плод такой?

Слайд 8

Ну а это угадать Очень даже просто: Апельсин, ни дать, ни взять, Только меньше ростом.

Слайд 9

Близнецы на тонкой ветке, Все лозы родные детки. Гостю каждый в доме рад. Это сладкий …

Слайд 11

Илья Иванович Машков «Фрукты на блюде»

Слайд 12

Илья Ефимович Репин «Яблоки и листья»

Слайд 13

КОМПОЗИЦИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по изо рисование с натуры коробки

Класс : 2Вид занятия: рисование с натуры.Тема: рисование с натуры коробки.Цель: научить приемам рисования коробки.Задачи: помочь освоить приемы изображения объемных предметов простейших гео...

Конспект урока изобразительного искусства «Рисование с натуры (дымковская игрушка)». 1 класс

Тема: «Рисование  с натуры»Объект  труда:  дымковская игрушкаЦель: создать условия, чтобы ученики научились расписывать  по мотивам дымковской игрушки...

Конспект урока на тему: "Рисование полуовалов и кругов".

Урок письма.Цель:создавать условия формирования представления об письменности;совершенствовать навык письма;развивать умения анализировать и обобщать....

Рисование с натуры. Фрукты.

Открытый урок на тему: "Рисование с натуры. Фрукты." Перспективная Начальная Школа. 2 класс....

конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе. Тема: «Рисование с натуры. Фрукты"

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе.    Урок построен в соответствии с  требованиями ФГОС. На уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализов...


 

Комментарии

Александрова Татьяна Вадиковна

Отличный конспект! Было интересно ознакомиться. спасибо!