Рисование с натуры. Фрукты.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Открытый урок на тему: "Рисование с натуры. Фрукты." Перспективная Начальная Школа. 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_risovanie_s_nutury_frukty.doc | 72 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.46 МБ |
natyurmort_v_raznyh_vidah_iskusstva.odt | 128.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по изо.
2 «В» класс МОУ «СОШ № 41 г. Саратов
учитель: Григорьева Елена Александровна.
Тема урока: «Рисование с натуры. Фрукты.»
Перспективная начальная школа.
Конспект урока по теме: Рисование с натуры. Фрукты.
Тип урока: смешанный урок
Цель: формирование изобразительных навыков в технике акварели;
выполнить творческую работу по теме «Рисование с натуры. Фрукты» в технике акварели.
Задачи:
Обучающие:
- учить выполнять изображения с натуры;
- учить различать оттенки красок, смешивать краски;
- познакомить с понятием «композиция»;
- овладевать образным языком изобразительного искусства по средствам формирования художественных знаний, умений и навыков при работе с живописным материалом
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изобразительному искусству
- воспитывать доброжелательность
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства
- воспитывать аккуратность, уважение к труду.
Развивающие:
- развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов
- развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов
- развивать творчество, фантазию, воображение
- формировать художественно-творческую активность
- развивать художественный вкус
- развивать у обучающихся изобразительные способности
- развивать пространственное, перспективное мышление
Зрительный ряд: репродукции картин русских художников (И.И.Машков «Фрукты на блюде», И.Е.Репин «Яблоки и листья»), демонстрационные карты, образец педагогического рисунка
- Литературный ряд: загадки о фруктах, стихотворение «Художник»
Материалы и инструменты: бумага для акварели, простой карандаш, палитра, кисти, акварельные краски, баночка с водой
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, колонки, презентация, муляжи фруктов, геометрические фигуры, образец педагогического рисунка
Словарная работа: композиция, фактура( характер поверхности)
Планируемые результаты:
Предметные: различают оттенки красок; имеют простейшие представления о понятии «композиция»; умеют анализировать форму предмета, применять цвет для достижения своего замысла; активно овладевают необходимыми приемами работы с акварельными красками, кистью.
Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; организовывать рабочее место.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; стремятся к овладению приемами творческого самовыражения.
Сценарий урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методическое обоснование |
Организационный момент (3 мин) |
Приветствие учащихся. - Вот опять звенит звонок, Начинается урок! Проверка готовности к уроку. - Прежде чем начать урок, проверим, все ли у вас готово, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности. - Ребята, послушайте внимательно стихотворение об одном мальчике. Художник Наш Сережа, как художник, Тяп да ляп – спешит всегда: Рисовал в окошке дождик, Получилась борода; Солнце толстое, как мыло, У цыпленка три ноги, Танк похож на крокодила, А дома – на утюги. На кувшин без ручки – кошка, Слон – на ящик и кровать. И не может сам Сережка, Кто и что тут, разобрать. Удивляется – откуда Хвост на шее у верблюда И рогатая у льва, Где-то сбоку, голова? Ну а нам не в удивленье, Тут простой на все ответ: - Нет терпенья – Нет уменья, Нет уменья – Толку нет! - Ребята, о чем вы узнали из этого стихотворения? - Почему у Сережи не получались хорошие рисунки? - Можно ли Сережу назвать художником? Почему? - Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником? - Будем этому учиться? - Да, конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за уменьем. -Давайте поговорим с вами о жанрах изобразительного искусства. -Скажите, какие жанры вы знаете? - Сегодня ребята, мы с вами будем выполнять рисунок с натуры: то, что видите перед собой. Что же это будет? Послушайте. | Дети настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку Слушают учителя, обсуждают прочитанное стихотворение Отвечают на вопросы учителя. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Фронтальная работа, устный опрос, диалог. |
Введение в тему урока (5 мин) |
- Итак, как вы думаете, что же мы будем сегодня рисовать? - Ребята, у меня есть волшебный мешочек, я вам сейчас буду загадывать загадки, а вам нужно будет отгадать, что же у меня в нем лежит.
Фрукт похож на неваляшку, Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала... (груша) С виду он как рыжий мяч, Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? (Лимон)
Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран. Высоко растет... (банан)
Эта шишка с хохолком, Кто же с нею не знаком, Этот очень вкусный плод, Не на дереве растёт. Он большой. Вдвоём за час Нам не скушать ( ана…с). - Ребята, что же мы все- таки будем рисовать? - Правильно. Мы с вами будем сегодня рисовать фрукты. - Ребята, а что такое композиция? - Перед тем, как начать рисовать, давайте мы с вами посмотрим, а как же художники изображают фрукты на своих картинах. | Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают Отгадывают загадки, рассматривают фрукты. | Фронтальная работа, устный опрос, диалог. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы |
Основная часть (7 мин) | - Посмотрите внимательно на картину Ильи Ивановича Машкова «Фрукты на блюде». Что вы можете сказать об этой картине? Что на ней изображено? - Обратите внимание, что композиция целиком заполняет картинную плоскость. Мы видим угол стола покрытого белой скатертью, на нем лежат фрукты. Ярко-оранжевый апельсин образует центр композиции, он выделяется своими размерами, формой, цветом, тоном, особенно на фоне окружающих его темных, сине-фиолетовых слив. Нам встретилось слово «композиция». Композиция- это построение, художественная форма. - А сейчас посмотрите на другую картину. Это картина Ильи Ефимовича Репина «Яблоки и листья». Что вы можете сказать об этой картине? Что на ней изображено? - Да, на картине крепкие, спелые яблоки, сочные зеленые листья окружает воздушная среда. Обратите внимание, что формат картины квадратный. На первый взгляд, предметы расположены достаточно хаотично. Центр композиции в картине – несколько яблок, которые смещены влево от центральной оси. Изображение предметов предельно реалистично. На гладкой поверхности яблок сверкают световые блики, поверхность листьев матовая и шероховатая. Цветовая гамма обладает важным качеством – каждая поверхность содержит в себе теплые и холодные оттенки, подчиненные единому колориту. Назовите эти оттенки. Каким способом выделены яркие фрукты? (очерчены темным контуром)
- Ребята, сегодня мы с вами будем только учиться рисовать фрукты с натуры.- натюрморт. Итак,ребята,что такое натюрморт?Натюрмо́рт (фр. nature morte с итальян. natura morta — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве -Правильно. Художники смотрели на предметы и изображали их. Я предлагаю вам сегодня нарисовать натюрморт из: винограда, ананаса и банана. - А чтобы нам правильно нарисовать фрукты, рассмотрим форму каждого фрукта. - Какую форму имеет ананас? - - На какую геометрическую фигуру похож виноград? А банан? Сравниваются все фрукты, которые будут предложены для рисования.
| Рассматривают и описывают репродукции картин, отвечают на вопросы. Сравнивают репродукции, находят общее и различное. Слушают, участвуют в обсуждении; учатся задавать уточняющие вопросы. Анализируют, сравнивают форму, размер и цвет фруктов. Высказывают свои предположения. Обсуждают. Приходят к верному ответу на поставленный учителем вопрос. Рассматривают фрукты, отвечают на вопросы, составляют вопросы для получения необходимых сведений. | Беседа с целью описания изображенных в произведениях живописи фруктов. Фронтальная работа, устный опрос. Фронтальная работа, устный опрос, диалог. Анализ формы изображаемых предметов. Изучение цвета предметов. |
Физминутка (2 мин) | - | Дети выполняют движения, показанные учителем | |
Основная часть (5 мин) |
-Сегодня мы тоже как художники выполним простой натюрморт. Давайте рассмотрим предметы,которые мы будем рисовать. Что это за предметы? Теперь зная форму и цвет фруктов, можно приступить к выполнению рисунка. Но сначала посмотрите внимательно на образец того, что у вас должно получиться. . Мы будем с вами использовать акварельные краски и гуаш. Учитель объясняет последовательность выполнения работы и показывает на образце. 1.Обратите внимание на композицию рисунка. Чтобы рисунок был выразительным, фрукты на листе бумаги надо разместить красиво. Рисунки должны быть крупными, но иметь те же пропорции, что и в натуре. Когда предметы на листе бумаги размещены красиво и свободно, рисунок получается ярким и выразительным. -Какой формат листа лучше выбрать для его выполнения?
| Рассматривают и анализируют образец педагогического рисунка, слушают внимательно объяснение учителя, наблюдают за действиями. Обсуждают последовательность выполнения работы и наблюдают за приемами работы , демонстрируемыми учителем. | Анализ педагогического рисунка, Объяснение и демонстрация приемов работы над рисунком. |
Творческая практическая работа (16 мин) | Этап 1. Начинаем рисовать с вазы, куда положим наши красивые фрукты. 2. -Начинаем рисование с самого большого предмета. Построение формы предметов: - обозначим форму предметов: ананас- овал, банан- вытянутый овал, апельсин- круг, виноград- круг. Прорисовываем фактуру поверхности каждого фрукта. Пока высыхает контурный рисунок, один уч-ся рассказывает о натюрмортах в разных видах искусства.
3. Заливка контура цветом: раскрашиваем фрукты в основные цвета. банан – светло-желтого цвета. Для получения такого оттенка желтую краску наносим на палитру и разводим ее водой. Также хорошо подумайте как раскрасить другие фрукты. Ананас-коричневого цвета., апельсин-оранжевого цвета, виноград- светло-жёлтого. 4.Прорисовывание деталей: прорисовываем каждый фрукт более детально. В рисунок каждого фрукта можно внести оттенки другого цвета как на макете. Затем тонкой кисточкой рисуем мелкие детали: веточки, листочки. -Давайте еще раз посмотрим на наш рисунок. Здесь всё изображено плоско. А если посмотреть на наши преметы, то на них падает свет из окна и с этой стороны они светлее. А еще они отбрасывают тень. Этап 3. Мы видим,что этот рисунок объемный , все благодаря тому,ч то здесь есть светотень. Там, где более светлая часть , нужно развести сильнее акварель водой. Там,где темная- добавить краски. -Так же можно изобразить блик от света- это самая светлая часть предмета. -Предметы отбрасывают тень,поэтому тоже изобразите её более темной краской.
Учитель контролирует процесс выполнения работы обучающимися. Во время работы тихо звучат музыкальные произведения | Под руководством учителя выполняют творческую работу | Композиционные поиски Индивидуальная работа Использование аудио материалов |
Итог урока. Рефлексия. (2 мин) | - Посмотрите, как многие из вас смогли точно передать цвет фруктов и их форму. Молодцы! - У кого и что получилось наиболее удачно? - В чем возникло затруднение? - Урок окончен. Прибираем свое рабочее место. | Рассматривают работы, оценивают их; Уборка рабочего места | Выставка работ обучающих |
Карта урока
Этапы урока и время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование |
Организационный момент (3 мин) | Приветствие учащихся. Проверка готовности учеников к уроку. Чтение стихотворения | Дети настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку Слушают учителя, обсуждают прочитанное стихотворение | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. |
Введение в тему урока (5 мин) | Вступление. Загадки (см. приложение) | Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают. Отгадывают загадки, рассматривают фрукты. | Фронтальная работа, устный опрос, диалог. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы |
Основная часть ( 7 мин) | Анализ репродукций | Сравнивают репродукции, находят общее и различное. Слушают, участвуют в обсуждении; учатся задавать уточняющие вопросы. Анализируют, сравнивают форму, размер и цвет фруктов. Высказывают свои предположения. Обсуждают. Приходят к верному ответу на поставленный учителем вопрос. Рассматривают фрукты, отвечают на вопросы, составляют вопросы для получения необходимых сведений. | Беседа с целью описания изображенных в произведениях живописи фруктов. Фронтальная работа, устный опрос. |
Физ. минутка ( 2 минуты) | См. приложение | Выполняют упражнения вместе с учителем. | |
Основная часть ( 5 мин) | Объяснение последовательности выполнения работы и показ на образце | Рассматривают и анализируют образец педагогического рисунка, слушают внимательно объяснение учителя, наблюдают за действиями. Обсуждают последовательность выполнения работы и наблюдают за приемами работы , демонстрируемыми учителем. | Коллективное рассматривание Анализ педагогического рисунка, Объяснение и демонстрация приемов работы над рисунком. |
Творческая практическая работа обучающихся (16 мин) | Контроль процесса выполнения работы обучающимися (во время работы звучит музыка) | Творческое выполнение самостоятельной работы | Творческая работа. Композиционные поиски Индивидуальная работа Использование аудио материалов |
Итог урока. Рефлексия (2 минуты) | Обобщение темы урока. Анализ работ. | Рассматривают работы, оценивают их; | Самооценка работ учащимися, коллективная работа |
Приложение
1) Организационный момент
Художник
Наш Сережа, как художник,
Тяп да ляп – спешит всегда:
Рисовал в окошке дождик,
Получилась борода;
Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома – на утюги.
На кувшин без ручки – кошка,
Слон – на ящик и кровать.
И не может сам Сережка,
Кто и что тут, разобрать.
Удивляется – откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва,
Где-то сбоку, голова?
Ну а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
- Нет терпенья –
Нет уменья,
Нет уменья –
Толку нет!
2) Введение в тему урока
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.(Яблоко)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий... (апельсин)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет... (банан)
Надорвали край рубашки —
Вниз посыпались стекляшки.
Не собрать их все назад.
Что за плод такой? (Гранат)
Ну а это угадать
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом. (Мандарин)
Близнецы на тонкой ветке,
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий … (Виноград)
3) Основная часть
4) Физминутка
Мы отлично потрудились
И немного утомились
Приготовьтесь, все ребятки!
(Хлопки в ладоши.)
Танцевальная зарядка!
(Прыжки на месте.)
Мы похлопаем в ладоши
(Хлопки в ладоши.)
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
(Топаем ногами.)
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки.
Фрукт похож на неваляшку, Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала...
Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его?
Этот фрукт в рубашке яркой Любит, чтобы было жарко. Не растет среди осин Круглый рыжий...
Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран. Высоко растет...
Надорвали край рубашки — Вниз посыпались стекляшки. Не собрать их все назад. Что за плод такой?
Ну а это угадать Очень даже просто: Апельсин, ни дать, ни взять, Только меньше ростом.
Близнецы на тонкой ветке, Все лозы родные детки. Гостю каждый в доме рад. Это сладкий …
Илья Иванович Машков «Фрукты на блюде»
Илья Ефимович Репин «Яблоки и листья»
КОМПОЗИЦИЯ
Предварительный просмотр:
21. НАТЮРМОРТ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА
Живописный натюрморт является, конечно, самым популярным.
Но этот жанр существует не только в живописи. Графические натюрморты, выполненные акварелью или гуашью, могут быть не менее яркими.
С. Железняк. Арбуз и астры. Живопись: холст, масло.
Фернандо Ботеро. Натюрморт с арбузом. Скульптура: бронза
Джакомо Манцу. Стул с фруктами. Скульптура: бронза
Скульптурные натюрморты создают очень редко, обычно как эксперимент. Правда, этот жанр является достаточно популярным в декоративной скульптуре. Наверное, вы видели в старинных парках мраморные вазы, иногда даже с цветами и фруктами (конечно же, мраморными). Рельеф, который изображает книжки, может украсить библиотеку, а скульптурное изображение различных научных приборов - памятник известному ученому.
Н. Пухінда. Осенний натюрморт.
Графика: акварель, гуашь
И. Кир. Натюрморт со стеклянной посудой. Графика: пастель
А. Давыдова. Натюрморт. Графика: линогравюра
Конечно, жанр натюрморта существует и в художественной фотографии. Ныне он является чрезвычайно популярным и распространенным, ведь рекламные фотографии посуды или, например, фотографии блюд в кулинарных книгах есть именно натюрмортами! К этому жанру обращаются и настоящие мастера. Нередко они даже отказываются от цвета, создавая черно-белые снимки и именно так раскрывая красоту и загадочность обычных вещей.
Натюрморт-инсталляция из различных предметов театрального обихода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование елочной игрушки – рисование с натуры.
Конспект урока по изобразительному искусству. 1 класс....
Урок рисования. "Рисование с натуры весенних цветов:ландыш"
Урок рисования в классе коррекции...
Конспект урока по теме: Рисование с натуры. Фрукты.
Конспект урока по теме: Рисование с натуры. Фрукты.Тип урока: смешанный урокЦель: формирование изобразительных навыков в технике акварели;выполнить творческую работу по теме «Рисование с натуры....
Конспект занятия по рисованию для подготовительной группы на тему: «Рисование с натуры комнатного растения».
Предлагаю конспект занятия по рисованию на тему "Рисование с натуры комнатного растения"....
конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе. Тема: «Рисование с натуры. Фрукты"
Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализов...
Рисование с натуры овощей и фруктов.
Рисование с натуры овощей и фруктов....