Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Кузнецова Наталья Владимировна

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 1-4 классов! Данная программа развивает творческие способности учащихся!. Соответствует требованиям ФГОС!

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа №64»

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № 1

 от 29.08. 2016 г.

 Принято

на заседании педагогического совета

протокол № 1 от 01.09.2016

                              Утверждаю:

                               директор МБОУ «Школа №64»

                              _____________  Н.А. Меркулова

                              Приказ от 01.09.2016 № 165/21-о

                   

Рабочая программа

предмет                                                                                   Изобразительное искусство

уровень образования:                                                          начальное общее образование

количество часов:                          в неделю-1 ч., в год в 1 классе - 33 ч, во 2-4 классах -  34 ч, всего – 135 ч

Составила Кузнецова Наталья Владимировна, учитель  начальных классов

Составлено в соответветствии с ФГОС НОО, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, с изменениями на 31.12.2015

Составлено на основе  Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: интегрированная программа:1-4 классы/ Савенкова Л.Г.,  Ермолинская Е.А.- М.: Вентана-Граф, 2011. «Начальная школа 21 века»

УМК:  

Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное искусство: 1, 2, 3, 4  класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2011-2015.

Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ., Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя. – М: Вентана-Граф, 2012.

Изобразительное искусство. 1, 2, 3, 4 класс. Поурочное планирование. Система уроков по учебнику Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской. УМК "Начальная школа XXI века". ФГОС.- М.: Вентана-Граф, 2016.

Нижний Новгород                                                                                                                                                                                                                                                    2016 г.

Содержание

                                                                                                                                                                                    стр.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета                                                                                                         2 - 6
  2. Содержание учебного предмета                                                                                                                                                7-14
  3. Тематическое планирование                                                                                                                                                      15-26

  1. Планируемые  результаты освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

- целостное, гармоничное восприятие мира;

- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

- умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

- способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

- способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

- представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

- умение доводить работу до конца;

- способность предвидеть результат своей деятельности;

- адекватная оценка результатов своей деятельности;

- способность работать в коллективе;

- умение работать индивидуально и в малых группах;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать соб-ственное мнение.

Учащиеся получат возможность для формирования:

 устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

 понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

 понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;

 потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

 эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);

 восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;

 художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

 способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

 понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

- постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

- принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

- умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

- умение проводить самостоятельные исследования;

- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

- умение находить нужную информацию в Интернете;

- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

- обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в му-зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

- умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

- умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Предметными результатами обучения являются:

-сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне

-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;

-умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

-способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

-умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

-умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

-сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;

-активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

-понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;

-понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;

-умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов  в сказках, орнаменте, оформлении жилища;

-умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

-умение развивать предложенную сюжетную линию;

-сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

-умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

-умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

-умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

К концу 1 класса учащиеся научатся:

· называть расположение цветов радуги;

· различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;

· составлять дополнительные цвета из основных цветов;

· работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;

· использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);

· элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).

Учащиеся получат возможность научиться:

· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

· подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

· выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);

· определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).

К концу 2 класса учащиеся научатся:

· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

· составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;

· определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);

· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

· подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

· использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.

Учащиеся получат возможность научиться:

· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

· учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;

· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

· изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;

· выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;

· понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;

· выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;

· подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

К концу 3 класса учащиеся научатся:

· называть и различать основные виды изобразительного искусства;

· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

· узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.);

· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;

· выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

· лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;

· изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);

· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

· составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым.

Учащиеся получат возможность научиться:

· узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);

· сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

· применять цветовой контраст и нюанс, выразительны возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;

· правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

· моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;

· выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

· подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

примеры.

К концу 4 класса учащиеся научатся:

· различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;

· называть ведущие художественные музеи России и мира;

· различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;

· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);

· выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;

· изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;

· передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;

· использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;

· изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;

· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

· определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);

· изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;

· выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;

· выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

Учащиеся получат возможность научиться:

· сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;

· узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;

· использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;

· использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

· передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;

· моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;

· выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

· различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;

· использовать стилизацию форм для создания орнамента;

· создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).

· оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

 

II. Содержание учебного предмета.

1 класс (33 ч)

I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).

1.2. Формирование представлений учащихся о происхождение искусства.

Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.

Инструменты и художественные материалы современного художника.

1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

1.4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.

1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.

1.6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.

1.7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.

1.8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.

1.9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.

1.10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.

1.11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

1.12. Развитие индивидуального чувства формы.

1.13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.

1.14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.

1.15. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.

1.16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.

1.17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.

II. Развитие фантазии и воображения

Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.

2.1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».

2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенные) цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.

2.3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях.

2.4. Изображение движения.

2.5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.

2.6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.

2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.

2.8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.

2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).

2.10. Форма и украшение в народном искусстве.

2.11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.

III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика

3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.

3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). Приёмы работы с графическими материалами.

3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.

3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.

3.5. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.

3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.

2 класс (34 ч)

I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

1.1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.

1.2. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных от наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в ин терьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.

1.3. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.

1.4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.

1.5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.

1.6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.

1.7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

1.8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.

1.9. Освоение окружающего пространства как среды, в котором все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.

1.10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.

1.11. Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).

1.12. Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.

1.13. Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.

1.14. Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве. Театр «Теремок»

1.15. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.

1.16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.

1.17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.

II. Развитие фантазии и воображения)

Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различие в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии, линия, пятно ритм в живописи).

2.1.Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение — условие развития фантазии и воображения.

2.2.Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.

2.3.Выполнение композиций для передачи настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.

2.4.Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.

2.5.Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.

2.6.Выполнение самостоятельно икебаны с применением природных материалов.

2.7.Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.

2.8.Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.

2.9.Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.

2.10.Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.

2.11.Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусства. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.

III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

3.1.Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места хранения произведений искусства.

3.2.Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.

3.3.Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.

3.4.Писатель-художник-книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.

3.5.Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России. 3.6. Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем, фотографией.

3.7.Тема любви, дружбы, семьи в искусстве.

3 класс (34 ч)

I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

1.1.Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.

1.2.Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.

1.3.Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).

1.4.Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и другие).

1.5.Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.

1.6.Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.

1.7.Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.

1.8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.

1.9.Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению). Мужская и женская красота в произведениях искусства.

1.10.Передача объема в живописи и графике.

1.11.Понятие стилизации. Использование приема стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности, создать летающий объект.

1.12.Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).

1.13. Передача динамики в объемном изображении — лепка по памяти фигуры человека в движении.

1.14.Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.

1.15.Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. Техника рельефа.

1.16.Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве, обобщенность, силуэт.

1.17.Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зеленые, желтые, малиновые, голубые.

1.18.Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи».

1.19.Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

II. Развитие фантазии и воображения

2.1.Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.

2.2.Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.

2.3.Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.

2.4.Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.

2.5.Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.

2.6.Художник в театре. Художник и зритель. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с необходимыми атрибутами сцены, оформлением костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.

2.7.Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза, проекта): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Разнообразие форм в архитектуре. Путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).

2.8.Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.

2.9.Знакомство с народными художественными промыслами России (в т. ч. Вологодской области – р. к.) в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.

2.10.Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.

2.11.Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.

III. Художественно – образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

1.Выразительные средства изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство): форма, объем, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.

2.Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.

3.Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.

4.Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический.

Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург); Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); местный музей. 

5.Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.

6.Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей. Образ защитника Отечества.

4 класс (34 ч)

I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

Художник — творец и природа. Искусство в окружающей предметно-пространственной среде. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство, религиозные верования разных народов.

1.1.Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от природы, которая покоряет многообразием состояний, форм, цветов, звуков, ароматов, ритмов, игрой света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира. Природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.

1.2.Развивать представление об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок песен, танцев с природным окружением.

1.3.Освоение разными народами природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живет в своем природном пространстве, которые отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.         

1.4.Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору, развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.

1.5.Содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.

1.6.Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.

1.7.Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.

1.8.Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека) Изображение человека по наблюдению.

1.9.Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (черно-белое изображение). Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы.

1.10.Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характеров героев, природного и бытового пространства.

1.11.Коллективные исследования материалов народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общие и отличительные черты одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.

1.12.Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам.

Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.

1.13.Пропорции человека. Лепка в глине или пластилине. Связь одежды с регионом и климатическими условиями.

1.14.Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно-пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке.

1.15.Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца и ворот избы. Формирование представлений о том, как по украшению дома можно судить о его хозяине.

1.16.Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа.

1.17.Изображение замкнутого пространства. Представление о трехмерном пространстве помещения и его изображение на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина (ширина). Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и другие) их форма, украшения, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа, об окружающей природе (растительном и животном мире).

II. Развитие фантазии и воображения

Введение учащихся в мир фантазии, воображаемое пространство разных народов. Освоение сюжетного разнообразия сказок; отражение в сказке жизни народа, особенностей трудовой деятельности; характера флоры и фауны окружающей природы.

2.1.Самостоятельное вычленение творческой задачи. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.

2.2.Творческие работы на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.

2.3.Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды.

2.4.Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.

2.5.«Путешествия на машине времени» (перемещение в другие миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе музыкальные).

Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

2.6.Изучение особенностей формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.

2.7.Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.

2.8.Символика народного орнамента, узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: как они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались.

2.9.Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создает вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое прикладное значение).

2.10.Подготовка одного большого художественного события на темы сказок или такие темы, как: «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка».

2.11.Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.

III. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

3.1.Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

3.2.Народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская), росписи (жостово, городец, хохлома).

Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследований на темы: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живете. Какие природные материалы мастера использовали в их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?

3.3.Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.

3.4.Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.

3.5.Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, динамики, смыслового содержания.

3.6.Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения каждого художника.

III.Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела и тем

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 класс

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

                                                                                                                            16

1

Художник-живописец. Освоение техники работы кистью и красками. Выполнение работ по материалам наблюдений за природой.

1

2

Наскальная живопись древних людей.

1

3

Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков.

1

4

Изобразительная плоскость.

1

5

Художник-график. Знакомство
с разными художественными материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом).

1

6

Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами: лист сирени и лист дуба; морковь и свёкла; узор ветвей, ритм стволов («Деревья зимой»). Соотношение земли, неба; выделение главного предмета в композиции

1

7

Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете

1

8

Освоение жизненного пространства человека и животного

1

9

. Динамика в изображении

1

10

Художник-скульптор. Освоение техники лепки (пластилин, глина). Создание своей игрушки на основе наблюдения за домашними животными

1

11

Представление о рельефе. Лепка этюдов животных по памяти и представлению. Соотношение размеров и объёмов в композиции

1

12

Художник-прикладник. Стилизация в изобразительном искусстве. Изображение по материалам наблюдений

1

13

Использование в декоративной лепке готовых форм (каркас) — композиция «Ярмарка игрушек»

1

14

Великий художник — природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева

1

15

Перевод реального изображения в декоративное

1

16

Выполнение декоративного фриза. Коллективное творчество.

Освоение навыков работы гуашевыми красками. Создание фантастических композиций по представлению Освоение работы с бумагой. Аппликация на основе неожиданных цветовых отношений

1

II Развитие фантазии и воображения   11

17

Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Превращение кляксы в животное. Изображение животного, образ которого создан в музыке

1

18

Создание картин-фантазий. Работа с литературными текстами.

1

19

Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Работа в разных техниках и разными материалами (акварель, цветные мелки, фломастеры, аппликация из цветной бумаги)

1

20

Передача движения.

1

21

Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах

1

22

Фотографирование человека или животного в движении

1

23

Импровизация. Выполнение цветовых этюдов на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Передача в цвете настроения, вызванного восприятием картины, сказки, музыки (мелодии). Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти. Создание композиций по впечатлению на передачу настроения, динамики. Музыка в картине и стихах

1

24

Художник-скульптор. Создание трёхмерного объёмного образа по мотивам собственных фантазий, объектов фото- и видеосъёмок на природе

1

25

Художник-архитектор. Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги «Детская игровая площадка». Работа в группах по 3–4 человека. Использование в композиции игрушек, созданных из бумаги на основе упаковки.
Работа над интерьером и его украшением. Создание «дома» для себя или для любимой куклы. Работа в группах по 3–5 человек

1

26

Внутреннее архитектурное пространство и его украшение. Работа по мотивам литературных произведений (сказок): В царстве Снежной королевы», «Сказочный город», «Волшебный город Радуги»

1

27

Работа с литературными сказочными произведениями. Создание композиции помещения, сада, строения в природной среде по описанию в сказке

1

III Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика   

                                                                                  6

28

Игра на основе обмена мнениями о произведениях живописи, бесед о природе (по впечатлениям от прогулок в лесу или парке; посещения музея, выставки, просмотра видеоматериалов)

1

29

Наблюдение за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе

1

30

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; бытовой и исторический жанры. Знакомство с художниками: А.М. Герасимов, Р.Р. Фальк, А.Г. Венецианов, Э. Дега, К.С. Петров-Водкин, А. Матисс, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих

1

31

Художник-живописец. Отображение в живописи настроения, чувств автора.

Развитие способности наблюдать  за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. А.В. Лентулов, В.В. Кандинский, И.И. Левитан, Н.К. Рерих, П. Сезанн, К. Моне, Н.П. Крымов

1

32

Художник-скульптор. Материалы и инструменты художника-скульптора. Портрет в скульптуре. Микеланджело, В.И. Мухина, Ф.Ф. Каменский, А.М. Матвеев

1

33

Понятие музея. Экспозиция

1

2 класс

I Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

                                                                                                                                                17

1

Формирование у детей интереса к разным искусствам путём наблюдения

1

2

Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке. Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Выполнение цветовых и графических композиций без конкретного изображения; передача впечатления, полученного на прогулке, от прослушанного стихотворения или музыкального произведения

1

3

Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами

1

4

Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям. Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры. Заочные (видео) путешествия в музеи писателей, композиторов

1

5

Интерьер и его музыка. Изображение своей комнаты, предметы которой рассказывают об увлечениях хозяина

1

6

Открытое пространство. Рассуждения об открытом и о закрытом пространстве.

Задумать путешествие и изобразить его маршрут со всеми подробностями

1

7

В каждом пространстве свои ароматы и звуки, которые создают настроение. Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером; общее и особенное в них

1

8

Освоение человеком пространства земли. Зависимость архитектуры от климата и ландшафта. Тема композиции: «Дом и окружающий его мир природы»

1

9

Художник-архитектор проектирует внешнюю и внутреннюю форму здания, создаёт проект на бумаге. Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве. Создание композиций на темы: «Игры на полу», «Я собираюсь в школу»

1

10

Изображение по памяти и наблюдению.

1

11

Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя (на основе коробки

1

12

Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки

1

13

Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала

1

14

Работа с литературными текстами (сказками). Создание композиции по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет по выбору).

Организация и проведение групповых исследований на тему «Народные художники»

1

15

Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. Декоративная роспись. Гуашь

1

16

Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания. Создание рисунка для изразца — яркий, весёлый образ птицы или зверя. Конструирование симметричных форм из бумаги в объёме — шапочек, новогодних игрушек

1

17

Форма, цвет, фактура в декоративно-прикладном искусстве. Создание предметов декоративно-прикладного искусства.

1

                                     II Развитие фантазии и воображения                                                   11

18

Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию.

1

19

Былины и сказки сегодня». Сочинение своих былин о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе. Сочинение сюжетных композиций на тему благородных, смелых, добрых поступков людей (по мотивам сказок, литературных произведений, реальных событий из жизни)

1

20

Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы

1

21

Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира.

1

22

Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты

1

23

Создание необычной композиции из обычных предметов.

1

24

Работа с природным материалом.

1

25

Освоение бумажной пластики и работы с готовыми и реальными формами при создании объёмной композиции

1

26

Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки. Изображение на основе аудиоинформации: музыкальные образы, портреты героев любимых сказок и др.

1

27

Создание карты местности.

1

28

Упражнения на цветовое восприятие звука.

1

III.Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

                                                                                                                                                                                            6

29

Упражнения на цветовое восприятие звука.

1

30

Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу).

Коллективный проект «Архитектура моего города»

1

31

Средства художественной выразительности. Э. Мане, О. Ренуар, А.А. Дейнека, С.В. Герасимов, К.С. Петров-Водкин, К. Моне, М.А. Врубель, А.Я. Головин, В. Ван Гог, К.А. Коровин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, П. Пикассо, П. Синьяк.

Встреча с художником (в мастерской, в школе, по видео- и киноматериалам). Наблюдение за работой художника над картиной, наброском, эскизом

1

32

Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета. В.Д. Поленов, И.Ф. Хруцкий, С.Ф. Щедрин, И.И. Шишкин, М.С. Сарьян, И.И. Левитан, К.А. Коровин, В.Ф. Стожаров

1

33

Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Художники-иллюстраторы: Е.И. Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А. Васнецов, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, М.П. Митурич

1

34

Красота произведений декоративно-прикладного искусства

Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности. Организация обсуждений фильма, нахождение сходства и различий. Беседа о создании средствами живописи, графики, скульптуры образов героев, известных по литературе и другим видам искусства (музыка, театр)

1

3 класс

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

                                                                                                                                                                                                        17

1

Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт.

1

2

Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Работы на пленэре — этюды

1

3

Открытое и закрытое пространство. Работа в технике акварели «по сырому»

1

4

Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра. Условное изображение карты рельефа, художественное отображение ландшафта в картине. Исследование ландшафта родной природы.

1

5

Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции: вертикальный, горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный и др.

1

6

Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Передача ритмического рисунка журавлиного клина. Работа в смешанной технике

1

7

Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. Передача в пейзаже двух разных состояний природы — солнечного дня и пасмурного утра

1

8

Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика).

1

9

Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: весна — изготовление скворечника, посевная; лето — сенокос, езда на велосипеде, купание; осень — сбор урожая, начало учебного года; зима — катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы

1

10

Освоение разнообразных видов штриха. Зависимость штриха от используемого графического материала и характера изображаемого предмета. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы — яблока, чашки

1

11

Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата по выполненным наброскам.

Создание конструкции летательного аппарата в технике бумажной пластики

1

12

Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура.

1

13

Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего.

1

14

Работа в малых группах. Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. ПИспользование несложного каркаса. Предварительное обсуждение эскиза будущей работы и распределение обязанностей

1

15

Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказкам

Х.-К. Андерсена, Н.Н. Носова, Дж. Родари.

1

16

Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей. Основой вазы может стать стеклянная ёмкость (бутылка, пузырёк или баночка). Лепка из цветного пластилина или работа с помощью бумаги и клея

1

17

Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными.

Работа в определённой цветовой гамме: сближенные цвета — мягкая цветовая гамма (замутнение цвета чёрным, белым); яркие, чистые цвета – «праздник красок

1

                         II. Развитие фантазии и воображения                                              11

18

Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. Развитие умения определять выразительный язык художественного произведения, созвучный настроению, ритму природы

1

19

Композиции на передачу контраста в рисунке.

1

20

Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. Образное определение звуков в цвете и форме. Воспитание потребности выразить визуальными средствами звуки природы

1

21

Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации)

1

22

Коллективные творческие исследования, связанные с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц) разными художниками в текстах сказок, былин, сказаний. Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете

1

23

Создание сюжетных объёмно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки. Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок (можно для кукольного спектакля). Использование большой картонной коробки

1

24

Вовлечение школьников в мир сказочных героев, способных мгновенно изменить пространственную среду в зависимости от своего желания (цветовое, световое, предметное

окружение). Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения

1

25

Зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. Создание предметов декоративно-прикладного искусства на темы: «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной», «Кувшин „Поющий петух“». Декоративная лепка: глина, пластилин

1

26

Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах, в технике бумажной пластики. Применение в работе пузырьков, бутылочек, коробок для каркаса

1

27

Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. Роль знака и символа в жизни. Цвет и форма в знаковом изображении. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. Работа на небольших форматах. Декоративная роспись камня узором. Работа фломастерами или цветными карандашами

1

28

Формирование представления о характере и форме украшений (драгоценные и поделочные камни). Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой или Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин), созвучных повтору звуков в скороговорке (по выбору) или по сказке (например, «Кот, дрозд, лиса и петух»). Обратить внимание на ритм и проговаривание слов в скороговорке

1

III. Художественно – образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

                                                                                                                                         6                                                                                                                                                                                                                  

29

Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Выразительные средства изобразительного искусства (цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция, композиция)

1

30

Восприятие произведений разных видов искусства. Обсуждение, построенное на сравнении, нахождении общего и особенного в каждом виде искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики

1

31

Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Виды графики

1

32

Организация и проведение экскурсий (заочных и очных), бесед, обсуждений. Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий

1

33

Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин, В. Ван Гог, И.К. Айвазовский

1

34

Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. Беседы, обсуждения, выполнение зарисовок архитектурных сооружений своего региона

1

4 класс

I.Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму                      17

1

Графические зарисовки, пленэрные работы. Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна.

1

2

Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве — в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях. Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов.

1

3

Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы (гор, степей, морей, лесов) с помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные композиции). Колорит — средство выразительности изобразительного искусства.

1

4

Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции (наброски с образцов народной архитектуры, находящихся в регионе, с природных объектов, пейзажей

1

5

Чем похожи и чем различаются картины, произведения декоративно-прикладного искусства разных художников друг от друга В каком уголке земли, в какой стране могли появиться пейзажи, изображённые на картинах и рисунках?

1

6

Освоение разнообразия тем, сюжетов творческих работ художников. Пейзажные и сюжетные композиции.

7

Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. Работа с репродукциями картин в электронном виде: с помощью компьютерной графики изменять цветовую гамму композиции; проанализировать, как от этого изменяется эмоциональное звучание картины

1

8

Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Создание сюжетных композиций на бытовые темы

1

9

Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения или предметов, изображённых на разных картинах, так, чтобы по натюрморту можно было определить, с каким народом эти предметы традиционно связаны

1

10

Создание коллективной объёмно-пространственной композиции.

1

11

Исследование: изучение традиций народа. Создание декоративных композиций по результатам исследования, например в технике аппликации.

1

12

Работа с литературой: традиции, отображённые в сказках народов Кавказа, Центральной России, Казахстана, Китая и др. Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Передача характерных поз, движений персонажей

1

13

Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (погонщик верблюдов, балалаечник, лотошник, сапожник, гончар, пастух с животными)

1

14

Создание коллективной объёмно-пространственной композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины.

1

15

Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Эскизы рельефных украшений. Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата

1

16

Изучение флоры, фауны региона. Создание своего орнамента на основе результатов исследования.

1

17

Создание проекта интерьера (закрытого пространства).

1

                            II.Развитие фантазии и воображения                                                                                        11

18

Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский).

1

19

Заочные экскурсии и путешествия, знакомящие с искусством разных эпох и народов. Изучение жизни разных этнических и социальных групп.

1

20

Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох, например народных, колыбельных, праздничных песен, на темы: костюм, предметы быта, украшения, печи и др. Аппликация, коллаж

1

21

Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения. Абстрактная объёмная форма на передачу активного движения. Лепка по мотивам народной музыки и танца.

1

22

Организация коллективных «путешествий» всем классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос. Создание на эти темы объёмно-пространственных коллективных композиций

1

23

Творческое исследование.

Зарисовки деталей украшений народной игрушки, отображение взаимозависимости формы и цвета, формы и украшения. Создание декоративных композиций.

1

24

Составление собственных узоров для крестьянской одежды, например мужской рубашки и женского сарафана. Создание эскиза ковра из войлока, в орнаменте которого используется символика и цветовая гамма, присущие казахскому народному искусству

1

25

Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными

1

26

Изготовление в технике бумажной пластики кукольных персонажей — героев народных сказок. Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов — Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки

1

27

Организация и проведение в классе или между классными коллективами «художественного события», посвящённого народному искусству своего региона

1

28

Организация и проведение индивидуальных и групповых исследований окружающей флоры и фауны; отображение её объектов в местных народных росписях

1

III.Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

                                                                                 6                                                                                                                                                                                                                  

29

Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве

1

30

Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. Формирование способности самостоятельно сопоставлять, сравнивать, анализировать произведения народных промыслов Развитие умения находить образы природных объектов в элементах украшения

1

31

Формирование понятий «природные условия», «рельеф местности». Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры.

1

32

Формирование представлений о солярных (солнечных) знаках, например: волнистая линия синего цвета — вода, круг — солнце, ромб (квадрат) с точками — пахотная земля и зерно. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента

1

33

Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.)

1

34

Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека — один из главных элементов композиции.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...