Рабочая программа по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2009 г. к результатам освоения основной образовательной программы, Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2011 г.), авторской программы начального общего образования по технологии авторов Б.М.Неменского (УМК «Школа России»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andreeva_e.g._izo_2_klass.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №7 им. В.Н. Пушкарёва»
муниципального образования «Островский район»
Рассмотрено: руководитель РМО _________/Фёдорова Т.В./ Протокол №____ от «__»________2016г. | Утверждено: Директор МБОУ «СШ № 7 им. В.Н. Пушкарева» ________/Панчук Л.А. Приказ № ____ от «__»________2016г. |
Рабочая программа
по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
второй класс
на 2016 – 2017 учебный год
ФГОС НОО
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2009 г. к результатам освоения основной образовательной программы, Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2011 г.), авторской программы начального общего образования по технологии авторов Б.М.Неменского (УМК «Школа России»).
Предметная область «Искусство».
Количество часов в год: 34 Кол-во часов в неделю: 1
Программу составила
учитель начальных классов
Андреева Е.Г.
Остров
2016
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
1.Федеральный закон от 29. 12.12. №273 — ФЗ «Об образовании в РФ»
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986, зарегистрированный Минюстом России 3 февраля 2011 года № 19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 № 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2015 № 35916);
8. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)
9. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
10.Инструктивно-методическое письмо «О реализации учебных планов в общеобразовательных учреждениях Псковской области в 2015-2016 учебном году» от 29.04.2015 №ОБ-13-1439.
11.Устав МБОУ «СШ №7 им. В.Н. Пушкарева»
12. Учебный план МБОУ «СШ №7 им. В.Н. Пушкарева» на 2016- 2017 учебный год
13. Сборник рабочих программ «Школа России» 2 класс М.: Просвещение, 2011
14. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «СШ №7 им. В.Н. Пушкарева».
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
С использованием учебников Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. Учебник 4 класс. М.: Просвещение 2014
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
2. Содержание курса.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Чем и как работают художники | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чём говорит искусство | 8 |
4 | Как говорит искусство | 8 |
5 | Резервные уроки | 3 |
ИТОГО: | 34 часа |
Как и чем работает художник (8 ч)
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (осенних цветов).
Задание: изображение цветов, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Материалы: гуашь (три краски), крупные кисти, большие листы белой бумаги.
Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие три основные краски и их смешение (составные цвета); практический показ смешения гуашевых красок.
Белая и чёрная краски
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Тёмное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и чёрной. Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.
Задание: изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.
Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы белой бумаги.
Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях: гроза, буря и т. д. – и произведения художников (Н.Рерих, И.Левитан, А.Куинджи и др.); практический показ смешения цветов.
Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели.
Выразительные возможности этих материалов.
Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.
Материалы: пастель или мелки, акварель, бумага белая или серая суровая (оберточная).
Зрительный ряд: наблюдение природы; слайды видов осеннего леса и произведения художников на эту тему.
Музыкальный ряд: П. Чайковский. «Осень» (из цикла «Времена года»).
Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.
Выразительные возможности аппликации
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.
Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1-3 панно) (по памяти и впечатлению).
Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, бумага или холст.
Зрительный ряд: живые листья; слайды видов осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями.
Музыкальный ряд: ноктюрны Ф.Шопена; П.Чайковский. «Сентябрь».
Литературный ряд: Ф. Тютчев. «Листья».
Выразительные возможности графических материалов
Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Задание: изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
Материалы: тушь (или чёрная гуашь, чернила), перо, палочка, тонкая кисть или уголь.
Зрительный ряд: наблюдения природы или слайды деревьев зимнего леса.
Музыкальный ряд: П. Чайковский. «Декабрь» (из цикла «Времена года»).
Литературный ряд: М. Пришвин. «Рассказы о природе».
Выразительность материалов для работы в объёме
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.
Задание: изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.
Материалы: пластилин, стеки.
Зрительный ряд: наблюдение выразительных объёмов в природе: корни, камни; слайды животных и скульптурные произведения; мелкая пластика из разных материалов в оригинале; репродукции работ скульптора В. Ватагина.
Литературный ряд: В. Бианки. «Рассказы о животных».
Выразительные возможности бумаги
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод плоского листа в разнообразные объёмные формы. Склеивание простых объёмных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»).
Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению.
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макеты прошлого года, выполненные учащимися; показ приёмов работы с бумагой.
Неожиданные материалы (обобщение темы)
Понимание красоты художественных материалов: гуаши, акварели, мелков, пастели, графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов. Сходство и различие материалов. Неожиданные материалы. Итоговая выставка работ.
Задание: изображение ночного праздничного города
Материалы: неожиданные материалы (серпантин, конфетти, семяна, нитки, трава и т. д.), тёмная бумага..
Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность
Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Задание: изображение любимого животного.
Материалы: гуашь (одна или две краски), цветная бумага, кисть.
Зрительный ряд: произведения искусства; фотографии с изображением птиц и зверей.
Изображение и фантазия
Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Задание: изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (желательно цветной, тонированной).
Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве.
Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений.
Украшение и реальность
Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие её форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.д.). развитие наблюдательности.
Задание: изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
Материалы: уголь, мел, кисть тонкая, тушь или гуашь (один цвет), бумага.
Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденной глазами художника.
Украшение и фантазия
Мастер Украшения учится у природы, изучает её. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование её с помощью фантазии.
Задание: изображение кружева, украшение узором воротничка, кокошника, закладка для книги).
Материалы: любой графический материал (один-два цвета).
Зрительный ряд: слайды кружев, бижутерии, бисерного шитья, вышивок.
Музыкальный ряд: ритмические сочетания с преобладанием повт.ритма.
Постройка и реальность
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчёл, ракушки, орехи и т.д.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.
Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа).
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды самых различных построек (дома, вещи), природных конструкций и форм.
Постройка и фантазия
Мастер Постройки учится у природы. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Задание: создание макетов фантастических зданий, конструкций «Фантастический город» (индивидуально-групповая работа по воображению).
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды построек, способных пробуждать детскую фантазию; слайды работ и проектов архитекторов (Ле Корбюзье, Гауди); ученические работы прошлых лет.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
Взаимодействие трёх видов художественной деятельности – изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы.
Задание: Конструирование (моделирование) и украшение ёлочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно.
Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, маленькие кисти.
Зрительный ряд: детские работы за четверть, слайды и оригинальные произведения.
О чём говорит искусство (8 ч)
Изображение природы в различных состояниях
Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.
Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т.д.).
Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.
Изображение характера изображаемых животных
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре.
Задание: изображение животных весёлых, стремительных, угрожающих.
Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), бумara.
Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам.
Литературный ряд: русские народные сказки; Д.Р.Киплинг. «Маугли».
Музыкальный ряд: К.Сен-Санс. «Карнавал животных».
Изображение характера человека в изображении (женский образ)
Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, своё понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта т.д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства.
Задание: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна -Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых персонажей, другие - злых.
Материалы: гуашь или пастель (мелки), цветная бумага (для фона).
Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина.
Литературный ряд: А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане ... ».
Изображение характера человека в изображении (мужской образ)
Изображая, художник выражает своё отношение к нему, что он изображает. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.
Задание: изображение доброго и злого героя из знакомых сказок..
Мlатериалы: гуашь (ограниченная палитра), обои, оберточная бумага (грубая), цветная бумага.
Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибин.
Литературный ряд: А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане ... », отрывки из былин.
Музыкальный ряд: музыка Н.Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане».
Образ человека в скульптуре
Возможности создания разнохарактерных героев в объёме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объёме – скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.
Задание: создание в объёме образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха, Баба-яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.
Материалы: пластилин, стеки, дощечки.
Человек и его украшения
Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она (например, смелый воин-защитник или злой воин). Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
Задание: Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников.
Материалы: гуашь, кисти, заготовки из больших листов бумаги.
Зрительный ряд: слайды старинного русского оружия, кружев женских костюмов.
О чём говорят украшения
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы. Но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.
Задание: Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.
Материалы: гуашь, кисти, клей, склеенные листы или обои, заготовки из белой бумаги одинаковых корабликов.
Зрительный ряд: слайды картин Н. Рериха, иллюстрации И. Билибина; произведения народного искусства.
Образ здания
Здания выражают характер тех, кто в них живёт. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни.
Задание: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы)
Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.
Как говорит искусство (8 ч)
Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями тёплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе. Чёрная и белая краски не применяются).
Материалы: гуашь без чёрной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.
Зрительный ряд: слайды угасающего костра; методическое пособие по цветоведению.
Музыкальный ряд: фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Тихие и звонкие цвета
Смешение различных цветов с чёрной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжёлых и нежных, лёгких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Задание: изображение весенней земли (работа по памяти и впечатлению).
Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.
Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана; методическое пособие по цветоведению.
Музыкальный ряд: э. Григ. «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»).
Литературный ряд: рассказы М. Пришвина, стихи С. Есенина о весне.
Что такое ритм линий
Ритмическая организация листа с помощью линий. Измерение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Задание: изображение весенних ручьев.
Материалы: пастель или цветные мелки.
Музыкальный ряд: А.Аренский. «Лесной ручей», «Прелюдия»; Э.Григ. «Весной».
Литературный ряд: М. Пришвин. «Лесной ручей».
Характер линий
Выразительные возможности линий. многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток.
Задание: изображение нежных и могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и по памяти).
Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.
Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки; слайды с изображением веток.
Литературный ряд: японские трехстишия.
Ритм пятен
Ритм пятен передаёт движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полёт, птицы летят тяжело или легко.
Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная.
Материалы: гуашь, белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.
Пропорции выражают характер
Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Задание: конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки, картон.
Зрительный ряд: птицы реальные и сказочные (слайды, иллюстрации, игрушка).
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности (обобщение темы)
Ритм пятен, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
Материалы: большие листы для панно, гуашь, бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему «Весна»; слайды веток, весенних мотивов.
Обобщающий урок года
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать праздником, радостным событием в школьной жизни. Урок проводится в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. В игре-беседе учителю помогают три Брата-Мастера. На уроки приглашаются (по возможности) родители и другие учителя.
3. Календарно – тематическое планирование
Номер урока в году | Номер урока в теме | дата | факт | Тема урока |
Чем и как работают художники (8 ч) |
1 | 1 | Вводный урок. Три основных цвета - жёлтый, красный, синий. Изображение цветов по памяти. | |||
2 | 2 | Белая и черная краски. Рисование по представлению природной стихии. | |||
3 | 3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображаем осенний лес. | |||
4 | 4 | « Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. | |||
5 | 5 | Выразительные возможности графических материалов. Графика зимнего леса. | |||
6 | 6 | Выразительность материалов для работы в объеме. «Звери в лесу» | |||
7 | 7 | Выразительные возможности бумаги. « Птицы в лесу». | |||
8 | 8 | Для художника любой материал может стать выразительным. « Композиция из сухих трав и цветов» | |||
Реальность и фантазия (7 ч) | |||||
9 | 1 | Изображение и реальность. « Наши друзья-птицы» | |||
10 | 2 | Изображение и фантазия. « Сказочная птица» | |||
11 | 3 | Украшения и реальность. « Веточки деревьев с росой и паутинкой» | |||
12 | 4 | Украшения и фантазия. «Кокошник» | |||
13 | 5 | Постройка и реальность | |||
14 | 6 | Постройка и фантазия | |||
15 | 7 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | |||
О чём говорит искусство (8 ч) | |||||
16 | 1 | Выражение характера изображаемых животных | |||
17 18 | 2 3 | Изображения характера человека: мужской образ | |||
19 20 | 4 5 | Изображение характера человека: женский образ | |||
21 | 6 | Образ человека и его характер, выраженный в объеме. | |||
22 | 7 | Изображение природы в различных состояниях | |||
23 | 8 | Выражение характера человека через украшение. | |||
Как говорит искусство (8 ч) | |||||
24 | 1 | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. | |||
25 | 2 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | |||
26 | 3 | Линия как средство выражения: ритм линий. | |||
27 | 4 | Линия как средство выражения: характер линий. | |||
28 | 5 | Ритм пятен как средство выражения. | |||
29 | 6 | Пропорции выражают характер | |||
30 | 7 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы) | |||
31 | 8 | Обобщающий урок. | |||
32-33 | Резерв |
Материально – техническое обеспечение
1.Учебное оборудование:
а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, классная доска) б) учебные (столы, доска)
2. Собственно учебные средства:
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. Учебник 4 класс. М.: Просвещение 2014
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
1. Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. М.: Просвещение 2013
4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)
1. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
2.Альбомы по искусству 3.Учебно-наглядные пособия в виде таблиц.
5 Электронные образовательные ресурсы:
- http://www.edu.ru –каталог образовательных интернет - ресурсов
- http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
Рабочая программа Предмет «Изобразительное искусство» для начального общего образования
Изобразительное искусство. Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и в...
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство»
Цели программы:-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;- воспитание нравственных чувств, уважение к культуре...
Рабочая программа предмета Изобразительное искусство, 1-4 классы
В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерал...
Рабочая программа предмет Изобразительное искусство 1-4 класс
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство1-4 классы». Она соответствует требо...