Рабочая программа по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Андреева Елена Геннадьевна

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  2009 г. к результатам освоения основной образовательной программы, Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2011 г.),  авторской  программы начального общего образования по технологии  авторов Б.М.Неменского  (УМК «Школа России»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andreeva_e.g._izo_2_klass.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №7  им. В.Н. Пушкарёва»

муниципального образования «Островский район»

Рассмотрено:

руководитель РМО

_________/Фёдорова Т.В./

Протокол №____

от «__»________2016г.

Утверждено:

Директор МБОУ «СШ № 7

им. В.Н. Пушкарева»

________/Панчук Л.А.

Приказ № ____

от «__»________2016г.

Рабочая программа

по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО  

второй класс

на 2016 – 2017 учебный год

ФГОС   НОО

     Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  2009 г. к результатам освоения основной образовательной программы, Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2011 г.),  авторской  программы начального общего образования по технологии  авторов Б.М.Неменского  (УМК «Школа России»).

Предметная область «Искусство».

                                                                                                     

 

  Количество часов в год:  34                                                                                                                                       Кол-во часов  в неделю:  1

Программу составила

учитель начальных классов

Андреева Е.Г.

Остров

2016


НОРМАТИВНАЯ БАЗА

1.Федеральный закон от 29. 12.12. №273 — ФЗ «Об образовании   в РФ»

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от             6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России    22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от            4 октября 2010 года № 986, зарегистрированный Минюстом России 3 февраля 2011 года № 19682 «Об утверждении федеральных требований к  образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости  учебного процесса  и оборудования учебных помещений»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от           26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373»;

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от          22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373»;

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012  № 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".  

7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2015 № 35916);

 8. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-    эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)

9. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

 10.Инструктивно-методическое письмо «О реализации учебных планов  в общеобразовательных учреждениях Псковской  области в 2015-2016 учебном году»  от 29.04.2015  №ОБ-13-1439.

11.Устав МБОУ «СШ №7 им. В.Н. Пушкарева»

12. Учебный план МБОУ «СШ №7 им. В.Н. Пушкарева» на 2016- 2017 учебный год

13. Сборник рабочих программ «Школа России» 2 класс  М.: Просвещение, 2011

14. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «СШ №7 им. В.Н. Пушкарева».

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

       Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

         Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

                     1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

         В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

           Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

           

   Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

       С использованием учебников Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. Учебник  4 класс. М.: Просвещение 2014

                 Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета           

Обучающийся  научится: 

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,   флористика, гончар;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

-   эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

-   особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

-  знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

-   способы и приёмы обработки различных материалов;

-   организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

-   передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-   составлять композиции с учётом замысла;

-   конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

-   конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

-   конструировать из природных материалов;

-   пользоваться простейшими приёмами лепки.

           

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

2. Содержание курса.

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Чем и как работают художники

8

2

Реальность и фантазия

7

3

О чём говорит искусство

8

4

Как говорит искусство

8

5

Резервные уроки

3

ИТОГО:

34 часа

                                                  Как и чем работает художник (8 ч)

Три основных цвета – жёлтый, красный, синий

    Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (осенних цветов).

Задание: изображение цветов, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.

Материалы: гуашь (три краски), крупные кисти, большие листы белой бумаги.

Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие три основные краски и их смешение (составные цвета); практический показ смешения гуашевых красок.

Белая и чёрная краски

Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Тёмное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и чёрной. Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.

Задание: изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.

Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы белой бумаги.

Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях:   гроза,   буря   и   т. д. –  и произведения     художников (Н.Рерих, И.Левитан, А.Куинджи и др.); практический показ смешения цветов.

Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности

Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели.

Выразительные возможности этих материалов.

Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.

Материалы: пастель или мелки, акварель, бумага белая или серая суровая (оберточная).

Зрительный ряд: наблюдение природы; слайды видов осеннего леса и произведения художников на эту тему.

Музыкальный ряд: П. Чайковский. «Осень» (из цикла «Времена года»).

Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.

Выразительные возможности аппликации

    Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.

Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1-3 панно) (по памяти и впечатлению).

Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, бумага или холст.

Зрительный ряд: живые листья; слайды видов осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями.

Музыкальный ряд: ноктюрны Ф.Шопена; П.Чайковский. «Сентябрь».

Литературный ряд: Ф. Тютчев. «Листья».

Выразительные возможности графических материалов

Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

Задание: изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).

Материалы: тушь (или чёрная гуашь, чернила), перо, палочка, тонкая кисть или уголь.

Зрительный ряд: наблюдения природы или слайды деревьев зимнего леса.

Музыкальный ряд: П. Чайковский. «Декабрь» (из цикла «Времена года»).

Литературный ряд: М. Пришвин. «Рассказы о природе».

Выразительность материалов для работы в объёме

    Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.

Задание: изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.

Материалы: пластилин, стеки.

Зрительный ряд: наблюдение выразительных объёмов в природе: корни, камни; слайды животных и скульптурные произведения; мелкая пластика из разных материалов в оригинале; репродукции работ скульптора В. Ватагина.

Литературный ряд: В. Бианки. «Рассказы о животных».

Выразительные возможности бумаги

Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание).  Перевод плоского листа в разнообразные объёмные формы. Склеивание простых объёмных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»).

Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению.

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макеты прошлого года, выполненные учащимися; показ приёмов работы с бумагой.

Неожиданные материалы (обобщение темы) 

Понимание красоты художественных материалов: гуаши, акварели, мелков, пастели, графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов.  Сходство и различие материалов. Неожиданные материалы. Итоговая выставка работ.

Задание: изображение ночного праздничного города

Материалы: неожиданные материалы (серпантин, конфетти, семяна, нитки, трава и т. д.), тёмная бумага..

                                    Реальность и фантазия (7 ч)

Изображение и реальность

Мастер  Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.

Задание: изображение любимого животного.

Материалы: гуашь (одна или две краски), цветная бумага, кисть.

Зрительный ряд: произведения искусства; фотографии с изображением птиц и зверей.

Изображение и фантазия

Мастер  Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.

Задание: изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т. д.

Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (желательно цветной, тонированной).

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений.

Украшение и реальность

Мастер  Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие её форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.д.). развитие наблюдательности.  

Задание: изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

Материалы: уголь, мел, кисть тонкая, тушь или гуашь (один цвет), бумага.

Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденной глазами художника.

Украшение и фантазия

Мастер  Украшения учится у природы, изучает её. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование её с помощью фантазии.  

Задание: изображение кружева, украшение узором воротничка, кокошника, закладка для книги).

Материалы: любой графический материал (один-два цвета).

Зрительный ряд: слайды кружев, бижутерии, бисерного шитья, вышивок.

Музыкальный ряд: ритмические сочетания с преобладанием повт.ритма.

Постройка и реальность

Мастер  Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчёл, ракушки, орехи и т.д.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.

Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа).

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды самых различных построек (дома, вещи), природных конструкций и форм.

Постройка и фантазия

Мастер  Постройки учится у природы. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

Задание: создание макетов фантастических зданий, конструкций «Фантастический город» (индивидуально-групповая работа по воображению).

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды построек, способных пробуждать детскую фантазию; слайды работ и проектов архитекторов (Ле Корбюзье, Гауди); ученические работы прошлых лет.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) 

Взаимодействие трёх видов художественной деятельности – изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы.

Задание: Конструирование (моделирование) и украшение ёлочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно.

Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, маленькие кисти.

Зрительный ряд: детские работы за четверть, слайды и оригинальные произведения.

                            О чём говорит искусство (8 ч)

Изображение природы в различных состояниях

Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.

Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т.д.).

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Изображение характера изображаемых животных 

   Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре.

Задание: изображение животных весёлых, стремительных, угрожающих.

Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), бумara.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам.

Литературный ряд: русские народные сказки; Д.Р.Киплинг. «Маугли».

Музыкальный ряд: К.Сен-Санс. «Карнавал животных».                                  

 Изображение характера человека в изображении (женский образ)

Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, своё понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта т.д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства.

Задание: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна -Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых персонажей, другие - злых.

Материалы: гуашь или пастель (мелки), цветная бумага (для фона).

Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина.

Литературный ряд: А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане ... ».

Изображение характера человека в изображении (мужской образ)

Изображая, художник выражает своё отношение к нему, что он изображает. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

 Задание: изображение доброго и злого героя из знакомых сказок..

Мlатериалы: гуашь (ограниченная палитра), обои, оберточная бумага (грубая), цветная бумага.

Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибин.

Литературный ряд: А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане ... », отрывки из былин.

Музыкальный ряд: музыка Н.Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане».

Образ человека в скульптуре

    Возможности создания разнохарактерных героев в объёме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объёме – скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.

Задание: создание в объёме образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха, Баба-яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.

 Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

Человек и его украшения

     Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она (например, смелый воин-защитник или злой воин). Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.

Задание: Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников.

Материалы: гуашь, кисти, заготовки из больших листов бумаги.

Зрительный ряд: слайды старинного русского оружия, кружев женских костюмов.

О чём говорят украшения

Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы. Но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.

Задание: Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.

Материалы: гуашь, кисти, клей, склеенные листы или обои, заготовки из белой бумаги одинаковых корабликов.

Зрительный ряд: слайды картин Н. Рериха, иллюстрации И. Билибина; произведения народного искусства.

Образ здания

     Здания выражают характер тех, кто в них живёт. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни.

Задание: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы) 

Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.

                         Как говорит искусство (8 ч)

    Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями тёплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.

Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг  (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе. Чёрная и белая краски не применяются).

Материалы: гуашь без чёрной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды угасающего костра; методическое пособие по цветоведению.

Музыкальный ряд: фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Тихие и звонкие цвета

Смешение различных цветов с чёрной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжёлых и нежных, лёгких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.

Задание: изображение весенней земли (работа по памяти и впечатлению).

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана; методическое пособие по цветоведению.

Музыкальный ряд: э. Григ. «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»).

Литературный ряд: рассказы М. Пришвина, стихи С. Есенина о весне.

Что такое ритм линий 

     Ритмическая организация листа с помощью линий. Измерение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.

Задание: изображение весенних ручьев.

Материалы: пастель или цветные мелки.

Музыкальный ряд: А.Аренский. «Лесной ручей», «Прелюдия»; Э.Григ. «Весной».

Литературный ряд: М. Пришвин. «Лесной ручей».

Характер линий

 Выразительные возможности линий. многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток.

Задание: изображение нежных и могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и по памяти).

Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.

Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки; слайды с изображением веток.

Литературный ряд: японские трехстишия.

Ритм пятен  

Ритм пятен передаёт движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его  композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полёт, птицы летят тяжело или легко.

Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная.

Материалы: гуашь, белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.

Пропорции выражают характер

Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.

Задание: конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки, картон.

Зрительный ряд: птицы реальные и сказочные (слайды, иллюстрации, игрушка).

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности (обобщение темы)

Ритм пятен, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.

Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

Материалы: большие листы для панно, гуашь, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему «Весна»; слайды веток, весенних мотивов.

Обобщающий урок года

Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать праздником, радостным событием в школьной жизни. Урок проводится в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. В игре-беседе учителю помогают три Брата-Мастера. На уроки приглашаются (по возможности) родители и другие учителя.


3. Календарно – тематическое планирование

Номер урока в году

Номер урока в теме

дата

факт

Тема урока

Чем и как работают художники (8 ч)

1

1

Вводный урок. Три основных цвета - жёлтый, красный, синий. Изображение цветов по памяти.

2

2

Белая и черная краски.   Рисование по представлению природной стихии.

3

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.  Изображаем осенний лес.

4

4

« Осенний листопад».  Выразительные возможности аппликации.

5

5

Выразительные возможности графических материалов.  Графика зимнего леса.

6

6

Выразительность материалов для работы в объеме.  «Звери в лесу»

7

7

Выразительные возможности бумаги.  « Птицы в лесу».

8

8

Для художника любой материал может стать выразительным. « Композиция из сухих трав и цветов»

                                                                                                   Реальность и фантазия (7 ч)

9

1

Изображение и реальность.   « Наши друзья-птицы»

10

2

Изображение и фантазия.      « Сказочная птица»

11

3

Украшения и реальность.   « Веточки деревьев с росой и паутинкой»

12

4

Украшения и фантазия.    «Кокошник»

13

5

Постройка и реальность

14

6

Постройка и фантазия

15

7

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

                                                                                                 О чём говорит искусство (8 ч)

16

1

Выражение  характера изображаемых животных

17

18

2

3

Изображения характера человека: мужской образ

19

20

4

5

Изображение характера человека: женский образ

21

6

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

22

7

Изображение природы в различных состояниях

23

8

Выражение характера человека через украшение.

                                                                                     Как говорит искусство (8 ч)

24

1

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета.

25

2

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

26

3

Линия как средство выражения: ритм линий.

27

4

Линия как средство выражения: характер линий.

28

5

Ритм пятен как средство выражения.

29

6

Пропорции выражают характер

30

7

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы)

31

8

Обобщающий урок.

32-33

Резерв

                                                                            Материально – техническое обеспечение

1.Учебное оборудование:

      а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер,  интерактивная доска, классная доска)                                б) учебные  (столы, доска)

2. Собственно учебные средства:

  1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. Учебник  4 класс. М.: Просвещение 2014

3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

1. Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства.  Поурочные разработки 1-4 классы. М.: Просвещение 2013

4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)

1. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

2.Альбомы по искусству                                                  3.Учебно-наглядные пособия  в виде таблиц.

5 Электронные образовательные ресурсы:

- http://www.edu.ru –каталог образовательных интернет - ресурсов

- http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа Предмет «Изобразительное искусство» для начального общего образования

Изобразительное искусство. Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и в...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись,  Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство»

Цели программы:-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;- воспитание нравственных чувств, уважение к культуре...

Рабочая программа предмета Изобразительное искусство, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерал...

Рабочая программа предмет Изобразительное искусство 1-4 класс

Программа  разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство1-4 классы». Она соответствует требо...