технологическая карта урока "Автопортрет" 4 класс. по программе Кузина..
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Гордина Жанна Константиновна

Конспект урока в виде технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoportret_4_klass.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель изобразительного искусства ГБОУ школа № 520 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Учебный предмет: изобразительное искусство

Учебно-методический комплекс:

1. «Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа» Авторы:  С. П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н. В. Долгоаршинных и др.  Изд. «Дрофа» 2013 г.

2.  «Изобразительное искусство 4 класс. Учебник»  Авторы: В. С. Кузин,  Изд. М. Дрофа 2014г .

3.  «Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочий альбом».  Авторы: В. С. Кузин,  Изд. М. Дрофа 2015г

4.   «Изобразительное искусство.4 класс. Рабочая тетрадь».  Автор: В. Я. Богатырева. Изд. М. Дрофа 2013г

Класс: 4

Тема урока: «Автопортрет»

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты:

Предметные

Личностные

Метапредметные

- изучение  строения, частей и индивидуальных особенностей лица человека.

- закрепление знаний о жанре «портрет»  и его особенностях.

 -  научиться выполнять построение лица человека с помощью вспомогательных линий  простым карандашом с соблюдением пропорций и передачи индивидуальных особенностей человека.

- придавать портрету сходство с моделью при помощи прически одежды и мелкой корректировки частей лица разрез и расположение глаз, форма носа, толщина и величина губ.

- научиться получать на палитре или находить  телесный цвет и начать работу в цвете в живописи или графике (масляная пастель).

- осознавать единство и целостность окружающего мира

-осуществлять индивидуальный выбор объектов для своей работы.

Познавательные

-  формировать умение ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- развитие памяти и внимания.

- развитие наблюдательности.

-формировать умения анализировать информацию, выявлять причины и следствия простых явлений.

- различать общие и индивидуальные черты предметов и объектов.

Коммуникативные

- умение слушать и понимать речь других людей

- умение работать в коллективе, высказывать свое мнение и слушать чужое.

Регулятивные

-  научить организации и планированию собственной практической и учебной деятельности на уроке с подготовкой своего рабочего места.

- формировать умение участвовать в коллективных играх, соблюдая правила игры.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы

деятельности

1 Этап постановки цели и задачи урока

Учитель входит в класс и приветствует учащихся. Затем задает вопрос: «Для чего творят художники?»

Совместно с учащимися  учитель приходит к мысли, что творчество это не только создание нового мира художественных образов для зрителя, но и творческое выражение самого художника, его творческое «я». «В каких жанрах творят художники?» интересуется учитель.

Учитель предлагает остановиться на жанре «портрета».

«Какие бывают виды портрета?» Совместно с учащимися учитель при помощи презентации разбирает несколько классификаций портретов.  По материалу и технике в которой выполнен портрет( графический( карандашный, угольный, пастельный и т. д., гравированный), живописный (масляный, темперный, гуашевый, акварельный , акриловый), скульптурный (  в том числе рельефный)По полу и возрасту изображенного человека: мужской портрет, женский портрет, портрет юноши, портрет девушки, детский портрет, портрет пожилого человека, портрет старика или старухи.

По количеству человек на портрете: одиночный( индивидуальный) , парный (двойной) портрет, групповой портрет или семейный портрет. По  состоянию изображенного человека, костюму и  окружающей обстановке: психологический, камерный,  бытовой, парадный, социальный портрет. По частям тела человека: головной, оплечный, поясной, по бедра, в полный рост. По повороту головы: в анфас, в четверть поворота головы направо или налево, в профиль.

«Как вы думаете, какой из видов портрета позволяет художнику достичь наиболее полного самовыражения?» Знакомо ли вам слово «автопортрет», что оно означает?»

Учитель сообщает, что практически ни один художник не прошел мимо «автопортрета» и предлагает посмотреть автопортреты нескольких великих художников ( в учебнике. Совместно с учащимися формулирует тему урока: « Создание живописного автопортрета». Предлагает  учащимся дать определение будущего портрета по нескольким классификациям. Например: оплечный бытовой или парадный портрет, детский или юноши или девушки, живописный  или графический, психологический , социальный , камерный и так далее.

 Выдвигают

Предположения и гипотезы.

Слушают вопросы

учителя.

Отвечают на вопросы учителя, перечисляют жанры изобразительного искусства, виды портрета. Выводят определение понятия «автопортрет»

Смотрят слайды и комментирую увиденное.

Формулируют тему урока

Выделять существенную информацию

Выдвигать гипотезу

и обосновывать ее.

Закрепление, пройденных ранее терминов и понятий.

Осуществлять

актуализацию

личного жизненного

опыта.

 Приветствуют учителя. Взаимодействуют

с учителем во  время

опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания.

Развитие умения вести дискуссию.

Контролируют

правильность

ответов обучающихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой

установкой.

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу полученного задания.

2 Этап создание  предварительного карандашного рисунка будущего автопортрета

 Учитель предлагает вспомнить, с чего начинается создание любой картины. Учитель рассказывает о четырех типах лица и предлагает сначала определить тип лица соседа по парте , а затем воспользовавшись небольшим зеркалом определить собственный тип лица и нанести овал лица на бумагу.

В ходе предварительного обучения учащиеся уже сталкивались со схемой построения лица человека, учитель напоминает ее, совершая построения на доске. Отдельно и подробно рассматривается строение глаза человека.

Рассказывают о композиции в листе. Запоминают классификацию типов лица и учатся по ней определять тип лица любого человека.

Закрепление знаний о строении и частях лица человека и построения его при помощи схемы и вспомогательных линий.

Намечают композицию портрета.

Умение классифицировать и анализировать, применяя полученные знания в практической деятельности.

Применение знаний и навыков в практической деятельности.

Отвечают на вопросы учителя, для определения типа лица работают в парах.

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания.

Развитие умения вести дискуссию.

Планировать свою деятельность. Чередовать теоретическую познавательную деятельность с практической. Стремиться к цели, поставленной в начале урока.

 Закрепление навыка планировать свою деятельность. Чередовать теоретическую познавательную деятельность с практической.

3 этап придание похожести, корректировка частей лица формы прически, одежды и аксессуаров.

 Учитель показывает какие нюансы можно изменить, чтобы придать портрету похожесть и индивидуальные черты, вводя новые термины, такие как: «разрез глаз», «близко или далеко посаженные глаза»,  «наружный и внутренний уголки глаза», «раскосые глаза», «курносый нос», «нос уточкой», «нос картошкой», «нос с горбинкой», «полные губы», «тонкие губы», «пробор», «макушка», «прядь волос», «структура волос» и т.д.

Учащиеся рассматривают свое изображение в зеркале, находят индивидуальные особенности лица создают свой словесный портрет. Корректируют и дорабатывают предварительный карандашный рисунок.

Анализ, сравнение, классификация. Применение полученных знаний в практической деятельности.

Составление собственного словесного портрета и портрета другого человека, выявление индивидуальных черт и особенностей.

Составление связного текста описания, используя новые термины.

Сочетают теоретическую и практическую часть.

Не увлечься рассказом в ущерб рисунка и наоборот научиться выражать свои мысли не только графически, но и вербально.

4 этап (может быть перенесен на следующий урок в зависимости от темпа работы класса и отдельных учащихся) живописный , начало работы в цвете.

Совместно с учениками учитель намечает основную цветовую гамму будущего портрета, показывая как получать на палитре или смешивать в пастели сложные цвета: телесный, болотный, серо-голубой. Отдельно оговаривая цвета радужной оболочки глаза и цвета волос, вводя термины : «блондин», «брюнет», «шатен», «русый», «златовласый», «каштановый», «медный». Возвращаясь к изображениям автопортретов великих художников учитель акцентирует внимания на оттенках и цветовых нюансах телесного и других цветов, на влияние одного цвета на другой. Указывает последовательность работы.

Смешивают цвета на палитре, получая нужные оттенки. Обсуждают и запоминают новые термины, попутно определяя цвет своих глаз, волос, ресниц, бровей и т. д. начинают писать портрет в цвете.

Применение новых знаний в практической деятельности, классификация, анализ, дифференциация.

Называют новые термины, применительно к своей внешности и внешности своих одноклассников. Делают попытки расширить словесный портрет с использованием новых знаний и терминов.

Умение в рассказе использовать новые знания и термины.

Сочетают теоретическую и практическую часть. Умение следить за временем и планировать свою деятельность.

Не увлечься рассказом в ущерб рисунка и наоборот научиться выражать свои мысли не только графически, но и вербально.

5 этап рефлексия.

 На последнем этапе урока учащимся раздаются силуэты девичьего и мальчикового портрета в анфас формата А5 из белой ксероксной бумаги. На одной стороне учащимся предлагается написать, что он узнал о портрете, его виды особенности, новые термины. С другой стороны нарисовать смайлик , отражающий свое настроение или состояние в течение урока. Карточка смайликов предлагается на доске: «урок мне понравился», «урок мне не понравился»,  «урок меня удивил», «урок меня рассмешил», «урок меня испугал», «мне было скучно на уроке», «урок меня огорчил» и т.д..

Дополнительная рефлексия.

 При создании карандашного предварительного рисунка рефлексия проходит в виде выставки работ (работы в этом случае подписываются с обратной стороны) в обсуждении которой авторы работ молчат, а остальные учащиеся пытаются их узнать по портретам.

В случае начала работы в цвете портреты остаются не оценёнными до завершения работы в ходе следующего или следующих уроков, оценивается только сам урок.

 Учатся разделять полученный практический результат, объем знаний и собственное настроение.

Анализировать свои чувства

Описывают достоинства и недостатки своих работ и работ своих одноклассников

Корректно, не обидев собеседника подчеркнуть достоинства его работы и отметить недостатки

Оценивают собственные работы и работы других учащихся

Умение самостоятельно  оценивать работу по выработанным совместно с учителем критериям оценивания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по ИЗО 5-7 класс. Автор программы:Кузин.В.С

Представлены рабочие программы по ИЗО 5-7 класс. Автор программы:Кузин.В.С...

Разработка урока ИЗО в 4 классе по программе Кузина

ПРезентация и пошаговое исполнение рисунка по теме: Сказка в декоративном творчестве"...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017

Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Календарное тематическое планирование по ИЗО для 2-4 классов по программе Кузина

Календарное тематическое планирование по ИЗО для 2-4 классов по программе Кузина...

Презентация "Виды портрета" к уроку "Автопртрет" 4 класс по программе Кузина.

Презентация используется в уроке для изучения и закрепления видов портрета....

Конспект урока в виде технологической карты "Мои друзья - животные" 2 класс, по программе Кузина.

Конспект урока в виде технологической карты "Мои друзья - животные" 2 класс, по программе Кузина....