Рабочие программы по ИЗО 5-7 класс. Автор программы:Кузин.В.С
календарно-тематическое планирование (изобразительное искусство) на тему
Представлены рабочие программы по ИЗО 5-7 класс. Автор программы:Кузин.В.С
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5-7_klass.docx | 100.4 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
директор Ачинской санаторной
школы-интерната
____________И.Л. Шадрина
«___»______________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса «ИЗО»
5 класс
Разработчик
Архипова Светлана Владимировна
учитель 2КК.
Обсуждено и рекомендовано методическим советом Ачинской санаторной школы-интерната к введению в действие протокол № ... от «..» ........... 20... года Секретарь методического совета ................. .................................... (подпись) (расшифровка подписи)
| Программа разработана, обсуждена и рекомендована к .................................. . на заседании школьного методического объединения учителей-предметников ......... Протокол от «..»...........20....года № ............. Председатель ШМО ........................................................ (подпись) (расшифровка подписи) |
г. Ачинск 2011г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005г.
Рабочая программа составлена с учётом специфики оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении «Ачинская санаторная школа-интернат».
Учебно-воспитательный процесс основывается на здоровьесберегающих принципах:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- оздоровительная направленность (решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения);
- принцип активного обучения (использование активных форм и методов обучения: парная работа, работа в группах, игровые технологии и др.)
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 32; бесед – 1, тренировочных упражнений - 3.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
- окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового
богатства действительности;
- способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их
бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами
художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и
эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к
ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Рабочая программа содержит в себе 4 раздела: «Рисование с натуры», «Тематическое
рисование», «Беседы» и «Тренировочные упражнения». Рабочей программой по изобразительному искусству в 5 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти
живопись, рисунок) – 14
2. Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты,
росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные
техники) – 20 часов
3. Наблюдение за видимым миром (беседа о перспективе) – 1 час
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д. Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д. Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале). Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты. В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности. Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы. В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты. В пятом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Требования к уровню усвоения учебного предмета
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в пятом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Оценка результатов учебной деятельности
Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.
При осуществлении тематического контроля необходимо учитывать как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.
Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.
При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижений ученика в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.
Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися.
При оценке практической работы следует принимать во внимание:
- выполнение учебной задачи урока;
- художественную выразительность композиции;
- владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.
Учебно – тематическое планирование
№ | Тема урока |
1 | Цветовой круг. |
2 | Урок-экскурсия в осенний парк. |
3-4 | «Декоративный цветок». |
5 | Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы. |
6 | «Золотая осень». |
7 | Рисование фруктов, овощей. |
8 | «Золотые узоры». |
9 | Рисуем отгадки к народным загадкам. |
10-11 | Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. |
12 | «Рыжий кот». |
13 | Мультгерой. |
14 | «Веселый Дед Мороз». |
15 | Раппорт ткани. |
16-17 | Гравюра на картоне (по аппликации). |
18-19 | Работа в технике «Граттаж». |
20 | Наброски с натуры фигуры человека. |
21 | Русские богатыри. |
22 | Транспорт. |
23-24 | Натюрморт из 2-3 геометрических тел. |
25-26 | Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей. |
27-28 | Наброски модели домика с натуры. |
29 | Старинный терем. |
30 | Буквица. |
31-32 | Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок». |
33-34 | Портрет. |
35 | 4 портрета. |
В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса к концу учебного года должен знать/понимать
- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о
- художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);
- особенности симметричной и асимметричной композиции;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи
- движения и покоя в сюжетном рисунке;
- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы
- цветоведения;
- общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.)
- особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;
- памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края;
- художественная жизнь родного края.
уметь
- Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства;
- Рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими или живописными средствами
- передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов;
- Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении и в покое;
- Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;
- Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
- Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
- Соблюдать последовательность графического и живописного изображения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Проверка и оценка знаний и умений:
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).
Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.
Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.
За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.
Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
Предмет: ИЗО
Класс 5
Учитель Архипова.С.В.
Количество часов на первое полугодие:
В неделю 1 ч.
Планирование составлено на основе
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Вид занятий |
1 | Цветовой круг. | Изучение основ цветоведения, смешанные и основные цвета, спектр. Инд. работа | |
2 | Урок-экскурсия в осенний парк. | Наблюдение за видимым миром, беседа о перспективе. | |
3-4 | «Декоративный цветок». | Рисунки волшебных цветов Декоративное рисование, отработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения. | |
5 | Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы. | Живописная техника, цветоведение, простейшие виды печати . | |
6 | «Золотая осень». | Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. Изучение строения дерева. Живопись. Жанр пейзажа. | |
7 | Рисование фруктов, овощей. | Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. Работа с трафаретом. | |
8 | «Золотые узоры». | Декоративная роспись разделочной доски. Хохлома. Украшение и стилизация. Работа с трафаретом. | |
9 | Рисуем отгадки к народным загадкам. | Рисование по памяти. Иллюстрация к книге, организация листа в книге (композиция). | |
10-11 | Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. | Декоративное рисование. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета. | |
12 | «Рыжий кот». | Анималистка. Рисование с натуры, по памяти, с иллюстрации (копирование). Анатомия животного, цвет, пластика, образ жизни. | |
13 | Мультгерой. | Тематическое рисование. Знакомство с искусством мультипликации, работой художников Красноярского края. | |
14 | «Веселый Дед Мороз». | Аппликация из цветной бумаги и других материалов. Новый год в жизни человека, в искусстве. | |
15 | Раппорт ткани. | Декоративное рисование. Владение способом «Набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений. | |
16-17 | Гравюра на картоне (по аппликации). | Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников-графиков. | |
18-19 | Работа в технике «Граттаж» . | Тематическое рисование, освоение художественной техники, ее возможностей. Законы композиции. Знакомство с разнообразными штрихами и их возможностями. | |
20 | 20. Наброски с натуры фигуры человека. | Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель, карандаш. | |
21 | Русские богатыри. | Тематическое рисование+аппликация. В.Васнецов, П.Корин, Е.Вучетич, В.Суриков и др. Патриотизма в истории в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация. | |
22 | Транспорт. | Рисование с натуры (игрушки), по памяти, по таблицам современной техники . | |
23-24 | Натюрморт из 2-3 геометрических тел. | Конструкция. Линейное (сквозное) построение. Техника штриха и его культура. Гризайль – как соединение рисунка и живописи. | |
25-26 | Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей. | Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Материальность в рисунке. Конструкция. Жанр натюрморта. | |
27-28 | Наброски модели домика с натуры. | Рисование с натуры. Карандаш. Линейное построение. Предметы и анализ их формы. Перспектива. | |
29 | Старинный терем. | Рисунок по представлению из геометрических форм (карандаш). Развитие аналитических способностей, воображения. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование. | |
30 | Буквица. | Искусство художника книги. История книгопечатания. Работа с текстом, шрифтом. Вспомогательная сетка, ее использование. | |
31-32 | Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок». | Иллюстрации к книге. От эскиза к завершению. Цвет в иллюстрации. Художники-сказочники: Васнецов, Билибин, Рачев, Врубель, и др. Книжная графика. Оформление книги. | |
33-34 | Портрет. | Жанр портрета в изобразительном искусстве. Лепка из пластилина. Пропорции лица. | |
35 | 4 портрета. | Рисунок. Живопись, рисование 4-х лиц по одной схеме. Общее и индивидуальное, мимика, возраст, пол. Детский портрет в живописи. Дружеский шарж. |
УТВЕРЖДАЮ
директор Ачинской санаторной
школы-интерната
____________И.Л. Шадрина
«___»______________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса «ИЗО»
6 класс
Разработчик
Архипова Светлана Владимировна
учитель 2КК.
Обсуждено и рекомендовано методическим советом Ачинской санаторной школы-интерната к введению в действие протокол № ... от «..» ........... 20... года Секретарь методического совета ................. .................................... (подпись) (расшифровка подписи)
| Программа разработана, обсуждена и рекомендована к .................................. . на заседании школьного методического объединения учителей-предметников ......... Протокол от «..»...........20....года № ............. Председатель ШМО ........................................................ (подпись) (расшифровка подписи) |
г. Ачинск 2011г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005г.
Рабочая программа составлена с учётом специфики оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении «Ачинская санаторная школа-интернат».
Учебно-воспитательный процесс основывается на здоровьесберегающих принципах:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- оздоровительная направленность (решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения);
- принцип активного обучения (использование активных форм и методов обучения: парная работа, работа в группах, игровые технологии и др.)
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено
проведение: практических работ – 34 урока.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
- способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Рабочая программа содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы», «Тренировочные упражнения», «Декоративное рисование».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти
живопись, рисунок) – 16 часов
2. Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты,
росписи, эскизы оформления изделий, дизайн, аппликации, изобразительные
техники) – 20 часов
ы художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в
решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д. Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале). Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией. Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты. В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты. В шестом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Требования к уровню усвоения учебного предмета
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь –
владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в шестом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Оценка результатов учебной деятельности
Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.
При осуществлении тематического контроля необходимо учитывать как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.
Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.
При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижений ученика в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.
Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися.
При оценке практической работы следует принимать во внимание:
- выполнение учебной задачи урока;
- художественную выразительность композиции;
- владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока |
1 | Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления. |
2 | Полный цветовой круг. |
3 | Живописные и графические упражнения. |
4 | Осенний лист, бабочка и фрукты. |
5-6 | Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами. |
7 | В осеннем лесу, парке |
8 | Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка). |
9 | На дне морском. |
10 | Невиданный зверь. |
11 | Наброски с куклы- игрушки. |
12-13 | Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей телосложение). |
14 | Фигура человека в движении. Спорт. |
15 | Две контрастные фигуры. |
16 | Новогодняя открытка, приглашение на бал. |
17 | Зимние забавы (развлечения, спорт). Комиксы. |
18-19 | Мы рисуем инструменты. |
20 | Знаменитые архитектурные ансамбли. |
21 | Наши новостройки. |
22-23 | Красота народного костюма. |
24 | Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению. |
25 | Материнство («Рождество» или «Новорожденный»). |
26 | Красота орнамента. Гипсовый трилистник. |
27-28 | Иллюстрация к литературному произведению. |
29-30 | Космические дали. |
31 | Разработка герба. |
32 | Афиша цирка. |
33 | Человек и профессия. Поясной портрет. |
34 | Портрет-шутка. |
В результате изучения изобразительного искусства ученик 6 класса к концу учебного года должен знать/понимать
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;
- особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;
- центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);
- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;
-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.;
- искусство и памятники родного края;
- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;
- ведущие художественные музеи России и других стран;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью
уметь
- Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);
- Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.
- Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;
- Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
- Создать художественный образ в композициях;
- Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
- Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
Проверка и оценка знаний и умений:
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).
Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.
Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.
За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.
Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
Предмет:
Класс 6
Учитель Архипова.С.В.
Количество часов на первое полугодие:
В неделю 1ч.
Планирование составлено на основе:
№ | Тема урока | Дата | Вид занятий |
1 | Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления. | Беседа, тематическое рисование; анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО; правилами работ/, инструментами | |
2 | Полный цветовой круг | Учебное задание по живописи; основы цветоведения и изобразительной грамоты; система требований к работам; основные, смешанные, теплые, холодные, контрастные, сближенные цвета. | |
3 | Живописные и графические упражнения | Работа графическими и живописными материалами; цветовая растяжка, графические упражнения (линией, штрихом, пятном, силуэтом и др.) | |
4 | Осенний лист, бабочка и фрукты | Рисование с натуры, по памяти, по представлению, с таблиц; палитра осенних цветов; симметрия и ее роль в природе, в изображении; окраска в природе; декоративность, теплый и холодный колорит, сближенные цвета . | |
5-6 | Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами | Рисование с натуры; анализ натуры, ее конструкции, цвета, светотени; беседа «Натюрморт в живописи»; 1-й урок – карандаш, линейное изображение, конструкция; определение цветовых сочетаний (первая пропись); 2-1 урок – подбор цветов, близких натуре, использование палитры, живопись «по мокрому», «по сухому». | |
7 | В осеннем лесу, парке | Тематическое рисование; элементы композиции, перспективы; фигура человека в пейзаже; выбор положения листа в зависимости от сюжета; жанр пейзажа, его виды, беседа «Пейзаж в живописи», работа «по сухому», «по мокрому». | |
8 | Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка) | Рисование с натуры, по памяти, с таблиц, иллюстраций, реальных объектов. Анималистка в ИЗО; беседа о художниках (Ватагин, Чарушин и др.); сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения; элементы композиции; графические материалы. | |
9 | На дне морском | Тематическое рисование, рисование по памяти и с натуры живых объектов; работа с трафаретом (рыба); маскировка, мимикрия в природе у птиц, животных; композиция, сюжет; живопись «по мокрому» (фон, рыба – 1 слой), «по сухому» (прописывание деталей, рыба) | |
10 | Невиданный зверь | Тематическое рисование; рисунок-фантазия; рисунок-тест; анализ и синтез в изображении художника; анималистка | |
11 | Наброски с куклы- игрушки | Рисование с натуры, живопись; анализ формы, светотени, цвета | |
12-13 | 12 Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей телосложение) | Рисование с натуры: 1-й урок – мальчик, графика; 2-й урок – девочка, живопись; беседа «Портрет в творчестве русских художников»; пропорции фигуры (1:6, 1:7), модель (позируют школьники); знакомство с пластической анатомией, скелетом, мускулатурой; общее и отличительное; рисование фигуры человека от схемы; последовательное ведение работы. | |
14 | Фигура человека в движении. Спорт. | Аппликация; декоративная работа на основе наблюдений за натурой – человеком; человек в движении с атрибутами спорта; составление фигуры человека из заготовок (элементов фигуры) на основе пропорции; поза, одежда, дополнения; анализ произведений искусства | |
15 | Две контрастные фигуры | Рисование по памяти, с натуры реальных объектов; контраст в изобразительном искусстве, его разновидности, художественный образ; карикатура как контраст; фигуры во весь рост. | |
16 | Новогодняя открытка, приглашение на бал | Графика, ее виды, прикладная графика; язык графики; элементы открытки, условность цвета, изображения, краткость текста, доходчивость, ясность; промграфика; шрифт; декоративное рисование и аппликация, на их основе – конструирование макета открытки | |
17 | Зимние забавы (развлечения, спорт). Комиксы. | Тематическое рисование; разновидность современной книжной графики – комиксы; общие корни с книгой (литературная основа, текст, развитие сюжета) и кино («по кадровое» построение, «мультяшность»); просмотр мультфильма. | |
18-19 | Мы рисуем инструменты | Наброски с натуры столярных, слесарных, строительных и др.инструментов; анализ формы, пропорций, конструкций; геометрическая основа формы; перспективные сокращения; техника работы графическими материалами. | |
20 | Знаменитые архитектурные ансамбли | Беседа- видеоэкскурсия; просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся; архитектура как вид ИЗО; архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга. | |
21 | Наши новостройки | 21 Тематическое рисование; рисование построек с натуры, по наблюдению, по памяти, с таблиц; призматические формы в окружающей жизни; перспектива с одной, двумя точками схода; работа от эскиза; анализ произведений искусства. | |
22-23 | Красота народного костюма | Декоративное рисование, аппликация, использование шаблонов, трафарета; беседа о социально-историческом значении русского народного костюма, его символике; части одежды, виды, традиции разных областей; костюм – наследие культуры; 1-й урок – эскиз костюма на основе фигуры (куклы), цвет» 2-1 урок – деталирование, элементы из аппликации (узоры, фон, пейзаж, изба, трава, цветы. | |
24 | Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению | Беседа о творчестве русских художников Х1Х века; Репин, Суриков, передвижники; тематическое рисование – иллюстрация к литературному произведению, близкому по теме к анализируемым живописным произведениям (н.Некрасов, А.Кольцов, А.Майков и др.); работа от эскиза. | |
25 | 25 Материнство («Рождество» или «Новорожденный») | Тематическое рисование; тема женской красоты, материнства в изобразительном искусстве; взаимосвязь светской темы и библейских сюжетов, общее и различное; анализ произведений живописи | |
26 | Красота орнамента. Гипсовый трилистник | Рисование с натуры гипсового орнамента. Возможные варианты: 1) карандаш, светотеневая разработка 2) работа акварелью в технике «гризайль»; 3) лепка. Обобщение и стилизация, поэтапная работа от общего к частному; штрих по форме. | |
27-28 | Иллюстрация к литературному произведению | Беседа на тему красоты русского деревянного, каменного зодчества, искусства плотников и каменщиков, об интерьере крестьянской избы;школьной программе) на основе отечественной истории, культуры. символике; о художественных замыслах; анализ произведений искусства; тематическое рисование – иллюстрации к произведениям Аксакова С. «Аленький цветочек», А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне», «Руслан и Людмила», сбор материала по теме; композиция, перспектива . | |
29-30 | Космические дали | Тематическое рисование, декоративное конструирование – макет марки (аппликативное оформление рисунка); рисунок-фантазия. Космонавтика: новая разновидность пейзажа; обязательные элементы пейзажа. Филателия, как разновидность прикладной графики. Работа от эскиза (3 варианта) к большому формату. Элементы марки: год, страна, название и пр. | |
31 | Разработка герба | Геральдика, ее история; условность изображения, символика в композиции герба, роль линии, цвета; герб страны, родного города; разработка герба (личного, школы, класса, кабинета, города); декоративное рисование; принципы композицию. | |
32 | Афиша цирка | Беседа о разновидности графики – плакате: плакат и его виды; средства художественной выразительности плаката; анализ произведений искусства; декоративное рисование. | |
33 | Человек и профессия. Поясной портрет | Рисование с натуры, по представлению, памяти, с таблиц; беседа о портрете как жанре живописи, о знаменитых портретистах (О.Кипренский, К.Брюллов, В.Тропинин, И.Репин, В.Серов, Рембрандт, Тициан, Ван Дейк, Рафаэль, П.Рубенс и др.); разновидности портрета; пластика и анатомия тела человека, головы, мимика; униформа, профессиональные предметы и орудия труда. | |
34 | Портрет-шутка | Рисунок-фантазия; реальность и фантазия в творчестве; анализ и синтез; символика. Беседа о художнике ХУ1 века Д.Аргимбольдо, гримерах в театре; создание портрета из овощей и фруктов, сохранив пропорции лица. | |
35 | Весенний букет | Рисование с натуры натюрморта: цветы вазе, фрукты; беседа о натюрморте в живописи, анализ произведений художников; выбор точки зрения, компоновки в формате; разнообразие форм цветов. Подведение итогов. |
УТВЕРЖДАЮ
директор Ачинской санаторной
школы-интерната
____________И.Л. Шадрина
«___»______________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса «ИЗО»
7 класс
Разработчик
Архипова Светлана Владимировна
учитель 2КК.
Обсуждено и рекомендовано методическим советом Ачинской санаторной школы-интерната к введению в действие протокол № ... от «..» ........... 20... года Секретарь методического совета ................. .................................... (подпись) (расшифровка подписи)
| Программа разработана, обсуждена и рекомендована к .................................. . на заседании школьного методического объединения учителей-предметников ......... Протокол от «..»...........20....года № ............. Председатель ШМО ........................................................ (подпись) (расшифровка подписи) |
г. Ачинск 2011г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005г.
Рабочая программа составлена с учётом специфики оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении «Ачинская санаторная школа-интернат».
Учебно-воспитательный процесс основывается на здоровьесберегающих принципах:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- оздоровительная направленность (решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения);
- принцип активного обучения (использование активных форм и методов обучения: парная работа, работа в группах, игровые технологии и др.)
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено
проведение: практических работ – 34 урока.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
- способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Рабочая программа содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы», «Тренировочные упражнения», «Декоративное рисование».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти
живопись, рисунок) – 16 часов
2. Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты,
росписи, эскизы оформления изделий, дизайн, аппликации, изобразительные
техники) – 20 часов
ы художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в
решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д. Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале). Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией. Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты. В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты. В шестом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Требования к уровню усвоения учебного предмета
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь –
владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в седьмом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Оценка результатов учебной деятельности
Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.
При осуществлении тематического контроля необходимо учитывать как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.
Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.
При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижений ученика в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.
Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися.
При оценке практической работы следует принимать во внимание:
- выполнение учебной задачи урока;
- художественную выразительность композиции;
- владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема урока |
Многонациональное отечественное искусство. | |
1 | Красота вокруг нас. |
2 | Народ – творец прекрасного. |
3-4 | Праздничный натюрморт. |
5 | Мы - юные краеведы и этнографы. |
6 | Национальный натюрморт. |
7 | Национальные традиции в культуре народа. |
8 | Народные праздники. |
9 | Иллюстрация сказок народов России. |
10 | Красота родного края. |
Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры. | |
11 | Изобразительное искусство эпохи Возрождения. |
12 | Мир Леонардо. |
13-14 | Красота классической архитектуры. |
15 | Изобразительное искусство Западной Европы XVII века. |
16 | Творчество Рембрандта |
17-18 | Искусство натюрморта. |
19 | Изображение человека в движении. |
20 | Красота фигуры человека в движении. |
21 | Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII-XX вв. |
22 | Античная расписная керамика. |
23 | Зарубежный друг (гость) . |
24-25 | В мире литературных героев. |
Труд в изобразительном искусстве. | |
26-27 | Трудовые ритмы. |
28 | Трудовые будни. |
29 | Мы - юные дизайнеры. |
30 | Рисуем лошадей. |
31-32 | Мы охраняем памятники нашей Родины. |
33 | Весенний пейзаж. |
34 | Цветы весны. |
35 | Итоговое занятие. |
К концу 7 класса учащиеся должны знать:
— анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;
- систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
Учащиеся должны уметь:
- видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
- в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
- при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
- определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;
- при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи;
Проверка и оценка знаний и умений:
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).
Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.
Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.
За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.
Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
Предмет:
Класс 7
Учитель Архипова.С.В.
Количество часов на первое полугодие:
В неделю 1ч.
Планирование составлено на основе:
№ | Раздел, тема урока | Дата | Вид занятий |
Многонациональное отечественное искусство. | |||
1 | Красота вокруг нас. | Беседа, тематическое рисование. Видение прекрасного в предметах и явлениях. Свободная тема (карандаш, акварель). | |
2 | Народ – творец прекрасного. | Беседа. Декоративно-прикладное искусство России. Художественные промыслы России. Связь времен в народном искусстве. Истоки и современное развитие народных промыслов. | |
3-4 | Праздничный Натюрморт. | Беседа. Отличительные особенности жанра натюрморта. Форма и пространственное положение предметов. Выражение цветом в натюрморте на строения и переживаний художника выразительности. Колорит. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Рисование с натуры натюрморта, составленного из осенних цветов в вазе и 1-3 предметов декоративно-прикладного искусства (карандаш, акварель). | |
5 | Мы - юные краеведы и этнографы. | Беседа. Архитектурно-строительная культура русского Севера. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек деревянной архитектуры. Композиция дома. Рисунок по памяти и представлению крестьянского дома (карандаш). | |
6 | Национальный Натюрморт. | Беседа. Декоративно-прикладное творчество народов России. Русская глиняная деревянная игрушка, жостовские подносы, вышивка. Промыслы нашего края. Специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Хроматические и ахроматические цвета. Светлота, насыщенность. Теплые и холодные цвета Рисование с натуры натюрморта, составленного из 2-3 предметов народных промыслов (карандаш, акварель, гуашь). | |
7 | Национальные традиции в культуре народа | Беседа. Народный костюм. Национальный орнамент и его использование в народном костюме. Виды орнамента и типы орнаментальных композиций. Мотивы традиционной одежды в современной моде. Выполнение эскиза современной одежды по мотивам национальных костюмов (цветные карандаши, акварель, гуашь). | |
8 | Народные праздники | Беседа. Народные праздники: история их возникновения, магический смысл. Связь времен в народном творчестве. Цвет и цветовой контраст. Смешение красок . Рисование по памяти и представлению на тему «Народный праздник» (карандаш, акварель). | |
9 | Иллюстрация сказок народов России | Передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Основные средства художественной выразительности графики: линия, пятно, точка Иллюстрирование сказки народов Рос- сии | |
10 | Красота родного края | Беседа. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и световоздушная перспектива. Колористическое построение пространства. Изменение цвета в зависимости от освещения Рисование на тему «Край, в котором ты живешь» (карандаш, акварель, гуашь) | |
Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры. | |||
11 | Изобразительное искусство эпохи Возрождения | Беседа. Творчество художников эпохи Возрождения: Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера. Вечные темы и исторические события в искусстве. Выступления о художниках эпохи Возрождения. | |
12 | Мир Леонардо | Вклад Леонардо да Винчи в развитие живописи. Выступления творчестве Леонардо да Винчи. | |
13-14 | Красота классической архитектуры | Знакомство с ансамблем Афинского Акрополя. Ордер и его виды. Тональные отношения. Рисование с натуры гипсовой капители (карандаш). | |
15 | Изобразительное искусство Западной Европы XVII века | Творчество художников Западной Европы XVII века: Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Снейдерса, Ф. Хальса, Д. Веласкеса. Жанры изобразительного искусства и их развитие художниками XVII века . | |
16 | Творчество Рембрандта | Своеобразие рисунка Рембрандта. Вклад художника в развитие техники живописи. Колорит в произведениях Рембрандта . | |
17-18 | Искусство натюрморта | Беседа. Рисунок в натюрморте. Ритм пятен и цвет как средство передачи своего эмоционального состояния Рисование с натуры натюрморта, составленного из гипсовой вазы и двух гладкоокрашенных яблок на фоне нейтральной драпировки без складок (карандаш, акварель). | |
19 | Изображение человека в движении | Беседа. Образ человека — главная тема искусства. Закономерности в строении тела человека. Пропорции. Наброски и зарисовки с натуры фигуры человека.Наброски с натуры двух фигур школьников сразу, объединенных какой-либо темой сюжетов: «Дежурные», «На перемене» и т. д. | |
20 | Красота фигуры человека в движении | Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Элементы пластического языка. Передача движения в скульптуре Создание скульптуры человека на проволочном каркасе (пластилин, глина). | |
21 | Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII-XX вв. | Творчество художников Д. Рейнольдса, Т. Гейнсборо, Ф. Гойя, Ж. Давида, Э. Делакруа, Энгра, К. Коро, Г. Курбе, К. Моне, В. Ван Гога, Э. Мане, П. Сезанна, О. Родена, Р. Кента. Течения в живописи конца XIX - начала XX века. | |
22 | Античная расписная керамика | Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи. Орнаменты, характерные для греческой вазописи. Рисунок, пропорции, силуэтность фигур в произведениях греческих вазописцев. Выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи (гуашь, акварель). | |
23 | Зарубежный друг (гость) | Знакомство с произведениями художников: И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», С. Чуйков «На набережной Бомбея вечером», А. Головин «Цыганка», Рембрандт «Ночной дозор», Китагава Утамаро. Изобразительное искусство как хранитель костюмов всех времен. Костюм как произведение искусства. Одежда как показатель общественного положения человека. Выполнение рисунка по памяти или представлению на тему «Зарубежный друг» (карандаш, акварель, гуашь, пастель). | |
24-25 | В мире литературных героев | Литературные герои в изобразительном искусстве. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей Иллюстрирование одного из литературных произведений: М. Сервантес «Дон Кихот», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Джованьоли «Спартак» и т. д. (карандаш, акварель). | |
Труд в изобразительном искусстве. | |||
26-27 | Трудовые ритмы | Натюрморт и трудовые будни. Знакомство с произведениями Ю.Шаблыкина «Натюрморт», «На стройке», А. Никича «В мастерской».Анализ формы, конструкции изображаемых предметов. Передача объема средствами светотени. Рисование натюрморта с натуры, составленного из предметов (инструментов), характеризующих труд рабочего, художника и т. д. (карандаш, акварель). | |
28 | Трудовые будни | Тема труда в произведениях изобразительного искусства. Роль композиции в передаче своего отношения к изображаемому. Основы движения фигуры человека .Выполнение рисунка на тему «Моя будущая профессия» (карандаш, акварель). | |
29 | Мы - юные дизайнеры | Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии ценности дизайнерских разработок. Выполнение эскиза экслибриса или фирменного знака (перо, тушь, акварель). | |
30 | Рисуем лошадей | Знакомство с отдельными произведениями М. Грекова «Головы белых лошадей», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» и др. Изображение животных в движении. Анатомическое строение, пропорции. Выполнение рисунка по памяти или представлению лошадей (карандаш, акварель, мел, пастель, уголь, гуашь). | |
31-32 | Мы охраняем памятники нашей Родины | Памятники истории и культуры, их сбережение. Виды графики: станковая, книжная, плакат, промграфика. Использование языка графики в плакатном искусстве. Крупнейшие художественные музеи и страны мира. Выполнение эскиза плаката на тему «Мы охраняем памятники нашей Родины» (карандаш, акварель, перо, тушь, гуашь). | |
33 | Весенний пейзаж | Лирический пейзаж, его отличие от других видов пейзажа. Тема весны в произведениях выдающихся художников. Тонально-цветовые отношения Выполнение рисунка весеннего пейзажа по памяти (карандаш, акварель). | |
34 | Цветы весны | Знакомство с отдельными произведениями П. Кончаловского, В. Дмитриевского, Д. Налбандяна, А. Герасимова и др. Рисование с натуры букета весенних цветов в вазе (акварель, карандаш). | |
35 | Итоговое занятие | Обобщение изученного. Свободное рисование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс автор Л.А.Ефросинина
Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2004 г.)...
рабочая программа по математике для 1 класса (автор учебника Моро М.И. УМК "Школа России"
Рабочая программа по математике для 1 класса на 2011-2012 уч год составлена с учетом требований ФГОС(автор учебника Моро М.И. УМК "Школа России")...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ( автор А.В.Полякова)
Рабочая программа для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по русскому языку в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного станда...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (автор Л.А.Ефросинина)
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по литературному чтению в соответствии с требованиями Федерального комп...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента г...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Рабочая программа по Изобразительному искусству 1 класс. Автор программы Ашикова
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного ста...