Силуэтная графика
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему
План-конспект посвящённый обучению детей приёмам силуэтной графики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
siluetnaya_grafika._plan-konspekt.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
открытого урока
на тему:
«СИЛУЭТНАЯ ГРАФИКА»
Преподаватель МБОУ ДО «Детская художественная школа»
города Мегиона ХМАО – Югра Муфтахова Фарида Ахметовна
Тема: Силуэтная графика
Вид урока: рисование по представлению.
Тип урока: урок совершенства новых знаний, умений и навыков.
Материалы: чёрная тушь, кисти, перо, формат А 3
Цель: выполнить сюжеты из сказок и любимых произведений через силуэтную графику.
Задачи:
-знакомить учащихся с силуэтной графикой, историей происхождения
силуэта и новыми терминами «графика» и «силуэт»
-знакомить с творчеством зарубежных и отечественных художников;
-научить в процессе работы пользоваться инструментами – пером и кистью;
-формировать умение самостоятельно выбрать сюжет из любимых сказок;
-расширить кругозор знаний;
-развивать у детей творческую фантазию, воображение, глазомер,
мелкую моторику пальцев рук;
-воспитывать любовь к русским народным сказкам, а также волевые
черты характера, как усидчивость, внимание, доводить начатое до конца.
Оборудование
для учителя:
методические пособия:
- Иллюстрации Ф.П.Толстого «Тройка», «Пляска», Сельская сцена. Осень»; Е.Кругликовой Портрет М. Цветаевой»; Е.Бем «Крестьянские дети»
- Образцы силуэтной аппликации, счётной вышивки, книги с силуэтными иллюстрациями;
- Журналы «Мир женщины», «Юный художник»
- Е.А.Коростина «Изобразительное искусство» 1 класс.
- С.Б.Дроздова «Изобразительное искусство» 2 класс.
Иллюстрации сказочных героев:
- Дед и баба
- Лиса Патрикеевна
- Кот в сапогах
- Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
- Петушок Золотой гребешок
- Змей Горыныч
Таблицы:
1. «Графика», «Силуэт», «Экспресс – выставка»
2. «Силуэтная графика»
3.Ф.П. Толстой, Елена Кругликова, Елизавета Бем, Ф. Сидо, Ф.Антинг
4. «Силуэтная аппликация»
5. Этъен Силуэт (1709 – 1763)
для учащихся:
- Формат А3, карандаш, ластик
- Чёрная тушь, перья, кисти
3. Выставка предыдущих работ учащихся в технике силуэтной графики.
План:
- Организационный момент.
Подготовка класса к уроку
2.Вводная часть урока.
а) Сообщение темы и цели, задач урока
б) Силуэт как вид графической техники
в) История возникновения силуэта
г) Применение силуэта
д) Творчество художников.
е) Инструменты и материалы
3. Практическая часть урока.
а) Сообщение цели практического задания
б) Объяснение и выполнение практического задания.
4. Подведение итогов урока.
а) Экспресс – выставка. Просмотр и анализ работ учащихся
б) Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Сообщение домашнего задания через загадку.
Ход урока
1.Организационный момент.
Подготовка класса к уроку
2.Вводная часть урока.
а) Сообщение темы и задач урока.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Силуэтная графика» и мы с вами сегодня познакомимся с терминами «силуэт», узнаем как он возник, а что нам говорит «графика»
б) Силуэт как вид графической техники.
Ребята, как вы думаете, что такое «графика»? Термин «графика» произошёл от греческого grapho (графо) - пишу, черчу, рисую. Значит, графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Силуэт (фр. слово) – плоскостное изображение.
в) История возникновения силуэта
Силуэт как вид графической техники возник в глубокой древности: чёрные плоские профильные фигуры украшают сохранившиеся до наших дней греческие вазы Х I века до нашей эры. А наиболее ранние из силуэтов сохранились в наскальных рисунках. Наши древнейшие предки рисовали контурами, примечая главное – форму предметов. Прошли тысячелетия, прежде чем люди начали дополнять силуэты второстепенными деталями. Силуэтами украшены лучшие образцы античной керамики, горделивые профили на монетах разных времён и стран – по сути, тоже силуэты.
Интересно происхождение названия этого вида искусства. Вырезанный из бумаги силуэт родился во Франции в I половине ХVIII века и в течение короткого времени завоевал всю Европу, а к концу столетия – и Россию.
Во Франции же появилось само название – силуэт. Происходит оно от фамилии «главного контролёра над финансами» при дворе Людовика ХV – Этьена Силуэта (1709 – 1763). Этот расчётливый «финансист», разумеется, никогда не изобретал силуэта – он был изобретён задолго до него. Не он даже ввёл силуэт в моду – это тоже было сделано значительно раньше. Правда, иногда он ради удовольствия вырезал из чёрной бумаги маленькие фигурки, но таких любителей во Франции было много. Так почему же такие вырезки получили именно это имя? Дело в том, что Этьен Силуэт провёл реформу по сокращению пенсий и предложил сократить личные расходы короля и двора. В результате чего потерял поддержку аристократии и был вынужден уйти в отставку. После этого ему осталось одно утешение –вырезать из чёрной бумаги любимые картинки. Острословы при дворе короля с тех пор стали называть именем Силуэта то, что по их мнению, было простым и скромным по сравнению с яркими полотнами и акварелями. Впоследствии это название закрепилось окончательно и дошло до сегодняшних дней.
г) Применение силуэта
Оказывается, в I половине ХIХ века силуэт стал настолько популярен в России, что каждый мало – мальски состоятельный человек заказывал силуэтные портреты близких ему людей.
Во дворцах вельмож и в домах помещиков средней руки часто можно было увидеть однотонные изображения, украшавшие стены жилых комнат или альбомы дам. Чаще всего на силуэтах изображали одного человека, реже группу людей, иногда бытовые сцены.
Таким образом, оригинальное хобби превратилось в распространённый художественный промысел. Чёрное пятно человеческого профиля с дополнительным оформлением и без него становится украшением сервизов, брошек, металлической фурнитуры мебели, появляется в монументальном и декоративно – прикладном искусстве.
Вырезанные из бумаги оригинальные силуэты тоже широко используются. Этот вид называется силуэтной аппликацией.
Где ещё используется силуэт? Оказывается, силуэтные сюжеты – одна из популярных тем счётной вышивки. Силуэтные вышивки имеют ту же эстетику, что и любые другие силуэтные изображения. Они привлекают выразительностью контура, четкостью движений, определённостью предметов. Силуэт вообще занимает особое место в книжном иллюстрировании. Он хорош уже тем, что воспринимается как что – необычное, нетривиальное. Силуэты уместны там, где яркие герои, волнующие сцены. Они выразительны и в то же время не заслоняют текст. Разглядывая внешние очертания, мы дополняем их собственной фантазией и как бы включаемся в творческий процесс воссоздания образов.
д ) Творчество художников.
Вы знаете художников, которые работали в данной технике? Если нет, то послушайте.
Во второй половине ХVIII века в России жили два силуэтиста, снискавших европейскую славу: Ф. Сидо и Ф. Антинг. Эти художники создали целую галерею силуэтных портретов своих современников. А в середине ХIХ века в России занимался известный художник и скульптор Фёдор Толстой. Он сделал серию работ, посвящённых Отечественной войне 1812 года. Например: «Тройка», «Сельская пляска», «Сельская сцена. Осень».
Также непревзойдённым мастером силуэта была художница Е.С. Кругликова. Её художественный альбом «Париж накануне войны» современники называли одним из замечательных явлений изобразительного искусства того времени. Елена Кругликова оставила нам галерею портретов – современников: это М.Горький, Александр Блок, Марина Цветаева…
В конце ХIХ века большой популярностью пользовались работы художницы Елизаветы Беем. Её иллюстрации к сборнику рассказов русских писателей «Крестьянские дети» - это поэтичный и трогательный узор из тонких травинок, веточек и фигуры детей и животных. Сельская природа и милый её сердцу мир детской жизни – основные сюжеты.
е) Инструменты и материалы
Как вы думаете, какие инструменты и материалы можно использовать для выполнения силуэтной графики?
Да, техника исполнения силуэтов была различна. Их вырезали из бумаги и материи, рисовали на картоне и гипсе, наносили на стекло, фарфор, мрамор и слоновую кость. Фон для силуэтов мог быть белым и цветным, золотым и серебряным.
3. Практическая часть урока.
а) Сообщение цели практического задания через загадку
Силуэты делали не только профессиональные художники, но и любители. И мы с вами сегодня будем выполнять сюжеты из сказок, любимых произведений в технике силуэтной графики. Я ещё хочу напомнить, что язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, пятно и тон. А добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только чёрного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством чёрного и белого.
б) Объяснение и выполнение практического задания.
Ребята, посмотрите на свои парты, у вас готовы: графический карандаш, тушь, кисть, перо, формат А 3. 1-й этап практической работы – составление эскизов по сказкам, любимым произведениям. 2-й этап – выполнение тушью, используя кисти и перья. Итак, приступаем к практической работе. Желаю удачи!
4. Подведение итогов урока.
а) Экспресс – выставка. Просмотр и анализ работ обобщается и сопровождается чтение отрывка из сказки, произведения.
б) Выставление оценок
5.Домашнее задание.
А теперь, ребята, вам домашнее задание. Что же интересное предстоит нарисовать, вы узнаете, отгадывая загадки.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается (Кошка)
Что за коняшки?
На всех тельняшки (Зебра)
На этом наш урок заканчивается, а вы, ребята, выполняя домашнее задание, фантазируйте! Пусть будет гармония и загадка чёрного и белого в вашей творческой композиции.
Список литературы:
1 .А. Левандовский «Потомок Микеланджело»
2. В.Б. Косминская «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»
- Е. А. Коростина «Изобразительное искусство» 1 класс.
- Л. Любимов «Искусство древнего мира»
- Н.В. Мирецкая, Е.В. Мирецкая «Уроки античной культуры»
- С.Б.Дроздова «Изобразительное искусство» 2 класс.
- Учебники «Волшебные краски», «Удивительная бумага»
- «Юный художник» 1996, «Мир женщины»1998, № 9, журналы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология 4 класс Тема: Силуэтное вырезания панды
Технология 4 классТема: Силуэтное вырезания панды...
Методическая разработка внеурочного занятия 2 класс ФГОС; кружок «БУМАГОПЛАСТИКА».Тема: «Изготовление силуэтной аппликации. Техника скручивания».
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.ТЕМА: «Изготовление силуэтной аппликации. Техника скручивания».ТИП ЗАНЯТИЯ: Комбинированное.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: создать условия для закрепления у учащихся зна...
Силуэтное изображение листа, осенняя окраска.
Поэтапное рисование и расакрашивание осенних листьев....
Конспект урока художественного труда во 2 классе (конец 1 полугодия) «Сказочная жар-птица» (аппликация: силуэтное вырезание по трафарету с последовательным дополнительным складыванием для ажурного вырезания симметричных элементов)
Конспект урока художественного труда во 2 классе (конец 1 полугодия)«Сказочная жар-птица»(аппликация: силуэтное вырезание по трафарету с последовательным дополнительным складыванием для ажурного вырез...
Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе по УМК "Планета знаний "Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. «Ветвистое дерево»
Цели и задачи: знакомство с графикой. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон). Изучение особенностей материалов и инструментов для г...
Силуэтное вырезание.Балерина «игрушка на елку»
Силуэтное вырезание.Балерина «игрушка на елку»...
Силуэтное вырезание балерина.
1. Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся в совместной учебно-позна...