Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса Автор Неменский А Б
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,(Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России -М., «Просвещение», 2010.) и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России») и планируемых результатов начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2_klass.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,(Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России -М., «Просвещение», 2010.) и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России») и планируемых результатов начального общего образования.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками различных художественных материалов (гуашь, акварель, пластилин, мелки и т.д.), постоянную смену художественных материалов.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
- использование различных художественных материалов, приемов и техник;
- изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
- выражение настроения художественными средствами;
- компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
- использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
- использование знаний графической грамоты;
- использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
- передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, технология проблемного обучения, деятельностного подхода, проектно-исследовательского обучения.
Используемые типы урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок повторения, урок-диспут, урок-путешествие, урок-праздник.
Используемые формы урока: групповая, парная, индивидуальная, игровая, игра-путешествие, урок с использованием мультимедийных средств.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля: рисунок, аппликация, конструкции из бумаги, макеты, вылепленные из пластилина фигуры животного и героя сказки.
В результате изучения курса изобразительного искусства программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов
Обучающиеся должны знать/понимать:
- Три сферы художественной деятельности и их единство;
- Роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;
- Роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;
- Многообразие природных форм, их рациональность и красота;
- Основные и составные цвета;
- Цель использования художником выразительности цвета, линий, пятна в творчестве;
- Имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.
Обучающиеся должны:
- Уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
- Иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
- Иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
- Иметь навыки построения композиций на всем листе;
- Уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
- Учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
- Совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой;
- Свободно заполнять лист цветовым пятном;
- Уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
- Уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;
- Уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;
- Творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1час в неделю. По программе количество часов на изобразительное искусство – 34.
Тематическое планирование (34ч)
№ раздела | Тема раздела | Количество часов | Кол-во практических работ | Кол-во проверочных работ | Содержание раздела | Перечень средств ИКТ, ЦОР, необх. для реализ. РП | Планируемый результат УУД |
Чем и как работают художники | 8 | Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме. | презентация | Личностные УУД - формирование социальной роли ученика; - формирование положительного отношения к учению; - представления о ценности природного мира для практической деятельности человека Регулятивные УУД - волевая саморегуляция как способность к волевому усилию; - умение организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Познавательные УУД - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; - развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; - Коммуникативные УУД - умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками; - понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос; - формирование умения договариваться, находить общее решение. | |||
Реальность и фантазия | 7 | Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. | презентация | Личностные УУД - развитие готовности к сотрудничеству и дружбе; - осмысление своего поведения в школьном коллективе; - ориентация на понимание причин успеха в деятельности. Регулятивные УУД - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; - умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; - умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. Познавательные УУД - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; - умение поиска и выделения нужной информации; - умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. Коммуникативные УУД - умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками; - понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос; | |||
О чём говорит искусство | 10 | Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение. | презентация | Личностные УУД - формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников; - формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой; - умение видеть красоту труда и творчества. Регулятивные УУД - умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные УУД - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; - умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства Коммуникативные УУД - умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формирование умения договариваться, находить общее решение. | |||
Как говорит искусство | 9 | Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции | презентация | Личностные УУД - формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности; - формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности; Регулятивные УУД - умение отбирать оптимальные способы выполнения задания; - умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; - умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. Познавательные УУД - формирование умения проводить сравнение; устанавливать аналогии; - формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.; - умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Коммуникативные УУД - формирование умения формулировать собственное мнение и позицию; - умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
Поурочное планирование (34 ч)
№ урока | План дата урока | Факт. урока | Тема урока | Тип урока | Деятельность учащихся на уроке | Формы, виды контроля на уроке |
Чем и как работает художник 8 ч. «Цветочная поляна». Три основные краски, строящие многоцветье мира. | Урок открытия нового знания | Изображение цветов по памяти и впечатлению (заполнение крупными изображениями всего листа без предварительного рисунка) Фронтальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Радуга на грозовом небе». Пять красок – всё богатство цвета и тона. | Урок общеметодологической направленности | Изображение природных стихий: гроза, дождь, солнечный день, туман (крупными кистями без предварительного рисунка) Коллективная работа | ФО | |||
«Осенний лес». Пастель, цветные мелки и акварель, их выразительные возможности. | Урок общеметодологической направленности | Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью (по выбору). Индивидуальная работа | ФО | |||
«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. | Урок рефлексии | Создание аппликации «Коврик» на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа по памяти и впечатлению. Групповая работа | ФО | |||
«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | Урок открытия нового знания | Изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и памяти) Индивидуальная работа | ФО | |||
«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объёме. | Урок общеметодологической направленности | Сопоставление изображения на плоскости и объёмного изображения. Изображение животных родного края по впечатлению и памяти. Фронтальная работа | Практическая работа | |||
«Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги. | Урок общеметодологической направленности | Конструирование из бумаги. Изображение птиц родного края по впечатлению и памяти. Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Композиция из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразительным. | Урок рефлекии | Использование различных приёмов и способов выразительности в изображении природы и животных. | ФО Практическая работа | |||
Реальность и фантазия 7 ч. «Наши друзья – птицы». Изображение и реальность. | Урок открытия нового знания | Изображение птиц, увиденных в зоопарке или в городе / деревне. Рисование по памяти. Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Сказочная птица». Изображение и фантазия | Урок общеметодологической направленности | Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц с соединением элементов разных животных и растений. Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность, украшения в природе | Урок общеметодологической направленности | Изображение паутинок с росой и веточками деревьев при помощи линий по памяти и представлению. Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Кружевные узоры». Украшение и фантазия | Урок общеметодологической направленности | Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка) Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Подводный мир». Постройка и реальность | Урок общеметодологической направленности | Создание макетов фантастических зданий, конструкций – фантастического города. Коллективная работа | ФО Практическая работа | |||
«Фантастический замок». Постройка и фантазия. | Урок общеметодологической направленности | Моделирование фантастических зданий. Групповая работа | ФО Практическая работа | |||
Братья-мастера. Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе | Урок рефлексии | Конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растений. Самостоятельная работа | ФО Практическая работа | |||
О чем говорит искусство 10 ч. «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. | Урок открытия нового знания | Изображение веселых, стремительных, угрожающих животных гуашью (один-три цвета) Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Сказочный мужской образ». Выражение характера человека в изображении. | Урок общеметодологической направленности | Изображение доброго и злого героя сказки («Сказка о царе Салтане» А.Пушкина) Фронтальная работа | ФО Практическая работа | |||
Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении. | Урок общеметодологической направленности | Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.) Работа в парах | ФО | |||
Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении | Урок общеметодологической направленности | Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.) Работа в парах | ФО Практическая работа | |||
Образ сказочного героя. Художественное изображение в объёме | Урок общеметодологической направленности | Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т.д. Групповая работа | ФО Практическая работа | |||
«Море». Изображение природы в разных состояниях | Урок общеметодологической направленности | Изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.) Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Море». Изображение природы в разных состояниях | Урок общеметодологической направленности | Изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.) Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшение. | Урок общеметодологической направленности | Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников. Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений человека через украшение. | Урок общеметодологической направленности | Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов: злого (пиратского) и доброго (праздничного) Групповая работа | ФО Практическая работа | |||
В мире сказочных героев. | Урок рефлексии | Моделирование сказочного города. Коллективная работа | ФО Практическая работа | |||
Как говорит искусство 9 ч. «Замок Снежной Королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. | Урок открытия нового знания | Изображение замка Снежной королевы, используя теплые и холодные цвета. Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Замок Снежной Королевы». Цвет как средство вы-ражения: тёплые и холодные цвета. | Урок общеметодологической направленности | Изображение замка Снежной королевы, используя теплые и холодные цвета. Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Весна идёт». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета. | Урок общеметодологической направленности | Изображение весенней земли (добиться колористического богатства внутри одной цветовой гаммы). Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линий. | Урок общеметодологической направленности | Изображение извивающихся змейками, задумчивых, тихих, стремительных весенних ручьев. Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Ветка». Линия, как средство выражения: характер линий | Урок общеметодологической направленности | Изображение ветки с определенным характером и настроением (нежные или могучие ветки) Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Птицы». Ритм пятен как средство выражения. | Урок общеметодологической направленности | Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная). Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Смешные человечки». Пропорции выражают характер. | Урок общеметодологической направленности | Выражение характера изделия через отношение между величинами. Индивидуальная работа | ФО Практическая работа | |||
«Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | Урок общеметодологической направленности | Создание коллективного панно по теме «Весна. Шум птиц» смешанная техника (живопись, аппликация). | ФО Практическая работа | |||
Обобщающий урок за год. | Урок развивающего контроля | Открытие выставки детских работ. Просмотр, повторение видов и жанров изобразительного искусства. Коллективная работа | ФО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"
Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 1 класс по системе "Перспектива"
Календарно-тематическое планирование уроков "Изобразительное искусство" в 1 классе по системе "Перспектива"...
рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс...
Рабочая программа по предмету: «Изобразительное искусство» 2 класс
Программа по ИЗО, 2 класс, "Перспектива"...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"
В данном разделе помещёна рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....