Конспект урока изобразительного искусства на тему "Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве дома" 4 класс "ПНШ"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Цель: используя единый шаблон, выполнить эскиз женской фигуры в народном костюме.
Планируемые результаты:
личностные:
- понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;
- обретение гордости за искусное мастерство русского народа;
метапредметные:
-умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;
предметные:
- приобретение новых знаний о внешнем убранстве дома и женском народном костюме;
- использование приёмов изображения элементов геометрического орнамента;
- освоение практических приёмов изображения элементов геометрического орнамента.
Оборудование урока:
- для учителя: презентация, аудиозапись (народная музыка), альбомный лист для пед. показа, гуашь, кисть №9, №2;
- для учащихся: альбомный лист А4, гуашь, кисть №6, кисть №2, фломастеры.
Словарная работа: кокошник, ритм, симметрия, символика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_izo.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
дисциплина: изобразительное искусство
Тема урока: Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве дома (4 класс, 23 урок)
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель: используя единый шаблон, выполнить эскиз женской фигуры в народном костюме.
Планируемые результаты:
личностные:
- понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;
- обретение гордости за искусное мастерство русского народа;
метапредметные:
-умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;
предметные:
- приобретение новых знаний о внешнем убранстве дома и женском народном костюме;
- использование приёмов изображения элементов геометрического орнамента;
- освоение практических приёмов изображения элементов геометрического орнамента.
Оборудование урока:
- для учителя: презентация, аудиозапись (народная музыка), альбомный лист для пед. показа, гуашь, кисть №9, №2;
- для учащихся: альбомный лист А4, гуашь, кисть №6, кисть №2, фломастеры.
Словарная работа: кокошник, ритм, симметрия, символика
Этап урока | Методы, приемы | Содержание урока | Деятельность учащихся | Метапред-метные результаты | |
1. Орг. момент | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Красиво встали, подравнялись. Молодцы! Присаживайтесь тихонько на свои места. - Меня зовут Вероника Владимировна и урок изобразительного искусства у вас сегодня проведу я. | приветствуют учителя | Умение сконцентрироваться на работу | ||
2. Знакомство с новым материалом | Эвристический вопрос схема-опора | - Ребята, а все из вас живут в квартирах? В наше время многие живут в квартирах, а как вы думаете, в чем люди жили в деревнях? (в избах). Правильно, в избах. Посмотрите на слайд и скажите, в чем различия между этими избами? (одна с украшениями, другая нет) Так вот ребята, раньше люди очень верили в Бога и темных сил. В каждом доме был так называемый «красный уголок», в котором висела икона, накрытая пеленой – полотенцем с орнаментом, которое являлось дополнением иконы. Люди очень боялись темных сил, поэтому украшали дом орнаментом. Они верили, что орнамент убережет их от злых духов. Давайте посмотрим, какие орнаменты существовали. Украшался дом не только внутри, но и снаружи. Орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные злыдны могли проникнуть к человеку. Орнаментом обычно были прежде всего доброжелательные символы: изображения солнца, «громовые знаки», подковы у дверей, конек, увенчивающий наивысшую точку дома и т.д. Давайте рассмотрим, какие части есть у дома и какие из них украшались. (причелина, лобная доска, охлопень, красные окна, наличники) Но орнамент в жизни человека присутствовал не только в архитектуре, но и в одежде. В одежде магическим орнаментом покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, важно было защитить те места, где кончалась одежда и начиналось тело человека. Я предлагаю рассматривать одежду подробнее. Давайте начнем. Посмотрите на слайд. Кто догадался, о каком костюме мы будем сегодня говорить? Познакомимся с народным костюмом русской красавицы - Верно! Ждет сегодня вас О русской красавице сказ. | самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель | умение самостоятельно определять круг учебных задач | |
Эвристический полилог, наглядно-иллюстративный | - Итак, как вы думаете, какую женщину называют красавицей? - Русских красавиц сравнивают с березкой или птицей-Павой. Как вы думаете почему? - Правильно, женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе! А знаете ли вы из чего состоит женский народный костюм? - В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. - Давайте рассмотрим элементы костюма. - Сначала женщина надевала рубаху, которая была длиннее, чем сарафан. Она одноцветная белая с украшенными геометрическим орнаментом рукавами, грудью и воротничком. - На рубаху надевался сарафан, расширенный к низу. Обычно сарафан был насыщенного цвета. Посмотрите на рисунки, где располагается орнамент на сарафане? Орнамент располагался на плечах, на груди и внизу. - В праздничные дни голову женщин украшал дивный убор – венец или кокошник. Кокошник - высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова "Кокош" - петух. Он был украшен жемчугом, вышивкой, подвесками, бисером. | наблюдают за …. , анализируют, аргументируют свое мнение, под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции | умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать | ||
4. Педагогический показ | Демонстрационное объяснение | - Итак, сегодня мы с вами научимся рисовать эскиз женской фигуры в народном костюме. Сейчас я вам покажу с чего начинать работу и как ее выполнить. Приготовьте кисточки и насыщенные краски. - Положите лист альбома, на котором у вас переведена русская красавица, вертикально. - Как мы уже сказали, рубаха у женщин была белая, поэтому ее мы не закрашиваем, и позже нарисуем на рукавах и воротничке красивые орнаменты. - Начинаем с сарафана. Он должен быть у нас насыщенного цвета: красного, синего, бардового, зеленого и т.д. Итак, я возьму красный цвет. Нам нужно сделать наш сарафан цветным, закрашиваю его. Полосы сделаю желтым цветом. - Придадим яркости нашему кокошнику, сделаю его синим цветом. - Теперь, когда одежда нашей красавицы приобрела цвета, можно переходит к орнаменту. Он будет геометрическим. Беру тонкую кисть. Нарисую на рукавах рубахи красивый и интересный орнамент, например, вот такой. Украсим также и воротничок. - Не хватает украшений на сарафане и кокошнике. Добавляю орнаменты на сарафан и кокошник. Готово! | наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы | умение следить и усваивать практические приёмы работы | |
5. Поста-новка творческой задачи | Инструктаж | - Я показала вам, как нарисовать женский народный костюм. Сейчас ваша задача, выполнить эту работу самостоятельно. Вы можете использовать разные цвета, но чтобы это было гармонично. Включайте свое воображение и творите. После завершения работы, мы с вами составим панно. Каждый из вас поселит свою красавицу в свой терем. | принимают задачу общую и личную в групповой работе | умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, формирование ответственного творческого отношения к работе | |
6. Практи-ческая работа | Практическая работа | - Улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. Приступайте к выполнению задания. | самостоятельно или с группой выполняют задание | умение общаться в группе. | |
7. Подве-дение итогов урока | Демонстрационный, обобщающий опрос. | - Итак, ребята. Завершаем работу! - Дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии? - Для чего нужны были орнаменты? - Какие элементы присутствуют в женском костюме? - Чем украшается сарафан, рубаха, кокошник? - Полюбуйтесь, какие замечательные русские красавицы получились у каждого из вас! Великолепные работы, молодцы! - Молодцы! А сейчас, давайте найдем самую аккуратную красавицу. | осматривают выставку, оценивают достижения свои и других. | умение анализирован результаты труда своего и одноклассников | |
9. Домаш-нее задание | Задание | - Ваше домашнее задание: найти произведения искусства, отражающие мужскую красоту. - Всем спасибо за интересный урок! До свидания! | записывают в дневник | умение запоминать и удерживать в памяти задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока изобразительного искусства на тему "Народный костюм русской красавицы" 3 класс "ПНШ"
Цель: используя единый шаблон, выполнить эскиз женской фигуры в народном костюме.Планируемые результаты:личностные: - понимание красоты народных изделий, их места в совре...
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома(УМК "Перспектива" 4 класс)
Цель:Сформировать у детей представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма....
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусства"
Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск...
Изобразительное искусство 4 класс УМК "Перспектива" Тема: Тема: «Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома»
Цели деятельности учителя: Дать представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.Планируемые результаты: предметные: художественное познание ми...
Конспект урока изобразительного искусства по теме: «Женские и мужские костюмы в русском народном творчестве», 3 класс, УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя: выполнение эскиза женской и мужской фигуры в народном костюме Планируемые результаты: Предметные: -приобретение новых знаний о женском, муж...
Конспект урока изобразительного искусства, УМК "Перспектива", 3 класс «Жизнь костюма в театре»
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с театральными костюмами героев русских народных сказок.Планируемые результаты:Предметные:- знать особенности театрального костюма;- уметь оформлять...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома"
Цель урока: Создание условий по формированию представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.Задачи урока:Дидактические:1. Знать элементы образа в н...