«Использование ЭОР на уроках изобразительного искусства. Рисование березки в технике суми-э»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, класс) на тему

Двинина Анжелла Николаевна

Цели урока: 1.Образовательная – познакомить учащихся с нетрадиционным техникой изобразительного искусства – суми-э, а также приемами работы в данной технике. Формировать у учащихся навыки работы в технике «суми-э». 2.Развивающая – стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Развивать творческое воображение, навыки коммуникативной культуры и сотрудничества. 3.Воспитательная – дать возможность учащимся почувствовать себя творцами. Воспитать нравственно-эстетическое отношения к миру, а также интерес к новому виду творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс

педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе
«Лучший электронный образовательный ресурс»

Номинация  «Лучший урок  с использованием ЭОР».

Название методической разработки « Рисование березки в технике суми-э»

Предмет изобразительное искусство

Тема « Рисование тушью»

Класс /возраст обучающихся: 2 класс

Автор: Ф.И.О.   Двинина Анжелла Николаевна

учитель    начальных классов

МБОУ г. Мурманска ООШ № 37

Мурманск

2016

Автор: Двинина Анжелла Николаевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска ООШ № 37

Предмет: изобразительное искусство

           Класс: 2 класс

          Тип урока: урок «открытия  нового  знания».

           Вид урока: урок - творческая мастерская

Цели урока:

1.Образовательная – познакомить учащихся с нетрадиционным техникой   изобразительного искусства – суми-э, а также  приемами работы в данной технике.

 Формировать у учащихся навыки  работы в технике  «суми-э».

2.Развивающая – стимулировать стремление своими  руками создавать красоту.  Развивать творческое воображение, навыки коммуникативной   культуры и  сотрудничества.

3.Воспитательная – дать возможность учащимся почувствовать   себя творцами.

 Воспитать нравственно-эстетическое отношения к миру,  а также  интерес к новому виду творчества.

Формируемые УУД:

Познавательные:

Общеучебные – поиск и выделение необходимой печатной и электронной информации; самостоятельное создание алгоритмов  деятельности при решении проблем творческого характера.

Логические анализ объекта с целью выделения признаков и синтез – составление целого из частей

Личностные:

-формировать умение выказывать своё отношение к герою, умение сопереживать и побуждение к действию.

 Регулятивные: - формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

- целеполагание и планирование предстоящего практического действия;

- осуществление контроля и коррекции результатов действий

Коммуникативные: 

- приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

         

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, математика,  литературное чтение.

Использование ЭОР на уроке.

         На уроке изобразительного искусства используются интерактивная доска Active Board.

Эффективность использования интерактивной доски  на уроке:

1)Усиление наглядности и «яркости» обучения;

Работа с доской, сопровождаемая красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение и использование того же самого с помощью мела и доски.

2)Использование ИД  на уроках развивает логическое мышление, учит отделять главное от второстепенного, структурировать информацию.  Данная работа осуществлялась при выполнении задания в группах.

3)ИД повышает мотивацию учащихся.

4)Улучшается эффективность обучения.

5)Замечено, что благодаря появлению в классе ИД, меняются даже самые проблемные ученики. Ребёнок, который раньше отсиживался, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения. Рефлексия, проводимая на уроках, показывает заинтересованность учеников учебным материалом.

6) Экономия учебного времени на уроке, интенсификация обучения.

7)Укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых.

8)Развитие творческих способностей учащихся: соединение изучаемого материала и навыков в области ИКТ.

9)Расширение видов деятельности на уроке.

Использование документ – камеры AVerVision M 70

Документ-камера использовалась на этапе  изучение новых знаний.

Во время урока производился показ выполнения рисунка в новой технике суми-э с одновременной  видео-записью, что позволило увидеть мелкие детали работы, повысило эффективность работы на уроке.

 Использование интернет – ресурсов позволило ученикам узнать новую информацию об изучаемом объекте.

Технологическая карта изучения темы

«Рисование березы в технике суми-э»

Тема

Рисование березы в технике суми-э

Цели

- учить навыкам свободной  работы тушью и палочками;

- учить определять  и формулировать тему и цели урока;

- развивать  личность учащихся средствами искусства и формировать у них  опыт художественной деятельности;  

-  воспитывать культуру поведения при фронтальной и  групповой работе;

- активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления;

- воспитывать аккуратность в работе, интерес к оформительской деятельности.                                                                                                                                                                                                                  

Основные понятия

тушь, суми-э

Ресурсы:

- дополнительные

- презентация;

-лист акварельной бумаги,

-черная тушь, палочка-шпажка

- карточки с заданиями

-документ-камера AVerVision M 70

-интерактивная доска Activе Board (с приложением ActivInspire)

Условные обозначения

 

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

        

Этапы  урока

Ход урока

I. Организационный момент

 Перед работой вспомним правила работы в группах.

- В самом начале урока я вас хочу пригласить в одно живописное  место.

 (слайд 1.)

Прислушайтесь! Куда мы попали? ( В лес).

Мы в необычном лесу.

Послушайте стихотворение и догадайтесь, какие деревья здесь растут.

-Люблю её я русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

 (Береза)

Мы с вами  в березовой  роще.  Многие художники  воспевали ее в своих картинах , например:

Архип Куинджи, Василий Бакшеев, Илья Остроухов, Оксана Белых.

Посмотрите, какие веселые березки – подружки выстроились в хоровод.

Мне тоже  захотелось нарисовать свою березовую рощу.

Но что это? (Слайд 2.)

Ребята, а почему моя березка плачет? (березка одна, ей грустно)

Чем мы можем ей помочь?

-Нарисовать ей подружек.  На доску вывешивается карточка «БЕРЁЗА».

                                     

II. Актуализация знаний  

-  А чем мы будем рисовать?  

Для ответа на этот вопрос, вам надо взять конверт №1 и выполнить задание.

Выполнив задание, поднимите сигнал готовности.

Задание для 1 группы:

1 группа. (математика)

 Выпиши  слово, которое состоит из букв,  подписанными  под чётными числами. Числа расположи по порядку.

7

3

2

5

6

1

8

4

9

у

е

т

к

ш

ё

ь

у

х

(тушь)

2 группа. ( русский язык)

Уберите мысленно буквы, обозначающие звонкие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово- подсказку.

ЦЖНБРТМУГШЗЬ

 

(тушь)

3 группа. (изобразительное искусство)

Расположи буквы верхнего ряда  по цветам радуги .

Поможет известная считалочка про цвета радуги .

з

г

к

с

о

ж

ф

о

ч

п

к

а

л

а

(палочка)

4 группа. (русский язык)

«Шифровка»

Из каждого словарного слова выпиши вторую букву и получится слово

Апрель, заяц, платок, молоко, учитель, октябрь, работа.

(палочка)

Прочитайте задание и ваш ответ. (Слайд 3,4,5,6)

Какие слова у вас получились?

Тушь, палочка. (Слайд 7).

III .Открытие нового знания

IV. Формулирование темы и целей урока

.

Существует  техника рисования тушью и палочками.

В каких источниках можно узнать название этой техники?

- энциклопедии

- в книгах по рисованию

- в интернете

- по телевидению

Возьмите конверт №2. Выполните задание в группе.

1 группа – Прочитайте текст. Ответьте на вопрос. Из какой страны пришла к нам эта техника?

Картины можно написать самыми разными  материалами и техниками. Первое место, конечно, занимают краски: акварельные, масляные, гуашь. Нельзя забывать  про цветные карандаши и восковые мелки. В  Японии любят рисовать тушью и палочками.

2 группа – Прочитайте текст. Найти в тексте название этой техники.

Картины можно написать самыми разными  материалами и техниками. Первое место, конечно, занимают краски: акварельные, масляные, гуашь. Нельзя забывать  про цветные карандаши и восковые мелки. В Японии любят рисовать тушью и палочками. Такая техника называется

 суми-э. Главное, чтобы было желание творить!!!

3 группа – отгадайте ребус. (приложение)

4 группа – подберите «ключ» и найдите слово.

с

о

м

н

л

д

у

в

ы

э

б

р

а

и

ч

А Марина найдет значение этого слова в интернете. http://prana-art.ru/articles/83 

Итак:

  1. Из какой страны пришла техника рисования тушью и палочками? 1 группа.
  2. Как называется эта техника? 2-4 группа.
  3. Что она обозначает? Марина. (Слайд 8)

      На доску вывешивается слово «СУМИ-Э».

Используя эти слова на доске «БЕРЁЗА», «СУМИ-Э», сформулируйте тему урока:

ТЕМА: « Рисование березки в технике суми-э» (слайд 9).

Какие цели мы перед собой ставим?

Цели:

1.Нарисовать________ (березку) в технике _______ ( суми-э)

2. Развивать____________(навыки рисования в новой технике)

3. Воспитывать _______(любовь к природе) (слайд 10).

Любой художник перед рисованием создает образ своего изображения.

Нам тоже необходимо сначала ответить на вопрос «Какая она – береза?»

                                                  «Реставрация текста».

Возьмите конверт № 3.

У каждой группы карточка со словами. Найдите место в тексте вашему слову.

Слова:

Берестой, белоствольной,  чечевички, березовый сок.

 Слайд.                                                                 Текст.

 Берёзу за её кору называют (белоствольной). Белую кору называют (берестой). Это защитный слой дерева. В белой коре есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются  (чечевички), через них берёза дышит. Весной у березы выделяется вкусный (берёзовый сок), его пьют для укрепления здоровья.

(Один представитель от группы выходит к экрану и подставляет слово).  (Слайд 11).

Прочитайте текст целиком. (Читает 1 ученик вслух).

Что нового вы узнали о березе?

Сейчас немного отдохнем и рисовать уже начнем.

                              Физкультминутка для глаз. (Слайд 12.)

V. Практическая работа

Задание 1.

Возьмите конверт № 4.

Составьте  технологическую карту, восстановив  последовательность выполнения операций.

Выскажите свое мнение. (Слайд 13).

Поставьте карту на подставку.

Задание 2.

Рисуем березку в технике суми-э .

(Показ с использованием документ камеры. Во время показа производится запись видео. Предполагается пригласить одного из учеников для продолжения своей работы на документ-камере https://yadi.sk/i/DKrMZW8Kq4zwJ).

 За 5 минут до окончания работы убавить звук.

Я предлагаю подарить нашей березке ее «подружек».

На холст вывешиваются березки.(Каждый рисунок фотографируется в программе документ-камеры и создается слайд-шоу).

V. Рефлексия

 Посмотрите, как ваши березки тянутся к солнцу. Если вам понравилось сегодня работать, покачайте руками, как веточками, потянитесь к солнцу.

 А вы бы смогли научить своих друзей нарисовать деревья в технике суми-э?

У вас радостное настроение?

Тогда приглашаю вас в хоровод!

«Во поле береза стояла».

Д.з. Нарисуйте в технике суми-э грибочек под вашей березкой. А как это сделать, вы можете узнать, пройдя по ссылке, данной в группе в Vk http://vk.com/id321060883. (Запись видео « Рисуем грибок» хранится на Яндекс-диске https://yadi.sk/i/tErZtYrzq4zkZ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. Куинджи «Березовая роща» В. Бакшеев «Голубая весна» И. Остроухов «Березы» О. Белых «Березы»

Слайд 3

Выпиши слово, которое состоит из букв, подписанными под чётными числами. Числа расположи по порядку. 7 3 2 5 6 1 8 4 9 у е т к ш ё ь у х 2 4 6 8 т у ш ь

Слайд 4

Уберите мысленно буквы, обозначающие звонкие согласные звуки в данной цепочке У Ж Т М Г Ц Ш З Ь

Слайд 5

Каждому квадрату соответствует определённая буква. Мысленно расположи квадраты по цветам радуги, соедини между собой соответствующие им буквы О А К П А Л Ч

Слайд 6

Из каждого словарного слова выпиши вторую букву и получится слово А П РЕЛЬ, З А ЯЦ, П Л АТОК, М О ЛОКО, У Ч ИТЕЛЬ, О К ТЯБРЬ, Р А БОТА.

Слайд 8

СУМИ-Э Суми – тушь, э – картина http:// prana-art.ru/articles/83

Слайд 9

ТЕМА УРОКА Рисование берёзы в технике суми-э

Слайд 10

ЦЕЛИ УРОКА 1. Нарисовать ______ в технике ______ 2. Развивать __________________ __________________ 3. Воспитывать __________________ березу суми-э любовь к природе навыки рисования в новой технике

Слайд 11

Берёзу за её кору называют _____________ . Белую кору называют ________ . Это защитный слой дерева. В белой коре есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются _________, через них берёза дышит. Весной у березы выделяется вкусный _____________ , его пьют для укрепления здоровья. белоствольной чечевички березовый сок берестой

Слайд 13

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 1 2 3 4

Слайд 14

Хоровод

Слайд 15

Домашнее задание Зайти в группу 2 «б» в Vk , найти ссылку на задание, кликнуть на нее и выполнить рисунок согласно заданной карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства "Рисование животных с натуры и по представлению"

На уроке ребята знакомятся с анималистическим искусством, с разнообразием пород кошек, их внешним видом, учатся рисовать  кошку. На уроке используются ЭОР...

Урок изобразительного искусства "Рисование с натуры веточки вербы"

Урок изучения нового материала.Урок проводился в преддверии праздника Вербное Воскресение. Формирует представление о православном празднике, знакомит с обычаями и традициями русского народа.Формируютс...

Конспект урока изобразительного искусства «Рисование с натуры (дымковская игрушка)». 1 класс

Тема: «Рисование  с натуры»Объект  труда:  дымковская игрушкаЦель: создать условия, чтобы ученики научились расписывать  по мотивам дымковской игрушки...

Урок изобразительного искусства "Рисование бабочки с натуры" 2 класс

Урок изобразительного искусства "Рисование бабочки с натуры"...

Урок изобразительного искусства "Рисование зайца с натуры или по представлению"

Данная презентация может быть использована на уроках по изобразительному искусству при изучении анималистического жанра. Использование загадки и интересных фактов о зайцах расширят круг знаний обучаю...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Рисование пейзажа" (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Рисование пейзажа»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображения пейзажа; развитие способностей понимания, чувства и во...