Рабочие программы "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочие программы по предметам (1-4 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_1-4.zip | 543.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основании авторской программы УМК «Начальная школа XXI века» (авторы Л. Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская.), основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «В-Биджинская СОШ».
Актуальность программы
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на активизацию и укрепление правополушарных процессов, происходящих в формирующемся сознании ребенка: развитие визуального, синтетического, образного, пространственного, основанного на связях мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через эмоции и метафорический синтез.
Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления ребенка.
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественной творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика изобразительного искусства как учебного предмета
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно- образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с учения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся. Искусство в школе в условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления.
В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления.
Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом.
1 класс. Развитие умения наблюдать, замечать, переносить наблюдаемое в творческий продукт. Ребенок этого возраста отличается впечатлительностью и информативной всеядностью, интересом к разным каналам информации. Окружающий нас мир богат, многообразен и многолик. Начало освоения изобразительно искусства связано с формированием у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.). Другой важной особенностью работы является развитие умения видеть, слышать и чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и себя в мире окружающих предметов (я — часть мира). Практическая изобразительная задача первого года обучения — умение переносить наблюдения в творческий продукт. В этот период идет активная работа по освоению (формата) пространства листа. Включение в практическую деятельность заданий по ИКТ в этом возрасте способствует активному развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению ребенка, формирует умение работать с дистанционными материалами и инструментами, изучению и сознательному использованию информации из различных источников (книги, журналы, видео-, фото- и киноматериалы, Интернет, реклама, газеты, словари и др.).
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
- образовательная деятельность рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога. В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы могут стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Например, «Восприятие искусства» (именно так звучит одна из подтем первого блока) подразумевает отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.
Описание места изобразительного искусства в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе — 33 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания изобразительного искусства
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения изобразительного искусства
Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1,2,3,4 классе является формирование следующих умений:
У выпускника будут сформированы:
Л1- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
Л2 - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Л3 - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Л4 - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Л5 - способность к оценке своей учебной деятельности;
Л6 - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
Л7 - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Л8 - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Л9 - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
Л10 - установка на здоровый образ жизни;
Л11 - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Л12 - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
Л13 - внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к Школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
Л14 - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Л15 - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
Л16 - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
Л17 - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
Л18 - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
Л19 - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Л20 - установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
Л21 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1,2,3,4 – м классе являются:
Выпускник научится:
М1- принимать и сохранять учебную задачу;
М2 - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
М3 -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
М4 -учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
М5 - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
М6 - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
М7 - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
М8 - различать способ и результат действия;
М9 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
М10 - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
М11 - преобразовывать практическую задачу в познавательную;
М12 - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
М13 - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
М14 - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
М15 - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Выпускник научится:
М16 - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
М17 - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
М18 - использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
М19 - строить сообщения в устной и письменной форме;
М20 - ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
М21 - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
М22 - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
М23 - осуществлять синтез как составление целого из частей;
М24 - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
М25 - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
М26 - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
М27 - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
М28 - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
М29 - устанавливать аналогии;
М30 - владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
М31 - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
М32 - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
М33 - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
М34 - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
М35 - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
М36 - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
М37 - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
М38 - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
М39 - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Выпускник научится:
М40 - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
М41 - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
М42 - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
М43 - формулировать собственное мнение и позицию;
М44 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
М45 - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
М46 - задавать вопросы;
М47 - контролировать действия партнера;
М48 - использовать речь для регуляции своего действия;
М49 - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
М50 - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
М51 - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
М52 - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
М53 - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
М54 - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
М55 - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
М56 - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
М57 - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
М58 - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство».
В результате изучения изобразительного искусства на уровне НОО у учащихся будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
П1 - различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
П2 - различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
П3 - эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
П4 - узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм) окружающего мира и жизненных явлений;
П5 - приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
П6 - воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
П7 - видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура), в природе, на улице, в быту;
П8 - высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
П9 - создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
П10 - использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
П11 - различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
П12 - создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
П13 - наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
П14 - использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
П15- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
П16 - моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
П17 - выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
П18 - осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
П19 - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
П20 - видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
П21 - понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
П22 - изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
П23 - изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Формируемые универсальные учебные действия
1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим учащимся, учителем, товарищами.
2. Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
•.определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
Система оценки планируемых результатов
Предмет «Изобразительное искусство» нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру. Умения видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать свое мнение о них, а также пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной) становятся критериями для оценки освоения программного содержания по данному предмету.
Оценка планируемых результатов проводится по всем содержательным линиям курса изобразительного искусства: «Восприятие искусства и виды художественной деятельности», «Азбука искусства. Как говорит искусство?», «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Оценка результатов художественной деятельности каждого ученика осуществляется в ходе текущих и тематических проверок: на уроках, в сфере внеклассной работы при выполнении самостоятельной практико-ориентированной и художественно-творческой деятельности. Участие учащегося в различных формах проектной и культурно-досуговой деятельности (выставки художественных работ, художественные конкурсы, оформление театральных спектаклей, классного уголка и т.п.) является не только важнейшим условием становления художественно-эстетической культуры, но и одним из главных показателей успешности достижения планируемых результатов.
Текущий контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах. Поурочный контроль по изобразительному искусству предполагает проверку знаний учащихся по разделам программы, а также оценивание практической работы на определенном этапе ее реализации (выполнение линейно-конструктивного рисунка натюрморта, эскиза росписи объекта и т.д.).
Тематический контроль предполагает осуществление комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным видам художественной деятельности, оценку практической (творческой) работы по заданной теме (многоплановые сюжетные композиции), выполнение рисунка натюрморта с натуры, по памяти, по воображению, создание композиций декоративно-прикладного характера.
При осуществлении устного или письменного опроса учитываются:
- полнота ответа;
- применение в ответе изучаемых терминов и понятий;
- образность и выразительность речи.
При оценке практической работы следует принимать во внимание:
- выполнение учебной задачи урока;
- художественную выразительность композиции;
- владение учеником техническими приемами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.
Критерии оценивания:
«5» - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное;
«4» - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное;
«3» - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала;
«2» - учащийся допускает грубые ошибки в ответе, не справляется с поставленной целью урока.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок следует отнести те, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.
К категории несущественных относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.
Решение о проведении итоговой контрольной работы по данному предмету выносится на педагогический совет Школы. Возможен вариант и самостоятельного выбора данного контроля (по желанию учащегося и его родителя (законного представителя).
Инструментарием для итогового контроля являются тестовые задания, иллюстрирующие особенности оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенном уровне.
Также достижение целого ряда планируемых результатов может проверяться комплексной итоговой контрольной работой, задания которой в зависимости от сформированности художественного опыта и способностей выпускников могут быть выполнены ими как на базовом, так и на повышенном уровне. По результатам их выполнения учитель может сделать обоснованное заключение о развитии интереса ученика к искусству и художественной деятельности, проявлении эмоционально-ценностного отношения к искусству и художественной деятельности, степени владения практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (рисование, живопись, скульптура, художественное конструирование).
Анализ итоговой контрольной работы позволит учителю изобразительного искусства сделать заключение о перспективах художественного развития каждого ученика индивидуально, а также выявить темы, вызывающие у младшего школьника трудности в усвоении.
Содержание изобразительного искусства
1 класс (33 часа)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов).
Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдение за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства
(музейная педагогика) (6 часов).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники — живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации.
Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах тёплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение (размещение) предметов в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках — графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной Деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы. Создание плоскостных или глубинно-пространственных композиций — карт достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, художественном слове и народной речи (в графике, цвете или форме).
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства
(музейная педагогика) (6 часов).
Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника-иллюстратора. Участие в обсуждениях на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Передача воздушной перспективы графическими средствами. Выбор и освоение картинной плоскости в зависимости от творческого замысла. Использование в работе средств компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цвета. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Сознательный выбор формата, преодоление измельчённости изображения. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три — пять человек. Поиск в Интернете музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному). Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства
(музейная педагогика) (6 часов).
Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусства. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, пустынях, песках, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. Участие в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников). Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета. Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. Лепка фигуры человека по наблюдению. Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). Передача симметрии и асимметрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)». Освоение поисковой системы Интернет. Выполнение графических работ по результатам обсуждения. Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел. Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства
(музейная педагогика) (6 часов).
Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепке), графике (линией), живописи (способом от пятна).
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты |
1. | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму | 16 | Форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение. Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке. Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами. Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям. Интерьер и его музыка. Открытое пространство. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет Архитектура в открытом природном пространстве. Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство) Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Равновесие в композиции. Объёмно-пространственная композиция Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства Симметрия в декоративно-прикладном искусстве Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве | Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Хозяйство Лесовичка», «Кто где спрятался», «Таинственный мир облаков» Формирование у детей интереса к разным искусствам путем наблюдения. Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Выполнение цветовых и графических композиций без конкретного изображения; передача впечатления, полученного на прогулке, от прослушанного стихотворения или музыкального произведения Примерные темы композиций: «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне» Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры. Заочные (видео) путешествия в музеи писателей, композиторов Изображение своей комнаты, предметы которой рассказывают об увлечениях хозяина Рассуждения об открытом и о закрытом пространстве. Задумать путешествие и изобразить его маршрут со всеми подробностями Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером; общее и особенное в них Освоение человеком пространства земли. Зависимость архитектуры от климата и ландшафта. Тема композиции: «Дом и окружающий его мир природы» Создание композиций на темы: «Игры на полу», «Я собираюсь в школу» Изображение по памяти и наблюдению. Примерные темы композиций: «Ветер», «Ветреный день», «Дождь», «После дождя», «В яркий солнечный день», «Вот это мороз!», Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя (на основе коробки): «Комната Мальвины», «Карабас-Барабас у камина», «Дом, где живёт черепаха Тортилла» Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала. Примерные темы композиций: «Наша улица», «Деревенька» Работа с литературными текстами (сказками). Создание композиции по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет по выбору). Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Самое красивое в лесу, в поле, в небе, озере, море, горах». Декоративная роспись. Гуашь Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания. Примерные темы композиций: «Платок для царевны Несмеяны», «Музыкальная шкатулка», «Волшебное зеркальце», «Волшебный сундук». Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Примерные темы: «Как петушок стал пряником», «Ай да флюгер», «Лошадка с прялки», «Добрая и злая птица», «Ковёр-самолёт», «Клоун» | Л1,Л2,Л3Л5,Л12,Л17, М1,М2,М3,М4,М9,М10,М15,М16,П1,П3,П4,П9,П11 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 | Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Создание икебаны с использованием природных материалов Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах Плоскостная или глубинно-пространственная композиция Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. | Сочинение — условие развития фантазии и воображения Примерные темы композиций: «Кому принадлежит дом, кем вылеплен сосуд, для кого накрыт стол, сшито платье?», «Чей корабль в гавани?», «Жизнь планет во Вселенной» «Былины и сказки сегодня». Сочинение своих былин о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе. Примерные темы композиций: «Дюймовочка» (жилище Крота; поляна эльфов), «Русалочка» (описание подводного мира), «Подснежник» (пробуждение цветка, передача свежести воздуха), «Аленький цветочек» Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира. Примерные темы композиций: «Затерянный мир», «Открытый мной мир», «Моё открытие (космическое, географическое, сказочное)» (по сказкам) Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты. Примерные темы композиций: «Новогодний ужин», «День рождения» Создание необычной композиции из обычных предметов. Примерные темы композиций: «Волшебный букет в моей комнате», «Сказочный букет для бабушки (мамы, учителя)» Работа с природным материалом. Примерная тема композиции: «Сад в моей сказке» Освоение бумажной пластики и работы с готовыми и реальными формами при создании объёмной композиции. Примерная тема композиции: «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну» Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки. Изображение на основе аудиоинформации: музыкальные образы, портреты героев любимых сказок и др. Создание карты местности. Примерные темы композиций: «Заветные тропинки», «Как на речку пройти» Упражнения на цветовое восприятие звука. Примерные темы композиций: «Рисуем музыку разными цветами», «Вкус яблока», «Танцуем красками зелёный шум леса», «Плеск голубых волн», «Шуршание жёлтого песка» | Л1,Л2,Л3,Л13,Л17,ММ1,М2,М3,М5,М6,М9,П1,П2,П3,ПП9,П11П12, |
3 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 | Искусство и человек. Средства художественной выразительности. Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем Повторение изученного | Знакомство с архитектурой своего села (прогулки по селу). Коллективный проект «Архитектура моего села» Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Дейнека, С.В. Герасимов, К.С. Петров-Водкин, К. Моне, М.А. Врубель, А.Я. Головин, В. Ван Гог, К.А. Коровин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, П. Пикассо, П. Синьяк. Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Художники-иллюстраторы: Е.И. Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А. Васнецов, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, М.П. Митурич Красота произведений декоративно-прикладного искусства Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности. Организация обсуждений фильма, нахождение сходства и различий. | Л1,Л2,Л3Л5,Л12,Л17, М1,М2,М3,М4,М9,М10,М15,М16,П1,П2,П5,П6,П10,П14 |
2 класс | |||||
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму | 17 | Рисование по представлению «Хозяйство Лесовичка Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму. «Мое настроение» Зависимость цветовой гаммы от темы. Рисование по воображению «Солнечный день». Рисование с натуры «Осенний натюрморт». Изучение явлений наглядной перспективы. Изображение интерьера «Моя комната». Изображение интерьера «Моя комната». Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет. Рисование по представлению «День и ночь». Линия горизонта, первый и второй планы. Композиция «Дом и окружающий его мир природы». Человек в архитектурной среде. Рисование по памяти «Я собираюсь в школу». Красота и необычное в природе. Композиция «Грусть и покой поздней осенью». Освоение предметной среды в архитектуре. Создание интерьера «Комната Мальвины». Архитектурный проект. Проект детской площадки. Объёмно-пространственная композиция Коллективная композиция «Деревенька». Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок. Создание композиции к сказке. Декоративная композиция «Заколдованный лес». Симметрия в декоративно-прикладном искусстве. «Платок для царевны Несмеяны». Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве. «Клоун». | Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму Зависимость цветовой гаммы от темы Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек архитектурной среде . Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство) Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм Равновесие в композиции. Объёмно-пространственная композиция Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный театр в Москве Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства Симметрия в декоративно-прикладном искусстве Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве | Л1,Л2,Л3Л5,Л12,Л17, М1,М2,М3,М4,М9,М10,М15,М16 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 | Композиция по описанию «Кому принадлежит дом?». Сюжетные композиции по мотивам сказок. Выполнение композиций на передачу настроения. Иллюстрация к сказке «Русалочка». Коллективная работа «Затерянный мир». Тематическая композиция — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов.«День рождения». Создание икебаны «Сказочный букет для мамы». Коллективная работа «Сад в моей сказке». Бумажная пластика «Город моей мечты». Стилизация и обобщение. Изготовление игрушки. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция. Географическая карта. Настроение, создаваемое произведениями народного искусства. Музыкальная радуга. | Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха . Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте . Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве класса Создание икебаны с использованием природных материалов Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением | Л1,Л2,Л3,Л13,Л17,ММ1,М2,М3,М5,М6,М9,П1,П2,П3,П9,П11,П12,П13 |
3 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 | Экскурсия. «Архитектурные достопримечательности моего поселка». Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Мастерская художника. Отображение мира природы в искусстве. «Красивые бабочки». Декоративное оформление книги. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России. Итоговый урок. | Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем | Л1,Л2,Л3Л5,Л12,Л17, М1,М2,М3,М4,М9,М10,М15,М16,П1,П2,П5,П6,П10,П14 |
3 класс | |||||
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 17 | Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)Искусство и человек. Средства художественной выразительности. Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем Работа на плоскости. «Букет цветов» (рисование с натуры) Работа на плоскости. «Человек на сборе урожая» Работа на плоскости. Рисование яблока с натуры. Работа в объёме и пространстве «Насекомые». Работа в объёме и пространстве «Хоккеист и балерина». «Артисты на арене цирка». Коллективная работа «Детский городок». Декоративно-прикладная деятельность Групповая работа. «Цветочный город». «Декоративная ваза». Декоративно-прикладная деятельность «Коралловый остров» | Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок) Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.) Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше. Воздушная перспектива Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению) Передача объёма в живописи и графике . Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал) Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт . Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые | Л1,Л2,Л3Л5,Л12,Л17, М1,М2,М3,М4,М9,М10,М15,М16,М19,ПП1,П2,П4,П6, П8,П14 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 | Работа на плоскости Живопись. Работа на плоскости «День и ночь». Работа на плоскости «Звуки природы» Работа на плоскости Коллективная книжка – раскраска. Иллюстрации сказок. Работа на плоскости Коллективная работа «Алфавит из буквиц». Работа в объёме и пространстве Эскизы оформления сцены по мотивам литературных сказочных произведений. Работа в объёме и пространстве «Дворец моей мечты». Декоративно-прикладная деятельность «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной». Декоративно-прикладная деятельность «Игрушки в национальных костюмах». Декоративно-прикладная деятельность «Знаки в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома». Декоративно-прикладная деятельность «Бусы в подарок» | Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля . Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда) Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д. Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески | Л1,Л2,Л3Л5,Л12,Л17, М1,М2,М3,М4,М9,М10,М15,М16,П1,П2,П5,П6,П10,П14 |
3 | Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) | 6 | Музейная педагогика. Архитектура и декоративно- прикладное искусство. Музейная педагогика. Виды искусств Музейная педагогика. Экскурсия в мастерскую художника. Музейная педагогика. Жанры изобразительного искусства. Музейная педагогика. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Музейная педагогика. Архитектурные сооружения. | Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция . Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей | Л1,Л2,Л3,Л13,Л17,ММ1,М2,М3,М5,М6,М9,П1,П2,П3,ПП9,П11,П12,П14 |
4 класс | |||||
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) Развитие фантазии и воображения – | 17 | Природа. Человек. Искусство Колорит Средства выразительности изобразительного искусства Природное пространство и народная архитектура Русская изба Кавказская сакля Казахская юрта Традиционный китайский дом Пейзаж с архитектурой Внутреннее пространство народного жилища В русской избе Внутри кавказской сакли В казахской юрте Интерьер китайского дома Интерьер. Народный орнамент Русский орнамент | Развитие представления о пространстве окружающего мира Колорит – средство выразительности Освоение средств выразительности изобразительного искусства Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Организация внутреннего пространства народного жилища Перспектива помещения Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали Символика русского народного орнамента | Л1,Л2,Л3Л5,Л12,Л17, М1,М2,М3,М4,М9,М10,М15,М16,М19,ПП1,П2,П4,П6, П8,П14 |
2 | 11 | Узоры народов северного Кавказа Орнамент казахского народа Традиционные узоры Китая Орнамент Народные промыслы и декоративно прикладное искусство Филимоново Богородская игрушка Каргополь Каргопольские игрушки Матрешка Дымково | Символика народного орнамента народов северного Кавказа Символика орнамента казахского народа Символика орнамента Китая Создание авторского орнамента на основе народных Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Особенности филимоновской игрушки Особенности богородской игрушки Особенности каргопольской игрушки Матрешка – символ русского народного искусства Особенности дымковской игрушки | ||
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 | Жостово Городец Хохлома Ярмарка народных промыслов России Музеи декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Обобщение | Жостово – лаковая живопись по металлу Особенности городецкой росписи Особенности хохломской росписи Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Музеи декоративно-прикладного искусства и народных промыслов как здания для хранения произведений народного искусства Формирование оценочных суждений учащихся. | Л1,Л2,Л3Л5,Л12,Л17, М1,М2,М3,М4,М9,,М15,М16,М19,П1,П2,,П6, П8,П14 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
- Программа «Изобразительное искусство» 1- 4 классы, авторы: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1-4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:- 2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1-4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.– М. Вентана-Граф, 2012.
- Изобразительное искусство: 1-4 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков/ Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-граф, 2012.
- Компьютер
- Мультимедийная установка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
рабочая программа по окружающему миру первый класс Начальная школа века
рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
рабочая программа "школа 21 века"2 класс
раб.программа...
Рабочая программа. Школа 21 века. 2 класс
Рабочая программа по всем предметам. "Школа 21 века. " 2 класс. В программе разработаны индивидуальные "маршруты" для детей, имеющих затруднения в обучениии развитии,а также для детей, имеющих с...
Рабочая прогрвмма Школа 21 века 3 класс
Программа соответствует ФГОС, позволяет учителю создавать условия для формирования у школьников учебных дествий, направленных на результат обучения....
Рабочая программа "Наследие веков" для 6-7 класса
Актуальность программы определяется современными требованиями образования, потребностями общества. Она определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является ос...